«Я долго думал, на какую должность вас пригласить...»

Я хочу привести переписку по консультированию одной слушательницы моего семинара. Она искала новую работу. Почему именно этот пример? По моим представлениям, он отражает основные принципы, которые необходимо соблюсти при трудоустройстве. И основные ошибки, которые допускают кандидаты. Надеюсь, что данный пример поможет избежать вам таковых.

Перспектива попасть на конкретную работу, на данную вакансию, у Натальи была маловероятна. В требованиях данной швейной компании (приведены ниже) есть «разработка технической документации на модель». Этому учатся годами. Но мы решили попробовать влезть не в конкретный вагон, а на подножку поезда. А потом — устроиться. Основное, на кого мы будем работать — это или собственник компании, или директор по персоналу, контакты которого Наталья нашла.

Главная ошибка большинства ключевых специалистов, ищущих работу — они теряются, когда видят ограничения по требованиям к кандидатам (пол, возраст, опыт работы именно в конкретной отрасли, узкопрофессиональные навыки и пр.) А кто пишет эти требования? Рядовой кадровик. Это, как правило, молоденькая девочка, которая в людях пока не разбирается и не может понять, что существенно на ключевой должности, а что быстро приобретается. Вот и начинают кандидаты работать на рядового кадровика, который еще и не всегда об интересах предприятия печется. А надо на кого работать? На руководителя! Еще лучше — собственника. И претендовать надо не на конкретную вакансию с узкими навыками. Надо претендовать стать ключевым человеком в компании! Если хотите — это стратегия всего поиска работы. И если вам это удастся продемонстрировать, то незнание последней версии «1С» уж как-нибудь вам простят.

Вообще в нашей работе существует некоторый перекос. Часто интервью на должность генерального директора с солидным пятидесятилетним кандидатом вынуждена проводить двадцатилетняя девочка, которая пока не состоялась в своей профессии как специалист. Она или теряется, или ее заносит, что выглядит нелепо. Кандидата на директора — также заносит. Он может вести себя высокомерно, оскорбляя эту девочку. А ведь она — пропускной пункт! Скажите, высокопоставленные кандидаты, она вас пропустит, если вы ее обидите? Нет. Первому лицу о вас просто останется ничего неизвестно. И кто выиграет? А как надо себя вести? Обеим сторонам на равных. Молоденькой девочке признаться, что она не очень хорошо понимает пока в работе кандидата, а кандидату постараться помочь ей понять его квалификацию. И совместно решить вопрос: нужна ли ему эта работа, и подходит ли он для нее.

8 сентября мне пришло следующее письмо: «Виктория, добрый день. У меня есть новый запрос. Компания «ХХХ» имеет планы на открытие магазинов в Европе и рестайлинг существующих, у них сейчас объявлен большой набор. Вчера я звонила в отдел персонала, узнать, рассматривают ли они кандидатов на должность инженер-технолог. Это как раз та вакансия, по которой вы сказали, что я не пройду из-за отсутствия узкопрофессиональных навыков в контроле швейного производства. Получила ответ: «Да, рассматриваем, присылайте резюме и ждите ответа».

Сегодня увидела у них новую вакансию продакт-менеджер. Принципиально меня интересуют длительные командировки в Китай, так как я неторопливо изучаю китайский язык (успешно) и интересуюсь проектами, связанными с Китаем. В целом, китайское направление моей карьеры для меня перспективно, меня очень интересует. В «ЛЛЛ» я работала с китайскими поставщиками стеллажей, размещала там заказы. К сожалению, не довелось ни разу съездить к ним на производство – это привилегия начальства, а мне доставались только российские производства. Наиболее релевантный запросу мой опыт работы в «ЛЛЛ», нежели то, чем я занимаюсь последние полтора года. Однако опыта работы на швейном производстве, и вообще в области одежды, у меня нет. Только хобби – шить и покупать ткани. Возможно, это одна из ведущих способностей, так как дается легко и приятно. Помогите, пожалуйста, правильно зайти на позицию продакт-менеджера. В крайнем случае – на запуск магазинов.

Из контактов в компании, что удалось найти:

  • По информации сайта Executive.ru: nikolay.VVVnko@XXX.ru – и.о. директора по персоналу, на сайте компании «ХХХ» даны его координаты на топовые вакансии.
  • Из СМИ: Дмитрий Г. – собственник и операционный управляющий компании «ХХХ», контактных данных нет.
  • В приложении – мое резюме, подправленное под эти вакансии».

