Как «сбитому летчику» вернуться в корпоративную среду: 5 стратегий

«Сбитый летчик» – это руководитель высшего звена, вдруг оказавшийся без работы. В этом определении значимо каждое слово. Важна бывшая должность – чем выше летаешь, тем больнее падать, «вдруг», потому что важен эффект неожиданности, когда человек оказывается неготовым к произошедшим изменениям и ушел не по собственной воле.

Никто не застрахован от того, чтобы остаться без работы, особенно в ситуации, когда постоянные изменения стали новой «нормальностью», но «сбитым летчикам» особенно сложно, ведь в культуре «успешного успеха» как будто нет места тем, кто потерпел неудачу.

Для «сбитого летчика» уход из корпоративной среды – это стрессовая ситуация, если только человек сознательно не выбирает дауншифтинг. И чтобы вернуться в привычный мир, первое, что нужно сделать – привести себя в ресурсное состояние. Чтобы снова взлететь, придется усердно работать крыльями, а для этого понадобится много сил. Из опыта общения с коллегами-рекрутерами, могу ответственно заявить, что они моментально считывают, просто спинным мозгом чувствуют, в каком состоянии находится кандидат. Каждый рекрутер знает: если человек не готов к новым свершениям, ничего хорошего из этого не выйдет. Давайте рассмотрим несколько стратегий выхода из карьерного кризиса.

1. Любой опыт считать полезным

Топ-менеджеры, катапультированные из корпоративной среды, пусть и с приличным парашютом, воспринимают эту ситуацию как катастрофическую. Рискну предположить: это связано с тем, что руководители, у которых карьера только постоянно развивалась, и которые брали на себя все больше полномочий, не имеют опыта преодоления неудач.

Можно почитать познавательные статьи о великих бизнесменах, например, что Стив Джобс, прежде чем добиться успеха, зачехлил несколько неудачных проектов, но от этого не легче. Когда это случается лично с тобой, опыт Джобса оказывается неприменим в твоей реальности.

Первое, что придется сделать – признать, что ситуация, конечно, неприятная. Да, это случилось со мной, но это не катастрофа, а новый опыт. Важно, как этот опыт пережить, какую пользу из этого извлечь. В любой ситуации можно найти положительные моменты и рассматривать ее как повод для приобретения новых компетенций, опыт, на который можно опереться, чтобы извлечь уроки и составить план дальнейших действий.

2. Отказаться от мантры «Я смогу, я сильный, я все сам!»

В замкнутой системе невозможно грести самостоятельно, поэтому не стесняйтесь обращаться за помощью. Пожалуй, это самое сложное. Сложно признать, что человек не всесилен, что не может все контролировать, что в данный момент он уязвим, но это не стыдно. Быть уязвимым – значит быть живым, реальным, а не красивым фасадом.

Сложно бороться со стрессом в одиночку. Стресс блокирует мышление, память и разгоняет эмоции. А в данной ситуации нужно противоположное – успокоить эмоции и включить мозг.

Случай из практики. У меня был клиент, которого привела жена. Молодой мужчина, руководитель отдела в крупном российском холдинге, имел в подчинении несколько десятков человек, но случилось так, что весь его отдел оказался расформирован. Несколько месяцев он ни с кем не разговаривал и практически не выходил из дома. Ситуация осложнялась тем, что стало подводить здоровье – ему несколько раз вызывали «скорую» из-за «сердечных приступов», но оказалось, что сердце в порядке. На фоне затяжного стресса у него начались панические атаки. Стратегия работы в таком случае была следующей: сначала разобрались с паническими атаками, потом провели инвентаризацию знаний, умений и компетенций, затем выбрали, чем бы заняться. В итоге он нашел аналогичную должность, но в компании, работающей в совершенно другой индустрии. Самое сложное было решиться разослать резюме.

3. Провести инвентаризацию знаний, умений и компетенций

Говорят, что прошлый опыт неприменим в ситуации с высокой долей неопределенности. Да, опыт невозможно просто «пересадить» из одной ситуации в другую – его необходимо переработать, осмыслить. А такие компетенции, как креативность, гибкость, системное мышление, коммуникабельность очень даже применимы в любой ситуации. Пусть все течет и меняется, но в хаосе важно иметь константы, на которые можно опереться, и добавлять новые знания и умения по мере необходимости.

Случай из практики. Опытный финансовый директор остался без работы, когда работодатель (американская компания) решил уйти из России. Кому нужен опыт управления финансами? Всем! Особенно стартапам, у которых нет права на ошибку. Так он стал добрым ангелом-консультантом для сколковских стартапов. Но не отметает варианта выйти в найм и периодически общается с рекрутерами.

4. Перестать обижаться

Старался, работал на разрыв аорты, сколько раз доводил себя до выгорания, и вот она – благодарность! Уволили! Или сократили. Обида тоже забирает много энергии, поэтому остается только понять и простить. Им тоже нелегко.

«Сбитый летчик» отличается от уволенного младшего специалиста тем, что ушиб приходится на самое уязвимое место – эго. Поэтому увольнение воспринимается как личная трагедия, ведь руководитель настолько сливается со своей должностью и с компанией, что не видит разницы между «я – директор» и «я – Василий Иванович». Психологу приходится приложить немало усилий, чтобы человек вспомнил, что у него есть и другие, не менее важные ипостаси.

5. Договориться со временем

Для прохождения «кривой стресса» нужно время, но вместо этого большинство стараются проскочить неприятную ситуацию как можно скорее под давлением ожиданий близких или из-за страха потерять уровень потребления и утратить социальный статус. Можно, конечно, сразу выйти на новую работу, но организм за это отомстит, ведь стресс никуда не делся.

Как только человек начинает загонять себя во временные рамки, он создает себе стрессогенную ситуацию. «Мне нужно срочно найти новую работу!» – говорила бывший руководитель PR-отдела. Когда «срочно» не получалось, это вызывало сильную фрустрацию, ведь лишний раз доказывало, что временем невозможно управлять, можно управлять только тем, во что мы его инвестируем. Кстати, она сейчас консультирует PR-агентство, помогает выигрывать тендеры.

Можно посмотреть на время как на ресурс, который можно инвестировать в обучение. Или создать «Клуб анонимных сбитых летчиков» и запустить группу взаимопомощи для тех, кто говорит с вами на одном языке, и кому тоже нужна поддержка.

*****

Безусловно, не бывает универсальных стратегий, которые подходят абсолютно всем. В моем случае сработала стратегия «запасной аэродром»: одновременно с работой в международных корпорациях я получила образование в области психоанализа и дополнительно прошла полноценную программу переподготовки по направлению «Клиническая психология». 20-летний опыт работы в корпорациях помогает мне в работе с людьми из бизнес-среды.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Независимый директор, Москва

Всё в достаточной степени логично. За это аплодисменты автору ! А в связи с тем, что тема болезненно глубокая, считаю необходимым небольшое дополнение. Ввести пункт № 0.1 Приступая к любой потенциально значимой работе, сначала позаботиться о ЗОЛОТОМ ПАРАШЮТЕ !  А если он не предусмотрен, отказаться от привлекательной работы к эдакой матери. И будет вам счастье !

Системный аналитик, Екатеринбург

Сбитыми лётчками бывают не только топ-мереджеры, высококвалифицированные спецы тоже часто так падают - например, работал программист в средней компании, не маленькой, но и не корпорации. Работал на устаревшем стэке, в рамках него что-то придумывал как оптимизировал продукт и вырос до уровня "middle+", получал хорошие деньги и в корпорации не пытался перейти.

При переходе он стал бы никем, да и на рынке был бы максимум "middle", а ещё он допустим возрастной или с плохими софт скилами, или ещё с какими недостатками, которые могут негативно влиять на поиск работы.

А потом раз и компания разоряется - он оказывается на рынке труда и начинается ад...

Хабр как-то делали недавно проект про людей, которые испытывали сложности с карьерой и там подобных историй было несколько и это те истории, которыми люди поделились - а по факту таких историй много - так что сбитых лётчиков полным полно

Researcher, Москва

Для прохождения «кривой стресса» нужно время, но вместо этого большинство стараются проскочить неприятную ситуацию как можно скорее под давлением ожиданий близких или из-за страха потерять уровень потребления и утратить социальный статус. Можно, конечно, сразу выйти на новую работу, но организм за это отомстит, ведь стресс никуда не делся.

Несколько лет назад я заинтересовался природой стресса и реабилитации.
И даже построил математические модели для оценки Уровня Застрессованности.

Стресс -- это дельта-всплеск, который имеет мощность или лучше сказать амплитуду и период полураспада, затухая по экспоненте. То есть, в моих упрощенных моделях -- всего два параметра стресса. 

Разные виды стресса имеют разные амплитуды и периоды полураспада.
Есть мощные стрессы, на реабилитацию которых нужно больше времени.
К таким можно отнести -- смерть близких, серьезные (неизлечимые) болезни как собственные так и близких, крупные финансовые/материальные потери, судебные тяжбы, потеря работы после долгих лет успешной карьеры, итд.
К стрессам, которые имеют высокую амлитуду, но "рассасываются" быстрее относятся свадьба, рождение детей, развод, переезд в другое место (страну).

Уровень Стресса на временной шкале выглядит как всплеск с постепенным угасанием в соотвестви с его пераметрами. Если происходит новый стресс, то он выглядит так же, но с другими параметрами и накладывается (суммируется) с предыдущим Уровенем Стресса. Итд.

Кроме того для каждого индивида определены уровни его прочности -- уровни невозврата в исходное состояние, пределы психической эластичности, при пересечении которых его психоэмоциональное состояние необратимо меняется и индивид может перейти в сложно прогнозируемое состояние, которое выражается в смене жизненных ценностей, дауншифтинге/самоизоляции/экзальтации, уходе в мистицизм, уходе в запойное (или наркозависимое) состояние, необъяснимых с точки зрения здравой логики поступках, мизантропизм, нигилизм, итд.

Так вот, когда стресс следует за стрессом и индивид не успевает реабилитироваться после предыдущего, кривая Уровня Стресса может пересечь уровень невозврата.
Грубо, если у человека в течение 1 года произойдет:
- смерть близкого
- крпуная финансовая потеря
- потеря работы после долгой успешной карьеры
- развод с судебными тяжбами
- физическая травма с инвалидностью
то с вероятностью 50% индивид перейдет в иное психическое агрегатное состояние.

Даже хорошие события в жизни влекут стрессовое состояние. И способны усугублять застрессованность.

Иллюстрация ниже. A0 -- амплитуда. T1/2 -- период полураспада.


Дело в том, что небольшой стресс бывает полезен, он мобилизует психоэмоциональные ресурсы на решение проблем. Но мощные слабозатухающие стрессы вызывают психоэмоциональный травматизм.
Поэтому берегите себя!

Хотя, конечно, можно построить и более сложные модели, например не в виде дельта-всплеска, а с еще одним параметром -- нарастанием. Их сложнее формализовать и они хуже поддаются анализу.

Есть ли возможность ускорить послестрессовую реабилитацию или снизить восприимчивость? Да есть, но это тема отдельного разговора.

Руководитель группы, Москва

Большое спасибо за комментарии! На 200% согласна с Александром и Никитой. Особенно грустно, что "феномен сбитых летчиков" скрыт от глаз, потому что о неудачах не принято говорить 

Генеральный директор, Тольятти

Я выскажусь по ситуации, так сказать, из первых уст. Сбитый лётчик - наверное, это и про меня. Не уверен, что руководители уровня CEO-1 и CEO-2 относятся к категории топ, как считает автор статьи, тем не менее. В своей недавней статье я подробно описал ситуацию. Я три года был генеральным директором производственного предприятия. И работал бы, возможно, до пенсии. Но в 2022 году международные компании ушли. Рабочих мест объективно стало меньше. Если рядовые работники нашли себе применение, то оказавшиеся за бортом бывшие первые лица передовых компаний находятся в другой ситуации. Рядовым работником и даже CEO-1 я, например, вообще вариантов не рассматривал, только CEO. Но обстоятельства в сравнении даже с 2020 годом, хотя и тогда было не просто устраиваться с открытого рынка труда, изменились - новых предпоиятий вместо закрытых нет, соответственно рабочего места для бывшего генерального директора нет. Либо настолько всё искажено, что уже не стесняясь, заявляют такие вещи - лояльность важнее компетентности, у нас директорами работают только родственники, это место только для людей особых и т.д. Хотя, у бывших CEO из закрывшихся международных компаний управленческая экспертиза, думаю, все согласятся, будет много выше, чем у их коллег из предприятий уровня, что называется, ниже плинтуса. Поразмыслив, я, например, решил, что настала пора заняться частной практикой - оказанием услуг управленческого консультирования. И предложил рынку свои знания не как наёмный генеральный директор, а как помощник для тех, кто хочет улучшить операционку, но не знает как.

Researcher, Москва
Роман Сюров пишет:
Но обстоятельства в сравнении даже с 2020 годом, хотя и тогда было не просто устраиваться с открытого рынка труда, изменились - новых предпоиятий вместо закрытых нет, соответственно рабочего места для бывшего генерального директора нет. Либо настолько всё искажено, что уже не стесняясь, заявляют такие вещи - лояльность важнее компетентности, у нас директорами работают только родственники, это место только для людей особых и т.д.

Тут недавно на полном серьёзе кто-то в своей публикации уже даже приоритезировал лояльность эффективности.
В условиях неопределенности собственники-наниматели мыслят короткими горизонтами, а на кортких дистанциях экпертиза проигрывает лояльности.

Роман Сюров пишет:
Поразмыслив, я, например, решил, что настала пора заняться частной практикой - оказанием услуг управленческого консультирования. И предложил рынку свои знания не как наёмный генеральный директор, а как помощник для тех, кто хочет улучшить операционку, но не знает как.

Это прекрасно, но когда всё искажено -- никто ничем не управялет, никому ничего не нужно. Продавать высший экспертный пилотаж неандертальцам сложно.
Неандертальцам нужны разноцветные бусики. Именно поэтому на рынке развелось так много откровенного инфоцыганства и шапкозакидательства.

На мой скромный взгляд, консалтинг сильно уступает другой идее, а именно -- примкнуть к группе тех, кто имея ресурсы созрел для идеи построения собственного бизнеса в чистом поле. То есть, влиться в проект НЕ как консультант, а как (со-)участник проекта, замкнум на себя широкий кластер вопросов, релевантных вашему опыту. Пусть даже и с большим количеством ручной работы -- в любом стартапе по началу именно так и происходит до поры до времени. Благо, некоторые возможности на почве ухода с рынка транснационалов есть, что даже с учётом падения экономики и покупательной способности имеет потенциал.

Лично я так и поступил, сделав рокировку моих менеджерских скиллов с аналитической экспертизой. Взяв планку пониже но поспецифичней шанс пробиться куда надо выглядит достоверней, чем шанс словить журавля по крайней мере на одном временном интервале.
Консалтинг я вообще не рассматриваю для себя, он хорошо продаётся когда всё взмывает в небо, а на стагнирующих, валящихся или турбулентных рынках -- он больше напоминает лотерею, особенно с учетом того, что большинство безработных топов предлагают рынку в точности то же самое -- консалтинг. Тем более, если вы производственник. Можно убить кучу времени, растерять свою экспертную капитализацию, и заработать стресс.
Но пробовать полезно всё. Главное, не слишком долго стучаться в закрытые двери в ожидании чуда.

Руководитель группы, Москва
Роман Сюров пишет:
Поразмыслив, я, например, решил, что настала пора заняться частной практикой - оказанием услуг управленческого консультирования. И предложил рынку свои знания не как наёмный генеральный директор, а как помощник для тех, кто хочет улучшить операционку, но не знает как.

Роман, это здорово. Тогда, чтобы клиентов было много, вам, возможно, надо маркетинг выстраивать, как это делает Александр Высоцкий. 

IT-менеджер, Красноярск

Пока читал статью, забавная мысль меня посетила. Сама эта ситуация для "сбитого летчика" - не болезнь, а, пусть горькое, но лекарство. Лекарство от иллюзий, которые он себе понастроил, летая где-то в облаках))). 

Генеральный директор, Тольятти
Елена Аронова пишет:
Роман Сюров пишет:
Поразмыслив, я, например, решил, что настала пора заняться частной практикой - оказанием услуг управленческого консультирования. И предложил рынку свои знания не как наёмный генеральный директор, а как помощник для тех, кто хочет улучшить операционку, но не знает как.

Роман, это здорово. Тогда, чтобы клиентов было много, вам, возможно, надо маркетинг выстраивать, как это делает Александр Высоцкий. 

Елена. Я вижу частную практику по-другому. Там мировой масштаб бизнеса. Я же планирую работать один, по крайней мере, пока. Я предлагаю рынку услугу именно как консультант Сюров Роман Владимирович, который ранее руководил производственными предприятиями, в том числе международными, и всё делал сам, своими руками. Для начала я предлагаю собственникам заводов услугу по проведению независимого аудита системы управления на предмет выявления истинной картины, слабых сторон и соответствия лучшим мировым практикам. Я посчитал, что да, не всем, на какой-то части предпринимателей такая услуга может оказаться полезной. Потенциальный рынок - тысячи предприятий.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Как верно отмечено в комментариях, "сбитых летчиков" много. Те же проблемы с осознанием реальности после внезапного увольнения возникаютя у многих, не только уровня ТОП. Единственное, что отличает ТОП, так это то, что на этом уровне намного сложнее найти релевантную работу. Да и с подработкой, найти ее, ситуация сложнее. 

Приступая к любой потенциально значимой работе, сначала позаботиться о ЗОЛОТОМ ПАРАШЮТЕ ! 

А вот тут не соглашусь. Точнее не совсем соглашусь. "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих". И кроме парашюта нужно самим что-то делать, иметь накопления. 

Сама эта ситуация для "сбитого летчика" - не болезнь, а, пусть горькое, но лекарство. 

Нужен еще и доктор, который пропишет правильную дозировку. Иначе человек может, банально спиться.

И тут еще одна мысль - а сколько у нас кризисных центров, куда можно придти, поговорить, обсудить ситуацию, получить советы и рекомендации? Понимаю, что в нашей культуре не принято ходить к психологам и прочим, открывать душу, разговаривать. Но тем не менее, уже сформировался пласт людей, прослойка, которая готова это сделать

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
74% сотрудников предпочитают горизонтальный рост

Несмотря на высокий интерес к горизонтальному росту среди сотрудников, работодатели пока уделяют этому недостаточно внимания.

Названы топ-10 социально ответственных компаний России

За год значительно выросло число компаний, которые при запуске проекта ставят цель решить социальную или экологическую проблему.

Исследование: как IT-специалисты приходят в профессию

90% опрошенных сотрудников IT-компаний — выпускники профильных технических вузов.

Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.