Безработица и карьера выпускников

Ценность дипломов о высшем образовании в глазах работодателей падает катастрофическими темпами. Причина заключается в том, что вузы не способны привить выпускнику нужные навыки и компетенции, в которых заинтересован работодатель. Инициативность, нацеленность на результат, лидерские качества – это лишь некоторые качества, которые компании хотят видеть у будущих сотрудников, но с сожалением констатируют, что в вузах этому учат в недостаточном объеме. Так же работодатели часто жалуются, что вчерашние студенты не только не умеют решать реальные проблемы и работать в команде, не подготовлены работать в режиме цейтнота, но нередко просто не в курсе реалий будущей профессии и не хотят упорно трудиться, желая получить «все и сразу». В результате компании вынуждены сами вкладываться в будущих сотрудников – в рамках корпоративных университетов прививать им нужные компетенции и знания, вкладываясь в различные курсы, тренинги и семинары.

Впрочем, данная ситуация является острой проблемой не только для России. Стратегические и понятийные разногласия в треугольнике «вуз-выпускник-работодатель» до конца преодолеть когда-либо вряд ли удастся, однако на сегодняшний день результатом того, что качество вузовской «продукции» зачастую не устраивает «потребителя», является массовая безработица выпускников по всему миру.

Boris_Grozovsky.jpgТак, в результате исследований, проведенных консалтинговой компанией McKinsey, во всем мире проблемы с трудоустройством испытывают около 75 миллионов выпускников учебных заведений. Такие данные в ходе пресс-конференции «Образование будущих поколений финансовых и бизнес-лидеров», которая состоялась 27 марта 2014 года в РИА Новости озвучил экономический обозреватель журнала Forbes Борис Грозовский. Опрос представителей образовательных учреждений, выпускников и работодателей был проведен в Бразилии, Германии, Индии, Мексике, Марокко, Саудовской Аравии, Турции, Великобритании и США.

«Порядка 75 миллионов молодых людей во всем мире не могут найти работу. При этом, согласно опросу, проведенному в рамках исследования, 72% образовательных учреждений считают, что их выпускники готовы к работе на начальных должностях в выбранной ими сфере деятельности», - сообщил Грозовский.

В то же время, всего 42% опрошенных работодателей подтвердили, что образование их сотрудников, принятых на работу за последний год, отвечает требованиям, которые предъявляются к их должности. Что касается самих выпускников, то только 45% молодых сотрудников считают, что их вуз адекватно подготовил их к работе, отметил Грозовский.

По его словам, образование в силу своей традиционности всегда отстает от потребностей общества. В этом – главная причина сложившейся ситуации на рынке трудоустройства молодых специалистов. «Например, советская система образования была настроена на передачу знаний и навыков, а не компетенций. В то же время, бизнес всегда высоко ценил именно направленность на формирование компетенций. Понимание того, что образование должно формировать компетенции, а не навыки, приходит постепенно», - отмечает эксперт.

Именно из-за этого сегодня рынок столкнулся с расхождением между тем, какие специалисты нужны компаниям, и тем, каким студент выходит из вуза. В результате компании не могут найти специалистов, а выпускники не могут трудоустроиться, подытожил Борис Грозовский.

Natalya_Melnikova.jpgВ свою очередь, говоря о причинах возникновения сложностей с трудоустройством у выпускников российских вузов, исполнительный директор Российской коллегии аудиторов Наталья Мельникова отметила, что в разных странах по-разному понимают специфику образования. «Однако современный мир достаточно открыт, чтобы транслировать лучшие практики в образовательном процессе на другие страны. Тем не менее, в российской системе образования есть свои особенности», - сказала Наталья Мельникова.

По ее мнению, направленность вузов на формирование практических навыков и компетенций у студентов уже появилась, однако преподаватели часто ждут, что выпускники будут получать эти навыки на различных дополнительных тренингах.

«Выход в этой ситуации может быть один: работать надо, в первую очередь, с самими преподавателями. Именно у них должны быть сформированы практические навыки, которые они потом смогут передать студентам», — пояснила Мельникова.

Однако примеры успешного сотрудничества работодателей и преподавателей есть. Один из них на пресс-конференции привел региональный директор CIMA (Charted Institute of Management Accountants — Институт присяжных бухгалтеров в области управленческого учета) Дэвид Роусби, говоря о модели подготовки специалистов управленческого учета CIMA.

