Рот не на замке: где границы информационной открытости

Информация всегда будет разделяться в компании по разным уровням. Одни темы – для разговоров в кругу владельцев бизнеса, другие – для ушей топ-менеджеров, третьи – для обсуждения всеми сотрудниками. В большинстве бизнесов работа – это не друзья и не семья. И любая деятельности внутри компании, в том числе разговоры и обращения, должна быть нацелена на достижение результата.

Другой вопрос, что часто такое разделение происходит потому, что некоторые факты, например, зарплату сотрудников, принято держать в секрете. Хотя реальной пользы от сокрытия такой информации мало. Например, финтехи – тот бизнес, с которым сталкиваюсь я – по большей части предельно прозрачны. И я не припомню, когда в последний раз сталкивался с тем, чтобы кто-то из сотрудников был недооценен или переоценен. В подавляющем большинстве случаев каждый зарабатывает ровно столько, сколько стоит. А получение новых навыков и умений, которые, предположим, есть у коллеги, чья работа оплачивается более высоко, могут позитивно сказаться на собственном благосостоянии.

И это лишь один из примеров. Прагматизм в определении публичности той или иной информации должен стоять во главе угла. Где границы открытости в разных бизнес-сферах?

Финансовая информация

В категорию «лучше промолчать» она чаще всего попадает вполне заслуженно. С одной стороны, утечка информации может нанести ущербу бизнесу. Особенно для компаний, которые торгуются на бирже. Взять тот же «Тинькофф Банк», в штате которого несколько десятков финансистов. Все они примерно представляют, как обстоят дела в компании и когда ждать скачка или падения котировок. Нужно ли объяснять, почему раскрывать эту информацию невыгодно? Признаться, я не представляю, как именно решается этот вопрос в самом банке. Думаю, что сотрудники подписывают специальное соглашение о неразглашении.

Проблема также в том, что финансовая информация по своей сути является узкопрофессиональной. И непрофессионалом может быть воспринята неправильно. То, что является совершенно рядовой работой директора по привлечению инвестиций (к примеру, привлечение к отчетной дате большой суммы денег), сотруднику логистического отдела может показаться тревожным сигналом.

Ошибки и критика

Презентации всех американских компаний начинаются со слайда об успехах и достижениях. Презентации японцев – с того, какие ошибки были допущены. И этот восточный подход мне кажется более конструктивным и близким. Второй шанс нужно давать каждому, а третий – никому. Ошибки – это один из наиболее эффективных инструментов собственного роста. Поэтому их конструктивное обсуждение – закономерный бизнес-процесс, который должен быть отлажен в компании.

Конечно, критика не должна быть эмоциональной, переходящей в разговор на повышенных тонах и скатывающаяся до оскорбительных формулировок. Но я не вижу ничего плохого в том, чтобы выносить обсуждение в общее пространство. Тогда этот разговор поможет другим сотрудникам не допустить подобную ошибку.

Собственные ошибки и негативные новости

С такой же степени откровенности и конструктива руководитель должен оценивать собственные промыхи. Любой опыт, которым он может поделиться с подчиненными, – это позитивный опыт.

Здесь, правда, стоить сделать небольшую оговорку. Те ошибки, которые могут привести к фатальным для компании последствиям и которые еще не исправлены, вряд ли предназначены для ушей коллег, не способных повлиять на процесс. Безвыходных ситуаций не бывает, на уровне топ-менеджмента всегда может прийти решение той или иной проблемы. Но на уровне исполнителей, которые не могут (и не должны уметь) решить вопрос, дискуссия такого рода зародит сомнения в будущем компании, спровоцирует поиск нового места работы.

К слову, на те же критерии стоит ориентироваться, решая, какие новости сообщать коллегам, а о каких стоит умолчать. Вызовы, которые получает компания, способны принять не все сотрудники. По меньшей мере, на этапе планирования стратегии выхода из кризисной ситуации. Эта информация должна обсуждаться на уровне топ-менеджмента до того момента, пока эта стратегия не будет определена.

Обсуждение коллег

В большинстве случаев, этот вопрос лежит не в плоскости правильного бизнес-поведения, а самой элементарной этики. Конечно же, плохо обсуждать кого бы то ни было за его спиной. Но и в этом случае стоит придерживаться прагматичного подхода. К примеру, если мне не нравится работа заместителя операционного директора, то я вполне могу обсудить этот вопрос с ним самим. Но я вряд ли стану обсуждать его с директором по маркетингу.

Что касается оценки результатов работы сотрудников, то она может быть публичной. Обсуждение этой темы мне не кажется чем-то предосудительным.

Перевернутая пирамида

Чаще всего руководство компании рисуют на вершине пирамиды, а сотрудников – на различных низовых уровнях. В последнее время становится все более успешной модель перевернутой пирамиды. В ней многие процессы идут от подчиненных к руководству, а не наоборот. В таком мире единственная возможность для руководителя услышать своих сотрудников – общение с ними без предосудительных офисных табу. И потому максимальная открытость со своими коллегами может оказаться преимуществом, позволяющим достичь новых коммерческих успехов.

Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
Цифры и факты
​Сколько россияне тратят на продукты?

Рейтинг дня: У России 31-е место в рейтинге трат на питание.

Средний чек уменьшается

Тренд дня: Средний чек российских покупателей по сравнению с прошлым годом сократился на 2,8%.

Самозанятым дадут время

Персона дня: Антон Силуанов предложил ввести мораторий на проверки легализовавшихся самозанятых.

Таврин продает СТС

Факт дня: Иван Таврин продаст 75% акций «СТС Медиа» НМГ и ВТБ.