Почему в России так сложно начать работать на себя?

Вопрос, конечно, риторический, это действительно сложно. Нужно найти свою нишу, грамотно спланировать финансовую часть и многое другое, но речь на самом деле пойдет не об этом.

Для начала предыстория. Недавно я вынужден был закрыть ИП, которое открывал около года назад для того, чтобы иметь возможность официально оформлять заказы на изготовление мебели, каковые в перспективе намечались. Я не имел возможности и потому не планировал открытие магазинов, салонов или даже офиса, покупку оборудования, найм сотрудников и т.п. Весь капитал – мои знания и опыт в этой сфере. Надо сказать, что до этого я вместе с несколькими друзьями выполнил несколько десятков заказов для знакомых и вполне успешно. Для тех, кто не знает, скажу, что в большом городе сделать мебель самому, при наличии определенных знаний и опыта, а так же самого примитивного инструмента типа дрели, шуруповерта и лобзика, не составляет большого труда. Основная проблема – это найти клиента и убедить его, что ты не обманщик, а честный и добросовестный производитель. Поскольку такого рода бизнес не обременен лишними накладными расходами в виде арендной платы, зарплаты наемных сотрудников и т.п., то есть возможность давать очень привлекательную для клиента цену (на 30-40 % дешевле, чем в мебельных салонах). Загвоздка здесь одна – клиент хочет гарантий выполнения заказа, а именно подписания договора и прочего, а это, как вы понимаете, без регистрации в качестве ИП невозможно. Вот поэтому-то я это ИП и открыл в надежде на то, что своим трудом смогу постепенно заработать денег и встать на ноги уже как полноценный производитель мебели. Но случилось так, что грянул кризис, мне пришлось сменить работу и параллельно место жительства. Решая эти проблемы, я, конечно, не мог уделить должного внимания продвижению своего, так сказать, бизнеса, да и честно говоря даже подзабыл о том, что являюсь индивидуальным предпринимателем. Ну раз я не работал и дохода не получал, то никому ничего и не должен. Ан нет. Оказалось, что я, являясь предпринимателем, независимо от того работаю я или нет, обязан платить в пенсионный фонд по 600 с лишним рублей ежемесячно (а с нынешнего года говорят и того больше).

Спрашивается с чего? То есть если я не работал и не имел ни копейки дохода, где же я должен взять почти 7500 руб. за год? Естественно, я должен их заработать, например, как сотрудник у работодателя. Но простите, в этом случае я и так плачу налог со своей зарплаты в пенсионный фонд. В итоге получается, что я должен заплатить его дважды!

Бред какой-то. И это притом, что правительство и президент вроде как собирались поощрять развитие малого бизнеса в России. Где ж оно, поощрение? Это ж обдиралово какое-то. Конечно, здесь может быть масса возражений типа: «Ты же знал, что придется платить, когда открывался» и «Почему раньше не закрылся раз так тяжко платить?»

На все такие вопросы есть один ответ: «Я надеялся, что все получится, и надежда не исчезла и сейчас. Только вот теперь я, если и буду работать, то никакого ИП открывать не стану». Это конечно незаконно, но зато справедливо. Вы не находите?

Теперь отвлечемся от моей персоны и поговорим об этой проблеме в глобальных масштабах.

Думаю, ни для кого не секрет, что нелегальное предпринимательство в России процветает. Сколько мебельщиков, установщиков кондиционеров, строителей (штукатеров, маляров, гипсокартонщиков, электриков и т.п.), я уж не говорю о фермерах и торговцах, которые занимаются делом и даже не думают официально регистрировать свой бизнес. Причина ясна: не у всех есть стартовый капитал, чтобы сразу развернуться и зарабатывать достаточно, чтобы покрывать все грабительские платежи и сборы. Кроме того, у малых предпринимателей заказы и работа имеются в наличие далеко не постоянно, а платить приходится всегда!

Теперь вопрос: «Разве это разумно, с точки зрения государства, создавать такие драконовские условия и, по сути, вынуждать тем самым людей вести незаконную предпринимательскую деятельность?» Не лучше ли сделать, скажем, какой-нибудь льготный период, когда человек мог бы хоть что-то заработать и потихоньку перейти в разряд обычных ИП, платящих все необходимые налоги и отчисления. Либо вообще установить м лимит по ежемесячному обороту ИП и отчислять в пенсионный фонд не с какого-то абстрактного МРОТа, а с реального фактического заработка. А если не заработал – то и не платить. Хотя бы так. Мне кажется, такие решения позволили бы многим легализоваться и спокойно законно работать, отчисляя деньги в бюджет.

Фото: pixabay

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Исполнительный директор, Москва

Прежде чем стать кем-либо - изучите права, обязнности и законы, я не думаю, что когда Вы становились на учет в налоговой и в пенсионном фонде - Вам не говорили о сроках и рамере ежемесячных отчислений в бюджет. Кроме того, наличие свидетельства предпринимателя является основанием для расчета стажа работы. А так, как вам идет постоянный трудовой стаж, за это надо платить. Вы можете не работать, валяться на диване перед телевизором, а стаж - идет.

Директор по R&D, Москва

Простите, но то что написано - полнейший бред. Насколько я понял из написанного, автор находился на УСН. Надо признать, что УСН очень удобный налоговый режим для тех, кто только начинает свой бизнес и отрицать этого нельзя.
Другой вопрос, что автор никакого бизнеса не начал, а тогда зачем регистрироваться предпринимателем? Если Вы хотите быть предпринимателем, т.е. осуществлять деловую активность на свой страх и риск, то предпринимайте уже что-нибудь!

Итог: написанное выше - разговор в пользу бедных, не имеющий к бизнесу никакого отношения.

Генеральный директор, Тюмень

Думал, странный материал - обижен предприниматель после неудачного опыта регистрации себя в гордом качестве предпринимателя. А потом понял. Не странный материал, а симптоматичный.
Еще уважаемый Остап Ибрагимович Бендер призывал изучать и почитать закон. Сегодня государство, так или иначе, создало линейку возможностей для организации своего дела. Это как компании сотовой связи - выбираешь тариф под свой режим общения. ООО, ИП, партнерства и пр., сдобренные различными режимами налогообложения. Про метаморфозы ЕСН - это отдельная история - пятна на Солнце. Оставим их вне темы.
Итак, к линейке «бизнес-тарифов». Ну, например, если не уверен в объемах работы, создай не ИП, а ООО. Если организованное ООО не ведет деятельности, так сдавай ''нулевую'' отчетность и ничего не плати. Но вот отчетность - это обязательно. Не оптимальная система отчетности, неудобств много доставляет, соглашусь. Но то, что она должна быть даже для ''замороженного'' бизнеса, с этим согласен. А иначе как государство должно отделить законопослушного от уклоняющегося? Вот зарегистрировал бы автор статьи ООО и было бы намного проще. Да, форма ИП имеет максимально простой формат регистрации, работы с отчетностью, но за эту упрощенность приходится платить фиксированными нормами, такими, как обязательные платежи в фонды.
Известна особенность нашего народа изучать что-то путем проб и ошибок вместо того, чтобы заглянуть сперва в инструкцию. Так и с ведением бизнеса выходит. Пора привыкать изучать правила на берегу – чем выше ставки, тем выше риски. Наемный работник окружен «заботой» работодателя и, получая зарплату, зачастую даже не задумывается о сложности задач этого работодателя: контролировать изменения в законодательстве, своевременно и точно исполнять требования контролирующих органов и т.д.
Сегодняшние условия для развития малого бизнеса у нас тепличные, хоть и не лишены изъянов (сам сталкивался с волокитой контролирующих органов). И в этой ситуации возмущения такого рода напоминают мне, пардон, басню Крылова про очки… Давайте чаще смотреть в зеркало и причины многих проблем предпринимателей искать в самих предпринимателях. И в первую очередь нужно изучить и знать Закон.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Полностью согласен с автором статьи. Я сам прошел аналогичный путь. Затраты денег и главное времени на открытие, на походы в налоговую с отчетами, потом на закрытие после слабых результатов бизнеса. Есть новые идеи, а главное желание иметь свое дело. Теперь буду регистрироваться только после хорошей раскрутки нового бизнеса. Хотя признаюсь, не очень приятно действовать обходными путями. Я считаю , что если ИП в течение года заработало меньше годового МРОТ, нельзя с него брать налоги, а нужно без лишней бюрократии и очередей закрыть его ''на автомате'', предупредив об этом ''хозяина'' ИП. Жалко пустой труд сотрудников Пенсионного фонда с огромными кипами документов закрывающихся ИП и толпы неудачных бизнесменов в очередях на закрытие.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Если 600 р. в месяц на налоги - много, то это у вас бизнес такой плохой, а не система налогообложения. Если бы вы не занимались ерундой, а крутили свою мебель и развивали бизнес, то и не заметили бы этих 600 р.

Технолог, Ростов-на-Дону
Антон Язовских, А на счет ООО это кстати мысль. Похоже действительно плохо проанализировал возможности. Есть над чем подумать... Спасибо за развернутый комментарий!
Аналитик, Москва

Уважаемые коллеги!
Сергей ставит совершенно правильные вопросы! То, что в России нет экономической свободы факт весьма известный! И я, когда начинал бизнес 100 раз отвечал на подобные вашим вопросы: ''Чем ты думал, когда начинал?'' Россия даже по каким-то там рейтингам находится на 147, может слегка ошибаюсь, месте по экономическому климату. Первый год любого предпренимателя уходит на налаживание, мягко говоря, отношений с фискальными органами. И я сразу встал на УСН, но вот о том, что меня не перевели, я узнал, только тогда, когда заблокировали счёт. Я могу согласиться в собственной некомпетентности, но смотрите, что пишет автор:
''Думаю, ни для кого не секрет, что нелегальное предпринимательство в России процветает. Сколько мебельщиков, установщиков кондиционеров, строителей (штукатеров, маляров, гипсокартонщиков, электриков и т.п.), я уж не говорю о фермерах и торговцах, которые занимаются делом и даже не думают официально регистрировать свой бизнес. Причина ясна: не у всех есть стартовый капитал, чтобы сразу развернуться и зарабатывать достаточно, чтобы покрывать все грабительские платежи и сборы. Кроме того, у малых предпринимателей заказы и работа имеются в наличие далеко не постоянно, а платить приходится всегда!''

Если мы всё время говорим о развитии МП, то почему бы не упростить все фискальные и регистрирующие функции для тех же фермеров? Почем на словах поддерживая МП власть увеличивает пошлину на регистрацию малого бизнеса в 2 раза? Почему даже в 30-х годах (у меня есть собственные материалы по этому вопросу) сталинская власть находила несложные формы налогообложения для кустарей и артелей? Почему по количеству частных промыслов на селе, в провинции мы не вышли даже на сталинский уровень?
И, наконец, почему у нас практически невозможно создать производственное предприятие, а только лишь услуги? Почему у нас лучший вариант ведения малого бизнеса - это работа по найму для поддержания штанов и параллельное ведение своего небольшого дела?

Не в этих ли вопросах заключается отсутствие у нас нормальных собственников, нормального, передаваемого по наследству дела?

Технолог, Ростов-на-Дону
Василий Гаврилов, Зря Вы уважаемы так говорите. Не все так просто как кажется. Если вы внимательно прочитали статью то заметили, что я писал, что не имею никакого капитала кроме своих знаний и опыта в этом деле. Опять же кризис будь он неладен. Кроме того я ведь не в Москве живу где за 15 т.р. в месяц никто из дому не выйдет. А здесь, в Ростове-на-Дону многие с радостью работают за такую зарплату. Если к этому добавить еще и жену и маленького ребенка, а так же аренду за съемное жилье 8 т.р. в месяц, то сумма 600 р. не покажется Вам такой уж смехотворной, особенно если ее приходится платить дважды. В остальном все верно. Крутить мебель я и буду. Только теперь основательно подумаю прежде чем каким либо образом регистрировать эту деятельность. В любом случае благодарю за комментарий.
Исполнительный директор, Казахстан
Антон Язовских пишет: Если организованное ООО не ведет деятельности, так сдавай ''нулевую'' отчетность и ничего не плати. Но вот отчетность - это обязательно.
А чем ИП хуже? Я не о действующем законодательстве РФ, а почему логически верный режим не применить на весь спектр форм собствености? Это не задача предпринимателей, а государства. Малый бизнес - бактерии экономической экосистемы общества. Необходимы налоговые каникулы с постепенным втягванием начинающего предпринимателя в нормальный режим платежей. У многих есть идеи, но не все обладают на начальном этапе необходимыми навыками и знаниями. И в этом как раз и нужна помощь государства. Успехов Сергею Моисеенко, главное - не опускать руки.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Сергей Моисеенко пишет: А на счет ООО это кстати мысль.
При условии что Вы сами будете вести бухгалтерию. Но по упрощёнке это реально. Не забудьте о головной боли в виде кассового аппарата. Самое разумное - договоритесь с кем-нибудь, у кого уже работает что-то типа фирмы, и пусть он оформляет Ваши договора и т.д. А Вы ему долю малую дошлёте при случае ;)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

Microsoft сокращает расходы на сотрудников, обучение и корпоративы

Компания пытается сократить расходы всеми доступными способами.

Самые странные корпоративные правила: итоги опроса россиян

Общий поход на обед отделом, пение корпоративного гимна и кормление животных в офисе – попали в топ странных офисных правил и традиций.

Россияне назвали самые престижные и доходные профессии

В лидерах – работники сферы IT и государственные служащие.