Умение грамотно выстраивать коммуникацию – это, среди прочего, умение структурированно передавать информацию. И бизнес-презентация является действенным инструментом в деловом общении. Но только в том случае, если это не «набор красивых слайдов», а настоящий медиапродукт: выразительный, осмысленный, логичный.
В этом материале я бы хотел поделиться проверенной универсальной структурой презентации, которую создал на основе многолетнего опыта работы. Эта схема позволит донести до слушателей любую идею.
Что делает презентацию эффективной
Этот инструмент коммуникации не просто иллюстрирует мысль, а направляет восприятие аудитории. Рабочая презентация не перегружает, не утомляет, не заставляет «додумывать» смыслы. Она рассказывает, объясняет и убеждает. Приведу несколько общих рекомендаций по разработке презентации, чтобы добиваться подобного эффекта.
1. Структурность
Подача материала должна быть логичной и последовательной. Хорошая презентация всегда отвечает на четыре вопроса:
- Что представляет ваш продукт?
- Какие проблемы он решает?
- Как он работает?
- Какие особенности/преимущества вашего решения?
Именно эта последовательная логика раскрытия сути предложения позволяет зрителю не потеряться и не достраивать смысл самому.
2. Визуальная грамотность
Визуальное оформление должно усиливать восприятие, а не отвлекать от ключевых смысловых элементов. Понятная иерархия текста, читаемые шрифты, уместная инфографика, единый визуальный стиль – все это помогает слайдам доносить нужные мысли до зрителя. Дизайн – это не украшение, а средство смысловой акцентуации. Именно визуальные средства помогают обратить внимание на ключевые тезисы на слайде, при условии, что они органично и сбалансированно расположены.
3. Лаконичность
Презентация – не место для подробных описаний. Ее задача – кратко раскрыть суть сообщения и вызвать интерес у зрителя. Главное правило любой презентации: «Один слайд = одна мысль». Чем короче и яснее формулировка, тем выше шанс, что ее дочитают. Длинные блоки текста стоит выносить в приложения или раздаточные материалы.
4. Вовлечение
Презентация не должна быть монотонной. Вопросы, мини-кейсы, сравнения, работа с контрастами, эмоциональные или визуальные крючки помогают «включить» аудиторию и удерживать внимание на протяжении всего выступления.
Типы презентаций: какую структуру выбрать
Прежде чем строить структуру, четко сформулируйте цель и выберите вид презентации – от этого будет зависеть содержание. К сожалению (или к счастью), идеальных решений для создания структуры презентаций не существует, однако можно воспользоваться существующими инструментами и адаптировать в дальнейшем под конкретные задачи.
Основные виды презентаций:
- Имиджевая: рассказывает о бренде, его ценностях, позиционировании. Используется на выставках, в пиар-материалах, партнерских предложениях.
- Коммерческая: отвечает на вопрос: «Почему это нужно купить?». Цель – убедить и побудить к покупке или сотрудничеству.
- Информационная: доносит знания. Часто используется в образовательных продуктах, внутренних коммуникациях, на конференциях.
- Отчетная: подводит итоги проекта. Важна не только демонстрация результатов, но и грамотная визуализация статистики.
- Мотивационная: эмоциональная подача, цель которой – вдохновить или изменить восприятие. Часто опирается на личные истории.
- Питч-презентация: короткая подача идеи для инвесторов, партнеров, фондов. Минимум слов, максимум смысла и визуального акцента.
Как выглядит базовая структура: от идеи к действию
Хотя идеальных решений не существует, я все же предложу базовую структуру презентации, которую часто использую в своей практике публичных выступлений, а также адаптирую под большинство коммерческих задач. Эта структура особенно хорошо работает, если презентация делается в рамках маркетинговой стратегии или медиапродукта: она логичная, простая, масштабируемая.
1. Вступление: удержание внимания
Первый слайд работает как обложка книги – он должен зацепить. Несмотря на благие идеи «Не судить книгу по обложке», люди все равно так делают, давайте признаем. В данном случае первое впечатление от презентации крайне важно, чтобы привлечь зрителя к диалогу.
Как удержать внимание? Вот несколько хороших идей:
- Цитата с некой интригой, которая вызовет интерес.
- Статистика, разбивающая стереотип.
- Актуальный опрос, который может быть связан с социальной, новостной повесткой.
- Сильное утверждение, которое сразу показывает вашу уверенность, например: «75% проектов в этой сфере не доходят до результата. И мы знаем, почему».
Также стоит обозначить контекст презентации: почему именно сейчас эта тема должна быть интересна клиенту, партнеру, инвестору и др.
2. Основная часть: раскрытие темы
Это тело презентации. Здесь важно построить логическую цепочку, потому что именно так можно сделать понятный рассказ о продукте. Например, разбейте всю информацию на следующие смысловые блоки:
- Описание проекта или продукта.
- Задачи, которые он решает.
- Его отличия от альтернатив.
- Принцип работы или механика.
- Цифры, кейсы, доказательства.
- Результаты и преимущества.
Каждый блок – отдельный мини-сюжет. Используйте заголовки, визуальные акценты и логические переходы, чтобы аудитория продвигалась от начала мысли к ее завершению.
3. Заключение: конкретизация смысла
Финальные слайды – это не просто завершение презентации. Это точка максимальной концентрации смыслов. Именно на этом этапе больше всего шансов повысить лояльность аудитории и запомниться, потому что люди обычно запоминают начало и конец, особенно, если это эффектная концовка. Зритель должен услышать главное:
- Четкое резюме всего ранее сказанного.
- Подведение к ключевой идее.
- Понятный призыв к действию.
Хороший прием: зациклить выступление, вернувшись к начальному тезису, образу или истории. Это придаст презентации целостность и усилит эмоциональный эффект. Особенно, если продемонстрировать динамику, некоторое изменение в первоначальной ситуации, например, показать, как изменилась жизнь клиента благодаря покупке вашего товара.
Вот таким образом трехактная структура презентации позволяет последовательно раскрывать ключевые тезисы о продукте. Вы можете адаптировать данную структуру для любого вида презентаций. Есть еще альтернативный сценарий, если вариант выше не подходит.
Альтернативный сценарий: как создать презентацию-историю
Для образовательных, мотивационных или рекламных выступлений с акцентом на личный опыт спикера отлично работает структура сторителлинга. Она строится не по логике «факт – вывод», а по логике «герой – путь – трансформация» и заимствует основы драматургии.
Этапы презентации-истории:
- Начало. Тут, как и с базовой структурой, важна интрига, личная история, некий нестандартный заход в духе «Вчера я споткнулся об комод и понял...».
- Контекст. Важно рассказать, кто герой истории. Это может быть спикер, выдуманный персонаж или существующие герои в нестандартных ситуациях. Также важно описать, что стоит на кону.
- Конфликт. Здесь мы показываем вызов, проблему, с которой сталкивается персонаж, и добавляем эмоционального напряжения.
- Поиск решения. Демонстрируем путь, который проходит герой, и показываем поиск решений по преодолению проблемы.
- Решение. На этом этапе показывается выход, который был найден.
- Результат. Как изменилась ситуация, какие последствия.
- Финал. Яркий вывод, открытый вопрос, а также приглашение к действию.
Вот и все, история готова. Однако данная схема требует большей креативности, нежели первый вариант. Но именно этот формат позволяет создать глубокую связь с аудиторией, потому что каждый из них сможет сопереживать персонажу истории.
Выводы
Не получится создать качественную презентацию, собрав слайды на скорую руку. Чтобы все работало, как надо, и давало результаты, придется выстроить логичную смысловую конструкцию, которая будет учитывать все особенности аудитории, конкурентов и продукции. В этом помогут предложенные две схемы. Используйте эти форматы и превратите презентацию в эффективный и результативный инструмент!
Фото в анонсе: freepik.com
Также читайте:
Вроде недавно обсуждали, что презентации чаще бывают вредны.
Сейчас прийти на продажу с "не-презентационной" технологией может оказаться конкурентным преимуществом.
Хотелось бы получить мнение коллег, в каких случаях презентация может быть полезна. А в каких - это непродуктивное убивание времени потребителя.
Это сильно зависит от целей презентации. Исходя из моей практики, презентации бывают полезны, когда нужно подготовить группу к обсуждению ряда вопросов, а также как материалы, которые досылаются после встречи в рамках follow up-пакета. Соответственно, и готовятся они для чтения с бумаги.
Существуют также презентации, которые дают некоторую "опорную схему", о чем хорошо изложено у Сергея Кузина в "Битве за внимание". Но они составляются с минимумом текста и помогают спикеру поддерживать мысль, когда он рассказывает о теме выступления.
Худшим вариантом будет полнотекстовая презентация, которую невнятно зачитывает спикер - вот это гарантировано будет весьма продуктивным убийством времени потребителя и расшатыванием его нервной системы.
Есть базовые правила подготовки презентации, которые со временем практически не меняются. Есть (надеюсь) и хорошие курсы на эту тему, неплохо комбинируемые с курсами публичных выступлений. Например, на курсах, которые рассчитаны на несколько дней и несколько форматов презентаций, выступления студентов регулярно записывают на видео, а в какой-то момент устраивают разбор полётов. Удивительно полезно, люди смотрят на себя в деле, получают обратную связь, вносят коррективы и растут прямо на глазах.
Конечно, всё зависит от целей презентации, аудитории, формата, жанра, отведённого времени и прочего. И не такой уж длинный список того, что нельзя делать ни в каком случае, как в Вашем примере с зачитыванием текста на слайде.
А дальше это практика, шлифовка, точная настройка и - всегда - полное владение материалом далеко за рамками конкретного выступления. Мало ли, какие будут вопросы из зала, хотя взять время на подготовку ответа всегда допустимо.
В дополнению ко всему вышесказанному по поводу необходимости презентации и контекста назову еще несколько функций, которые может выполнять презентация. И благодаря чему, собственно, значимость этой презентации для встречи повышается:
— Структурирование. Презентация окажется как нельзя кстати в ситуациях, где нужно последовательно донести сложную информацию, например, при продаже решений, демонстрации отчетности, а также в тех случаях, где задействовано несколько лиц.
— Дополнение. Не всегда презентация должна раскрывать тезисы спикера, иногда ее роль заключается в визуальном пояснении. К примеру, демонстрация рендеров будущего здания. И это будет презентация, которая не "говорит", а показывает.
— Фиксация. У слушателей остается “артефакт” после встречи в виде презентации, к которой они могут обратиться при необходимости, что тоже важно при работе, например, с данными.
Главное — это определиться с форматом встречи и определить ее задачи. И уже исходя из них предпринимать решение о необходимости создания презентации. Чтобы избежать ситуаций, когда фокус смещается с клиента и его потребностей на продукт и «как мы классно выглядим». Подобное, конечно, мало кому будет интересно.
В общем, считаю, что формат презентаций — это база, которая может быть хорошо адаптирована под конкретные случаи. Но для этого нужно четко понимать, какие цели вы преследуете.
Спасибо за статью!
Когда профессионально сделанная презентация совпадает с рассказом и рассказчиком, тогда в такой презентации есть ценность. Если рассказчик плохо владеет темой и рассказывает не совсем складно, то даже самые крутые слайды его не спасут.
Я так для себя ценность презентаций формулирую: если тебе нужно защитить какой-то проект перед высшим рук-вом, заранее отправив информацию по почте, тут очень важно наличие емкой, четкой и понятной презентации. И она необязательно должна быть крутая. Важней всего тут то, как ты раскрыл и обосновал суть вопроса.
Если ты выступаешь перед аудиторией с темой, в которой ты хорошо разбираешься, то слишком яркая и крутая преза может тебе навредить, т.к. внимание будет сосредоточено больше на ней, чем на тебе. Поэтому тут я бы не перебарщивала с созданием эффектной презы. Тут важнее заранее у себя в голове выстроить четкое повествование, а слайды презентации использовать себе в помощь, чтобы не сбиться с курса и рассказать то, что задумали.