Win-Win во франчайзинговом бизнесе. Возможно ли это в России?

Российские топы и менеджеры среднего звена не прочь начать бизнес по франшизе, причем «денежный фактор» одновременно и притягивает, и отталкивает их от мысли обратиться к франчайзеру, выяснили E-xecutive.ru и Международная образовательная компания Leadership Management International (LMI) по итогам совместного опроса.

44% опрошенных отнесли себя к топ-менеджменту, 32% к рядовым менеджерам, а 24% к руководителям отдела. Лидирующие отрасли ― услуги, IT, FMCG. 58% респондентов живут или работают в Москве. Среди регионов лидируют Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск и Красноярск.

 

Кликните, чтобы увеличить (открывается в новом окне)

Хотя число опрошенных (377 человек) не позволяет назвать итоги опроса полностью репрезентативными для всей России, но полученные цифры все же дают общее представление о том, что российские топы и управленцы среднего звена думают о бизнесе по франшизе.

 

Российские топы хотят зарабатывать еще больше, чем сейчас. Именно перспектива повысить доходы подталкивает большинство (69%) к мысли начать собственное дело. Тех, кому наскучила нынешняя работа или роль подчиненного, заметно меньше ― 39% и 38% соответственно. Лишь 26% готовы начать свой бизнес, чтобы поделиться накопленным управленческим опытом, став наставником. Еще меньшее число людей (26%) видят в предпринимательстве возможность овладеть новой профессией и умениями.

 

Бизнес по готовой бизнес-модели привлекает 44% опрошенных топов. Это чуть меньше показателя рынка, говорит директор компании LMI- Russia Елена Круглыхина, но цифры вполне соответствуют действительности. Больше всего тех (47%), кто, возможно, и купил бы франшизу, но в более спокойное время.

 

Самым главным критерием при выборе франшизы, опять же, становятся деньги. 77% руководителей выбирает франшизу, исходя из размера будущего дохода. Практически столько же (76%) прикидывают, как быстро окупятся вложения во франшизу. А для 68% принципиальный вопрос ― стартовые вложения, то есть цена франшизы. Чуть меньше топов (49%) всматриваются в бренд владельца франшизы или (40%) подсчитывают, какое роялти надо будет отчислять франчайзеру.

«Образование ― это, конечно, не нефтью торговать, ― говорит Елена Круглыхина о доходности, ― но могу сказать: если человек ведет программу один-два раза в неделю и набирает группу 10-15 человек в месяц, то выходит на месячный объем 400-500 тыс. рублей. Для Москвы и тем более регионов это большая зарплата».

«Бизнес ― это комплекс, единый и неделимый, ― говорит один из участников опроса о критериях. ― Приоритеты присутствуют все, а статистический вес каждого диктуется обстоятельствами и векторами текущего момента. Но самый важный критерий ― область деятельности. Если дело по душе и к рукам ― ОК!»

 

Деньги не только привлекают людей в ряды предпринимателей, но и становятся главной преградой на пути к собственному делу. 51% опрошенных называют «отсутствие средств» основной причиной, почему они не начинают бизнес по франшизе. Почти вдвое меньше (22%) сомневаются, что потянут бизнес собственными силами.

 

Стоимость франшизы не должна превышать 500 тыс. рублей, уверено большинство опрошенных (61%). 27% респондентов готовы вложить в бизнес по франшизе 0,5-1 млн руб., а 12% ― более 1 млн.

Часто основная стоимость франшизы приходится на материалы, необходимые для запуска бизнеса. Например, компания LMI, по словам Елены Круглыхиной, выдает лицензиату не только инструменты и материалы для запуска франчайзингового бизнеса, проводит обучение новоиспеченного франчайзи, но и выдает материалы-программы, из которых складывается продуктовая линейка компании на общую стоимостью 400 тыс. руб. Отчасти начальный взнос франчайзеру можно считать инвестициями в собственное дело.

 

30% респондентов уверены, что на рынке образования нет места для новых игроков. 26% считает, что в их регионе нет спроса на образование (а значит и рынка). А 23%, наоборот, замечает неудовлетворенный спрос и неразвитый рынок, то есть эти люди видят возможности. Такой разброс мнений можно объяснить широкой географией опроса (из каких регионов отвечали люди, смотрите выше). Но влияет еще и тот факт, что многие не знают о новых форматах обучения. Время от времени LMI сталкивается с этим вопросом в регионах.

«Мы не называем себя ни консалтингом, ни академической школой, ни MBA, ни тем более тренингами, ― объясняет Елена Круглыхина. ― Наши программы больше связаны с развитием, поэтому используется методика управленческого коучинга и фасилитации. Именно эти методы помогают руководителям достигать гарантированных желаемых результатов. Но можно долго объяснять человеку, что эти инструменты работают, но пока сам человек не осознает актуальность изменений, пока не изменит отношение к тому, что он делает и как делает, никогда он не будет готов на системной основе встраивать (интегрировать) полученные знания и новые инструменты в работу. Если в Москве такие подходы к обучению уже понимают, то в регионах приходится разъяснять тонкости программ и культивировать потребность в новом выборе».

С чего начать, если задумались о бизнесе по франшизе? Чем тщательнее продумаете запуск своего дела, тем больше у вас шансов на успех и прибыльный бизнес. Вот советы Елены Круглыхиной тем, кто решает купить франшизу в образовании и тренинговом бизнесе.


Три главных шага:

  1. Посмотрите сайт франчайзера. Посмотрите, как позиционирует компания программы, что есть уникального и отличительного, какая главная содержательная составляющая программ? Насколько это подходит вам, как личности? Совпадает с Вашим видением? Хотели бы Вы этим заниматься? Могли бы Вы влюбиться в новую профессию? Важно узнать все это до первого звонка владельцу франшизы.
  2. Свяжитесь с компанией. Задавайте как можно больше вопросов. Это важно, потому что вы можете не увидеть себя в этой профессии и в этой деятельности (ниже вы найдете, какие вопросы надо обязательно задавать). Таким образом, если понимаете, что вам а) хочется заниматься этим бизнесом, вы видите себя в этой профессии, б) вас интересует не только финансовая отдача от бизнеса, тогда переходите к следующему этапу.
  3. Назначьте встречу. Теперь и вам, и владельцу франшизы надо понять, а будет ли сотрудничество взаимовыгодным. Тут важна честность. Если Елена Круглыхина видит, что у человека мало шансов преуспеть в этом бизнесе, что у него будет лучше получаться что-то другое, она не подписывает договор, хотя это и оборачивается для компании упущенным доходом. Компания LMI-Russia не зарабатывает на продаже франшизы, она зарабатывает потом, когда франчайзи становится успешным. В этом и есть Win-Win (выигрывают обе стороны соглашения).

Затем настает пора юридических тонкостей. Вы изучаете договор, вникаете в ценовую политику. Узнаете, в чем ваша маржа и когда сможете выйти на точку безубыточности. Если вас все устраивает, назначается дата подписания договора и обговаривается формат, чтобы пройти предварительное обучение и инициировать новое направление в вашей деятельности.

Пять основных вопросов, которые надо задать франчайзеру:

  1. Что мы продаем? В чем неповторимость нашего продукта? Если продукт неконкурентоспособен, то его сложно продавать.
  2. Насколько система маркетинга позволяет выходить на декларируемые показатели?
  3. Попросите рассказать об опыте других франчайзи. Всегда найдутся успешные и неуспешные примеры. Поинтересуйтесь причинами успехов и неудач.
  4. Если буду выполнять все ваши правила и предписания, когда я выйду на точку безубыточности?
  5. Обязательный вопрос. А с чего надо начинать? Тут многое зависит от вашего опыта, от ваших коммуникационных навыков, от внутренней уверенности, от исполнительской дисциплины, от мотивации зарабатывать большие деньги, от желания развиваться, а главное ― передавать свои знания и опыт другим людям, помогая им становиться гармоничнее и успешнее как в работе, так и в жизни. Не помешает в нашей профессии и управленческий опыт.

Фото в анонсе: Unsplash

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Юрий Пронин
Генеральный директор, США

Елена спасибо за аналитику, большая работа.
В нашей франшизе мы пробуем убрать одну из причин - ''нет свободных средств для начало франшизы''
Есть достаточное количество банков которые готовы финансировать покупателей франшизы.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть россиян проваливаются на стресс-интервью при трудоустройстве

Такую методику при отборе кандидатов использует почти каждый пятый работодатель. 

Компания Admitad раздаст 15% акций ключевым сотрудникам

Владелец компании рассчитывает, что это дополнительно усилит мотивацию команды работать с высокой эффективностью и поможет привлечь новых перспективных сотрудников.

Треть россиян работают удаленно из дома с детьми

При этом женщины остаются дома с детьми чаще мужчин – 76% против 24%.

Forbes опубликовал рейтинг лучших работодателей России

Forbes учитывал не только соцпакет, средние зарплаты и условия труда, но и экологический след компаний и их влияние на общество.