Хакатон: как пробудить инновации в компании

Термин «хакатон» пришел в бизнес из IT-среды. Его классическое определение – форум разработчиков, в ходе которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения, сообща работают над решением какой-либо проблемы. Результат хакатона – программный продукт в высокой степени готовности.

Компания «Газпром нефть» провела курс «Битва коммерсантов. Цифровая трансформация – 2017» для своих сотрудников. Финалом курса стал хакатон. Основная идея хакатона «Газпром нефти» – создание временных команд для решения бизнес-задач с применением цифровых технологий, «прокачка» навыков гибкого взаимодействия друг с другом и с разработчиками, которые выступали полноценными членами команды. Именно это требуется компании, недавно открывшей собственный Agile-кластер, куда переданы проекты, связанные со стремительной цифровизацией бизнеса топливной компании.

Приглашенный эксперт Павел Таргашин, консультант по цифровой трансформации, соавтор и преподаватель образовательной программы Microsoft EMEA сформулировал замысел хакатона так: «Компании стоят перед необходимостью обучить персонал и погрузить сотрудников в цифровую среду. Если этого не происходит, то у компании в самом ближайшем будущем возникнут очень большие проблемы. На внедрении технологий все только начинается: с технологиями работают люди, и они должны разделять ценности цифровизации. Только в этом случае технологии будут эффективны».

7 компетенций, главная – инновационность

Чтобы стать участником хакатона, сотрудникам пришлось пройти ряд отборочных этапов (анкетирование, переговорные поединки, презентации, анализ бизнес-ситуаций, решение интеллектуальных и творческих задач), каждый из которых требовал от них колоссальных усилий.

Компетентностный подход лежит в основе системы поддержки и развития интеллектуального ресурса компании. Поэтому основой для разработки заданий, в том числе в финале, стал профиль коммерсанта, состоящий из 7 компетенций, одна из которых – инновационность.

Организаторам мероприятия и руководителям компании тоже пришлось учиться в ходе проекта. «Мы искали информацию, изучали, как это проходит в крутых IT-компаниях, примеряли этот формат на себя. Нам удалось перевернуть сознание и участников, и руководителей, и свое. Вернувшись на свои рабочие места, мы не будем работать по-прежнему, это и есть начало трансформации», – комментирует Ольга Музалева, руководитель направления организации обучения и развития персонала «Газпромнефти» и руководитель проекта.

Без бюрократии

Важная составляющая хакатона – отсутствие корпоративной иерархии и бюрократических препонов. Заказчики и разработчики работали в командах с бизнес-аналитиками, вскрывали проблемы в неформальной обстановке: каждый мог задать вопрос, предложить идею и подискутировать.

Хакатон шел практически в круглосуточном режиме в течение трех суток. В итоге разработка продуктов происходила довольно быстро. «Хакатон – инструмент развития внутреннего инновационного потенциала. В каждом человеке есть этот потенциал, но зачастую он скрыт. Раскрыть его можно, если дать человеку инструменты и возможности», – отмечает еще один приглашенный эксперт Дмитрий Масленников, технологический предприниматель и консультант по корпоративным инновациям, основатель частной венчурной компании Disruptive.vc.

«Хакатон – интересный формат взаимодействия бизнес-аналитиков, коммерсантов и разработчиков. Считаю, что даже если один из представленных в финале проектов будет реализован, наша «битва» уже окупила себя. К тому же на мероприятии я увидел, как в компании формируется правильная корпоративная культура, культура участия. Моя задача – поддерживать эту культуру, помогать талантливым людям развиваться профессионально», – подчеркнул Александр Крылов, директор по региональным продажам «Газпромнефти».

Из 650 кандидатов в финал вышли 45

Принять участие в битве коммерсантов имели возможность все сотрудники подразделений «Газпром нефти», имеющие статус не выше, чем «специалист». К участию в хакатоне зарегистрировалось 650 человек, из них 339 человек прошли онлайн-отбор. По итогам последующих отборочных туров в финал вышли 45 человек. Было сформировано 8 команд по 5-6 человек, в которые вошли незнакомые друг с другом в основном молодые люди из абсолютно разных подразделений компании.

«Для участников команд, задачи, которые достались им для решения, стали своего рода открытием, участники практически ничего не знали об особенностях того или иного бизнес-процесса. Но именно в этом и заключается замысел: они могли выдвигать и проверять гипотезы, не будучи зашоренными предыдущим опытом. Разные взгляды, разные направления бизнеса, разные люди с разным опытом и компетенциями, позволили с разных сторон рассмотреть предложенную проблему и найти, возможно, совершенно неожиданное решение», – говорит Дмитрий Масленников.

В ходе битвы участники работали с реальными бизнес-кейсами, решали задачи, о которых в «Газпромнефти» знали, но у бизнеса, что называется, до них «не доходили руки». При этом заказчиками решений выступили руководители тех компаний, чьи кейсы решали участники. Определение, какая из команд будет решать тот или иной кейс, осуществлялось посредством жеребьевки.

