Исследование ВШБ НИУ ВШЭ: российский бизнес продолжает развивать ESG-программы

Результаты исследования «Актуальное состояние корпоративных ESG-стратегий в новых условиях», проведенного в сентябре-ноябре 2022, представил Центр управления устойчивым развитием компаний НИУ ВШЭ.

Проект уникален с точки зрения набора инструментов исследования – анализ трендов, обзор научных и экспертных публикаций, правовой анализ, анализ зеленого финансирования и нефинансовой отчетности, мониторинг медиа и анализ опросов общественного мнения. Более того, впервые проведен репрезентативный опрос микро- малых и средних предприятий России, в котором приняли участие 350 компаний. С 27-ю представителями крупного бизнеса и бизнес-объединений из ключевых отраслей были проведены глубинные интервью.

Основной вывод: крупный российский бизнес не планирует пересматривать свои стратегии в области устойчивого развития ни в краткосрочной, ни в среднесрочной перспективе, несмотря на экономическую турбулентность и геополитическую обстановку, исключение российских игроков из основных западных рейтингов ESG.

При этом в отечественных компаниях меняется баланс между экологической, социальной и управленческой составляющими повестки ESG. По результатам интервью с крупным бизнесом можно выделить несколько трендов в этой сфере.

В частности, в вопросах влияния деятельности компании на окружающую среду (фактор Е) можно заметить «оптимизацию» расходов на экологическую деятельность компаний. С точки зрения охраны труда и соблюдения прав человека (фактор S) происходит развитие практик психологической поддержки персонала и сокращения дистанции между руководством и сотрудниками. На корпоративное управление (фактор G) влияние оказывают стратегический «разворот на Восток» и партнеры внутри страны.

Ирина Архипова, директор Центра управления устойчивым развитием компаний Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ подчеркнула: «В кризисный период ESG-повестка, как и многие бизнес-модели подвергаются переосмыслению и переоценке. Компании задумываются об экономической эффективности расходов на ESG, а государство – над дополнительными мерами поддержки экономики и общества. Данное исследование было необходимо для понимания, в чем заключаются изменения в корпоративной  ESG-повестке как крупных, так и малых компаний».

По данным медиа-исследования трансформация наблюдается как в непосредственной деятельности компаний, так и в информационном поле вокруг ESG-повестки.  Ведущими ньюсмейкерами ESG-повестки в 2022 году в СМИ и социальных сетях выступили Сбербанк и Банк ВТБ.

Интерес к тематике ESG находился на высоком уровне в СМИ весь год, однако пик обсуждений пришелся на февраль 2022 и составил 9829 упоминаний, что в четыре раза выше, чем в феврале 2021 года. Информационные поводы были связаны с реализацией корпоративного управления в соответствии с ESG-принципами, устойчивыми банковскими продуктами для бизнеса и мероприятиями по популяризации «зеленой» повестки в России.

Ирина Бахтина, директор по устойчивому развитию Объединенной компании РУСАЛ: «ESG-стратегии и в стандартных-то условиях ведения бизнеса (business as usual) выполняют роль стабилизирующего фактора, снимающего самые острые риски на пике деловой активности и обеспечивающего баланс интересов всех вовлечённых сторон в долгосрочной перспективе. Что и говорить тогда о новых условиях, в которых оказался российский бизнес в 2022-м году, — исследование ВШЭ совершенно чётко показывает, как ESG-зрелость не только крупнейших игроков рынка, но и сектора МСП проявляет себя в качестве «запаса прочности» — в первом случае, в обеспечении устойчивости ресурсной базы (о каких бы ресурсах ни шла речь), во втором — в пересборке релевантных «зелёных» предложений, позволяющих сохранить конкурентные преимущества на рынке».

Не менее важной для исследователей была оценка ситуации в целом в компаниях МСП, которые не только выступают подрядчиками крупного бизнеса, но зачастую именно их продукты и услуги формируют у массового потребителя образ «устойчивого» или «неустойчивого» развития российской экономики. Опрос малых и средних предприятий (МСП) показал, что значительная часть (40,9%) компаний продолжили внедрять практики и технологии по снижению негативного воздействия на окружающую среду, а 13,1% компаний проводят разработку инновационных экологически чистых продуктов и услуг. Доля МСП, внедряющих «зеленые» технологии в России, соответствует уровню развитых стран.

Малые и средние предприятия сильнее, чем крупный бизнес отреагировали на давление внешних факторов: с февраля по ноябрь 2022 года каждое пятое предприятие было вынуждено снизить социальные затраты. Несмотря на то, что в ходе опроса почти треть компаний выразили заинтересованность в возможностях использования инструментов «зеленого финансирования», лишь 2,3% опрошенных компаний имеют соответствующий опыт. Причем 8,8% компаний даже не знают, что такое «зеленое финансирование».

Несмотря на факторы экономической турбулентности, значительная часть МСП продолжает придерживаться принципов надлежащего корпоративного управления. Более половины организаций утверждают, что в их деятельности важны не только финансовые показатели, но и  желание сделать мир лучше. Более конкретно, 70% организаций стремятся максимально точно отчитываться перед заинтересованными сторонами о финансовых и нефинансовых аспектах деятельности, половина организаций отслеживает выполнение экологических и этических норм поставщиками и 37% вносят вклад в развитие отраслевых стандартов и сфере ESG.

К позитивным сигналам следует отнести то, что в период с февраля по ноябрь 2022 почти каждое третье (26%) предприятие МСП смогло улучшить условия труда и мотивации сотрудников, а более трети компаний малого и среднего бизнеса даже улучшили привлекательность своих рабочих мест в пост-февральской ситуации. Вопреки опасениям, ухудшили ситуацию в этой сфере всего 11%. 15% МСП улучшили ситуацию в сфере безопасности и охраны труда, в то время как ситуация в этой сфере ухудшилась лишь у 3% компаний МСП, а у 89% осталась без изменений. Это говорит о том, что российские компании МСП обладают высоким адаптационным потенциалом и запасом прочности в рамках текущей ситуации, а также пониманием, что ключевой ресурс – это люди.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ планирует продолжить исследовательскую работу по оценке изменений ESG-стратегий крупного российского бизнеса и МСП. 

Приложение:

Тренды развития ESG-сферы в крупных российских компаниях

E

S

G

1.        Инерционное развитие корпоративной экологической повестки и «оптимизация» экологической деятельности бизнеса.

2.        Усложнение доступа российских компаний к зарубежным технологиям, необходимым для реализации экологических и климатических проектов.

3.        Ослабление экологического регулирования вследствие финансовых и технологических ограничений.

4.        Трансформация ролей государства и бизнеса в продвижении ESG-повестки.

5.        Ослабление климатического дискурса в ESG-повестке и последующее его развитие с учетом национальных приоритетов.

6.        Переход от западного видения к ESG-повестки к собственным стандартам и ориентации на стандарты азиатских стран.

1.       Выход социальной составляющей ESG на первый план.

2.       Самостоятельное устранение диспропорции в ESG-практиках за счет переосмысления социальных ценностей.

3.       Развитие S-практик по заданному пандемией паттерну —– эмпатия к персоналу и психологическая поддержка сотрудников.

4.       Расширение зоны коллективного влияния за счет расширения трактовки социальной ответственности.

5.       Смещение фокуса на внутреннюю S-повестку и партнерские отношения.

6.       Сохранение бюджетов в крупных компаниях на социальную составляющую ESG.

1.      Более быстрое развитие ESG-повестки, ускорение запланированных изменений в компаниях в связи с пандемией COVID-19 и кризисом 2022 года .

2.      Появление внешних ограничений, которые ставят под вопрос достижение отдельных корпоративных целей на ближнем и, возможно, среднем горизонте.

3.      Усиление влияния на формирование ESG-повестки партнеров на Востоке и внутри страны вместо западных стейкхолдеров,.

4.      Сниженное внимание к некоторым значимым вопросам (гендерное равенство, вопросы многообразия и др.). со стороны российских компаний  

5.      Продолжение подготовки и верификации нефинансовой отчетности компаниями, в 2022 году — с некоторыми задержками публикации.

Компания: Высшая школа бизнеса НИУ «Высшая школа экономики»
Расскажите коллегам:
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии