Свежая кровь: наглядное пособие для кадрового вампира

С каждым годом вузы выплевывают в море кадрового рынка огромное количество голодных до работы, закаленных в учебе и на производственных практиках теперь уже бывших студентов. Облик современного выпускника чаще всего связывают с характеристиками, привязанными к понятию «поколение Y». Они «на ты» с новыми технологиями и свежими гаджетами, привыкли к большей свободе, чем старшие товарищи, уже повесившие на себя ярмо офисного планктона. Одновременно с тем, эти кандидаты хотят слышать от вас, что им делать, прислушиваются к авторитетному мнению, поскольку уверены, что именно так достигнут успеха кратчайшим путем. Они активны, но обучаемы, самостоятельны, но ведомы. Согласитесь, заманчивое сочетание! Что выделяет выпускников-2012 из общей массы тех, кто только начинает карьеру?

Образование

Большинство из них учились в школе без троек. Как показывают результаты исследования «Современные выпускники вуза и их карьера в бизнесе-2012» «Агентства Контакт», 52,1% бывших студентов имели в школьных аттестатах только четверки и пятерки. А если к их числу прибавить 11% «золотых» и 24,7% «серебряных» медалистов, то получится, что в статусе абитуриентов среди этих молодых людей практически не было тех, кто учился на «удовлетворительно». О красной «корочке» как показателе успешности учебы можно спорить, однако среди выпускников 2012 года каждый третий (34%) окончил вуз с отличием, а еще 30% имеют в аттестате только одну-две четверки.

school_uni.jpg

Как отмечает Инна Алексеева, генеральный директор PR-агентства PR Partner, «мы обращаем внимание на красные дипломы только тогда, когда они были получены 8-15 лет назад. Корочка с отличием у многих только что закончивших вузы ни о чем не говорит. Красный диплом, к сожалению, обесценился. В множестве негосударственных вузов с платным обучением количество отличников может зашкаливать, достигая добрую половину всех выпускников. Лет десять назад обладателями заветного красного диплома становились лучшие. Однако у большинства выпускников действительно есть опыт работы, и это является плюсом, так как им не нужно рассказывать о том, что такое «работа на компанию»».

Положительной тенденцией можно считать активное участие современных выпускников в научной жизни университета и намечающуюся лидерскую позицию некоторых из них. Несмотря на то, что 40% молодых кандидатов считают, что за годы учебы проявили себя просто «хорошими студентами», 23,6% от общего числа были вовлечены в исследовательскую работу в рамках вуза. Формальными лидерами (по их собственным словам) почувствовали себя 13,9%.

Современные выпускники не так кичатся полученным дипломом, как их предшественники. Вуз для них прежде всего – источник получения знаний (36%) и новых навыков (24%). Но завладев вожделенной корочкой, нынешние молодые кадры больше не хотят учиться. По результатам исследования «Агентства Контакт», 80,6% не планируют получить второе высшее образование. И в 2012, и в 2011 году порядка 65% выпускников выразили готовность отдать университету еще три-четыре года своей жизни только после нескольких лет работы и лишь в случае необходимости для собственного карьерного роста.

studing_results.jpg

Тему комментирует Екатерина Шуберт, партнер FutureToday: «Облик выпускника очень сильно зависит от того, какой вуз он окончил. Одно дело если это было учебное заведение первого эшелона – топ-20 сильнейших университетов, экономических и технических вузов России. Тогда перед нами, скорее всего, умный, амбициозный, часто знающий, чего хочет и на что может рассчитывать кандидат (хотя, конечно, всегда есть исключения). При этом он не всегда реально представляет себе, чем же ему на самом деле предстоит заниматься на рабочем месте, как все происходит в реальном бизнесе. У нас по-прежнему существует большой разрыв между тем, что преподают в вузах и тем, что требуется на деле. Если мы говорим о кандидатах из не самых сильных вузов, то там картина будет гораздо менее позитивной. Навыки, понимания своих целей и возможностей, а также готовность к деятельности в реальной компании на конкретной позиции у них сильно ниже по сравнению с представителями первой группы. Очень многие из таких кандидатов не будут работать по специальности: они либо не знают ее настолько хорошо, чтобы стать профессионалом, либо не хотят развиваться в этой сфере, потому что получали «высшее образование», а не специальность».

Среда обитания

Современные выпускники стали менее самостоятельными. Более половины (52%) выбирают жизнь под крылом родителей или других близких родственников. 34% – за отдельный быт (или совместно с друзьями, знакомыми). В 2011 году о предпочтении съемного жилья или собственной квартиры уюту отчего дома заявляли 41% опрошенных выпускников. Снизилось и число семей, созданных нынешними и бывшими студентами (с 19,7% до 13,9%).

life.jpg

При этом молодые люди, получившие диплом о высшем образовании в 2012 году, активно путешествуют и легки на подъем. 90% опрошенных уже побывали за границей (в 2011 году тех, кто ни разу не выезжал за рубеж, было 80%). В большинстве случаев цель поездок студентов и выпускников – отдых (84,5%). Почти треть молодых кандидатов побывала за границей для обучения (27,8%). Пройти стажировку за рубежом удалось 16,7% выпускников, а 23% – ездили в другие страны по рабочим вопросам.

Подтвердить черты мобильности и стремления к независимости от времени и пространства в облике юных кандидатов может тот факт, что 70,8% из них имеют водительские права категории B. Тут можно долго рассуждать о роли родительского капитала и при организации поездок за рубеж, и в приобретении первого авто. Но сложно отрицать, во-первых, тенденцию к переходу на пользование личным транспортом, во-вторых, еще один плюс для кандидатов к попыткам охватить все, успеть всюду. Не только диплом, не только высшие баллы, но и стажировки, путешествия, автошкола.

Навыки

Поняли ли университеты значимость иностранного для работодателей в условии глобализации рынков, или это заслуга самих выпускников, но все юные кандидаты демонстрируют 100% знание английского. Насколько оно объективно и применимо в повседневной практике еще предстоит выяснить рекрутерам и компаниям, но важной тенденцией можно назвать усиливающийся интерес бывших студентов к европейским языкам. Так, 16,6% владеют испанским, 25% – немецким.

language.jpg

Как обстоит дело с основами компьютерной грамотности? Можно сказать, что выпускники к офисной жизни готовы на все сто: все из них успешно владеют основным пакетом MS Office (Word – 100%, Exсel – 95,8%). Многих из них также не придется дополнительно обучать хитростям работы с корпоративной почтой и некоторыми визуальными редакторами. Но разные должности в разных отраслях подразумевают бессчетное количество специализированного софта, и редкие вузы дают студентам необходимые навыки работы с ним.

soft.jpg

Карьерные возможности

Когда на закрытие вакансии рассматривается кандидат, совсем недавно окончивший вуз, основные страхи работодателя связаны с тем, что такого сотрудника, несмотря на его обучаемость, активность и прочие преимущества, в дальнейшем придется долго пестовать, прививать корпоративную культуру и прочее. Если бросить новобранца, предоставив ему только должностную инструкцию и фронт работ, вряд ли на выходе вы получите матерого офицера трудового знамени. И первый вопрос, который задают таким кандидатам – опыт работы.

На деле 73% выпускников 2012 года уже трудоустроены. Более того, основная масса бывших студентов (93,1%) имеет опыт работы. Будь то практика или полноценная штатная деятельность, у таких кандидатов все же есть понимание основных функций внутри компании, навык решения поставленных задач, знание азов корпоративной этики.

Александр Василенко, глава представительства VMware в России и СНГ: «Они нацелены на быстрый карьерный взлет, что является большим плюсом, но с другой стороны, часто ожидания кандидатов никак не подтверждены уровнем их квалификации. На завышение планки повлиял сам рынок – демографическая ситуация и несовершенство реформы образования создали нехватку квалифицированных кадров, и рынок, как говорят HR-специалисты, сейчас «кандидатский». Конкуренция за персонал сейчас высокая, и конкурс устраивают не только работодатели, но и кандидаты».

Интересен средний заработок нынешних выпускников. Оклад молодых кандидатов варьируется от 28 до 33 тыс. руб. В 2011 году участвовавшие в опросе бывшие студенты называли суммы в среднем от 25 до 27 тыс. Выпускники готовы прямо сейчас броситься в водоворот карьеры и нацелены на быстрый рост, в том числе в вопросах ежемесячного вознаграждения. Большая часть из них планирует существенно увеличить доходы уже за первый год профессиональной деятельности. Около 10% юных кандидатов указывают, что их заработная плата составляет 10-15 тыс., что свидетельствует о высоком проценте студентов, имеющих дополнительные источники доходов – подработки.

pay.jpg

По результатам ежегодного исследования FutureToday о карьерных ожиданиях выпускников лучших вузов Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска (в 2012 году было опрошено больше 5000 выпускников), 30% респондентов зарабатывают более 25 тыс. руб., совмещая работу с учебой. При этом количество зарабатывающих менее 5 тыс. снизилось на 16%, а количество зарабатывающих более 50 тыс. возросло на 20% (хоть и осталось небольшим в общем масштабе).

Подробнее о зарплатных ожиданиях выпускников IT-специальностей – Дмитрий Звонарев, ведущий специалист отдела персонала группы компаний CUSTIS: «Нередко приходится сталкиваться с завышенной самооценкой молодых специалистов. Условно можно разделить выпускников на две категории: тех, кто имеет опыт и адекватно оценивает собственную рыночную стоимость, и тех, кто значительно переоценивает свои умения, так как слабо представляет потребности работодателя и собственные возможности. Амбициозность присуща всем молодым IT-специалистам. Но если первые могут подкрепить свои ожидания, в том числе по заработной плате, реальным опытом, то в отношении вторых это сказать сложно, хотя ожидания ничуть не меньше. По нашим наблюдениям, запросы молодых специалистов практически не изменились за последний год. В IT отрасли нельзя говорить ни о снижении ожиданий по уровню заработной платы на старте карьерного пути, ни о значительном повышении их. Кроме того, трендом последних нескольких лет стало «омоложение» руководящих позиций среднего уровня менеджмента. Все чаще мы можем встретить руководителей проектов в возрасте 24-25 лет, в то время как раньше возрастной порог был выше 30».

Современные выпускники – типичные «игреки». Это значит не только их стремление получать удовольствие от работы и желание видеть реальные результаты своей деятельности, но и то, что сеть – их среда обитания. Даже работу они ищут в большинстве случаев в интернете.

searh.jpg

Алена Занегина, директор департамента «Graduate Recruitment & Employer Branding», «Агентство Контакт»: «Стоит отметить не только снижение ожиданий по заработной плате, но и существенное падение показателей СМИ как источника информации о компаниях. Студенческая аудитория на данный момент гораздо лучше ориентируется на рынке труда, чем год назад, не воспринимая масс-медиа как первичный источник получения необходимых данных. В целом, молодые люди стали более опытными «потребителями» на рынке труда».

Чем они лучше других?

От них ждут и требуют многого: и опыта работы, и знания отрасли, тенденций и особенностей рынка, умения совмещать несколько специализаций на одной должности. И при этом главное, что ценят работодатели, нанимая выпускников – они чаще других соглашаются на меньший оклад. Каковы, по мнению HR-менеджеров, конкурентные преимущества бывших студентов как кандидатов на ту или иную открытую вакансию?

Евгения Лопатина, ведущий специалист отдела персонала группы компаний CUSTIS: «В последнее время многие компании пришли к необходимости внедрения у себя практики работы со студенчеством. Такой подход в решении кадрового вопроса несет в себе как минимум три преимущества для работодателя:

  • Выпускники сильно мотивированы на работу и профессиональное развитие. Многие из них продолжают обучаться и совершенствоваться в выбранной профессии, поступают в аспирантуру. Они являются энтузиастами в вопросах изучения новых инструментов и технологий, которые появляются на IT-рынке.
  • У компании появляется возможность «вырастить» специалиста под нужды собственного производства, сформировать необходимый набор компетенций для эффективной работы.
  • Появляется возможность передать часть более мелких задач «подрастающим кадрам», разгрузив тем самым опытного квалифицированного специалиста, способности которого можно задействовать для решения более сложных и перспективных задач.

«Молодая кровь» полезна даже самым успешным компаниям, так как является сама по себе стимулом к дальнейшему развитию. Вчерашние выпускники привносят в коллектив драйв и энергию».

Артем Ивакин, директор Page Personnel: «Хорошее знание иностранного языка (английского) или даже нескольких, безусловно, выгодно отличает огромное количество современных выпускников от тех, которые заканчивали вузы в 80-90-х годах прошлого столетия. Мы научились мыслить практично – чем раньше мы получим права и научимся управлять транспортным средством, тем скорее заветная мечта станет явью. Сегодня автомобиль уже не роскошь, а необходимость и постоянная потребность. Могли ли представить наши предшественники, что в скором будущем им придется отказаться от килограммов учебников и книг – достаточно иметь при себе новомодный гаджет, который поможет в любой момент. Доступность информации и общая глобализация делают облик современного выпускника мобильным, интеллектуально развитым и прогрессивным. Во многом современная молодежь пробует жизнь на вкус намного раньше своих родителей, отсюда и наличие профессиональной зрелости и подхода к делу. Многие из тех, кто еще вчера с трудом пробивались через вступительные экзамены в вузы, уже сегодня работают на полставки стажером или по совместительству в российской или международной компаниях. Таким образом, к моменту окончания университета или института многие уже познали вкус трудовой жизни, карьерных перспектив и всевозможных сложностей, соответственно, работодателю всегда будут интересны подготовленные будущие кадры.
Свежий взгляд на мир, креативность мышления, отсутствие границ – это все характеристики современного, умного студента. Возможно, именно он подскажет, где скрывается та аудитория потребителей вашего товара или услуг, которую ваша компания никак не могла найти. Давайте возможность современным выпускникам высказывать идеи, наделяйте полномочиями и постоянно воодушевляйте – порой это будет служить даже лучшим стимулом к раскрытию потенциала ваших молодых сотрудников, чем деньги».

Выпускник-2012. Наглядое пособие:

graduated.jpg

Фото: pixabay.com

Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер по персоналу, Москва

На основании статьи я бы еще одно дополнение к стат. портрету выпускников сделала: очень много врут о себе...

HR-директор, Барнаул

Вампира жалко. Кадрового.
Выпускники, насколько понимаю, рассматриваются московские.
К какому поколение сейчас отнести грузчиков, уборщиков и прочих, кто ищет работу в интернете? видимо к игрекам, независимо от возраста. В социальных сетях сейчас уже и дедульки с бабульками активно посиживают.
Нацеленность на рост зарплаты, тяготение к престижу и комфорту - это примета не только выпускников. Люди привыкли ПОТРЕБЛЯТЬ. С этих позиций и требования к работе выстраивают.
Мы периодически принимаем выпускников на работу. Рассматриваем в рамках общего конкурса.

Юрист, Великобритания

И что действительно все так хорошо, 73% выпускников 2012 года уже трудоустроены? А где? Хотелось бы большего анализа по отраслям и должностям.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии