Добрый день, коллеги!
Каким образом вы разбиваете по уровням развития компетенции в модели компетенций своей (клиентской) организации? С помощью каких методов?
В русскоязычной литературе говорятся лишь общие слова, как правило мало формализуемые (либо теоретически очень продуманные, но неподходящие к моему случаю).
1. Володина (2006) пишет, что "обычно компетенции подразделяются на 3-5 уровней" и далее предлагает абсолютно общие рекомендации о том, что надо определить минимальный и максимальный уровень развития компетенции, затем средние, дать уровням названия и т. п. Затем идут примеры разработанных шкал компетенций.
2. Спенсер (2005), уже более интересно, упоминает: "мы обнаружили, что в некоторых примерах один и тот же тип поведения проявляется интенсивнее, полнее и более масштабно, чем в других" и далее предлагает "наиболее типичные измерения" для выведения "едва заметных различий" в выражении компетенций:
- интенсивность или завершенность действия;
- масштаб воздействия;
- сложность;
- количество усилий;
- уникальные измерения.
3. У Бояциса (2008), исходя из моего уровня осведомленности, уникальный взгляд. Он подтверждает общепринятую практику, утверждая, что "[м]одель компетенций менеджеров должна иметь два измерения" (первое измерение -- это типы компетенций, связанные с различной спецификой деятельности, т. е. стандартное разделение модели компетенций на отдельные компетенции). Но дальше он пишет следующее: "Второе измерение модели компетенций имеет три базовых уровня: 1) уровень мотивов и черт; 2) уровень самообраза и социально роли; 3) уровень навыков". Чуть ранее он поясняет это разделение: "Другое измерение модели менеджерских компетенций может описать различные уровни каждой компетенции, которая может существовать "в индивиде", например мотивы существуют на подсознательном уровне, а навыки -- на поведенческом уровне". Каждый уровень может по-разному влиять на возможность человека воспользоваться компетенцией. Это должно быть отражено в частоте, с которой он обращается к этой компетенции в своей работе, так же как и степень, до которой компетенция применима в любой ситуации. Например, компетенция планирования, наверное, существует на множестве уровней. На уровне мотивов компетенция может существовать в виде желания достичь цели как отражения улучшения качества деятельности работника. На уровне навыков компетенция может выражаться в способности определить цель ...". И так далее. Чрезвычайно интересно, но неприменимо в моем случае.
Вопрос: что делать, как подходить к делу, с какого боку, если сверху мне спущено стандартное деление на, скажем, четыре уровня развития компетенций: "уровень ниже ожидаемого", "уровень развития", "уровень мастерства" и т. д. Как их заполнять?
Буду благодарен за подсказку.
Компетенции привязаны к "навыкам в профессии".
Насколько мне известно, "Менеджер" - это больше должность, нежели "Профессия".
При этом, если уж "Профессия", то, применительно к "Менеджер" будет необходимо добавление "Специализации".
И "Компетенции" будут складываться из "Общепрофессиональных" и "Узкоспециальных".
Мы, у себя, делим "Компетенции" на 4 вида и по 3 подвида, в каждом виде. Это "Общепрофессиональные", независимо от "Профессии".
Далее, те же деления, но уже "Узкоспециально".
В результате, "Компетенция Работника А" будет иметь вид (для примера) "3.2/1.3"
Мы используем 10 уровней, где 5 - означает "как у всех". Ниже пяти - отрицательное проявление компетенции.
Чтобы сформировать описание компетенций, нужно перевести их на язык поведенческих индикаторов. Собрав список поведенческих индикаторов для индивидуальных компетенций должности, Вы можете собрать фокус-группу по принципу 360 градусов, чтобы распределить поведенческие индикаторы по 4 Вашим уровням. В принципе, первичный список поведенческих индикаторов тоже можно сформировать на той же фокус-группе.
А если совет - сходите на соответствующий курс для HR по формированию компетенций. :D Например, к нам.
Я придерживаюсь 4 уровней. И имею достаточные на мой взгляд основания для этого. Причем эти основания продиктованы не тольки и даже не сколько опытом, а скорее детальным изучением проблемы и соотнесением ее с другими моделями и теориятими. Например интериоризация функций по Выготскому (это если сходу).
Мне кажется, что прежде всего Модель компетенций компании должна быть четко понятной каждому сотруднику Компании.
Он должен четко понимать что это такое и как ей пользоваться.
В принципе Модель компетенций описывает поведенческие индикаторы, демонстрацию которых ожидает компания от сотрудников.
Но совершенно не реально прописывать только один уровень компетенции, потому как разные уровни менеджмента должны демонстироввать разные по сложности поведенческие примеры. Допустим стандартный пример из продаж. Существует три должности в компании: торговый представитель, менеджер по продажам в городе, региональный менеджер. Для них для всех сущесвтвуют несколько ключевых компетенций таких как: ориентация на клиента, ориентация на результат, проницательность/способность разобраться в сути. Для всех этих уровней эти компетенции важны, однако пропорционально с величиой должности растет и уровень проявления каждой компетенции,поэтому не возможнон мерять одними и теми же поведенческими примерами разные должности. Также добавляются другие компетенции например умение управлять людьми и.т.д. Поэтому эти компетенции разделяются на три основных уровня: стандартный, развитый, высокоразвитый. Они разносятся по каждой должности и прописываются как необходимые. Как только такое разнесение сделано, мы получаем множество плюсов:
1. На входе мы подбираем людей согласно определенным компетенциям
2. мы знаем, какие компетенции и в каком ключе нужно развивать
3. Работники понимают, как уровень компетенции должен быть на следующей должности, к которой они стремятся.
4. Легко выстроить систему обучения.
Конечно же это обобщенный пример, но всегда готов поделиться собсвтенным опытом.
Бог мой, ну и нагородили.
Найдите стандарты NOS, на крайний случай - MCI - там все разведено.
Привяжите к своей деятельности. И не придется городить 10 этажей, пять из которых в "подвале" ненужности размещены ;)
А просто проще надо быть. Без фанатизма :)
К тому же затраты на создание инструмента не должны превышать полезного эффекта.
Мы же не академические пыльные кабинетные ученые, чтобы там Q-сортировки всякие...
Мы сделали инструмент. На практике "обкатали". Работает. Ну и отлично. А уж идеален он на 80% или на 81% - это пусть всякие диссертанты и консалтеры высчитывают. :)