Затраты, расходы, издержки ... зачем так много слов

Российские экономисты используют как минимум три термина когда говорят об одном и том же объекте (возможно, конечно я заблуждаюсь..).
Согласен, что в профессиональной речи можно и, быть может, даже нужно разделять понятия затраты и расходы, хотя и здесь я считаю что это в некоторой степени искусственно.......но экономистам и этих двух терминов недостаточно, используется еще и тритий - издержки...... ( причем не только экономисты используют целых три термина, можно найти их широкое употребление и в НК и в различных ПБУ и т.д)....
...На мой, безусловно дилетанский, взгляд вполне достаточно двух....а может быть даже и ОДНОГО...
...Например, на Западе, экономисты ссчитают вполне достаточным использовать ЛИШЬ costs и expenses...

...Поделитесь, пожалуйста мнениями, нужно ли так глубоко дифференцировать то что можно в обыденной речи называют одним словом…

Z

Расскажите коллегам:
Теги: финансы
Комментарии
Преподаватель, Оренбург
Добрый вечер. Используют, безусловно, как синонимы, ну чтобы не повторяться, для красоты речи :| 1. ИМХО, издержки - самое широкое понятие, означает "чем мы готовы пожертвовать при принятии данного управленческого решения" (могут быть как еще бывают "вмененными", то есть неявными). 2. Расходы - термин исключительно бухгалтерский, "уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации". Они всегда явные и определяются учетной политикой. 3. Затраты - наиболее узкий и экономический термин - расходы предприятия на производство товаров и услуг. Всегда явные, но не всегда оформленные как таковые в бухгалтерии. Определяются исключительно экономической логикой. Так термины использую я. Поскольку я экономист, то разделяю 2 и 3 понятия в обязательном порядке и студентов поправляю к примеру. Делать это считаю важным (разделять то есть), поскольку у нас в стране путаница бухгалтерского учета с управленческим, попытки принимать решения на основе бухгалтерских данных, черная и серая бухгалтерия и т.п. ну не Вам, думаю, объяснять.
Генеральный директор, Омск

Спасибо за ответ....
...но у меня возникает вопрос - откуда вообще появился термин "издержки", ведь мы же всегда ссылались на Запад, а там термина только два...самое интересное, что некоторые авторы...да что там некоторые - многие пишут ... "издержки - термин в основном употребляемый в экономической теории"...в экономической теории и у Смитта и у Маршалла и у представителей других направлений термин costs ...почему его переводят именно как издержки то, а не как затраты....
по затратм и расходам согласен с Вами.

...а для красоты речи - это Вы хорошо подметили - согласен абсолютно) .....в начале книги все вроде пишут что мол НЕОБХОДИМО разделять - а дальши пошли "избегать тафтологии" :) )))

Преподаватель, Оренбург

Да, по-моему в западных книжках costs и при переводе может означать как издержки, так и затраты. Логично было бы когда переводчик-экономист переводит Смита-Маршалла, понимать, что авторы могут использовать это слово в значениях как "вмененные" так и "явные" (для своих экономтеоретических целей) поэтому и переводить как "издержки". Когда же переводят более приземленные к экономике, упр.учету то надо бы переводить как "затраты" (потому как не придет в голову прикладным специалистам где-то использовать вмененные издежки - с реальными бы разобраться).

Генеральный директор, Омск

Возможно в некотроых случаях действительно авторы пытаются именно подчеркнуть наличие еще и "неявных", но это очень редкий случай........ только что сопоставял "Исследование о природе и причине богатства народов" и "An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations" ... кое-где production costs переводится как издержки производства, а кое-где как производственные затраты)))

...бесконечная тема .... пока формально не пропишут в официальном документе, можно бесконечно дискутировать - и, естественно, все будут правы), ведь нет же эталона....близким к эталону здесь является авторитет авора....

не очень интересна конечно эта тема - терминология......больше практикой надо заниматься))))))

...хотя конечно вопрос важный, естественно здесь не олько о затратх, расходах, издержках идет речь - у нас масса аналогичной путанницы, зачастую непонятно что именно мы имеем ввиду, употребляя тот или иной термин, безусловно это тормозит развитие...

Рук. департамента аудита, Москва
Евгений Тевелевич пишет: ...хотя конечно вопрос важный, естественно здесь не олько о затратх, расходах, издержках идет речь - у нас масса аналогичной путанницы, зачастую непонятно что именно мы имеем ввиду, употребляя тот или иной термин, безусловно это тормозит развитие...
Мне кажется здесь проблема переводной литературы. Стоило в одном издании применить термин "издержки" а другом "затраты" - и все, пошла путанница.
Генеральный директор, Омск
Елена Серова пишет: Мне кажется здесь проблема переводной литературы. Стоило в одном издании применить термин "издержки" а другом "затраты" - и все, пошла путанница.
Вполне вероятно...
Финансовый директор, Москва

Для того чтобы произвести товар или оказать услугу, предпринимателю необходимы ресурсы. Денежное выражение суммы ресурсов, которыми располагает хозяйствующий субъект, называют издержками.
Наличие тех или иных платных ресурсов предполагает право свободы выбора, т.е. как ими распорядится предприниматель, поэтому издержки – это экономическая категория.
Издержки делят на явные издержки и вмененные (неявные, альтернативные) издержки. К явным издержкам относят все издержки фирмы по приобретению используемых факторов производства. Явные издержки, в свою очередь, делят на издержки производства и издержки обращения.
Издержки производства – это явные, потребленные в процессе производства материальные, нематериальные, трудовые и денежные ресурсы.
Издержки обращения – это явные, выраженные в денежной форме текущие ресурсы живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям. Издержки обращения доминируют в оптовых, снабженческо-сбытовых, посреднических, комиссионных, торговых и других коммерческих организациях, действующих в сфере обращения и занимающихся продажей и доставкой товаров от производителей к покупателям. Эти издержки включают расходы на оплату труда работников торговли, транспортирование, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров к продаже, а также расходы на организацию закупки и реализации, на управление торговлей, ведение учета и контроля выполнения планов торгово-финансовой деятельности.
Чтобы принятие решения о начале или развитии производства было обоснованным, в издержки следует включать не только явные, но и неявные (вмененные, или альтернативные) издержки.
Вмененные (альтернативные) издержки – это издержки упущенной выгоды предприятия, которую оно получило бы при выборе производства альтернативного товара, по альтернативной цене, на альтернативном рынке. Например, если фирма, имеющая новейший парк деревообрабатывающих станков, производит деревянные ящики для хранения стеклотары и реализует их в экономически отсталом регионе, то она явно недополучает часть прибыли, которую могла бы получить, если бы выпускала дорогостоящую мебель и продавала бы ее в мегаполисе.
Затратами предприятия называют явные издержки, понесенные предприятием в момент приобретения каких либо ресурсов, ценностей или услуг.
Затраты, как и издержки, – это тоже экономическая категория.
Затраты, непосредственно связаны с управлением, технологическим процессом, продвижением продукта на рынок и его сбытом. Они обусловлены технологией производства, организацией менеджмента и маркетинга, включая расходы на обучение персонала, повышение потребительских свойств продукции, и ее надежности, НИР, ОКР, изобретательство и рационализацию. Различают постоянные и переменные затраты.
Затраты, связанные с возмещением произ¬водственных факторов, размеры которых не зависят от объема про¬изводимой продукции, называют постоянными затратами фир-мы.
К переменным относят затраты фирмы на выплату заработной платы персоналу, начис¬ляемой в зависимости от выработки, платежи за используемое сырье и материалы, топливо, электроэнергию и т.д. Если производство пре¬кратить, то переменные затраты сократятся до нуля, в то время как постоянные затраты останутся на том же уровне.
В сумме постоянные и переменные затраты составляют общие, или валовые, затраты производства.
Если у предприятия осталось неоплаченным хоть одно обязательство из ряда постоянных, то предприятие находится в краткосрочном периоде и не может выйти из дела, т.е. прекратить деятельность. Когда погашено последнее обязательство по самому дли¬тельному виду постоянных затрат, краткосрочный период дея¬тельности фирмы превращается в долгосрочный, и предприниматель волен решать, иметь ли ему новые обязательства, т.е. продолжать дело или прекратить его.
В краткосрочном периоде, когда еще остались непогашен¬ные постоянные обязательства, фирма, терпящая убытки, прекращает коммерческую деятельность, объявив себя банкротом, либо может продолжить коммерческую деятельность.
На основании анализа издержек производства фирма определяет свой объем выпуска продукции в краткосрочном периоде, когда часть затрат постоянна.

Расходы – это часть затрат, соотносимая с доходами предприятия, включающая убытки по основной деятельности предприятия.
Понятие расходов является бухгалтерской категорией, служащей элементом формирования показателей себестоимости, валовой и чистой прибыли.
В бухгалтерском учете любые расходы могут быть приняты в уменьшение налогооблагаемой прибыли при одновременном соблюдении следующих условий:
• расходы связаны с деятельностью, приносящей доход;
• расходы экономически обоснованы;
• расходы документально подтверждены.
Расходы являются компонентом операционной деятельности предприятия. Они определяют величину денежного потока, поскольку возникают в процессе его основной деятельности и требуют для своей оплаты денежных средств.
В бухгалтерском учете (ПБУ9 10/99 «Расходы организации») под расходами понимают уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и /или/ возникновение обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Расходами признают обоснованные и документально подтвержденные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Для учета расходов производства в бухгалтерском учете, как правило, используют счет 20 «Основное производство». Для учета расходов обращения в бухгалтерском учете используют счет 44 «Расходы на продажу».
Расходы, включая убытки, возникают в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Они, как правило, принимают форму оттока или уменьшения актива. Расходы отражены в отчете о прибылях и убытках на основании непосредственной связи между понесенными расходами и доходами (поступлениями) по определенным статьям доходов. Такой подход называют соответствием расходов и доходов. В процессе определения финансового результата происходит переход от расходов предприятия к себестоимости единицы продукции (работ, услуг) в отчетном периоде.
Все это дает понять, в чем состоит различие между выгодой, чистой прибылью, операционной прибылью, валовой прибылью и, самое главное, определяет не только себестоимость, но и минимально возможную цену товара.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.