Безработица и карьера выпускников

Ценность дипломов о высшем образовании в глазах работодателей падает катастрофическими темпами. Причина заключается в том, что вузы не способны привить выпускнику нужные навыки и компетенции, в которых заинтересован работодатель. Инициативность, нацеленность на результат, лидерские качества – это лишь некоторые качества, которые компании хотят видеть у будущих сотрудников, но с сожалением констатируют, что в вузах этому учат в недостаточном объеме. Так же работодатели часто жалуются, что вчерашние студенты не только не умеют решать реальные проблемы и работать в команде, не подготовлены работать в режиме цейтнота, но нередко просто не в курсе реалий будущей профессии и не хотят упорно трудиться, желая получить «все и сразу». В результате компании вынуждены сами вкладываться в будущих сотрудников – в рамках корпоративных университетов прививать им нужные компетенции и знания, вкладываясь в различные курсы, тренинги и семинары.

Впрочем, данная ситуация является острой проблемой не только для России. Стратегические и понятийные разногласия в треугольнике «вуз-выпускник-работодатель» до конца преодолеть когда-либо вряд ли удастся, однако на сегодняшний день результатом того, что качество вузовской «продукции» зачастую не устраивает «потребителя», является массовая безработица выпускников по всему миру.

Boris_Grozovsky.jpgТак, в результате исследований, проведенных консалтинговой компанией McKinsey, во всем мире проблемы с трудоустройством испытывают около 75 миллионов выпускников учебных заведений. Такие данные в ходе пресс-конференции «Образование будущих поколений финансовых и бизнес-лидеров», которая состоялась 27 марта 2014 года в РИА Новости озвучил экономический обозреватель журнала Forbes Борис Грозовский. Опрос представителей образовательных учреждений, выпускников и работодателей был проведен в Бразилии, Германии, Индии, Мексике, Марокко, Саудовской Аравии, Турции, Великобритании и США.

«Порядка 75 миллионов молодых людей во всем мире не могут найти работу. При этом, согласно опросу, проведенному в рамках исследования, 72% образовательных учреждений считают, что их выпускники готовы к работе на начальных должностях в выбранной ими сфере деятельности», - сообщил Грозовский.

В то же время, всего 42% опрошенных работодателей подтвердили, что образование их сотрудников, принятых на работу за последний год, отвечает требованиям, которые предъявляются к их должности. Что касается самих выпускников, то только 45% молодых сотрудников считают, что их вуз адекватно подготовил их к работе, отметил Грозовский.

По его словам, образование в силу своей традиционности всегда отстает от потребностей общества. В этом – главная причина сложившейся ситуации на рынке трудоустройства молодых специалистов. «Например, советская система образования была настроена на передачу знаний и навыков, а не компетенций. В то же время, бизнес всегда высоко ценил именно направленность на формирование компетенций. Понимание того, что образование должно формировать компетенции, а не навыки, приходит постепенно», - отмечает эксперт.

Именно из-за этого сегодня рынок столкнулся с расхождением между тем, какие специалисты нужны компаниям, и тем, каким студент выходит из вуза. В результате компании не могут найти специалистов, а выпускники не могут трудоустроиться, подытожил Борис Грозовский.

Natalya_Melnikova.jpgВ свою очередь, говоря о причинах возникновения сложностей с трудоустройством у выпускников российских вузов, исполнительный директор Российской коллегии аудиторов Наталья Мельникова отметила, что в разных странах по-разному понимают специфику образования. «Однако современный мир достаточно открыт, чтобы транслировать лучшие практики в образовательном процессе на другие страны. Тем не менее, в российской системе образования есть свои особенности», - сказала Наталья Мельникова.

По ее мнению, направленность вузов на формирование практических навыков и компетенций у студентов уже появилась, однако преподаватели часто ждут, что выпускники будут получать эти навыки на различных дополнительных тренингах.

«Выход в этой ситуации может быть один: работать надо, в первую очередь, с самими преподавателями. Именно у них должны быть сформированы практические навыки, которые они потом смогут передать студентам», — пояснила Мельникова.

Однако примеры успешного сотрудничества работодателей и преподавателей есть. Один из них на пресс-конференции привел региональный директор CIMA (Charted Institute of Management Accountants — Институт присяжных бухгалтеров в области управленческого учета) Дэвид Роусби, говоря о модели подготовки специалистов управленческого учета CIMA.