Вакансия: Продакт-менеджер

Требования:

  • Высшее образование;
  • Опыт работы в сфере производства одежды, с производителями одежды стран ЮВА не менее одного года;
  • Знание английского языка;
  • ПК, Excel, Corel Draw;

Обязанности:

1. Разработка технической документации на модель.

2. Размещение коллекции на производствах ЮВА.

3. Участие в переговорах с поставщиками по вопросам цен.

4. Переписка на английском языке.

5. Проверка производственных образцов и оформление замечаний.

6. Контроль качества на этапах экспериментального и массового производства одежды.

7. Ведение базы данных/статистики по ассортименту.

Условия:

  • Режим работы пятидневка, с 9.00 до 18.00.
  • Официальное оформление.
  • Командировки в страны ЮВА: три-четыре недели четыре-пять раз в год.
  • Оплата командировочных.

***

А это — сопроводительное письмо, которое мы составили по всем правилам. Здесь учтены и элементы внушения, и правила моделирования эмоций (вызвать интерес). И сделали профессиональный комплимент. И оставили выбор якобы за партнером. На это письмо было молчание две недели. И моя клиентка, хотя и не упрекала меня напрямую, но энтузиазм у нее явно поубавился. Но, если мы не видим реакцию — это не означает, что ее нет. Когда крестьянин сажает помидоры — они взойдут через две недели. Но в эти две недели продолжается бурная реакция под землей. Просто она нам не видна. В нашем случае все так и получилось.

Сопроводительное письмо

«Уважаемый Николай!

Извините за нахальство, что пишу Вам напрямую, а не через службу персонала. Но я знаю, что для быстрого и эффективного решения любого вопроса необходимо общаться с первыми лицами. В данном случае — с первым лицом Службы персонала.

Вопрос мой банален. Мечтаю работать в вашей компании. Вы — развиваетесь. Вы — работаете с Китаем. Вы — перспективны. Вы — очень перспективны.

По моим представлениям — я ценный специалист. Хотя, возможно, Вам покажется, что не очень. Была бы рада, если бы меня рассмотрели на вакансии уровня инженер-технолог по контролю производственного процесса в странах ЮВА или продакт-менеджера. Хотя формально в швейном производстве не работала, а шитье — хобби. Свободный английский и начальный китайский.

Но если Вы захотите убедиться в моей полезности для вашей компании — готова начать с должностей менеджер по закупкам пряжи или тканей. Эту работу я знаю и умею делать детально.

Николай, подтвердите, пожалуйста, факт получения моего письма, чтобы я знала, что Вы его прочли.

Если ответа от Вас не будет, пойму, что моя квалификация Вас не заинтересовала. И претензий к Вам никаких не будет. Единственно, что если Вы подскажете, что именно мне надо наработать, для того чтобы претендовать в вашу компанию, буду признательна.

Резюме прилагается.

С уважением, Наталья Иванова.

Моб. тел. 8-9**-***-***».

27 сентября от рядового менеджера по персоналу пришло письмо. Она попросила заполнить все данные для компании (внутрифирменную анкету, паспорт, военный билет, данные трудовой и пр.). Мы с Натальей начали готовиться к собеседованию. Но пока ответ не поступил, и Наталья не бездействовала. Она забрасывала удочки и проходила интервью в других компаниях на другие собеседования.

29 сентября. Результаты интервью у директора по персоналу.

«Добрый день, Виктория. Я не могла позвонить после собеседования в «XXX» – спешила на другое собеседование. Была не в состоянии что-либо воспринимать. Теперь — подробный отчет. Первое собеседование – в «XXX» – прошло в спокойной манере.

  • Директор и директор по персоналу удивились, откуда я взяла адрес генерального – может, база данных какая-то есть... Я пояснила, что нашла в интернете имя, а адрес сама подобрала, из трех вариантов написания один оказался верным. А отчество директора по персоналу нашла на Executive.ru. Их все весьма заинтриговало.
  • Директор по персоналу (Николай) общался обстоятельно, неторопливо. Отложил связь по скайпу с директором и входящие звонки на «неопределенное» время, как сам сказал.
  • Сказал, что устроит встречу с прямым руководителем (коммерческим директором), предложил мне самой перезвонить ему, если он забудет сообщить мне, когда следующее собеседование. Но мне перезвонили уже в 16 часов и назначили встречу с коммерческим директором на ближайшую пятницу, 1 октября, в 18.00.
  • Николай сказал, что долго думал, куда меня устроить, и рассматривает меня применительно к торговому оборудованию.

(Письмо подействовало именно так, как мы и рассчитывали. Человек думал о ней. И думал не в применении к узкоспециализированной вакансии, а в принципе — где ее можно у себя применить. У них две вакансии свободны: специалист по закупке торгового оборудования, в Китае, и руководитель группы материально-технического снабжения).

Были следующие вопросы:

1) «Расскажите о себе. Кроме того, что указано в резюме».

Я рассказала, что в целом имею интерес в трех направлениях: строительство и запуск магазинов, индустрия моды (шитье одежды), импортные закупки (использование английского языка – в перспективе, китайского языка – в закупках). Строительством магазинов занимаюсь уже шестой год, данная отрасль снижает темп развития из-за насыщения рынка торговыми точками, и я хотела сменить отрасль на индустрию моды, как отрасль, волнующую меня лично. Все грамотно. И текущее похвалила. И показала интерес к их деятельности. Что я могу быть очень полезна и тому подобную чепуху – не говорила. Вообще не убеждала. Беседа просто текла, я рассуждала о себе как о постороннем предмете, поэтому получилось без волнения.

2) «Почему уходите из компании, в которой работаете сейчас?».

Меня нанимали на конкретную задачу, которую я выполнила за полгода (создала номенклатуру оборудования из 500-700 наименований, провела конкурсы, создала бюджет, подготовила типовую документацию), к началу закупок мы готовы на 90%, актуальность работы по оборудованию пропала из-за того, что компания затягивает процесс проектирования и экспертизы. В течение полугода я оборудованием занимаюсь время от времени, меня привлекают к другим видам работ: проектированию, простому перепечатыванию документов. Я могу больше, я имею навык работать в быстром темпе, я хочу видеть воплощение результата моего труда.

3) «То есть, инициатор ухода из этой компании — Вы?».

Да, я. Меня никто из компании не гонит, даже удерживают, я сейчас ключевой сотрудник по оборудованию. Но из-за задержки проектирования я ищу более живую работу, где могла бы работать в более быстром темпе.

4) «На какой уровень дохода рассчитываете?».

На ИС — от 60 тыс. руб. Далее в зависимости от задач. На настоящем месте работы мы договаривались от 85 до 130 тысяч при постановке задачи организовать с чистого листа процесс закупок для запуска магазинов и исполнения функций руководителя группы закупок. Сейчас я получаю меньше, так как у компании есть какие-то причины не платить сумму, на которую договорились. Полагаю, это из-за того, что я сейчас не обеспечена работой, которая стоила этих денег. Все верно.

(При этом он видел, что я получаю на руки 50 тыс. руб. Это не обсуждали. Кроме того, я не очень помню доход в «ЛЛЛ» и несколько сжульничала: справка о доходе за 2008 год у меня на 1 160 000 руб., сюда включен НДФЛ и выходное пособие. Но честно говоря, я и сама не помню, что за цифра эти 1 160 000 руб. — к начислению или на руки, помню только эту цифру, а справку не нашла, чтобы уточнить. В анкете я указала все зарплаты на других местах как сумму на руки, а «ЛЛЛ» — 1160 тыс./ 12 месяцев, то есть, она завышена приблизительно на 10-12 тыс. руб. в месяц). Если спросят, так скажу, что точно не помню. А вообще на таких собеседованиях никто не ждет данных, как для налоговой инспекции. Надо сказать ориентировочно.

5) «Почему ушли из «ЛЛЛ»?».

По сокращению штата. Они свернули программу развития на 2009 год.

6) «Почему сократили именно вас?».

Ответила чистую правду, как мне начальник отдела озвучила: «Как мне сказали, работу сокращаемых сотрудников возлагали на оставшихся, руководительница группы решала, чью работу брать на себя, а чью – нет. Я все хорошо организовала на своем участке работы, стандартизировала, каталогизировала, подрядчики хорошо знали свое дело, и управлять ими было не трудно. Вторая коллега осталась, потому что ее группа оборудования была очень детальная и энергоемкая, кроме того, начальнице не было интересно закупать канцелярию».

Он с улыбкой ответил, что, да, так бывает: сделаешь лучше всех, а остаешься не у дел. Я не прокомментировала. Жестом показала согласие с ним. Никакой обиды не показала, все спокойно.

7) «А не было возможности остаться вообще в компании?».

На тот момент нет, сокращали многих. Из 50 человек службы развития осталось 10-15 человек, у кого были незавершенные проекты.

8) «Какую из должностей — специалиста или руководителя — Вам хотелось бы занять и почему?».

Я ответила, что мне интересней руководящая должность, так как в должности специалиста я работала в течение шести лет. Моя квалификация выросла, и я готова работать на более системном и менее детальном уровне, поручая детальную работу тому, кто не сможет делать то, что умею я. В текущем проекте мне были отведены обязанности руководителя будущей группы закупок, когда начнется строительство.

Он мне сообщил, что, несмотря на мою нелюбовь к механической работе, я не смогу избежать бумажной рутины, так как обязанности руководителя не сильно отличаются от обязанностей специалиста. Я ответила, что подобной работы я не боюсь, но руководители, как правило, занимаются более сложными проектами, и мне нравится более сложная работа.

Расстались на деловом позитиве. Может, я не права где-то, но у меня лично не осталось ощущения, что я сказала что-то лишнее. Ну, может, кроме того, что не слишком вдохновляет работа просто пишущей машинки, хотя это встречено было «с пониманием».

Рекомендации от начальника отдела торгового оборудования компании «ЛЛЛ» он получил сегодня (Она дала мне уверенно хорошую рекомендацию, о чем мне сегодня по моему звонку и рассказала). Получая рекомендацию, Николай начал вербовать ее и приглашать на работу в OGGI. Она сказала, что пока не заинтересована, но подумает, и чтобы он ей позвонил в середине октября. Николай собирался решать, какую должность мне предложить после беседы с коммерческим директором. Я думаю, что после знакомства с моей бывшей начальницей, у которой он просил на меня рекомендации, он может предложить мне должность специалиста по закупке, а должность руководителя зарезервировать под того, кого предполагает «схантить».

С благодарностью, Наталия».

Ох, уж этот страшный зверь «жаба», которая периодически душит многих! Наталья! Не надо об этом думать в принципе. Надо думать только о том, устраивает ли вас их предложение. А то получится, что вы уже забываете, что сами проявляли инициативу на почти любую вакансию сюда, а теперь вас будет мучить зависть, глядя на успехи других. Это их дело.

Наталья, так и хочется сказать «Ну я же говорила, что все подействует!». Но я этого говорить не буду. Великолепный результат.

Вы хотите узнать, взяли ли ее в «ХХХ»? Нет, не взяли. В этот раз не взяли. Причина — превышение квалификации по отношению к непосредственному руководителю. В отдел, куда ее в конечном итоге пригласили, в качестве начальника взяли сотрудника, который пока не вошел в курс дел. По моему мнению, он просто побоялся брать более квалифицированного, чем он, специалиста и взял попроще. Так что не всегда отказ означает, что вы ниже по требованиям. Может быть — наоборот. Но Наталья осталась в прекрасных отношениях и с директором по персоналу, и с коммерческим. Периодически их поздравляет с праздниками, переписывается. И, по моим представлениям, ее туда через какое-то время пригласят.

Впервые статья была опубликована на Executive.ru 7 августа 2013 года в рубрике «Творчество без купюр»

Комментарии
Финансовый контролер, Кемерово

Почему-то вспомнился юмористический номер ''Ну, возьмите меня!'' в исполнении Юрия Гальцева и Елены Воробей. Человек не имеет профильного опыта работы, не умеет работать в спец. компьютерных программах, всего лишь перепечатывает документы на текущем месте трудоустройства(как простой секретарь) и, вдобавок, до конца не понимает сферу своего применения, но выставляет на себя ''конский'' (даже по московским меркам) ценник, а также умудряется ''забрасывать удочку'' на руководящую должность . Определенно overqualified! Вне всяких сомнений! Тут и говорить нечего! Только не обращайтесь к нам больше! :-)))))

HR-директор, Украина
А кто пишет эти требования? Рядовой кадровик.
Рядовой кадровик не пишет требования. Он их только записывает и оформляет. Формирует и озвучивает требования руководитель (профессионал) -тот, кто реально открывает вакансию.
HR-директор, Барнаул

Виктория, а почему эта статья не презентуется как глава из Вашей с Литваком книги?.. Отличие увидела только одно - в книге героиню зовут Марией, а не Натальей:) Книга (Как найти хорошего работника и хорошую работу), кстати, весьма неплохая и для внешних, и для внутренних рекрутеров. Хороша именно конкретикой, детальным разбором ситуаций.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Не знаю, можно ли тут такое писать... пусть админы удалят если нельзя.
Есть такая социальная сеть, линктин называется. Там есть многие топы, но чтобы с ними связаться, нужно там ''присутствовать''. В частности, Николай у меня уже в контактах, а коммерческий директор OGGI(OOGJI) мне доступен для связи. Если вы ''доросли'', то сеть очень помогает с нужными контактами.

Генеральный директор, Москва
''20-летняя девочка.....теряется, или ее заносит, что выглядит нелепо..... А ведь она — пропускной пункт!'' - а зачем сажать такого ''специалиста'' на собеседование, да еще с ключевыми специалистами? А то, что ''кандидата на директора — также заносит'', а как по другому? Тем более если перед ним такой ''пропускной пункт - молоденькая девочка, которая в людях пока не разбирается и не может понять, что существенно на ключевой должности''. А как её обойти и выйти на ГД или даже собственника если, как правило, это не всегда возможно? А ''долбиться'' в почту, при этом подбирая электронный адрес, в большей степени авантюра, а в меньшей банальный спам! Кандидат на должность ''инженер-технолог'' у которого нет ''опыта работы на швейном производстве и вообще в области одежды'', зато есть хобби ''шить и покупать ткани'' И ради такого ''специалиста ''Директор по персоналу....Отложил связь по скайпу с директором и входящие звонки''? А потом ''долго думал, где...применить....Человек думал о ней.....думал...где ее можно у себя применит''. Только вот зачем ему думать о том куда применить человека у которого нет навыков и опыта работы, ему нечем другим заняться или настоящие спецы просто перевелись? Кроме кандидат жульничал ''натягивая'' зарплату... Далее ещё чудеснее...то сама инициатор увольнения, то потом ''попала под сокращение'', хотя оч. ценный и нужный работник и столько всего сделала... И хочет быть именно начальником! Просто фантастика какая-то! Чисто ''американская мечта''! И особенно непонятно, зачем Вы возились (если это конечно же правда) с таким ''специалистом''?
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Идея хорошая. Первое лицо может много чего решить если до него дойти.

Генеральный директор, Ростов-на-Дону
Екатерина Лебедева пишет: Виктория, а почему эта статья не презентуется как глава из Вашей с Литваком книги?..
Наталья! а она именно так и презентуется. Со ссылкой на авторское право. А собственные имена ведь там все вымышленные. Мы давно работаем в кадрах и понимаем понятие коммерческой тайны. И если кто углядит совпадение - так Николаев и Марий в мире много!
Генеральный директор, Ростов-на-Дону
Марат Бисенгалиев пишет: Первое лицо может много чего решить если до него дойти.
Точно! И техника ''дохождения'' нами отработана в деталях! А не пропустит - ему же хуже. Потеряет ценного специалиста.
Менеджер, Москва

Проблема дефицита кадров среди специалистов по кадрам - крайне серьезна.
Я уже писала об этом. И срываются менеджеры / директора по кадрам, и хамят, и звонят всем подряд, не читая резюме соискателей, гоняя людей по заведомо бессмысленным ''собеседованиям'', когда руководитель впервые видит как самого кандидата, так и его резюме.

Потому все больше людей вынуждены искать работу в обход кадровых служб, то есть стараться выходить напрямую на владельцев компаний, генеральных директоров и коммерческих директоров, то есть лиц, непосредственно принимающих управленческие и коммерческие решения.
В свою очередь это вызывает агрессию со стороны кадровиков, даже их месть в виде СПАМ-рассылок работодателям дезинформации о конкретных соискателях, которые отказались от услуг кадровиков, а кадровики из-за отказа соискателей от их услуг - потеряли свой процент. Получается замкнутый круг.

Эта проблема уже давно назрела и ее необходимо решать.
Одно из решений - ужесточение требований к работникам кадровых служб, ужесточение требований к их психологической устойчивости, склонности к агрессии, мстительности. Также, необходим пересмотр всех стандартов кадрового бизнеса.

-----
С уважением, Елена.

Руководитель проекта, Екатеринбург

Проблема не просто серьезная, она является причиной будущих кадровых проблем в компании. Когда 25-летняя девочка в силу отсутствия опыта на первом этапе отсеивает необходимого компании претендента просто потому что он не подходит по формальным признакам (например, возраст на 3-5 лет больше заявленного), зато проталкивает более молодого и понятного ей человека.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Эксперты: 4-дневная рабочая неделя приведет к снижению зарплат

Закон не препятствует пропорциональному снижению ФОТ при переходе на четырехдневную рабочую неделю.

75% россиян не верят в пенсии

Три четверти россиян не верят в пенсии, показал опрос Райффайзенбанка. А те кто верят, полагают, что она составит всего 10-20 тыс. руб.

Японцы доказали, что при четырехдневной рабочей неделе производительность растет. В Microsoft сообщили о росте на 40%

Японское подразделение Microsoft подвело положительные итоги месячного эксперимента по переходу на четырехдневную рабочую неделю.

 
Кто счастлив в России?

Самыми счастливыми оказались - медики, госслужащие и HR-ы. Об этом сообщается в исследовании Headhunter.