Как оцифровываются российские клиники: 5 технологий

Несмотря на то, что медицина остается консервативной отраслью с медленным проникновением технологий, прогресс за последнюю пару лет сложно не заметить. На рынке появились чат-боты, искусственный интеллект, который помогает расшифровывать снимки, сервисы для консультации с врачами не выходя из дома.

В 2022 году развитие технологий в медицинской отрасли продолжится. Этому способствуют проведение форумов в рамках государственной программы «Год науки и технологий». Один из таких — «Медицина молодая», который помогает молодому поколению получать новые знания, повышать квалификацию, обеспечивает доступ к свежим научным данным, разработкам и клиническим практикам.

Также постепенно в институтах внедряют технологии, чтобы будущие медики, приходящие на смену врачам старой закалки, могли попрактиковаться. В качестве примера — тренажер «Леонардо», который появился в медицинском институте Пензенского государственного университета. Тренажер дает возможность студентам-медикам отработать тяжелые случаи: инсульты, инфаркты, приступ эпилепсии. А в Уральском государственном медицинском университете студенты отрабатывают профессиональные навыки в условиях виртуальной реальности.

Необходимость в технологичной среде в клинике подчеркивают и HR-специалисты. Одна из причин — быть с пациентами «на одной волне». Сегодня много людей общаются в онлайне. Современные пациенты, особенно в больших городах, хотят видеть врачей, которые активно используют технологии в повседневной жизни и могут спокойно провести прямой эфир в соцсетях или проконсультировать пациентов через сервис телемедицины.

Как и почему оцифровываются российские клиники

В России медицинские технологии развиваются уже несколько лет, но заметный рост некоторых из них произошел только в разгар пандемии. Например, за 2020 году у нас в четыре раза увеличилось количество клиник-партнеров и в восемь раз онлайн-консультаций в сервисе. Рост востребованности телемедицины можно объяснить эпидемиологической ситуацией. Пациентам не нужно было рисковать здоровьем и тратить время на дорогу, чтобы пообщаться с врачом.

 

Марина Демидова, основатель и директор детской клиники доказательной медицины DocDeti

«Мы подключили сервис телемедицины в разгар пандемии. В результате пациенты могли пользоваться услугами клиники с мобильного телефона: выбирать оптимальное время для записи, общаться с врачами в режиме видеоконференции и задавать вопросы в специальном чате. Быстрая адаптация к новым условиям и решение опробовать технологию принесло свои плоды — доход от онлайн-консультаций вырос до 1 млн рублей в месяц, хотя изначально мы думали, что он не будет превышать 300 тыс».

Пандемия стала драйвером роста и показала, что инновации в медицине необходимы. За два «ковидных» года врачи и пациенты привыкли к новым технологиям и оценили, насколько это удобно. Руководители клиник поняли, что благодаря современным IT-инструментам они могут оптимизировать работу, систематизировать бизнес-процессы в клинике, освободив время врача для работы с пациентом.

На развитие цифровизации в медицинском секторе влияют и другие факторы. Вот несколько из них:

Возможность удаленно отслеживать здоровье пациентов. Пациенты зачастую обращаются к врачам, когда уже болит. Одна из популярных причин — нехватка времени. Благодаря удаленному мониторингу через носимые устройства или услугу телемедицины врачи могут постоянно быть на связи и координировать лечение. Такой подход помогает медикам экономить время как свое, так и пациентов.

Сбор и анализ данных о пациентах. Использование технологий Big Data позволяет ставить более точные диагнозы, собирая в общее хранилище результаты исследований, выполненных на разных устройствах.

Автоматизация процессов и оптимизация рабочего времени. Технологии помогают врачам не работать сверхурочно, а также лучше контролировать взаимодействие с пациентами и фокусироваться на лечении, а не на оформлении разных документов. Например, в 2021 году в ЕМИАС опробовали технологию компьютерного зрения на базе ИИ. Механика работы такая: алгоритмы ИИ анализируют несколько видов лучевых исследований. В результате врач может быстрее поставить предварительный диагноз, экономя время на анализе изображений и подготовке заключений.

Олег Фирсенков, врач-невролог, зам. главного врача медицинского центра «Доктрина»

«До перехода в сервис телемедицины мы консультировали пациентов в мессенджерах. Это было неудобно: сообщения сыпались 24/7, а информация либо терялась в потоке сообщений, либо ее приходилось собирать из разных источников. С применением телемедицины все изменилось — сообщения хранятся в отдельном чате, а пациенты понимают, когда начнется и закончится онлайн-консультация».

Какие технологии работают на рынке

Сегодня в России десятки компаний разрабатывают цифровые медицинские продукты, благодаря которым врачам удается эффективнее оказывать помощь пациентам. Развитию этого направления также способствуют решения, которые принимают государственные органы власти. Например, Минздрав РФ до 2024 года планирует создать и запустить в работу цифровые сервисы в государственных медицинских учреждениях, усовершенствовать портал госуслуг и т. д. И развитие цифровизации продолжится.

Рассмотрим несколько технологий, которые помогают врачам и пациентам в работе.

Электронные медкарта и рецепты

Чтобы взглянуть на протоколы осмотров врачей, результаты лабораторных исследований, больничные листы, выписанные рецепты, данные о прививках и вызовах скорой помощи, достаточно зайти с любого устройства в «новые» медкарты. Раньше для этого нужно было обращаться в медучреждения.

Пациенты могут загрузить в свою медкарту документы, внести информацию о личном и семейном анамнезе или вести дневник здоровья. Эта информация доступна лечащему врачу 24/7. Используются электронные рецепты вместо бумажных бланков. Фармацевту достаточно считать QR-кода E-рецепта с экрана телефона, чтобы узнать детальную информацию о назначенных препаратах. Открывается база данных ЕМИАС — там хранится информация о выписанных рецептах. Пациент в любой момент может просмотреть детали назначений.

Благодаря подобным нововведениям клиники повышают качество оказания медпомощи. Врачи смогут:

  • в удобном формате выписывать рецепты, и больше времени уделять пациентам;
  • быстрее получать комплексную информацию о пациенте (где обслуживался, какие лекарства выписывали);
  • снизить вероятность ошибки, так как система информирует врача о предыдущих назначениях, дозировках и совместимости текущих препаратов с лекарствами, назначенными ранее.

А пациенты не будут беспокоиться о потере рецепта или медицинской карты.

Система для расшифровки результатов лучевых исследований

На рынке появляются программы с использованием нейросети для анализа снимков. На основе огромной базы снимков (рентгеновских, МРТ- и УЗИ, маммографии и т. д.) разработчики обучают нейросети выявлять патологии. Это одна из конкурентных областей в медицине. В России есть несколько компаний, которые проводят испытания своих цифровых продуктов и расширяют число направлений визуальной диагностики: Botkin.AI, Celsus, Care Mentor AI.

Например, Care Mentor AI помогает в режиме реального времени находить признаки патологий, определять ее виды, описывать исследование, а также дает рекомендации. Нейросеть анализирует исследование, интегрированное в рабочее место. В результате врач получает подробный протокол исследования.

Пример того, как работает сервис Care Mentor AI

Благодаря технологии врачи-рентгенологи могут дополнительно проверить себя, сэкономить время на исследование без патологий и быстрее описывать состояние пациентов.

Цифровой ассистент врача

Умный сервис, который работает на базе единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС), анализирует жалобы пациента, и на основе этого помогает врачу определить три наиболее вероятных диагноза. Финальное решение принимает врач.

Сегодня в системе доступны пакетные назначения для 54 групп диагнозов, которые составляют 90% обращений по впервые выявленным заболеваниям. Среди них гипертония, сахарный диабет и ишемическая болезнь сердца.

Благодаря новому инструменту на базе ИИ врач точнее ставит диагноз и экономит время, а пациент получает перечень назначений на первом приеме.

Сервисы для удаленного консультирования пациентов

Телемедицина — технология, которая стала особенно востребована в период пандемии, но не потеряла позиций и после снятия ограничений. Онлайн-консультации — это возможность быть на связи с врачом, когда нельзя выйти из дома или долго ехать до клиники.
 
Задача — обеспечить взаимодействие врача и пациента в удобном формате: аудио, видео, обмен файлами в чате, например, результатами анализов.

Сервис онлайн-консультаций удобен как клиникам, так и пациентам. Востребованность услуги подтверждает наша статистика, и после пандемии развитие телемедицины продолжилось. Даже после снятия «ковидных» ограничений, выручка от онлайн-консультаций остается стабильной, не снижается по словам наших партнеров. 

Скрининг респираторных заболеваний

Один из таких примеров — российский сервис Respiro, который запустили в начале 2021 года.

С помощью сервиса медики своевременно выявляют COVID-19, пневмонию, трахеит и другие заболевания. Для этого достаточно записать кашель на микрофон смартфона или компьютера. После чего нейросеть проанализирует звук по спектрограмме и выдаст результат. Так врачи автоматизируют и упрощают процесс диагностики заболеваний на ранних стадиях.

Что ждет медицинские клиники в 2022 году

Цифровая трансформация системы здравоохранения продолжится. Врачи и клиники, которые внедрили и опробовали IT-решения, увидели результаты.

Пациенты привыкают к тому, что они всегда остаются мобильными и в любой момент имеют доступ к показателям здоровья. История болезни — в медкарте, переслать данные специалисту можно через личные гаджеты. Больше не нужно никуда ехать, чтобы оперативно проконсультироваться с лечащим врачом — для этого есть телемедицина.

Все больше людей будут отдавать предпочтение «цифровым клиникам» — тем, которые активно используют технологии для решения задач разного уровня сложности с сохранением качества услуг.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.