David_Rousby.jpgПо его словам, основой бизнес-модели института является профпригодность и перспективы карьерного роста студентов и членов CIMA. «Для этого CIMA постоянно взаимодействует с работодателями, институтами и экспертами финансовой сферы, поэтому четко понимает ту роль, которую играют в бизнесе финансовые специалисты», — Сообщил Роусби.

По его словам, именно исходя из тех компетенций, которые работодатели ожидают от квалифицированных специалистов управленческого учета, была разработана новая учебная программа CIMA и новая система оценки, точно определяющая уровень овладения этими компетенциями.

«Учебная программа основывается на масштабном исследовании, проведенном CIMA среди более чем 200 организаций в 13 странах Азии, Африки, Европы и США.

Также был проведен опрос 3000 респондентов по всему миру. Работодатели определили самые важные качества финансовых специалистов: это знание основ бухучета и финансов, предприимчивость, навыки работы с людьми и лидерские черты характера. Результаты опроса стали важным ориентиром при разработке содержания учебного плана», - подытожил Роусби. 

С просьбой прокомментировать проблемы с трудоустройством вчерашних студентов E-xecutive.ru обратился к управляющему партнеру RichartsMeyer|Recruitment Group Ольге Демидовой.

Olga_DEMIDOVA_RM.jpgПо словам эксперта, большинство выпускников вузов действительно испытывают проблемы с трудоустройством. «Но я бы остановилась бы на следующей тенденции последних лет: большинство студентов, заканчивая университет, плохо представляют, чем бы им хотелось заниматься в будущем, хотя бы в ближайшие два-три года. Я бы посоветовала сесть и конкретно обдумать, что вы хотите делать, каковы ваши сильные стороны, как и в какой профессии вы действительно сможете их применить, чему вы хотите научиться, и что для этого нужно сделать? Этими вопросами серьезно и глубоко задаются, к сожалению, меньшинство выпускников. Конечно, у нас в стране недостаточно развита так называемая профориентация школьников и студентов. Но в любом случае, на рынке существуют специальные инструменты, которые помогают оценить те самые сильные стороны будущего специалиста, чтобы затем развивать именно их», - отмечает Ольга Демидова.

По ее словам, справедливости ради, следует отметить, что все больше и больше западных и крупных российских компаний предлагают, в том числе, стажировки на время каникул. «Но, к сожалению, на это накладываются достаточно высокие амбиции молодого поколения относительно заработной платы и выполняемого функционала. Компании хотят видеть голодных и в хорошем смысле слова жадных до знаний и опыта студентов, которые начнут карьеру с низшей ступени в бизнесе, а лучшим обязательно будет предложена вакансия в рамках компании», - говорит эксперт.

Главный совет, по мнению Ольги Демидовой, здесь может быть следующим: чтобы построить карьеру с достойной зарплатой, следуйте старому проверенном методу - сначала ты работаешь на зачетку, затем она на тебя, сначала ты работаешь на резюме, затем оно работает на тебя.

Источник фото: Freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
IT-консультант, Москва

Вот что удивительно: опросы опросами, но почему-то забыли, что, по крайней мере в нашей стране:
- многие студенты уже работают со второго - третьего курса (по старой шкале ценностей). Ну и кто прав в споре ''вуз - работодатель'' и почему?
- нет единого прозрачного и управляемого, т.е. цивилизованного, канала общения работодателей, кадровых агентств, вузов и прочих обучающих структур, включая систему обновления учебных программ всех цветов и размеров: все держится на инициативе конкретных людей и разовых акциях. Где роль госструктур, если имеет место ''у семи нянек''? Как потенциальным студентам понять, где, чему и как учат?
- уровень зрелости многих работодателей оставляет желать лучшего. Им бы тоже не мешало поучиться, но некогда да и незачем. Как тогда винить других в своих же просчетах? Чего греха таить, ведь и преподаватели тоже должны совершенствоваться, и не только в вузах. Вы чувствуете разницу между академическим преподавателем и преподавателем - практиком?
- последние лет двадцать разваливали то, что было в образовании хорошего, а лучшее так пока и не прижилось. Если бы не инициатива опять - таки конкретных людей, потеряли бы вообще всю систему образования. Не все же меряется в коротких деньгах, особенно по отношению расчета прибыли для конкретного вуза, консалтинговой компании и работодателя. В экономическом угаре как-то забыли про ценность для страны, для конкретных жителей, составляющих эту страну. Ведь специалисты начинаются с семьи. А наши люди потенциально сохранили природный ум и склонность к нестандартному мышлению, вот только пользуются этим не у нас. Не ценят что ли?
В общем, лично у меня наболело...

Директор по маркетингу, Тула

Татьяна, я тоже в свое время хотела работать с 3 курса, но все предложения для студентов за пределом Москвы -это либо писать дипломы для двоечников, либо репетиторство школьников, либо промоутером раздавать листовки, в общем опыт для будущего профессионала неахти какой. И, как я вижу, у нынешних студентов выбор не намного больше(
Работодатели выпускникам предлагают только такую работу, на которую просто никто за такую низкую ЗП не пойдет, т.к. надо кормить семью. Вкладывать средства в их обучение могут позволить себе только крупные компании, т.е. опять же Москва. За ее пределами растет общество молодых потребителей, которые не имеют возможности получить опыт, и стать востребованными специалистами, а свои недюжинные потребности вынуждены решать за счет родителей.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Не перестаю удивляться такими поверхностными рассуждениями. Чтобы лечить симптомы, все умные... забывая, что именно причину нужно найти и удалять ее (или минимизировать). Вообще-то, вопрос о том, какой складывается ситуация с безработицей (во всем мире) коррелирует напрямую с самой деградацией современной спекулятивной экономической системой. Точнее - каким стал современный человек и неважно - менеджер, руководитель... «выкидыши» современных стандартов относительно того, каким должен быть труд и сколько он должен стоить. Куча не нужных обществу специальностей. Зачем там агроном в колхозе, ДИЛЕР круче! Зачем строитель? Бизнес девелопер круче! Один «бизнес менеджмент» повсюду кот. давно не работает на реальный сектор экономики - тот который нужен для производства благ (в.т.ч нужных услуг) и как следствие, создание новых дополнительных рабочих мест. Мы элементарные принципы жизни забыли. Одним словом - безудержная жадность самих предпринимателей (да просто совр. человека). Социальная ответственность капиталиста/предпринимателя вроде не новое слово, но «удобно» о ней «забывать». Хочется лидеров... но если все мы станем лидерами уже после окончания университета, не перебьём ли мы друг друга? Как образовательной системе успевать или подстраиваться под такую экономику?..Прибыль и еще раз прибыль, но прибыль АКЦИОНЕРА а не предприятия как когда-то было). Делиться не хочется новыми рабочими местами (акционеру зачем, он яхту не успел еще купить)…первый источник оптимизации расходов для бездарных руководителей - это сократить людей перед собранием акционеров чтобы показать «точки роста прибыли» вместо того, чтобы достичь это за счет оптимизации самих бизнес –процессов. Везде требуется опыт …оно что, с неба падает? Опыт нужен потому, что работодатель не хочет тратить деньги на практическое обучение, а там посмотришь, ФОТ управленческой верхушки из 10-ти человек (бонусы, золотые парашюты) составляет чуть ли ни 30% общего ФОТа. Неужели не видите проблему? А если говорить об образовательной системе, почему же она должна состоять только из стен Вуза? Можно пора менять мышление? Почему самих компаний не сделать частью системы образования страны? Сами-то менеджеры с большим практическим опытом не хотят идти преподавать? А зачем? Им и так хорошо… В общем данная проблема больше антропологическая ежели экономическая. А ведь Маркс давно предвидел эту ситуацию. Какие там студенты, сами опытные люди с трудом добиваются хорошей работы, а те кто на месте не знают когда придет очередное сокращение после очередного кризиса. Люди, меняетесь! Все это лицемерие! Ходатайствуйте о правильных законах. Чтобы каждая компания свыше определённого капитала обязалась направлять представителей в Вузы чтобы проводить лекции хотя бы 3 часа в неделю (или принимать преподавателей в offштате), чтобы каждая компания обязалась иметь в штате не менее 10-15% персонала состоящих из выпускников (во Франции хотят пробовать вроде), чтобы сокращать людей стало трудней для работодателей (жесткие выходные пособия) дабы они настроился на сокращение расходов за счет «мозгов» а не людей (самые простые жертвы), чтобы налогообложение предприятия коррелировало с количеством выпускников же в штате и.т.д

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.

Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.