Журавль или синица: к какому планотипу относитесь вы?

Вопрос о том, получить ли выгоды от сегодняшних возможностей или напрячься и вложиться в будущие, актуален не только в процессе управления организацией, но и в обычной жизни для людей любого возраста. Особый интерес он представляет при управлении изменениями. И легче бы было, если бы мы ограничились только классическим взглядом, убеждающем нас в пользе стратегического управления…

Журавлиный подход

У организации или индивида есть цель. Ее можно достигать имеющимися способами или другими, которых нет. В последнем случае, для того, чтобы достичь цели потребуется вначале измениться. Процесс это «неблизкий», как журавль в небе. Получается, что мы вкладываемся в изменения, надеясь в будущем получить хорошие выгоды. Не вводя никого в заблуждения, такой подход можем назвать стратегическим…

Именно поэтому пути пошел американский стандарт The Association of Change Management Professionals. Согласно ему, инструменты управления изменениями направлены на реализацию стратегии. Такой взгляд подталкивает нас утверждать, что управление изменениями это способ охоты на журавля. Но не будем так жестоки, и оставим за журавлями право парить в небе…

Синичный подход

Неблагозвучное словосочетание вышло, но смысл передает точно. Да, просьба не путать с «циничным» (буква имеет значение). Суть синичного подхода в том, что мы отказываемся мечтать об отдаленных перспективах и берем то, что лежит перед носом и/или плохо. Например, если при стратегическом подходе мы стараемся создавать клиента, формировать у него вкус под наш продукт, то для ad hoc подхода (его еще в управлении иногда называют ситуативной стратегией), мы стараемся удовлетворить имеющиеся потребности клиентов.

И так, если мы не хотим вкладываться сегодня в отдаленное будущее, а пользуемся текущими возможностями, то нас интересуют синицы. Для этого (т. е. для адаптации к меняющимся условиям) создано множество гибких инструментов управления – lean startup, design thinking, discovery-driven planning, agile и др. И никто на глашатаев таких инструментов не смотрит, как на трусов, не способных отказать себе в зефирке ради будущих благ (см. ниже). Больше того, много писано о том, что высокая конкуренция и динамика изменений внешней среды требует оперативно отслеживать появление синиц и помещать их в долларовую клетку.

Развиваем навыки саморегуляции

Психологи склонны рассматривать поднятый нами вопрос через мотивацию и саморегуляцию. Одна из ярких теорий предложена Мишелом. Свои исследования он начал в 70-е годы, не мог остановиться (стал профессором), и породил большой интерес у критиков и сторонников. Мишел изучал способности детей отложить получение удовольствия на будущее. Ребенку предлагали выбор – получить одно небольшое вознаграждение (зефир, печенье и т. д.) сейчас или подождать минут 15 и получить награду вдвое больше. И, якобы, у тех, кто смог отсрочить свое удовольствие, жизнь складывалась успешнее…

Такая логика подталкивает к необходимости развивать навыки ловли журавлей, ведь с синицами у людей и так обстоит в общем случае все замечательно. Например, современная российская система образования старается детей обучать регулятивным универсальным учебным действиям (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка своего действия и возможность эмоциональной саморегуляции) в рамках обучения универсальным действиям для выживания в современном мире.

Любители синиц и журавлей

В практике управления приходится принимать решение с учетом того, что есть, а не хотелось бы. Поэтому многое рассматриваемое в рамках классического подхода, как недостаток, здесь предложили воспринимать в виде одной из характеристик со своими достоинствами и ограничениями…

Нам всем известна типология сов и жаворонков… Внесем свой вклад в это птичье разноголосье и выделим два типа людей – любителей синиц и журавлей:

  • тем, кто предпочитает клекот в небе, свойственно ставить отдаленные цели и преодолевать трудности на пути к своему образу желаемого будущего. Такие люди стремятся в космос, строят коммунизм, борются с ветряными мельницами, а их девиз «Действуй вопреки»...
  • желающие слушать титюканье под окном, стремятся воспользоваться возможностями. Они идут учиться в институт, потому что тот рядом, создают бизнес, который позволяет достичь целей с минимальными трудностями и их девиз: «Не упусти возможность»...

Кто ты будешь такой

Наш отечественный специалист по управлению Михаил Розин показал, что стратеги и оппортунисты по-разному планируют, принимают решения, координируют деятельность в организации и контролируют сотрудников. В свое время Владимир Ильич Ленин придал слову «оппортунизм» такую сильную негативную коннотацию, что в тех, кто стремится пользоваться текущими возможностями, мне трудно разглядеть оппортунистов. Поэтому простите, буду для краткости их называть «синицами».

С учетом вышесказанного нам важно понимать, кто мы есть и/или с кем вместе достигаем целей. Выделим основные особенности описанных двух типов...

Для «синиц» характерно отталкиваться от сегодняшнего дня, а «журавли» тянутся к желаемому будущему. Это выражается в том, что первые прагматично использует сиюминутные тактические возможности, а вторые стремятся достичь амбициозные цели, вопреки трудностям. Одним из них близка пословица «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», а другим «Паруснику, у которого нет цели, ни один ветер не будет попутным» (ну, или, если хотите про птичек, то «Хоть тресни синица, а не быть журавлем»).

Конфликты и сотрудничество

Разные взгляды на мир при принятии решений в компании неизбежно приводят к конфликтным ситуациям. Количество таких ситуаций возрастает по вопросам изменения организации. И, в этом случае, я вижу более предпочтительным выход на метаонтологический уровень (когда участники осознают разницу своих взглядов, что позволяет учитывать сильные и слабые стороны позиции каждого по отношению к данной ситуации). Хотя чаще приходится наблюдать принцип «я начальник – ты….подчиненный». И главное здесь, чтобы было принято и соблюдалось решение, а каким способом будет это достигнуто – вторично.

Каждый из описанных двух способов планирования будущего имеет ограничения и команда – отличный способ компенсировать недостающее. Поэтому, когда руководитель «журавль» и строит стратегические планы, а зам отлично умеет видеть и пользоваться возможностями для достижения желаемого будущего – отличное сочетание. Впрочем, как и обратная ситуация, когда руководитель «синица», а зам ЗАМахивается на долгосрочные временные перспективы…

Консультационная практика

Каждый консультант наверняка сталкивался с ситуацией, когда разработанные стратегии исчезают, как протоптанные дорожки после свежего снега. У этого могут быть разные причины, но, имхо, нередко первый руководитель любитель ловить синиц, а разработанные планы были в погоне за журавлем… Собственно, и изменение системы управления сталкивается с трудностями такого типа, ведь она заточена под решение стратегических вопросов или адаптивные характеристики организации.

Благодаря возрастающей моде на гибкие технологии управления, в последнее время нередко встречается и обратная ситуация, когда руководитель-журавль одной рукой вводит принципы эджайла, а другой мешает их распространению. По этому поводу вспоминается сказка про то, как журавль и лиса ходили друг к другу в гости, но какой бы красивой не была тарелка, если у тебя длинный клюв, то полакомиться будет трудно…

В динамичной высококонкурентной среде все больше идет разговоров о комбинированных системах управления и специалисты на перебой предлагают решения. На практике речь идет о банальной матричной системе управления со всеми присущими ей трудностями. Но журавлей трудности вдохновляют на преодоление, а синицы обязательно найдут возможности …

Классические взгляды на управление основное внимание уделяют объекту (как устроена изменяемая система, какие методы следует использовать и т. п.). Но с точки зрения человекоразмерных систем, где управляющий помещен внутрь изменяемого объекта, речь идет о субъект-субъектных или полисубъектных отношениях. И при таком взгляде на управление социальной общностью нам стоит учитывать особенности не только тех, кем управляют, но и тех, кто управляет. Предложенная простая птичья типология – призыв к тому, чтобы рассматривать особенности системы управления и ее роль в проведении преобразований (ведь именно в процессе управления изменениями возрастает роль характеристик управляющих). Для описанной типологии характерны все ограничения, присущие бинарным взглядам. Целостный взгляд опирается на тринитарные подходы (например, триФ-модель).

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Интересная классификация.

И у меня мелькнула мысль, что если внимательно приглядеться, то под эти параметры, очень хорошо попадают системы потребления капитализма и социализма.

  • Система потребления при капитализме - это четко синичная. Хочешь что-то иметь - бери кредит и имей сейчас.
  • Система потребления при социализме - это четко журавлиная. Хочешь что-то иметь - копи деньги и когда-то ты сможешь это иметь.
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

"Планотип" -- оригинально. Скоро из этих типов можно будет "завернуть" нечто такое:

  • "Фенотип превращается в генотип, когда рецессивная аллель переходит в гомозиготное состояние".
Консультант, Ярославль

Спасибо за оригинальный подход. В 2002 году я защитила кандидатскую по теме: Управление организационными изменениями, и эта тема для меня родная )).

Тогда в числе прочего я предложила принцип соответствия типа организационных изменений типу изменений внешней среды. Журавлем (нацеленность на долгосрочную эффективность) целесообразно быть не в каждой ситуации, также как и синицей (нацеленность на краткосрочную эффективность). Совершенно согласна с Вами, что нужно сочетание этих подходов.

И действительно, нацеленность на краткосрочную или долгосрочную эффективность - врожденная склонность, как близорукость и дальнозоркость. У каждого свой горизонт видения. Конечно, можно синицу приучить видеть чуть дальше собственного носа, но все равно нос короткий)). Тоже и с журавлем, ему некомфортно смотреть вблизи, нос мешает.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Олег Шурин пишет:
Система потребления при капитализме - это четко синичная. Хочешь что-то иметь - бери кредит и имей сейчас.Система потребления при социализме - это четко журавлиная. Хочешь что-то иметь - копи деньги и когда-то ты сможешь это иметь.

Как провозгласил Мао-Цзэдун незадолго до великого китайского голода "три года упорного труда - 10 тысяч лет счастья". То есть при социализме как мне представляется. руководители с "синичной системой потребления" активно внедряют в граждан "журавлиную"

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

@@Поэтому, когда руководитель «журавль» и строит стратегические планы, а зам отлично умеет видеть и пользоваться возможностями для достижения желаемого будущего – отличное сочетание. Впрочем, как и обратная ситуация, когда руководитель «синица», а зам ЗАМахивается на долгосрочные временные перспективы…@@ - такого "зама" уволят очень быстро

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Теперь понятно к какому типу относится правительство, они журавли. Вместо того, чтобы решать текущие задачи, стоящие перед страной, они занимаются прожектерством.

Генеральный директор, Москва
Святослав Иванов пишет:

Теперь понятно к какому типу относится правительство, они журавли. Вместо того, чтобы решать текущие задачи, стоящие перед страной, они занимаются прожектерством.

Вернее будет сказать, что задачи связанные с собственным благополучием, они решают очень эффективно и оперативно, ну а народ подождет...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.