Свои решения команды презентовали жюри, в состав которого вошли 14 человек – руководители компаний-заказчиков и эксперты. Наработки, созданные участниками во время хакатона, будут переданы «настоящим» командам для доработки и внедрения.

Что именно предложили команды?

Очки для лаборанта

В компании «Газпромнефть-Лаборатория», которая отвечает за сохранность качества и количества топлива по всей товаропроводящей цепи, назрела задача – организовать удаленный контроль выполнения работ на объектах специалистами лаборатории. То есть создать рабочий механизм, позволяющий фиксировать каждое действие пробоотборщика и лаборанта в соответствии с процедурой проверки и чек-листом, и загружать точную информацию об этих действиях и их результатах в онлайн-систему управления информацией. Именно эту задачу поставил перед одной из команд генеральный директор «Газпромнефть-Лаборатории».

Команда «Хакамегатрон» за трое суток нашла и презентовала решение, которое понравилось руководителю своей практичностью и эффективностью. Команда предложила вооружить лаборантов и отборщиков проб специальными промышленными очками для регистрации аудио- и видеоконтента и для проектирования чек-листа. Каждое действие этих сотрудников записывается и хранится в базе данных. Идентификация тары с пробой топлива происходит по штрих-коду. Каждая проба опечатана этикеткой с автоматически сгенерированным QR-кодом, который содержит нужную информацию – время отбора, имя сотрудника и пр. По завершении процедуры отбора проба направляется в лабораторию и попадает в электронную базу. Результат анализа загружается в систему Laboratory Information Management System.

Что это решение дает компании? Практически полное исключение человеческого фактора – уверенность в правильном выполнении отбора проб: пробы нельзя перепутать, смешать, подменить. Максимальная прозрачность и объективность в обеспечении сохранности качества.

«Этот проект мы будем реализовывать в самые короткие сроки, причем в режиме привычной проектной деятельности. Я благодарен ребятам за качественную работу и планирую использовать их идеи и расчеты», – сказал генеральный директор «Газпромнефть-Лаборатории» Виктор Чуяков.

Прием продукта на нефтебазе

Не менее интересное решение предложила команда OneMoment по проблеме потери времени в процессе приемки сопутствующих товаров на АЗС. Заказчиком выступил заместитель генерального директора по продажам компании «Газпромнефть-Центр» Олег Кузьменков. Команда предложила создать модульную платформу, которая объединит АЗС и поставщиков. Портативный сканер и веб-чеклист позволят сотрудникам АЗС экономить до 200 тыс. часов в год на приемке товаров.

Победителем хакатона стала команда BlackTank, которая решала проблему контроля приема нефтепродукта на нефтебазе. Заказчиком выступил генеральный директор компании «Газпромнефть-Терминал» Антон Матвиенко. Команда предложила систему мониторинга приема нефтепродукта, которая агрегирует данные из систем нефтебазы, РЖД и «Газпромнефть-Лаборатории». Система позволит руководителю в режиме реального времени контролировать каждый этап процесса и оперативно принимать управленческие решения.

Проекты хакатона: какие проблемы решали команды

Команда и проблема

Решение

OneMoment. Потеря времени в процессе приемки сопутствующих товаров на АЗС.

Модульная платформа, объединяющая АЗС и поставщиков.

«Нам по пути». Увеличение продаж сопутствующих товаров клиентам АЗС.

Персонализированная база данных.

BLACKTANK. Оптимизация контроля приема нефтепродукта на нефтебазе.

Система мониторинга, агрегирующая данные из разных систем логистической цепи.

«Хакамегатрон». Оптимизация мобильного контроля.

Очки с дополненной реальностью.

Creators of technology. Анализ остатков на АЗС.

Алгоритм «Последняя миля».

«Умный платеж». Оплаты клиентов B2B.

Функция на сайте «Умный платеж».

DriveSales. Низкая мобильность менеджера по продажам.

Коммерческая тайна.

«Великолепная восьмерка». Оптимизация коммуникаций с независимыми сетями АЗС.

Коммерческая тайна.

Таким образом, командам хакатона удалось посмотреть на проблемы свежим «незамыленным» взглядом, очень быстро изучить рынок технологий и связать их в единые стройные эффективные решения.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Тем, кто хотел пробудить инновации в компании, рекомендуем использовать небольшой тест. Проверьте себя и своих сотрудников.

Тест на готовностьк технологическому прогрессу

(для государственных и муниципальных служащих, представителей научных и образовательных организаций, предпринимателей, студентов университетов).

1.Что Вам известно о новых рынках, перечисленных ниже:

- Аэронет

- Нейронет

- Энерджинет

- Автонет

- Хелснет

- Маринет

- Технет

- Фуднет

- Финнет

- Сейфнет

- Что такое «Кружковое движение»?

2.Что Вам известно о приоритетных технологиях?

- Большие данные

- Искусственный интеллект

- Системы распределенного реестра

- Квантовые технологии

- Новые и портативные источники энергии

- Новые производственные технологии

- Сенсорика и компоненты робототехники

- Технологии беспроводной связи

- Технологии управления свойствами биологических объектов

- Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной

реальностей.

3.Раскройте, пожалуйста, понятия:

- блокчейн

- виртуальная и дополнительная реальность

- биотехнологии инженерные биологические системы

- интернет вещей

- промышленный интернет

- цифровая экономика

- циркулярная экономика

- шеринговая экономика, шеринговые технологии

- платформенная экономика

- роевые технологии

- интеллектуальные технологии

- виртуальные технологии

- подрывные технологии

- прорывные технологии

- облачные технологии

- гибкие трудовые ресурсы

- машинное обучение

- технологические платформы

- когнитивные технологии

- нанотехнологии

- нейротехнологии

- геномика

- синтез биотехнологий с когнитивными технологиями

- синтез других технологий

- робототехника

- самоуправляемые автомобили

- беспилотные летательные аппараты и дроны

- беспилотные подводные аппараты

- форсайт

- уберизация, убер

- 3D-моделирование и прототипирование

- 3D-сканирование

- использования 3D-принтеров в медицине, строительстве

- технология накопления и хранения энергии

- высокотехнологичные материалы

- технологии поиска и добычи нефти, газа, драгоценных металлов

- возобновляемые источники энергии

- предсказуемый технологический прорыв

- телепортация

- квантовая телепортация

- искусственные нейросети

- киберпространство

- кибервойна

- электронная инженерия

- умный дом

- умный квартал, район

- умный город

- умный офис

- умная автоматизация

- электронное правосудие

- автономные транспортные системы

- ядерные технологии

- космические системы и космические технологии

- технологии беспроводной связи

- новые материалы и сенсоры

- передовые производственные технологии

4 .Какие еще технологии Вы могли бы отнести к «Четвертой промышленной революции»?

5. Какие технологии Вы уже используете в своем развитии, жизни, образовании, бизнесе?

6. Согласные ли Вы с утверждением о том, что победителями в современной цифровой экономике станут те компании, города и государства, которые в своем развитии сделает новую «ставку на людей»

Управляющий партнер, Москва

Интересная статья и хороший проект по вовлечению сотрудников в инновационную деятельность компании!

Единственный момент уже не к статье, а к комменту Александра Жарикова относительно предложенного теста.

Допустим, сотрудники и менеджмент не знают об этих понятиях. Означает ли, что они не готовы к технологическому прогрессу?

И обратный вопрос: допустим, что знают: Опять же - означает ли, что готовы к технологическому прогрессу?

Безусловно эти знания важны, только готовность, на мой взгляд определяется не уровнем текущих знаний, а осознанием необходимости прогресса/инноваций/изменений и готовности их проводить. И ели это есть, то знания лягут на правильную почву!:)

Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Александр, а Вы тогда составьте перечень тех инноваций, к внедрению которых призываете? Совпадут ли они с мировыми трендами и с прогнозами ученых, экономистов, политологов, футуристов?

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Любое "шаманоство" лишь бы не работать....

Директор по продажам, Уфа

"Компетентностный подход лежит в основе системы поддержки и развития интеллектуального ресурса компании." Позвольте, а разве компетентность не означает владение специальными знаниями для определённой работы? Понятно, что надо продолжать учиться и дальше, в течении всей жизни, - никого этим не удивишь. Или на работу в Газпромнефть набирают некомпетентных, совсем необученных сотрудников без образования? А я то думала, что каждый человек на своём месте работы должен обладать компетентностью, которая в т.ч. подразумевает владение знаниями и навыками для этой работы... Масло масляное получается этот Газпромнефть...

Управляющий партнер, Москва
Александр Жириков пишет:
Александр, а Вы тогда составьте перечень тех инноваций, к внедрению которых призываете? Совпадут ли они с мировыми трендами и с прогнозами ученых, экономистов, политологов, футуристов?

Александр, так дело в том, что я не призываю к знаниям определенного перечня трендов и тем более не собираюсь их сравнивать с мировыми.

Мой посыл гораздо проще: знание мировых трендов само по себе не приводит к внедрению инноваций в компании автоматически.

А по поводу трендов я могу сказать то, чт они порой меняются с точностью до наоборот:)

Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск
Александр Тимошин пишет: Мой посыл гораздо проще: знание мировых трендов само по себе не приводит к внедрению инноваций в компании автоматически.
А по поводу трендов я могу сказать то, что они порой меняются с точностью до наоборот:)

Переубеждать Вас не буду. Но Вы хотя бы посмотрите в интернете информацию о Национальной технологической инициативе (НТИ).

Управляющий партнер, Москва
Александр Жириков пишет:
Переубеждать Вас не буду.

Александр, спасибо за рекомендацию! Посмотрю.

Только у меня вопрос к Вам: В чем Вы меня хотите переубедить?

Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск
Управляющий партнер, Москва

Александр, спасибо!

Я посмотрел. Да, Вы об этом написали в своем первом посте. Только мой вопрос остался:)

У меня есть ощущение, что Вы хотите меня переубедить в том, в чем я и так согласен:)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.