Как стать «Мистером Совершенство» — 13 уроков от адмирала Нельсона

книгаТом Питерс, «Эти важные мелочи: 163 способа добиться совершенства», – М.: «Альпина Паблишер», 2014

Книга о вещах, которые мы часто не замечаем, но которые в итоге оказываются решающими. Автор утверждает: если вы хотите достичь совершенства, важно абсолютно все – ведь именно мелочи, детали, нюансы формируют отношения между людьми, направляют потребительский выбор и в итоге отделяют победителей от побежденных.

Модель успеха «ЗХ»

ЗХ — это:

Ховард.

Хилтон.

Херб.

Три человека, три принципа.

(И много нового о «пожизненном» «успехе».)

1. Компания Starbucks попала в черную полосу, но, как «говорят», нам бы всем такие проблемы, как у Ховарда Шульца — у парня, который взял чашку яванского кофе и так развил бизнес, что теперь у него свыше 10 000 культовых магазинов по всему миру. (Будучи в Аль-Хобаре, Саудовская Аравия, я зашел в кофейню Starbucks и увидел, что в ней было так же многолюдно, как на Чарльз-стрит в Бостоне, куда я частенько заглядываю).

Нет никаких сомнений, что управлять международным шоу такого крупного масштаба, как Starbucks, довольно сложно, учитывая многочисленный персонал и массу данных. Тем не менее, босс, господин Шульц, ставит себе целью (и обычно выполняет ее) посещать — не поверите — по 25 заведений в неделю.

По его мнению, чтобы знать истинное положение вещей, ты должен сам все проверить всеми чувствами (в конце концов, Starbucks продает «впечатление», которое воспринимается всеми чувствами).

Если на свете когда-либо был более выдающийся и успешный отельер, чем Конрад Хилтон, то я хотел бы знать, кто он. Одна забавная история про Хилтона: рассказывают, что в заключение торжественного вечера, посвященного окончанию его успешной деятельности, господина Хилтона пригласили выйти на сцену и «поделиться секретами успеха». Он прошел на сцену, принял очень официальную позу и произнес нараспев...

«Не забывайте заправлять занавеску для ванны внутрь».

И все. И вернулся на свое место.

2. В 2009 году две авиакомпании, American Airlines и Southwest Airlines, в один и тот же день проводили годовое собрание в Далласе, где у обеих расположены штаб-квартиры. Объединенная ассоциация пилотов (АРА, Allied Pilots Association), представляющая интересы летчиков American Airlines, пикетировала собрание своей авиакомпании. На собрании Southwest Airlines отмечали уход на пенсию основателя компании Херба Келлехера, проработавшего в ней 37 лет. Как и Хилтона, Херба попросили раскрыть весь набор секретов, и он, подобно господину Хилтону, ограничился скупым замечанием:

«Надо обращаться со своими сотрудниками, как с клиентами».

Несомненно, господину Келлехеру задавали вопрос типа «пожалуйста-расскажите-всем» множество раз, возможно, тысячу раз — и он всегда отвечал именно этой шуткой из восьми слов. И не больше.

(Ой, я забыл упомянуть, что в тот день, когда АРА пикетировала American Airlines, профсоюз пилотов компании Southwest Airlines заплатил изрядную сумму за рекламное место на всю страницу в таких газетах, как USA Today, где благодарил Херба за все годы службы — и поддержку профсоюза и летчиков. Какой, однако, контраст, а?).

Конечный итог по «трем X»

1) будьте в курсе! (Ховард);

2) работайте в поте лица над деталями! (Хилтон);

3) сотрудники на первом месте! (Херб).

Остановитесь.

Прямо сейчас.

Отложите эту книгу.

Дайте оценку только своим последним 24 часам.

Меня не интересуют ваши высокопарные «интересы на всю жизнь». Последние 24 часа. И точка.

Какое место вы займете по десятибалльной шкале... в последние 24 часа... по каждому из элементов ЗХ?

«Полный» «Манифест Совершенства» из пяти слов и пяти пунктов

Может быть, это «возрастные штучки» — я имею в виду свою явно навязчивую идею все обобщать. А может быть, страсть технаря раскладывать все по полочкам.

Неважно.

Вот мое «обобщение всего»... в пяти словах. Я сформулировал его для семинара, в котором хотел оставить по-настоящему эффектную информацию к размышлению:

  • Дело.
  • Пространство.
  • Порядочность.
  • Услуга.
  • Превосходство.

Дело: задача, достойная нашего профессионального интереса. Цель, которая так увлекает, что пропадает нужда в будильнике; цель, которой мы можем похвастаться перед друзьями, родственниками и своим отражением в зеркале.

Пространство: место, чтобы было где разгуляться. Постоянное и обязательное поощрение за проявление инициативы. Ожидание, что каждый будет воспринимать себя Агентом — Предпринимателем Перемен.

