12 способов выявить лжеца на работе

Выявление лжи начинается с наблюдения за человеком в спокойном для него состоянии, пишет Forbes.com. Не зря следователи сначала задают людям простые вопросы, наблюдая, как допрашиваемый ведет себя, когда нет причин лгать. А затем задают вопросы посложнее, оценивая, как меняется невербальное поведение человека.

В деловых отношениях вы тоже можете выявить «нормальное» поведение для сотрудников, а потом отмечать сдвиги, когда язык жестов не совпадает с характером сказанного. Только помните, что перечисленные сигналы могут быть признаками не только лжи, но и простого беспокойства, вызванного другими причинами.

Не полагайтесь целиком и полностью на один сигнал. Ищите в поведении человека несколько признаков одновременно.

1. Фальшивая улыбка

Лжецу сложно выжать из себя настоящую улыбку, когда он стремится ввести вас в заблуждение. Во время настоящей улыбки появляются морщинки в углах глаз, человек «улыбается» во все лицо. Поддельная улыбка задействует только рот.

2. Необычное время отклика

Когда ложь планируется заранее, обманщик отвечает быстрее, чем если бы человек говорил правду. Если же обманщика застают врасплох, ему требуется больше времени, чтобы сообразить, как ответить.

3. Вербальные сигналы

Лжецы говорят на тон выше. Из других вербальных сигналов ― выборочная реакция (отвечают не на тот вопрос, который им задали), заикания, использование оборотов «насколько мне известно…», «я могу ошибаться». Также лжецы реже дают короткие ответы. Например, на вопрос «У тебя был секс с ней?» лжец ответит «У меня не было секса с этой женщиной», а не «Не было».

4. Недостаточное или избыточное слюноотделение

Лжецы зачастую непроизвольно сглатывают слюну или нуждаются в стакане воды, чтобы смочить губы.

5. Расширенные зрачки

Один из явных признаков лжи, который практические невозможно подделать, ― размер зрачков. Чем больше зрачок, тем выше напряжение и концентрация человека, а значит вероятность, что человек врет, выше.

6. Перемены в частоте моргания глазами

Когда человек решает солгать, частота моргания падает и сохраняется неизменной до того, пока ложь не прозвучит. А уже после лжи частота моргания растет (порой в восемь раз по сравнению с нормой).

7. Движения ног

Во время лжи люди нервничают и беспокоятся, что проявляется в движениях ногами. Ноги лжецов ерзают вокруг друг друга и мебели, тянутся и скручиваются, чтобы снять напряжение, или даже принимают позу «бегуна на старте», желая поскорее убежать.

8. Касания лица

Когда лжецы говорят неправду, нос у них, конечно, не растет, но зато чешется (адреналин открывает капилляры и провоцирует зуд). Прикрытие рта ― тоже частый жест лжецов, как и прикрытие глаз.

9. Несовпадения

Когда человек верит в то, о чем говорит, его жесты совпадают с его словами. Если замечаете несоответствия ― жесты противоречат словам ― скажем, человек говорит «да» и при этом покачивает головой из стороны в сторону или же человек хмурится и опускает глаза, рассказывая, как счастлив, все это может быть признаком обмана или в крайнем случае внутреннего конфликта между тем, что человек думает и что говорит.

10. Перемены в жестах

Стараясь не выдать свою ложь лишними движениями, обманщики держаться неестественно спокойно. В других случаях, особенно после неудобного вопроса, у лжецов проявляются «успокаивающие жесты» ― они покусывают губы, трут рукой о руку, вертят ювелирные украшения, касаются волос.

11. Микровыражения

Их сложно уловить, но если уж замечаете мимолетные противоречия между словами и выражениями эмоций, считайте, что вас пытаются обмануть.

12. Бегающий взгляд

Лжецы смотрят вбок, вниз, потом снова на вас, чтобы понять, купились ли вы на ложь.

И напоследок: если человек всей душой верит в то, о чем говорит, раскусить в нем лжеца практически невозможно.

Умеете выявлять обманщиков? Какой способ считаете лучшим?


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Сергей Моторин, Евгений Пожиткин
Менеджер по персоналу, Узбекистан

''Против лома...,- как говориться... Если человек занимается этим (манипуляциями и аферами) профессионально, то все эти выкладки - пустословие. С одной стороны. Искреннего человека всегда определить достаточно просто. Как сказал знаменитый граф:''Глаза - зеркало Души''.
Лучший же способ убедиться в свойствах человека - Время.

Партнер, Омск

Лично мне статья понравилась все расписано кратко и по пунктам. Но я ее оцениваю больше как ознакомительную.
Например, как определить критерии фальшивой улыбки, во вторых фальшивая улыбка не всегда говорит о лжи, она может быть маской неуверенного в себе человека, маска при собеседовании.
Например калибровка реакции это то же довольно непростой способ выявить ложь, для многих людей реакция на вопрос будет индивидуальной, кроме того реакция будет зависеть от того, есть ли у человека опыт ответа на похожий вопрос.
В итоге можно по каждому пункту вести дисскуссию.
И самое главное меня всегда итересует конечный результать, а именно что делать с тем что вы выявили, что человек лжет?
В соседней ветке там люди просят кейс решения проблемы, работники лгут, это все легко выявляется, но что делать дальше, продажи падают, компания теряет позиции. Увольнения не помогают.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы топ-10 социально ответственных компаний России

За год значительно выросло число компаний, которые при запуске проекта ставят цель решить социальную или экологическую проблему.

Исследование: как IT-специалисты приходят в профессию

90% опрошенных сотрудников IT-компаний — выпускники профильных технических вузов.

Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.