Совпадений не бывает, или С чего начинается карьера менеджера

Эта история не про день современного менеджера. И история получилась личная, не про работу. Хотя в ней участвуют люди, которые стали менеджерами, даже очень известными.

Итак, это был сложный день, но из жизни будущего менеджера.

На тот момент, в 1989 году, я закончила факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова и занималась в ожидании блестящего управленческого будущего довольно унылой, фактически секретарской деятельностью в иностранном отделе – оформлением зарубежных командировок сотрудников. Не знаю, какие чувства испытывают кассиры, выдавая деньги трудящимся, или работники монетных дворов и фабрики Гознака, но, печатая анкеты для заграничных поездок доцентов и профессоров нашего факультета, я мечтала оказаться на их месте – на конференции где-нибудь в Болгарии, Польше и, может быть, даже Финляндии. Но пока моя профессиональная и научная ценность для международного сообщества была, мягко говоря, невысокой.

Неожиданно произошло приятое событие: один наш бывший студент из Германии прислал мне и моему мужу приглашение провести неделю у него в Лейпциге в обмен на вечерние дружеские беседы, три масляных обогревателя и несколько утюгов. Мы восторженно встретили это известие и быстро оформили все документы. Затем были многочисленные приготовления: поиск денег, покупка билетов на поезд Москва - Берлин, приобретение обогревателей, подарков. Снимая в купе грязные от декабрьской уличной слякоти сапоги, я подумала, что ближайшую неделю их можно не чистить – ведь предрождественский Лейпциг обещал быть праздничным и очень аккуратным.

Рано утром на границе в Бресте нас разбудили бодрые пограничники. Поток выезжающих из России только набирал силу, и во взглядах пограничников не было усталости, а только профессиональное рвение, неукоснительная приверженность правилам, бдительность и решительность перед лицом потенциальных нарушителей.

…Через полчаса мы с мужем, сонные, ошеломленные и беспомощные, оказались в холодном зале брестского вокзала, возле нас громоздились обогреватели, чемодан, «подарочные» сумки. Дорога в Европу для нас была закрыта до тех пор, пока мы не предъявим на границе забытый дома документ – приглашение от немецкого друга. Скромная бумажка лежала где-то в глубинах письменного стола, стол – в нашей комнате, а комната – в недружественной коммунальной квартире на Таганке, единственные два ключа от комнаты – у нас в карманах.

«Я полечу в Москву, возьму приглашение и сегодня же прилечу обратно. Завтра утром, обменяв билеты, мы сядем на поезд и продолжим путь», - предложил муж. Но идея явно была нежизнеспособной: денег, чтобы оплатить самолет, у нас уже не осталось ни при себе, ни дома. Казалось, что выход был один, простой и довольно печальный: бесславно вернуться на поезде в Москву.

Но тут во мне проснулось проактивное сознание истинного менеджера: мы не должны сдаваться неприятным обстоятельствам, можно что-то придумать, найти другой, позитивный выход. Нужно побороться! Мы сдали весь багаж в камеру хранения, сели, подстелив газету, на заплеванную скамью зала ожиданий и стали разрабатывать стратегический план действий.

Стратегия родилась сразу. Раз мы сами не можем попасть в Москву, то взять приглашение в нашей комнате должен кто-то из знакомых и послать нам в Брест. Раз ни у кого из наших знакомых нет ключей от комнаты, мы должны ключи переслать в Москву.

С тактикой оказалось сложнее. Нужен был человек, ориентирующийся в нашем достаточно беспорядочном быту (чтобы мог уверенно найти приглашение), известный своими прежними визитами соседям по квартире (чтобы они его не выгнали), преданный дружбе и готовый честно посвятить этот день только нашим делам. К счастью, этот человек откликнулся сразу, на наш первый звонок по междугороднему автомату на вокзале, – мобильных телефонов тогда не было. Эта была давнишняя подруга моего мужа Лена Новикова, в дальнейшем основатель и вице-президент известнейшей рекрутинговой компании «Анкор». Как настоящий друг, она мужественно согласилась поехать в аэропорт «Шереметьево», забрать ключи у того пассажира, которому мы в Бресте их доверим, съездить в комнату на Таганке, найти приглашение и вечером отправить на Белорусском вокзале малый, но драгоценный груз с проводником поезда до Бреста.

…Мы пристально вглядывались в лица пассажиров в местном аэропорту. Профессиональные психологи, мы пытались понять – в чьи надежные, хоть и посторонние руки мы можем отдать такую личную вещь, как ключи от собственной квартиры. Наконец, объект был выбран. Объяснив ситуацию всю сложность ситуации, дав ключи и все сопутствующие инструкции, мы снова звонили Лене и красочно описывали товарища, которого она должна уже в ближайший час встретить в московском аэропорту (к счастью, тогда и пробок практически не было). Теперь все зависит от нее.

В следующий раз мы должны звонить Лене уже вечером, чтобы – если наш план «сработает» - узнать номер поезда, вагона и приметы проводника, который везет для нас заветное, но так бездарно, непростительно забытое приглашение в Германию. Мы ликовали – на данном этапе мы пока сделали все, что могли. Остается только ждать.

Теперь следующий вопрос: где мы будем находиться до завтрашнего утра? Где нам ночевать? Все немногочисленные гостиницы (мы за час все обошли) прочно «заняты». Снять номер для случайных людей «с улицы» в советские времена было просто нереально. Администраторы смотрели на нас пренебрежительно и с возмущенным удивлением – ничего себе! Вот чудаки, захотели ночевать в гостинице без предварительной брони, договоренностей, «корочек», звонков, связей…

Конечно, всегда остается вокзал, но это был снова самый простой и пессимистичный выход. Не выспавшиеся, перенервничавшие, мы с тоской представляли перспективу ночевки на холодном и не очень чистом вокзале Бреста. Нет, сознание будущего менеджера не могло довольствоваться таким банальным сценарием «побежденного»: надо непременно искать творческие решения!

В те годы, да и сейчас тоже, факультет психологии Университета был самым малочисленным по количеству студентов (что, конечно же, не соответствует огромному количеству желающих туда попасть). На курсе училось не более восьмидесяти человек.. С другой стороны, тогда в нашей стране высших учебных заведений, готовивших психологов было очень мало – и факультет психологии МГУ все-таки был самым крупным.

Итак, конечно же, в Бресте есть психологи, окончившие московский университет. Чувство профессионального братства не оставит их равнодушными к нашей ситуации, и они помогут нам с ночлегом.

Главное теперь – их найти. Наиболее популярные в те годы места обитания психологов – психиатрические больницы и педагогические институты. Несколько остановленных прохожих недоуменно и с некоторой опаской смотрели на нас и пожимали плечами. Наконец, кто-то сказал, что психиатрическая клиника находится за городом и туда ехать не менее получаса на автобусе. Педагогический же институт оказался за углом.

…На кафедре психологии было пустовато, как бывает во время сессии: ни студентов, ни преподавателей. Но заведующая сидела в своем кабинете. Ее имя, написанное на двери, нам было совсем незнакомо. Набрав побольше воздуха, мы решительно вошли. Внимательное, доброжелательное лицо, возраст – на вид лет тридцать пять. Мы сбивчиво начали рассказ. «Я тоже закончила психфак МГУ! - вдруг радостно воскликнула наша новая знакомая, - Приглашаю вас переночевать у меня, отказа не принимаю! Такое счастье увидеть московских коллег. Вы не представляете, как я скучаю по университету. Вот адрес, мама дома и вас сейчас встретит. Я приду в семь часов, за ужином мы обо всем поговорим».

Во второй половине этого дня мы съездили в «Брестскую крепость», гуляли по городу, сходили в кино, позвонили Лене Новиковой, успешно исполнившей наш «московский план». Купив все доступные в магазинах вкусности, вечером пришли домой к нашей спасительнице, много и интересно разговаривали. На следующий день рано утром на вокзале мы встретили поезд с нашим злополучным приглашением и переоформили билеты. Заведующая кафедрой психологии Брестского педагогического института, наш добрый гений, Абрамова Галина Сергеевна махала с платформы, а мы… Мы продолжили наш путь в Германию. Но это был уже следующий день и уже другая история.

Фото: Freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru