Особенности поколения Z: что надо знать, прежде чем их нанимать

Эта тема интересует каждого. На протяжении всей жизни на земле существовала разница между поколениями. Всегда интересно заглянуть в будущее – кому мы его передаем?

В рамках курса «Профнавигация школьников» нам посчастливилось пообщаться с ребятами 12-16 лет и узнать, какой они видят работу мечты, что вкладывают в слова «сложная работа» и как они сами себя оценивают.

Конечно, нельзя сказать, что все подростки одинаковые и выдать какой-то единый типаж современного тинейджера, но тем не менее даже из наших немногочисленных  наблюдений можно сделать обобщенные выводы.

Рефлексия и стресс

Мы были очень приятно удивлены способности подростков к рефлексии. Не каждый взрослый умеет себя настолько чувствовать и знать.  

Современные дети растут в странном мире, в котором не совсем понятно, как родители зарабатывают на жизнь, чем они занимаются и за что им платят деньги, плюс высокие ожидания со стороны родителей и школы. Все это давит на современных подростков и вызывает стресс. Тема напряжения и прессинга прослеживается в интервью практически с каждым респондентом.

Справедливость

Современные подростки чувствительны к таким вещам, как справедливость. Для них очень важен коллектив и атмосфера, в которой они работают.

Деньги vs Удовольствие

Они не гонятся за деньгами, в первую очередь для них важно, чтобы работа приносила удовольствие.

Примеры интервью с поколением Z

Мы задавали ребятам банальные типовые вопросы, которые слышал каждый кандидат при прохождении собеседования. Ниже мы дословно приводим вам интервью с некоторыми представителями поколения Z.

– Что ты ждешь от работы?

Георгий: Я хочу продвинуться по карьерной лестнице.

Мирон: Что я жду от работы? Это удобный график работы, это атмосфера работы, постоянный карьерный рост.

Никита: Я жду, что мой рост будет постепенным. Если моя работа хороша, то меня повысят, если плохая то меня понизят. Это абсолютно правильно.

Артем: Бесценный опыт, который я смогу применить в дальнейшем. Общение с другими сотрудниками в компании. Можно обмениваться опытом и навыками.

– А что такое для тебя работа мечты?

Георгий: Работа мечты – это работа в хорошем коллективе, где работают доброжелательные люди.

Мирон: Работа мечты – это та работа, куда я хочу вкладывать все свои силы и свободное время. Чтобы не работать ради зарплаты, а чтобы моя работа приносила пользу для компании и была интересна мне самому.

Никита: Работа мечты – это то, что мне самому будет приятно делать. То, от чего я буду получать удовольствие. Если я буду много денег зарабатывать, но мне это не будет нравиться, такая работа мне не нужна. Работа в приятном коллективе, чтобы завести хороших знакомых или друзей.

Артем: Работа мечты – это дружный коллектив, который может тебя поддержать. Работа, от которой ты получаешь удовольствие. Ты не работаешь за деньги, ты работаешь за удовольствие. Ты не ждешь, когда закончится твой рабочий день, чтобы скорее уйти домой.

– А что такое для тебя сложная работа?

Георгий: Сложная работа – это когда плохой коллектив и когда перегружают.

Мирон: Сложная работа – это работа в плохой атмосфере. Работа под напряжением, когда на тебя давят со всех сторон. Это когда тебе ставят какие-то ограничения и рамки. Это сбивает и мешает как следует сконцентрироваться. Демотивирует.

Никита: Сложная работа – это та обстановка,  в которой тебе постоянно кто-то мешает, кто-то дергает и спрашивает. Плохой коллектив – это когда, например, люди говорят,  что их работа лучше, чем моя. Нервная обстановка мне не нравится.

Артем: Сложная работа - это работа, когда тебе кто-то мешает, не дает выполнить твою задачу. Может быть говорит то, что тебе не требуется… Мешает разговорами.

– Как ты понимаешь, что успешно выполнил свою работу?

Георгий: Чтобы понять, успешно ли я выполнил свою работу, я должен через какое-то время посмотреть на результат и понять, все ли меня устраивает.

Мирон: Успешно выполненная работа -  это, когда ты сам удовлетворен результатом. Не когда ты выполнил и все, а когда вложил в нее все свои силы. Взял на себя ответственность  за свою работу. И если ты что то сделал не так, то за свою работу несешь ответственность ты, а не компания.

Никита: Ооо… это мое самое плохое качество. Я могу сделать работу хорошо, но не могу остановиться. Я могу продолжить и ухудшить результат. Мне нужен человек, который будет меня контролировать, когда я работаю. Мне очень тяжело оценить, успешно ли я выполнил свою работу.

Артем: Успешная работа – это когда проект сдан и тебя похвалили. Выполнение задачи это и есть успешное выполнение работы.

– Назови свои три сильных и слабых качества.

Георгий: Сильные качества это:

  • Я люблю серьезно учиться.
  • Я очень люблю общаться.
  • Мне интересно просто работать.

Слабые качества... (Пауза…Затрудняется...). Сложный вопрос, надо подумать.

– Может у тебя их нет?

Георгий: Слабые качества есть у каждого.

Вот я иногда ленюсь. Не каждую работу я выполняю с большим желанием. Я люблю общаться, но работать я люблю один. Я не знаю насколько это плохо, но одному мне больше нравится.

– Расскажи о своих сильных и слабых качествах.

Мирон: Сложный вопрос. Всегда трудно самого себя оценивать.  Стрессоустойчивость, целеустремленность, приспособление к любому коллективу и атмосфере. Я могу себя перестроить без проблем.

А слабые: я не люблю перерабатывать больше 9 часов. Лучше сделать понемногу и качественно за чуть более длинный срок, чем быстро и как попало. Иногда лень бывает. Мне нужен будет помощник, сменщик. Еще одно слабое качество – я не люблю очень много общения с людьми, которым что-то от меня нужно. Если мне поставили цель, мы разошлись и у меня есть срок. Я выполню эту задачу к заявленному сроку. Не нужно меня дергать каждый день. Не люблю много пустого общения.

Никита: Сильные качества: Я общительный, могу поддержать любой разговор, так как знаю достаточно много. Если человек работает, я могу ему помочь, подсказать и не мешать ни капли. Я не буду его отвлекать. Если я взялся за работу, я не остановлюсь. Работу я обязательно доделаю, я не оставляю вещи незаконченными. Мне это не нравится.

Слабые качества: одно я уже назвал. Я раздражительный. Допустим, я могу разозлиться сам по себе. Я иногда сам не понимаю, отчего я злюсь. И не люблю, когда мне сильно мешают. От этого больше всего раздражаюсь. Иногда я переменчив. Иногда мне надо работать с кем то, а иногда хочу работать только один.

Артем: Сильные. Я умею учиться и познавать новое. Местами я усидчив, но так же я могу оставить работу на день, а потом вернуться и все сделать сразу. Умение общаться с людьми и работать в коллективе

Слабые: Возможно, если какой-то проект мне не нравится, то я могу быстро устать от него. Мне надоест его делать. Вообще, это очень сложный вопрос. Мне кажется, что человек сам не может назвать свои слабые качества. Это должны делать люди, которые с ним общаются.

– Кем ты себя видишь в будущем?

Георгий: Я бы хотел работать, как родители, сам на себя. Но мне так же хотелось бы стабильности и обеспеченности.

Артем: Я изучаю языки программирования. Я знаю Паскаль, C++ и Java. Также я люблю физику и математику. Это мое.

Выводы

Мы специально не стали менять обороты и слова, используемые подростками, чтобы вы могли самостоятельно оценить, насколько эмоционально зрелым подрастает поколение Z.

Из всего услышанного можно сделать вывод, что для современных подростков в работе крайне важны:

  1. Интерес и удовлетворение от сферы деятельности. Важно приносить пользу компании.
  2. Благоприятная атмосфера и коллектив. Отсутствие стресса и напряжения.
  3. Комфортный график

А это значит, что взаимодействовать с представителем поколения Z нужно не в приказном тоне и навязывать им правила и порядки, а создвать дружескую атмосферу доверия, подогревая их интерес к той или иной задаче.

Мы уверены, что будущее нашего мира в надежных руках!


Вы можете помочь раскрыться своему ребенку в рамках проекта «Профнавигация школьников». В основе курса лежит комплексный подход к профориентации через формулу «хочу», «могу» и «надо», где «хочу» – интересы ученика, «могу» – его способности, а «надо» – востребованные профессии рынка труда. Ученики не просто проходят профдиагностику, но также знакомятся с богатым выбором профессий и передовыми российскими и зарубежными компаниями. Узнать больше

Партнерский материал

Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

Во всех подобного рода материалах "про поколения" они перподносятся так, как будто живут на другой планете...

А что - у пишущей и читающей это аудитории нет детей, внуков и другой разновозрастной родни? Или это будет "не та информация"?

Безусловно - проблемы есть, но они не так уж и сильно меняются за последние сорок лет моих собственных осознанных наблюдений, а ведь уже родившиеся в "лихие девяностые" сами родителями стали...

Слушатель MBA, EMBA, Москва

"А это значит, что взаимодействовать с представителем поколения Z нужно не в приказном тоне и навязывать им правила и порядки, а создвать дружескую атмосферу доверия, подогревая их интерес к той или иной задаче."

Вопрос: а ради чего идти на такие особенности? Ради ни куда не годного результа? Потому, что правильный результат не доставляет исполнителю морального удовольствия?

"Мы уверены, что будущее нашего мира в надежных руках!" - ну, если таких, как опрошенные, на уровне статпогрешности, то я с Вами соглашусь, иначе ....

Нач. отдела, зам. руководителя, Литва
Сергей Левицкий пишет:
"А это значит, что взаимодействовать с представителем поколения Z нужно не в приказном тоне и навязывать им правила и порядки, а создвать дружескую атмосферу доверия, подогревая их интерес к той или иной задаче."

а значит поколения X и У просто садомазо какие то и очень хотят чтобы их плетью подгоняли и зачем им подогревать интерес к задаче. Партия сказала, народ сделал!

Системный администратор, Москва

4 подростка - потрясающая выборка. 
В 12-16 лет тебе просто рассуждать, как ты шлешь все несправедливое лесом и, словно паладин, мчишь на коне к светлому будущему. Находясь при этом на иждивении и под защитой, как минимум родителей. 
А потом ты вырастаешь и... становишься несколько ограничен в маневрах, как выясняется. Не полностью - нет, но разглагольствовать начинаешь меньше, а думать немножко больше. 

Генеральный директор, Москва

Статья для того чтоб что-то написать? Где информативность?

А это значит, что взаимодействовать с представителем поколения Z нужно не в приказном тоне и навязывать им правила и порядки, а создвать дружескую атмосферу доверия, подогревая их интерес к той или иной задаче

А когда с подростками эффективно (можно) было по другому?  Автор не была подростком?

Очень хочется, чтоб на данном ресурсе были разделены публикации авторов представляющих сектор реальной экономики и всех остальных.  И чтоб хоть какую-то "цензуру" на полезность и вменяемость проходили статьи

Консультант, Москва
Михаил Шепелёв пишет:

Статья для того чтоб что-то написать? Где информативность?...

...Очень хочется, чтоб на данном ресурсе были разделены публикации авторов представляющих сектор реальной экономики и всех остальных.  И чтоб хоть какую-то "цензуру" на полезность и вменяемость проходили статьи

Это партнерский материал. Его не цензурят. 

Но ведь партнеров можно выбирать по более, чем одному критерию. Или как?

Сколько есть аналитики и серьезных полемических дискуссий на поколенческую тематику. Даже здесь, на Ехе, были интересные обсуждения. Но редакцию чем-то заинтересовало мнение тех, кому "посчастливилось пообщаться с ребятами 12-16 лет...". Это же сколько исследовательских усилий надо было приложить, чтобы...пообщаться. Отсюда и выводы, такие же "причесанные", как и вопросы интервью. Про отсутствие стресса и напряжения и комфортный график. Интересно, какое "поколение" от таких условий откажется? И кто мечтает о палочной дисциплине на работе?

Спросите у ребят, что может заставить их работать в некомфортных условиях. Их ответы будут репрезентативно отличаться от ответов X&Y. А через 10 лет они повторят ответы своих родителей. Возможно, другими словами. "И так весь мир вертится".

"Мы уверены, что будущее нашего мира в надежных руках!" Хочется надеяться, что к партнерским материалам это тоже относится.

Директор по производству, Украина

Статья вызывает вопросы-размышления:

--- Кто виноват в том, что дети, уже подошедшие к самостоятельной жизни, совсем не знают, что такое работа?

--- И 60 лет назад детям внушали, что "человек рождён для счастья, как птица для полёта". Но, тогда детям внушали и другие истины. К примеру, "без труда не выловишь и рыбку из пруда". Тогда естественной была обязательность участия детей в домашней работе. И в школе были уроки труда. Так что, дети были знакомы с необходимостью-тяжестью-результативностью своего труда.

--- Именно в труде дети становятся людьми; подготавливаются к взрослой-самостоятельной жизни. И это понятно по аналогиям с жизнью животных. Те, не получив родительского обучения, жить могут только в неволе.

--- В последние 30 лет, обучение детей строится на отрыве их от родителей. Именно в этом проявляется главная особенность "глобалистского" влияния на обучение-воспитание детей.

Адм. директор, Санкт-Петербург
Владимир Зонзов пишет:
--- Кто виноват в том, что дети, уже подошедшие к самостоятельной жизни, совсем не знают, что такое работа?

Владимир, да и мы не совсем представляем себе, что такое работа сегодня в некоторый её видах, приносящих неплохой доход там работающим - например, различным блогерам, стилистам и далее по списку деяний, которых раньше-то и  не было...

И какие работы когда подходят больше в отдельный жизненный период... У меня сын в последние 7 лет поработал сначала инженером связи, потом инженером-проектировщиком, сейчас монтёром связи с функциями строителя-монтажника (чтобы иногда кувалдой помахать и с перфоратором поупражняться - в спортивный зал ходить времени и желания нет), через год думает вернуться к инженерной работе... По вечерам при этом сидит у компа (то есть у компов - дома их три с разными специализациями компов).

И самостоятельности вроде хватает - сейчас в отпуск уехал, где-то в России путешествует, сложным маршрутом, сейчас на Алтае.

Но в чём-то их мир сложнее и мироздание у них шире, поскольку мы в их возрасте и мечтать не могли о возможностях получения такого количества информации и таких возможностей для путешествий!

Работодатели по крайней мере тридцатилетних - берут без проблем, и коммуникации налаживаются достаточно быстро.

А вот отношение к работающим сегодня достаточно часто бывает как к крепостным, вот тогда молодёжь чаще "голосует ногами", это факт!

 

Директор по производству, Украина

Владимир Зонзов пишет:  Кто виноват в том, что дети, уже подошедшие к самостоятельной жизни, совсем не знают, что такое работа?

Сергей Алейников пишет:  …, да и мы не совсем представляем себе, что такое работа сегодня в некоторый её видах, приносящих неплохой доход там работающим - например, различным блогерам, стилистам и далее по списку деяний, которых раньше-то и  не было ...

.=====================================.

В моём комментарии (от 08 октября 2020, 06:57) речь идёт о детях старших классов средней школы. Они находятся перед порогом, за которым самостоятельная жизнь. Жизнь, в которой им придётся трудиться самостоятельно. А как им выбрать работу по душе и как в ней трудится, если у них нет навыков труда? Понимают ли это родители? – Не все понимают. Вот пример.

Село. Соседка выкапывает картошку на огороде. А двое её детей (10-ти и 12 лет) слоняются возле дома, не зная чем заняться. Спрашиваю у соседки: «А почему дети не помогают Вам; не выбирают из земли выкопанную картошку?». Она отвечает: «Да они не умеют. Муж скоро приедет и выберет».

Я был поражен.  Звери обучают своих детёнышей тому, что тем понадобится во взрослой самостоятельной жизни. Кто знает, что происходит в мозгу зверей? Им, конечно, проще самим поохотиться. Потому что, детёныши, по неумелости, мешают успешности охоты. Но, звери как-будто понимают обязательность своего труда по обучению детёнышей.

Не знаю как в нынешние времена, но моему поколению говорили в школе, что «труд создал человека». А как развиваться (становиться людьми) детям, которых не привлекают к труду? Если бы соседка потратила чуть-чуть внимания-времени: показала бы детям как выбирать из земли картошку; терпеливо показала их ошибки? – Наверняка, они обучились бы быстро. И лучше было бы обеим сторонам:

  • Картошка была бы убрана быстрее.
  • Дети были бы довольны своим участием в общей работе с мамой.

И высший пилотаж – подавая зимой на стол приготовленную картошку, напомнить детям о том, как вместе убирали картошку.

А в городе как привлекать детей к труду? – К примеру, малыши могут сами убирать за собой игрушки. Дети постарше могут:

  • Убрать квартиру.
  • Подготовить продукты, чтобы мама быстрее приготовила еду.

Да на тему привлечения детей к труду, наверняка написаны целые трактаты. …

Я хорошо помню времена, когда начали говорить об акселератах. Тогда детей начали «оберегать» от труда. Типа – «да еще наработаются». Тогда же начались потоки «гаджетов» (тфу на это слово) НТР (научно-технических революций). Тогда обнаружилось, что детки якобы быстрее осваивают «гаджеты». И тогда начали делать подлог, что-де детки пошли особенные – «акселераты».  

И вот пришли времена, когда поколения детей отрывают от поколений родителей. Деткам внушают, что они по факту рождения соображают быстрее и лучше родителей. Особенно «восхищаются» их скоростью освоения компьютеров и т.п. А почему взрослые, имеющие развитые навыки освоения новых знаний, якобы хуже обучаются, чем дети? – А это – враньё, что хуже. Просто у взрослых доминируют другие интересы.

Так что я весьма скептически отношусь к ярлыкам «поколение Х» и т.д. И отрицательно отношусь к сюсюканью с ними. Здесь важно понимать -- кому выгодно обосабливать детей от родителей.

Генеральный директор, Санкт-Петербург
Владимир Зонзов пишет:
Здесь важно понимать -- кому выгодно обосабливать детей от родителей.

Черт...опять англосаксы и жидомассоны что-ли??? :))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зарплаты в период пандемии выросли неравномерно

В процентном отношении больше остальных выиграли медики, чьи зарплаты поднялись на 20,5%.

В каких сферах вырос спрос на специалистов

Бизнес, несмотря на сложности, взял курс на восстановление.

Более 60% сотрудников Кремниевой долины заявили о выгорании на удаленке

В опросе участвовали более 3 тыс. сотрудников таких компаний, как Amazon, Microsoft, Google и Facebook.