David_Rousby.jpgПо его словам, основой бизнес-модели института является профпригодность и перспективы карьерного роста студентов и членов CIMA. «Для этого CIMA постоянно взаимодействует с работодателями, институтами и экспертами финансовой сферы, поэтому четко понимает ту роль, которую играют в бизнесе финансовые специалисты», — Сообщил Роусби.

По его словам, именно исходя из тех компетенций, которые работодатели ожидают от квалифицированных специалистов управленческого учета, была разработана новая учебная программа CIMA и новая система оценки, точно определяющая уровень овладения этими компетенциями.

«Учебная программа основывается на масштабном исследовании, проведенном CIMA среди более чем 200 организаций в 13 странах Азии, Африки, Европы и США.

Также был проведен опрос 3000 респондентов по всему миру. Работодатели определили самые важные качества финансовых специалистов: это знание основ бухучета и финансов, предприимчивость, навыки работы с людьми и лидерские черты характера. Результаты опроса стали важным ориентиром при разработке содержания учебного плана», - подытожил Роусби. 

С просьбой прокомментировать проблемы с трудоустройством вчерашних студентов E-xecutive.ru обратился к управляющему партнеру RichartsMeyer|Recruitment Group Ольге Демидовой.

Olga_DEMIDOVA_RM.jpgПо словам эксперта, большинство выпускников вузов действительно испытывают проблемы с трудоустройством. «Но я бы остановилась бы на следующей тенденции последних лет: большинство студентов, заканчивая университет, плохо представляют, чем бы им хотелось заниматься в будущем, хотя бы в ближайшие два-три года. Я бы посоветовала сесть и конкретно обдумать, что вы хотите делать, каковы ваши сильные стороны, как и в какой профессии вы действительно сможете их применить, чему вы хотите научиться, и что для этого нужно сделать? Этими вопросами серьезно и глубоко задаются, к сожалению, меньшинство выпускников. Конечно, у нас в стране недостаточно развита так называемая профориентация школьников и студентов. Но в любом случае, на рынке существуют специальные инструменты, которые помогают оценить те самые сильные стороны будущего специалиста, чтобы затем развивать именно их», - отмечает Ольга Демидова.

По ее словам, справедливости ради, следует отметить, что все больше и больше западных и крупных российских компаний предлагают, в том числе, стажировки на время каникул. «Но, к сожалению, на это накладываются достаточно высокие амбиции молодого поколения относительно заработной платы и выполняемого функционала. Компании хотят видеть голодных и в хорошем смысле слова жадных до знаний и опыта студентов, которые начнут карьеру с низшей ступени в бизнесе, а лучшим обязательно будет предложена вакансия в рамках компании», - говорит эксперт.

Главный совет, по мнению Ольги Демидовой, здесь может быть следующим: чтобы построить карьеру с достойной зарплатой, следуйте старому проверенном методу - сначала ты работаешь на зачетку, затем она на тебя, сначала ты работаешь на резюме, затем оно работает на тебя.

Источник фото: Freeimages.com

Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
IT-консультант, Москва

Вот что удивительно: опросы опросами, но почему-то забыли, что, по крайней мере в нашей стране:
- многие студенты уже работают со второго - третьего курса (по старой шкале ценностей). Ну и кто прав в споре ''вуз - работодатель'' и почему?
- нет единого прозрачного и управляемого, т.е. цивилизованного, канала общения работодателей, кадровых агентств, вузов и прочих обучающих структур, включая систему обновления учебных программ всех цветов и размеров: все держится на инициативе конкретных людей и разовых акциях. Где роль госструктур, если имеет место ''у семи нянек''? Как потенциальным студентам понять, где, чему и как учат?
- уровень зрелости многих работодателей оставляет желать лучшего. Им бы тоже не мешало поучиться, но некогда да и незачем. Как тогда винить других в своих же просчетах? Чего греха таить, ведь и преподаватели тоже должны совершенствоваться, и не только в вузах. Вы чувствуете разницу между академическим преподавателем и преподавателем - практиком?
- последние лет двадцать разваливали то, что было в образовании хорошего, а лучшее так пока и не прижилось. Если бы не инициатива опять - таки конкретных людей, потеряли бы вообще всю систему образования. Не все же меряется в коротких деньгах, особенно по отношению расчета прибыли для конкретного вуза, консалтинговой компании и работодателя. В экономическом угаре как-то забыли про ценность для страны, для конкретных жителей, составляющих эту страну. Ведь специалисты начинаются с семьи. А наши люди потенциально сохранили природный ум и склонность к нестандартному мышлению, вот только пользуются этим не у нас. Не ценят что ли?
В общем, лично у меня наболело...

Генеральный директор, Тула

Татьяна, я тоже в свое время хотела работать с 3 курса, но все предложения для студентов за пределом Москвы -это либо писать дипломы для двоечников, либо репетиторство школьников, либо промоутером раздавать листовки, в общем опыт для будущего профессионала неахти какой. И, как я вижу, у нынешних студентов выбор не намного больше(
Работодатели выпускникам предлагают только такую работу, на которую просто никто за такую низкую ЗП не пойдет, т.к. надо кормить семью. Вкладывать средства в их обучение могут позволить себе только крупные компании, т.е. опять же Москва. За ее пределами растет общество молодых потребителей, которые не имеют возможности получить опыт, и стать востребованными специалистами, а свои недюжинные потребности вынуждены решать за счет родителей.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Не перестаю удивляться такими поверхностными рассуждениями. Чтобы лечить симптомы, все умные... забывая, что именно причину нужно найти и удалять ее (или минимизировать). Вообще-то, вопрос о том, какой складывается ситуация с безработицей (во всем мире) коррелирует напрямую с самой деградацией современной спекулятивной экономической системой. Точнее - каким стал современный человек и неважно - менеджер, руководитель... «выкидыши» современных стандартов относительно того, каким должен быть труд и сколько он должен стоить. Куча не нужных обществу специальностей. Зачем там агроном в колхозе, ДИЛЕР круче! Зачем строитель? Бизнес девелопер круче! Один «бизнес менеджмент» повсюду кот. давно не работает на реальный сектор экономики - тот который нужен для производства благ (в.т.ч нужных услуг) и как следствие, создание новых дополнительных рабочих мест. Мы элементарные принципы жизни забыли. Одним словом - безудержная жадность самих предпринимателей (да просто совр. человека). Социальная ответственность капиталиста/предпринимателя вроде не новое слово, но «удобно» о ней «забывать». Хочется лидеров... но если все мы станем лидерами уже после окончания университета, не перебьём ли мы друг друга? Как образовательной системе успевать или подстраиваться под такую экономику?..Прибыль и еще раз прибыль, но прибыль АКЦИОНЕРА а не предприятия как когда-то было). Делиться не хочется новыми рабочими местами (акционеру зачем, он яхту не успел еще купить)…первый источник оптимизации расходов для бездарных руководителей - это сократить людей перед собранием акционеров чтобы показать «точки роста прибыли» вместо того, чтобы достичь это за счет оптимизации самих бизнес –процессов. Везде требуется опыт …оно что, с неба падает? Опыт нужен потому, что работодатель не хочет тратить деньги на практическое обучение, а там посмотришь, ФОТ управленческой верхушки из 10-ти человек (бонусы, золотые парашюты) составляет чуть ли ни 30% общего ФОТа. Неужели не видите проблему? А если говорить об образовательной системе, почему же она должна состоять только из стен Вуза? Можно пора менять мышление? Почему самих компаний не сделать частью системы образования страны? Сами-то менеджеры с большим практическим опытом не хотят идти преподавать? А зачем? Им и так хорошо… В общем данная проблема больше антропологическая ежели экономическая. А ведь Маркс давно предвидел эту ситуацию. Какие там студенты, сами опытные люди с трудом добиваются хорошей работы, а те кто на месте не знают когда придет очередное сокращение после очередного кризиса. Люди, меняетесь! Все это лицемерие! Ходатайствуйте о правильных законах. Чтобы каждая компания свыше определённого капитала обязалась направлять представителей в Вузы чтобы проводить лекции хотя бы 3 часа в неделю (или принимать преподавателей в offштате), чтобы каждая компания обязалась иметь в штате не менее 10-15% персонала состоящих из выпускников (во Франции хотят пробовать вроде), чтобы сокращать людей стало трудней для работодателей (жесткие выходные пособия) дабы они настроился на сокращение расходов за счет «мозгов» а не людей (самые простые жертвы), чтобы налогообложение предприятия коррелировало с количеством выпускников же в штате и.т.д

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии