HR в кризис: шесть запрещенных приемов

Работа HR-департаментов многих российских компаний несовершенна и оставляет желать лучшего. Но если в спокойные времена на их огрехи еще можно было закрыть глаза, то в кризис систематически повторяющиеся ошибки HR оборачиваются для компании серьезными потерями – как финансовыми, так и репутационными. Вам ведь этого не надо, не так ли?

Восприятие кризиса как повода для паузы в развитии компании

Одной из грубейших ошибок HR в период кризиса является нежелание смотреть на несколько шагов вперед и расценивать этот период как некий этап собственного обучения и развития, а также развития персонала компании с минимальными затратами.

кризис

Марина Гафурова: Стремление занять в кризис выжидательную позицию чревато неприятностями

По словам менеджера по подбору персонала RichartsMeyer | Recruitment Group Марины Гафуровой, именно сейчас появляется возможность заняться теми аспектами и направлениями HR, которые не удавалось развивать в периоды активного роста компании. «В сложное для любой организации время как раз выявляются сильные HR-специалисты, которые способны увидеть и мотивировать по-настоящему ценных для бизнеса сотрудников. Это наиболее подходящее время для открытия и реализации талантов, – считает специалист. – Также серьезной ошибкой будет и пренебрежение нормами трудового права и другими юридическими обязательствами. А это как раз вытекает из неспособности смотреть в будущее».

Игнорирование недовольных сотрудников

В любой компании, оказавшейся в кризис в сложной ситуации, возникнут недовольные сотрудники. Ошибка руководства и HR в данном случае – игнорировать ворчунов или указывать им на дверь.

кризис

Елена Сенцова: Невнимательные к персоналу руководители очень рискуют

По мнению менеджера по персоналу департамента «Офисный подбор» компании «СТС Групп» Елены Сенцовой, HR-менеджеры должны работать с каждым недовольным работником. «Кроме того, в компании должна действовать и постоянно совершенствоваться мотивационная система. Ее инструменты и методы должны быть направлены на удержание сотрудника и стимулирование к работе, даже если сложилась неблагоприятная экономическая ситуация. Также должна действовать система поощрений персонала, например, за вклад в развитие компании, оперативно сданный проект и другие меры. Сотрудник должен постоянно чувствовать заботу руководства».

Молчание о положении дел в компании или «ложь во спасение»

У любой компании бывают как хорошие, так и неспокойные времена. Однако, как бы сильно ни штормило или, наоборот, шли в гору дела, худшее, что может делать руководитель – стойко хранить молчание. В данном случае оно вовсе не «золото», – на месте любой недосказанности расползается трясина сплетен и слухов, которая будет способствовать разобщенности коллектива и формированию у людей чувства нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне.

Как пишет в своем блоге «Территория честного HR» участник Сообщества Олег Барыш, отсутствие общения руководства и HR с коллективом – грубейшая ошибка. Поэтому начальству необходимо объяснять, что происходит на рынке и в компании, какие существуют сценарии развития ситуации, что ждет персонал, – именно этот вопрос интересует сотрудников в первую очередь. Не нужно раскрывать тайны или важные данные. Говорите о том, что действительно беспокоит сотрудников.

Еще один очень важный момент – роль в этой ситуации руководителей и основателей компании. Очень хорошо, если руководители будут на острие информирования, говорит Олег Барыш. Не каждый день, но хотя бы один раз в квартал необходимо встречаться с сотрудниками компании, выслушать их вопросы, донести до них самую важную информацию из «первых уст». Порой это может быть очень важным для будущего компании. Существует немало примеров, когда это срабатывало и позволяло выходить из сложных ситуаций.

Врать о ситуации в компании – также не выход, поскольку в данном случае «лжи во спасение» просто не может быть. Сотрудники все равно выяснят, что к чему, и разоблачение может негативно сказаться на репутации работодателя и даже похоронить компанию. Необходимо признавать трудности, оценивайте возможные сценарии и последствия для компании. Но не врать, лучше уж молчать. Хотя о вреде молчания уже было сказано выше.

Корректировка HR-планов во вред компании

В кризис экономят и люди, и компании. По данным опроса КПМГ, в 2014 году более 60% российских компаний так и или иначе скорректировали свои HR-планы.

Как и в 2009 году, руководители в первую очередь сокращают затраты на подбор персонала (63%), корпоративные мероприятия (48%) и затраты на внешнее обучение сотрудников (42%). При этом, по словам экспертов, уроки 2009 года заставляют компании подходить к вопросу сокращения кадров более продуманно и пересматривать бизнес-процессы, что позволяет снизить затраты на персонал.

