Умные люди так не говорят

Некоторые сказанные вами фразы мгновенно меняют мнение людей о вас и в состоянии навредить вашей карьере в самые короткие сроки. Эти слова обладают особой силой, заставляя вас выглядеть непрофессионально, даже если это правда. Хуже всего то, что сказав это, невозможно ничего вернуть.

1. «Мы всегда так делали»

Благодаря технологиям изменения происходят очень быстро. Процесс, внедренный в работу шесть месяцев назад, может сегодня показаться устаревшим. Фраза «Мы так делали всегда» не только характеризует вас как ленивого, и настроенного на сопротивление изменениям сотрудника, но и вызовет вопросы со стороны окружающих, особенно руководства, почему вы не попытались улучшить ситуацию самостоятельно. Почти всегда есть варианты сделать привычные и отработанные действия лучшим способом, чем прежде.

2. «Это не моя вина»

Обвинять кого-то всегда плохая идея. На любой должности, даже на самой незначительной, берите ответственность на себя, если что-то идет не так. Если вашей вины нет, предложите объективное, беспристрастное объяснение произошедшего. Придерживайтесь фактов, позвольте руководителю и коллегам самим делать выводы, кто виноват в ситуации. Показывая пальцем на виновного, вас посчитают человеком, который не в состоянии отвечать за свои поступки. Это нервирует окружающих. В будущем некоторые коллеги будут избегать совместной работы с вами, а другие при первой возможности первыми нанесут удар и переложат вину на вас.

3. «Я не могу»

Люди не любят слышать «Я не могу», потому что для них это означает «Я не буду». Они воспринимают этот ответ как знак, что вы не хотите сделать со своей стороны все возможное, чтобы выполнить работу. Если вы действительно не можете выполнить задание по объективным причинам, например, вам не хватает каких-то навыков, знаний, компетенций, предложите альтернативное решение. Вместо того чтобы ответить «Я не могу это сделать», скажите «Я могу сделать следующее». Например, вместо отказа на просьбу задержаться на работе «Я не могу сегодня поздно уйти», предложите «Я могу завтра приехать на час раньше». Или вы не знаете, что делать с цифрами в отчете, не говорите: «Я не знаю, как использовать эти данные», попробуйте ответить: «Я пока не знаю, как правильно анализировать эти цифры, кто может мне помочь разобраться в отчетности, чтобы в следующий раз я это сделал самостоятельно?».

4. «Это несправедливо»

Жизнь несправедлива, это общеизвестно. Когда из ваших уст срывается «Это несправедливо», для окружающих это означает, что вы незрелый и наивный. Чтобы не выставлять себя в таком свете, придерживайтесь конкретных фактов, будьте конструктивными, и оставьте свое толкование ситуации при себе. Например, вы можете сказать: «Я обратил внимание, что вы передали большой проект, на который я надеялся, Анне. Могу я узнать, что привело вас к такому решению? Я хотел бы знать, почему вы подумали, что я не подхожу на эту роль, чтобы я мог улучшить свои навыки».

5. «Это не мои должностные обязанности»

Звучит так, будто вы готовы сделать только необходимый минимум, чтобы продолжать получать зарплату. Это плохо, особенно, если вы любите свою работу и планируете на ней задержаться. Если начальник просит сделать задание, которое не соответствует вашей должности, выполните его с энтузиазмом. После запланируйте встречу с руководителем, чтобы обсудить вашу роль в компании, насколько она изменилась, есть ли необходимость обновлять должностную инструкцию. Таким образом, вы не будете выглядеть мелочно в глазах руководителя, и  достигнете взаимопонимания в долгосрочной перспективе, чем вы должны заниматься, а чем не должны.

6. «Можно задать глупый вопрос?»

Подобная фраза мгновенно подрывает доверие к вам. Даже если за этими словами скрывается отличная идея, предполагается, что вам не хватает уверенности. Это заставляет собеседников терять доверие к вам. Не будьте для себя худшим критиком. Если вы сами не верите своим словам, как в них могут поверить другие? Если вы действительно сомневаетесь, скажите: «У меня нет точной информации прямо сейчас, но я выясню этот вопрос и сообщу вам».

7. «Я постараюсь»

Это звучит неопределенно и предполагает, что вам не хватает уверенности в своей способности выполнить задачу. Возьмите на себя полную ответственность. Если вас просят что-то сделать, либо сделайте это, либо предложите альтернативу, но не говорите, что вы попытаетесь, потому что это звучит так, будто вы не будете стараться.

8. «Это займет всего минуту»

Если вы в буквальном смысле не собираетесь выполнить задачу за 60 секунд, не стесняйтесь говорить, что это не займет много времени, но не говорите так, будто задача может быть завершена раньше, чем она может быть выполнена. Говоря о том, что решение задачи занимает всего минуту, вы подвергаете сомнению свои навыки. Это создает впечатление, что вы слишком торопитесь, спешите от задачи к задаче.

9. «Ненавижу эту работу»

Последнее, что хочется слышать вашим коллегам – как вы жалуетесь на свою работу. Так вы автоматически получаете метку негативно настроенного человека, который подрывает общий моральный дух в команде. Руководители быстро вычисляют скептиков, вносящих смуту в коллектив, и без сожаления ищут замену среди энтузиастов, которые поджидают за углом.

