Возможность острова надежды

Говоря о времени, когда вышла эта книга, нельзя не удивиться тому, насколько своевременным оказалось ее появление - она придется ко двору многим современным компаниям, переживающим не самые лучшие времена. В данном издании речь идет о новой концепции управления в менеджменте, причем авторы предлагают вниманию читателя далеко не материалистический или прагматический подход, а обращаются к весьма эфемерному, но, по их утверждению, действенному и уже доказавшему свою эффективность инструменту управления организацией и вдохновения корпоративных лидеров – надежде.

Авторы книги «Надежда как инструмент управления: как создать команду и добиться выдающихся результатов» - американский бизнес-консультант и руководитель тренинговых программ Гарри Хатсон и специалист в области культурной антропологии Барбара Перри изучают феномен надежды и способы ее полезной эксплуатации более десяти лет. В послужном списке американских исследователей бизнеса значатся многие известные мировые компании, повторно вдохнуть жизнь в которые удалось именно за счет создания в рабочих командах позитивной атмосферы, воодушевляющего настроения, и, самое главное, своеобразной 'прививки' надежды сотрудникам.

По мнению авторов книги, которая впервые выпущена в свет на русском языке издательством деловой литературы «Альпина Бизнес Букс», данный подход универсален и будет полезен всем компаниям, ведь ключевой механизм действия, задействованный в этой теории – надежда – работает всегда и везде. Теоретики надежды утверждают – давление, устрашение, подавление сотрудников – явления корпоративной практики столь же частые, сколько бесполезные. Поэтому для создания успешной команды и выхода компаний на новые рубежи их главам необходимо надеяться и делиться надеждой с окружающими.

О том, что являет собой надежда как инструмент управления, как с ним правильно обращаться и каков эффект ее использования в бизнесе, Гарри Хатсон и Барбара Перри рассказали в интервью Executive.ru.

Executive: Появление вашей книги весьма символично – в период мирового экономического кризиса надежда стала очень актуальным и дефицитным товаром.

Барбара Перри: О, да! В этот важный и очень сложный период для всего мира надежда - именно то, что нам всем необходимо. Лидеры всех компаний должны жить не только холодными расчетами дальнейших действий, но и надеждой.

Executive: Как появилась идея осветить этот совсем не материальный аспект управления?

Гарри Хатсон: 15 лет назад я и Барбара принимали участие в качестве консультантов в конференции по управлению качеством, одна из секций которой была посвящена борьбе со страхом. Мы с удивлением заметили, что посетители секции сидели, понурившись, с сосредоточенно-грустными лицами. Почему это происходит, спросили мы друг друга? Возможно, причина в том, что мы концентрируемся на самом страхе, то есть на негативе, а не на позитиве и способах его достичь. Почему бы не сделать ставку на надежду, подумали мы? И занялись этой темой вплотную.

Executive: Работа над этой темой заняла более десяти лет. Чем конкретно вы занимались?

Б.П.: Сначала мы посвятили этой теме ряд статей, после чего мы начали думать о том, чтобы уделять надежде больше внимания. В течение 15 лет мы изучали практический опыт использования компаниями надежды, мы также рассматривали надежду с точки зрения других наук – психологии, социологии, антропологии, собирали знания об этом феномене по кусочкам, ведь комплексно это явление до нас никто не изучал. Никто не сводил к общему знаменателю знания о надежде, чтобы потом использовать их в компаниях с целью получения лидеров нового уровня.

Executive: Как работалось в соавторстве?

Б.П.: Конечно, во время работы у нас были расхождения, споры, разногласия. Мы работаем вместе очень давно, поэтому я могу с уверенностью сказать, что без Гарри я бы не справилась. Более того, и у меня, и у Гарри, были как профессиональные, так и личные причины изучать надежду.

Executive: Как публика, привычная к тому, что в качестве мотивации сотрудников компании зачастую используют материальные стимулы, воспринимают идею о том, что главное – это надежда? Все ли верят в это?

Б.П.: Для многих организаций это слово словно табу.Собрать группу людей и вдохновить их одной идеей очень трудно. В компаниях, как правило, разные люди отвечают за разные функции. Один занимается подбором кадров, другой – обучением, третий думает о стимуляции персонала, еще кто-то – об укреплении корпоративного духа. Однако надежда – именно то, что служит базой для всех этих действий. Это очень прочный фундамент.

Г.Х.: Большое значение для современных компаний приобретает позитивное лидерство. В последние пять лет активно развивается так называемая позитивная психология. В этом направлении проводятся множество исследований, которые доказывают – компании, в которых живет надежда, существуют дольше и работают эффективнее.

Б.П.: Этими вопросами занимается не только психология, но и медицина, биология, социология.

Executive: Расскажите о реальном практическом опыте применения надежды как стимула развития компании.

Г.Х.: Мы консультанты и занимаемся этим вопросом много лет. Мы общаемся с лидерами компаний и стараемся понять, к чему именно они стремятся, что мы можем сделать, чтобы вселить в их компании надежду на светлое будущее. Затем составляем программу развития компании, с которой начинаем работать, корректируя по мере необходимости.

Б.П.: Все истории, рассказанные в нашей книге, имеют успешный финал не потому, что лидеры компаний говорили о надежде, а потому, что они делали все возможное для ее претворения в жизнь. Например, вице-президент по развитию компании General Mills каждый месяц собирает команду и рассказывает, что происходит в компании, о людях, которые добились успеха. Это лишь небольшая часть работы в этом направлении, но таким образом он напоминает сотрудникам, как важна их работа, дает им возможность для развития и надежду.

Мы не можем заставить кого-то надеяться, но мы можем создать условия, при которых эти надежда появится. Например, случай из истории Hewlett-Packard. Несколько лет назад компания переживала свои не лучшие времена, была уволена один из ключевых лиц компании. Персонал пребывал в подавленном настроении. Для поднятия боевого духа в одном из залов компании была представлена вся история компании – стены были увешаны фотографиями, отображающими самые разные периоды развития фирмы. Были показаны трудные исторические моменты, когда компания выжила и стала сильнее. Руководство словно хотело сказать, этот кризис – маленький кусочек всей истории. Нужно с надеждой смотреть в будущее, вспоминать прошлое, делая акценты на всех важных моментах большой истории, видя, таким образом, открывающиеся перспективы.

Executive: Прежде чем приступить к работе в компании, вы должны измерить первоначальный уровень надежды. Как вы это делаете?

Б.П.: В книге мы описываем пять составляющих надежды. На практике мы выявляем наличие каждой из них в компании.

- Участие. Каждый сотрудник должен чувствовать, что его личный вклад в общее дело будет оценен по достоинству.

- Сотрудничество. Помогает создать общее видение проблемы и пути ее разрешения.

- Достижимость. Благодаря надежде мы видим цель как достижимую.

- Открытость позволяет дать людям свободу действий.

- Ценность. Эта составляющая позволяет отбросить вторичные и маловажные цели, сосредоточиться на главном.

Кроме того, мы учим компании использовать простую систему навыков и принципов измерения надежды, которую они могут задействовать сами, прежде чем начать дискуссию о том, к чему они хотят в конечном итоге прийти.

Executive: Что вы вкладываете в понятие 'надежда'? Как вы понимаете, что сделали свою работу хорошо?

Г.Х.: Важно осознавать, что надежда – это не эмоция или временное настроение и ни в коем случае не манипуляция сознанием. Это концепция, которая воплощается в жизнь, подкрепляясь действиями и знаниями. Она имеет практическую направленность на конкретный результат. Надежда появилась гораздо раньше, чем ее начали изучать психологи, и это больше, чем просто психологическое явление.

Понятие «надежда» представлено на трех уровнях - мышления, сердца и действия.

Надежда заставляет тело и мозг человека взаимодействовать. При этом важно работать с позитивным настроем.

Б.П.: Многие люди путают понятие «надежда» и «позитив» или видят это понятие в пассивном ключе, например, говорят «я надеюсь, что скоро все будет лучше», однако ничего для этого не делают. Надежда в нашем понимании – душевный акт с позитивным настроем. Повторяю, это прагматичная концепция. Что касается второго вопроса, обсуждая с главами компаний желаемый конечный результат, мы прислушиваемся к их пожеланиям. Как правило, речь идет о более высокой организации труда, улучшении качества коммуникаций к компании, повышении уровня самоотдачи сотрудников. Для того, чтобы добиться этих результатов, у людей должна быть надежда.

Б.П.: Выявляя уровень надежды компании, мы словно рассматриваем ее под увеличительным стеклом, которое позволяет понять, что происходит внутри организации на самом деле. Это способ выяснить, что на самом деле несут в коллектив их лидеры.

Executive: Как вы относитесь к людям-фанатикам, готовым работать только за идею или только за деньги?

Б.П.: Надежда нужна абсолютно всем, и им в том числе. Конечно, у всех людей разные способы, благодаря которым они могут почувствовать свою ценность и значимость, как в семье, так и на работе.

Executive: Вы можете кардинально изменить мировоззрение пессимиста?

Г.Х.: В этом ключе важно смотреть на то, как взаимодействует личность и команда. Каждый член команды индивидуален. Важно совершенствоваться. Пессимиста надо увлечь целью, и тогда команда поведет его за собой. Надежда помогает создать связи не только между сотрудником и коллективом, но и между компанией и обществом.

Б.П.: С точки зрения психологии бизнес делит личность на того, кто мы в жизни и того, кто мы есть на работе. Это значит, что если мы не верим в себя на работе, то это трансформируется на нашу личную жизнь. Надежда служит спасительным кругом и в том, и в другом случае.

Executive: Некоторые российские руководители предпочитают держать персонал в страхе, полагая, что если их боятся, значит, уважают. Вы согласны?

Г.Х.: В каждой культуре есть люди, которые боятся потерять контроль над ситуацией. Некоторые начальники считают, что чем больше страху они нагоняют, тем больше будет эффекта от работы подчиненных. Здесь на помощь также приходит надежда, ведь люди, живущие надеждой, более организованны, а значит, требуют меньше контроля.

Executive: В чем заключается разница между верой и надеждой?

Г.Х.: Вера – это открытость человека новым идея. Надежда – это охваченность человека новыми идеями. Вера может дать новые идеи, а надежда дает возможность претворить их в жизнь, это прагматичное мышление. Надежда говорит нам – «ты делаешь это правильно», это возможность мыслить позитивно. Надежда должна работать везде и для всех. Она создает связь между прошлым, будущим и настоящим. При этом наша теория подходит не только для бизнеса. Надежда нужна и бизнесменам, и преподавателям, и врачам. Всем тем, кто хочет жить и работать продуктивно, получая от этого удовольствие.

Б.П.: Наша книга впервые представлена на русском языке, второй язык, на который она будет переведена – китайский. Зная историю России, уверена – надежда для россиян не просто пустой звук.

Выражаем благодарность компании (HR) Capital за предоставленные фотоматериалы

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.