Однако сокращать расходы – вовсе не значит отказаться от них полностью. Например, категоричный отказ от найма специалистов в сложной ситуации может быть чреват тем, что компания просто не сможет выбраться из кризисной ямы с помощью имеющихся в наличии сотрудников. В этом случае может ставиться вопрос не о полном запрете на набор персонала, а на увольнение неэффективных сотрудников, место которых может занять новый действительно эффективный специалист.

Нередко в кризис компании пересматривают процесс поиска сотрудников посредством провайдера, отказываясь от услуг последнего в целях сокращения расходов. На помощь приходят альтернативные ресурсы для поиска кадров – специализированные сайты, социальные сети, а также рекомендации коллег и знакомых.

Отказ от корпоративных мероприятий чреват возникновением в команде ощущением равнодушия руководства и снижением командного духа, что в условиях кризиса компаниям совсем не выгодно. Выход – проведение мероприятий с минимальным бюджетом, а то и вовсе без него. Многим российским компаниям удается устраивать оригинальные и интересные праздники, заменив ресторан на офис, а выступление «звездного» артиста – концертом офисной самодеятельности.

Внешнее обучение для многих компаний в кризис – дорогое удовольствие, однако, несмотря на трудности, в российской практике появляется все больше успешных примеров, когда HR организовывают обучение внутри организации. Это позволяет сотрудникам учиться у более опытных и эффективных коллег с минимальными корпоративными затратами.

И еще. Не стоит экономить на мелочах, которые делают жизнь персонала приятнее и комфортнее. Менять марку растворимого кофе, который пьют сотрудники, на более дешевый эквивалент. Или заменять его на «Цикорий». Закупать не трех-, а двухслойную туалетную бумагу, мотивируя экономию кризисными временами. А ситуация, когда руководство небольшой частной компании отменило традицию дарить новогодние подарки детям сотрудников по той же причине, – вообще находится за гранью добра и зла и к реальной экономии средств компании отношения не имеет.

Невнимание к ключевым сотрудникам

Из-за кризисной суматохи нередко происходит так, что задача удержания решившего уволиться высокооплачиваемого менеджера отходит на второй план. А это – одна из главных ошибок, которые HR нередко совершают в кризис, считает руководитель департамента Executive Search и Management Selection в отрасли «Розничные сети и электронная торговля» хедхантинговой компании «Агентство Контакт» Анна Сус.

«Нередко считается, что найти уходящему сотруднику замену на переполненном кандидатами рынке труда будет не сложно. Может, еще и сэкономить удастся, так как соискатели готовы более гибко подходить к обсуждению уровня заработной платы. Вот здесь-то и кроется большое заблуждение, – отмечает собеседница E-xecutive.ru. – Есть большая вероятность, что найти достойную замену ушедшему сотруднику будет не так-то просто. Действительно, в кризисные периоды на рынок выходит очень большое количество активных соискателей, высоко мотивированных на поиск новой работы и готовых к понижению уровня заработной платы. Однако львиная доля этих соискателей – это сокращенные или уволенные сотрудники, которые не смогли доказать свою эффективность и результативность в новых условиях».

При этом все большее количество людей отлично умеют себя продавать и маскировать предыдущие неудачи. «Риск ошибиться с выбором подходящей замены в такое время гораздо выше. А переманить действительно высококлассного профессионала, который не находится в поиске работы, будет дороже и гораздо сложнее, чем удержать текущего», – предупреждает Анна Сус.

Эксперт советует – на решение сотрудника покинуть компанию может повлиять проведение оптимизационных мероприятий во время экономического кризиса. «В такое время многие компании сокращают премии, отказываются от программ по обучению и развитию сотрудников, существенно сужают социальный пакет, то есть разными способами «затягивают пояса». При этом не всегда уделяется достаточное внимание грамотной коммуникации с сотрудниками насчет этих изменений в компании. Например, ограничиваются информационной e-mail-рассылкой, – говорит Анна Сус. – Это может серьезно повлиять на мотивацию персонала и способствовать оттоку персонала. Причем оттоку именно лучшего персонала, потому что рынок труда в кризис не перестает работать. Да, он сильно преображается, но лучшие ваши сотрудники продолжают быть востребованными. Ведь многие компании стремятся к тому, чтобы заменить менее эффективных на более эффективных, и на ваши лучшие кадры будет продолжаться охота».

Неэтичное увольнение

В кризис не позавидуешь и тем, кого увольняют, и тем, кто увольняет. У HR довольно сложная задача – мягко, тактично и максимально «безболезненно» уволить сотрудника. Психологически увольнение может усугубляться наличием у уходящего кредита, малолетних, большого стажа работы и заслуг перед компанией. Для таких людей необходимо подобрать особенные слова и правильно провести прощальную беседу.

Интернет-портал Hrmaximum.ru дает ряд практических рекомендаций по этичному увольнению. Их соблюдение повышает шансы на то, что экс-сотрудник не уйдет, в негодовании хлопнув дверью.

  • Разговор должен быть конфиденциальным. Оптимальное время беседы – от 10 до 30 минут.
  • Принцип построения беседы – «позитив-негатив-позитив». На первом этапе сотрудника следует поблагодарить за проделанную работу и оценить его вклад. На втором этапе – сообщить о решении компании прекратить сотрудничество, основываясь на объективных данных. Третий позитивный этап – убедить работника в том, что увольнение связано исключительно с внешними, не зависящими от компании обстоятельствами. При этом можно предложить свою профессиональную помощь – составить рекомендательное письмо или порекомендовать сотрудника партнерам, помочь с подготовкой резюме для поиска новой работы.
  • Ответной реакцией увольняемого может быть монолог, из которого HR может получить полезную информацию о подводных течениях в компании, имеющихся трудностях и так далее. В данном случае этично выслушать, не перебивая, давая человеку возможность выговориться.

Фото в анонсе: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по развитию, Владивосток

Площадка для общения ''сообщников'' плавно превращается в non-stop форум для HR-ов....

Аналитик, Санкт-Петербург
Однако, как бы сильно ни штормило или, наоборот, шли в гору дела, худшее, что может делать руководитель – стойко хранить молчание.
Врать о ситуации в компании – также не выход ... Необходимо признавать трудности ... Но не врать, лучше уж молчать.
Я, конечно, понимаю, что это не научный трактат, а так сказать ''лирика''. Однако уж совсем явных логических противоречий тем не менее не следовало бы допускать: Если Вы утверждаете, что ''молчать - это худшее'', то Вы автоматически не имеете права утверждать, что ''молчать лучше, чем врать''. Подобными противоречивыми высказываниями Вы ставите Вашего читателя в тупик. Он в недоумении ''чешет репу'' тщетно пытаясь понять, что же всё-таки лучше: врать или молчать?
Менеджер, Москва

Думаю,речь идет о выборе из 2х зол минимального. В идеале лучше не врать и не молчать,но если совсем все плохо и приходится выбирать,то лучше помолчать какое-то время. Хотя,я считаю,что первый вариант лучше использовать в любой ситуации,а не держать сотрудников в неведении.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Природа не терпит пустоты. Если руководитель не ''придумает'', что сказать своему коллективу, коллектив сам додумает, сам молниеносно распространит через курилки и прочие ''народные'' каналы. Руководитель становится заложником ''новой реальности'', сочиненной сотрудниками. И чем для компании кончится такое ''народное творчество''...

Директор по рекламе, Москва

Почему е-хе становится узко направленным порталом HR тематики?
Или HR аспект в актуальном положении бизнеса САМЫЙ важный сегодня??? ммм???

Консультант, Москва
Дмитрий Федоров пишет: Почему е-хе становится узко направленным порталом HR тематики? Или HR аспект в актуальном положении бизнеса САМЫЙ важный сегодня??? ммм???
Мне тоже хочется спросить - почему?! Почему некоторые уважаемые представители Сообщества с упорством, достойным иного применения, ''отписываются'' от эйчаровской тематики как неуместной на портале, ''узконаправленной''? Коллеги, Вы действительно пытаетесь управлять процессами без людей? И что тогда имеет эксклюзивное право быть предметом «широконаправленных» управленческих дискуссий? Я не защищаю статью - это очередной ''пролет куска строительного материала над столицей Франции''. Редакторы традиционно «оцифровали» заголовок, и ''шесть запрещенных приемов'' привлекают своей практичностью и конкретностью, хотя сама статья – достаточно поверхностная, про то, что надо ''смотреть вперед на несколько шагов и думать о будущем''. Но качество материала конкретной статьи и право эйчаровской тематики быть на портале е-хе - это две большие разницы. Мне непонятна избирательность уважаемых коллег – одни сюда ходи, а другие не ходи. Допускаю, что одной из причин дискриминации является тот факт, что выступлений лучших российских эйчаров (которых реально ценит бизнес, и которых человек 10 на всю-то страну и наберется), на портале практически не бывает. Поэтому получается, как в плохом анекдоте: «Сам я Карузо не слышал, но Сара напела, и мне не понравилось».
Руководитель проекта, Москва

Ну и зачем подобные ''опусы'' выводить в топ при рассылке. Ау! админы! Совсем скудно с материалами стало? Если по сути, то набор банальностей, от которого просто прет оторванной от реальности и местных реалий теорией. Сказки для хомячков, а для 99,5% наемных сотрудников в стране - все это ''в топку''. Особенно умилило про увольняемых: Принцип построения беседы – «позитив-негатив-позитив». Для кого это? В нашем обществе? Бог с ними, с авторами, они, видимо, неплохо зарабатывают на хомячках. Но дорогая передача! В смысле редакторы... Вы дискредитируете портал начисто подобными публикациями.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.