10. «Он ленивый, некомпетентный придурок»

Нет ничего хорошего в пренебрежительной оценке коллег. Если ваше замечание верно, то все уже и так знают о качествах коллеги-придурка, поэтому нет необходимости указывать на это еще раз. Если же ваше замечание неточно и предвзято, то придурком будете выглядеть именно вы, а не тот человек, в сторону которого направлено ваше замечание. В любом рабочем коллективе всегда найдутся и грубияны, и некомпетентные сотрудники. Если в ваших планах нет цели, чтобы помочь им исправиться или уволить их, тогда вы ничего не выиграете, демонстрируя свое отношение. Заявления о некомпетентности коллеги выглядят, как неуверенные попытки выглядеть лучше на их фоне. Ваша грубость и черствость неизбежно вернется к вам, в виде негативного мнения коллег о вас.

Эти фразы вылетают незаметно и непроизвольно, поэтому следите за собой, пока вы не укрепите привычку отказаться от них вовсе.

По материалам theladders.com, перевела с английского Алина Прудских

Фото: freepik.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

Но самая популярная фраза, которую слышу каждый день - "Зачем упираться? И так сойдёт".

Вице-президент, зам. гендиректора, Кемерово

После фразы №1: «Мы всегда так делали», вторая от которой приходилось отучать: "А мне компьютер так дал". В остальных "фразах", выведенных в тексте, я бы не был столь категоричен. "Не мои должностные" - недоработка руководителя и он должен об этом знать. "Не справедливо" - надо учитывать склонность сотрудников к поиску правды. Дисбалансы в отношениях крайне нежелательны. "Ленивый некомпетентный придурок"... Не знаю, часто ли приходится слышать такую характеристику, но, опять же. Как-то же этот "придурок" попал на своё место. Значит, у босса есть какой-то мотив. Допускаю, что в этом случае босс поступил не справедливо, но вряд ли эта фраза для разговора с руководителем. 

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

5. «Это не мои должностные обязанности»

Звучит так, будто вы готовы сделать только необходимый минимум, чтобы продолжать получать зарплату. Это плохо, особенно, если вы любите свою работу и планируете на ней задержаться. Если начальник просит сделать задание, которое не соответствует вашей должности, выполните его с энтузиазмом.

Говорить так может и не стоит, но все-таки неплохо это обозначить. К тому же, о чем идет речь, о расширении функционала (разовом или постоянном), или о том, чтобы сделать работу за того, кто не справляется, или взвалить на себя то, от чего все отбрехались?

Руководитель, Москва

На самом деле все эти фразы не говорят об уме человека, а говорят о его желании "отмазаться от текущей работы". Вполне может быть, что в данный конкретный момент такое желание и обоснованно.. 

Event manager, Москва

Не согласен с #6. Бывает, а это уже система, что говорящий не представляет суть самого вопросы (темы вопроса). Вопрос #6 помогает определить компетентность говорящего. А это очень забавно. Как то так.

Директор по продажам, Владивосток

Вполне могут быть уместны и справедливы все 10 фраз в некоторых обстоятельствах. Как и не уместны, впрочем, тоже в некоторых.

Генеральный директор, Москва

На мой взгляд ум человека определяется в конечном итоге только одним - результатами. Большинство из нас наверняка видели очень умных людей, которые вроде всё умно, правильно и красиво говорят, но ... проходят годы, а они всё говорят и говорят, а результатов не видно.

И также большинство из нас видело людей, которых очень сложно назвать умными (по крайней мере по внешним признакам), которые говорят ещё и не такое (то что в статье описано - это цветочки), вот только смотришь - а человек с каждым годом всё выше и добивается всё больше.

Вот и вопрос - кто из них умный? Что такое ум? И по каким критериям он определяется? ;-)

HR-директор, Москва

п. 5 похож на шантаж: "Я сделал, что Вы просили! Как мы теперь поступим? Закрепим за мной этот функционал и поднимем зарплату, или теперь Вы мой должник ;)?"

Директор по продажам, Владивосток
Дмитрий Жирнов пишет:
п. 5 похож на шантаж: "Я сделал, что Вы просили!

Моника Левински на этом пункте поднялась в свое время

Консультант, Украина

Корпоративный новояз:

 

1. «Мы всегда так делали»
Существует стойкий тренд

2. «Это не моя вина»
Я виноват, что не смог сделать, потому что выполнял другую задачу от начальства

3. «Я не могу»
У меня нет сертификации, которая требуется поставщиком

4. «Это несправедливо»
Мой эмоциональный интеллект в замешательстве

5. «Это не мои должностные обязанности»
См пункт 2.

6. «Можно задать глупый вопрос?»
См пункт 1

7. «Я постараюсь»
См пункт 3

8. «Это займет всего минуту»
По самым оптимистичным оценкам и без учета всех возможных рисков, этот проект должен быть завершен раньше дедлайна

9. «Ненавижу эту работу»
См пунки 4

10. «Он ленивый, некомпетентный придурок»
Мой коллега очень лоялен традициям компании и будет всегда ей верен

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.