Порядочность: предусмотрительность сверх всякой меры во всем, что мы делаем. Честность сверх всякой меры во всем, что мы делаем. Высочайшее уважение к каждому человеку, с которым мы вступили в контакт.

Услуга: мы неизменно стремимся «оказать услугу». Наши лидеры всех уровней находятся «в услужении» у своих сотрудников. Каждый сотрудник находится «в услужении» у своих коллег, а также внутренних и внешних клиентов.

Совершенство: наша конечная цель – всегда... Совершенство. Не меньше. В обращении друг к другу. В разрабатываемых нами товарах и услугах. Во взаимоотношениях с клиентами-продавцами-общественностью.

Аминь!

(По крайней мере, мне так кажется).

И если вы согласны, то скажите, как у вас обстоят дела по каждому из пяти пунктов в вашей страховой брокерской конторе из шести человек, расположенной на улице Главной в г. Маленький Городок? В вашем отделе подготовки руководящих кадров из трех человек в компании «Немаленькая»?

«Как у вас обстоят дела?»

I: Как у вас обстоят дела по каждому пункту в общем?

«Как у вас обстоят дела?»

II: Что вы сделали по каждому из пяти пунктов... сегодня?

Весь Нельсон, или 13 уроков «навигации» по совершенству

В моем представлении лорд Горацио Нельсон — морской волк и большой знаток истории военно-морского дела — является воплощением совершенства. И в преддверии 200-й годовщины его выдающейся победы в битве при Трафальгаре я случайно натолкнулся на новую биографию (за все годы я проглотил с дюжину книг о нем). Это была книга Эндрю Ламберта «Нельсон: Британский бог войны» (Nelson: Britannia’s God of War).

Мне показалось, что она достойна внимания; к тому же так случилось, что через 48 часов мне предстояло прочитать в Дубае лекцию о лидерстве. Итак, я купил книгу и жадно проглотил за шесть часов полета из Хитроу где я ее нашел. Из этой книги я вынес... 13 Уроков... и навязал их моим друзьям из ОАЭ. (Как мне показалось, это были чертовски полезные уроки).

Следовать им, несомненно, непросто — как говорится, легче сказать, чем сделать. И все же они являют собой любопытную модель, которую стоит изучить, если мы с вами стремимся к Совершенству. Более того, особенно интересно отметить то, как каждый из 13 пунктов усиливает значимость предыдущих 12.

Эффективное лидерство и достижение Совершенства (в этом редком случае отмечается «достижение», а не «стремление достигнуть») являются результатом взаимодействия между сложным набором характерных особенностей.

1. Простая схема

Приказы Нельсона во время сражений были образцом простоты и ясности — он, помимо всего прочего, был еще и чертовски хорошим писателем. (Выполнимо для нас с вами? Да. Черт побери).

2. Высокая/Смелая/Благородная Цель

Нельсон стремился к полной победе. Многие полководцы, по сути, хотели считать победой уже хотя бы то, что остались в живых. Все-таки опасные, смелые цели служат чертовски сильным мотивом, даже если вы матрос, отбывающий воинскую повинность, — когда вами командует такая личность, как Нельсон.

(Выполнимо для нас с вами? Да. Конечно, нам до масштабов Нельсона далеко, но в контексте наших сухопутных дел — вполне).

3. Привлекайте других

Нельсон сделал капитанов своими полноценными партнерами при разработке планов — что было неслыханно в те дни. (Выполнимо для нас с вами? Да. Черт побери).

4. Найдите замечательно талантливого человека любого возраста и дайте ему крылья, чтобы он воспарил!

Нельсон предоставлял своим лучшим капитанам, как старым, так и молодым, гораздо больше свободы действий, чем другие адмиралы, и он не рассматривал звание в качестве главной меры возлагаемой ответственности; если ваша звезда ярко сияла, вам давали особое задание независимо от звания. (Выполнимо для нас с вами? Да. Черт побери).

5. Руководствуйтесь любовью!

По общему утверждению всех биографов, моряки любили Нельсона, а он любил их. (Последнее обстоятельство имеет решающее значение.) Его забота о моряках, несмотря на суровые условия их жизни в те времена, была поистине легендарной.

(Выполнимо для нас с вами? Да. Черт побери. В основном. Учитывая, что вы «наезжаете» на сотрудников, которые делают реальную работу).

6. Ловите момент!

Нельсон обладал удивительным шестым чувством — умением нащупать слабое место противника. В зависимости от меняющейся обстановки он мог мгновенно перейти к «Плану Б».

(Выполнимо для нас с вами? Да. Черт побери. Более или менее — ведь «хорошие инстинкты» являются косвенным продуктом безумно упорного труда. А приспособляемость, увы, особенность не всеобщая).

7. Мощь!

Он обладал незаурядной энергией!

(Выполнимо для нас с вами? Да. В основном. Вероятно, неэнергичные люди — не самый лучший вариант для лидерских должностей вообще; но мы, по крайней мере, можем целенаправленно совершенствоваться в этом направлении).

8. Достигайте вершин мастерства в своей профессии

Нельсон, черт побери, был самым лучшим моряком в военно-морском флоте — матросы и офицеры высоко ценили его за это.

(Выполнимо для нас с вами? Да. Черт побери. Мы все не созданы равными — но часто «самыми лучшими» бывают не те, кто возглавляет хит-парад неопытных талантов).

9. Работайте больше-больше-больше, чем любой другой

Объяснение не требуется. (Выполнимо для нас с вами? Да. Черт побери).

10. Показывайте личный пример, подкрепляйте слова делами, излучайте уверенность!

Начните «Эпидемию Страсти»! Нельсон всегда был впереди — заметная фигура, при полном параде, как того требовали каноны.

(Выполнимо для нас с вами? Да. Черт побери. Достигается упражнением! Страсть к «упражнению»? Да, в смысле желания выразить то, что внутри вас и что вы часто пытаетесь спрятать или подавить. Черчилли и Рузвельты и Нельсоны выражали чувства — конечно, все начинается с любви к тому, что вы делаете; здесь притворяться бесполезно. NB: «выражать чувства» не означает орать!).

11. Меняйте правила игры: создавайте свою собственную игру!

Нельсон всегда брал инициативу в свои руки — и тем самым вынуждал своих соперников с начала и до конца маневров во время битвы постоянно реагировать на его действия.

Вспомним урок № 1 — используемые Нельсоном простые схемы и предоставление самостоятельности командирам значительно упростили захват и удержание инициативы.

(Выполнимо для нас с вами? Да. В основном — если вы отвечаете нескольким предыдущим требованиям; как я уже говорил, они все взаимосвязаны).

12. Удача! Верьте в нее! Она всегда необходима!

Не «желательна», а именно необходима.

(Выполнимо для нас с вами? Любому может светить удача — а подготовка повышает шансы, что вам повезет. Но, честно говоря, везенье — это все-таки везенье).

13. Решительно настройтесь на победу, вопреки всему и несмотря ни на что!

Ламберт: «Другие адмиралы больше боялись проиграть, чем страстно желали выиграть».

Это последнее высказывание имеет большую значимость – оно относится как к уроку № 1, так и к уроку № 13. (Выполнимо для нас с вами? Да. Черт побери).

Как уже отмечалось, ценность указанных качеств Нельсона важно рассматривать не по отдельности — это одно целое, где части взаимно усиливают друг друга. Мое предложение о «действии» в данном случае сводится к простому обзору всего этого — и, возможно, к попытке создания собственной философии в целом.

Я нахожу, что такое упражнение имеет неоценимое значение — самое меньшее, оно может привести меня или вас к пониманию недостающих звеньев, а затем к акцентированию на них. Самое большее, оно могло бы заставить меня или вас спросить себя: что же мы, черт побери, делаем со своей жизнью — например, стараемся ли мы избежать ошибок (избежать поражения) или настроены ли мы быть воплощением позитивно-активного стремления к совершенству в выбранной нами области (стремиться к победе)?

Шпаргалка на трудные времена (и другие тоже)

Среди всех этих советов «со стороны» на предмет борьбы со сложными обстоятельствами, как вы можете... вкратце обобщить их? Некоторые мысли:

1. Овладевайте дзен-буддистским сознанием — учитесь проявлять чрезвычайную восприимчивость к ближайшему окружению. Проанализируйте внимательно, гораздо внимательнее, чем вам свойственно, следующее: не похож ли, например, ваш «энергичный» подход на панику? Есть ли у вас улыбка на лице? Понятно, что трудные экономические времена никого не радуют, но перманентно мрачный вид, пусть даже небеспричинно — это гарантированный демотиватор.

2. Встречайтесь ежедневно, первым делом, со своей руководящей группой – чтобы обсудить кое-какие вопросы, сверить предположения. Возможно, стоит встретиться еще раз во второй половине дня. Такие совещания рассчитаны максимально на 30 минут, а может, на 15.

3. Если вы «большая шишка», можете воспользоваться помощью надежной «на все 100» личной группы по проверке рациональности решений — ежедневно консультируйтесь с ними на предмет «нужно или нет».

4. Сочиняйте сценарии, и как можно больше, проверяйте их, поиграйте с ними, будь они краткосрочные или долгосрочные, разумные или безумные. (Необязательно формальное упражнение — но постоянная «игра»).

5. MBWA (Управление путем личных встреч). Ходите и встречайтесь. Узнавайте мнения. Реальные, но не безумные. Но только реальные... реальные... реальные!

6. Сидите на телефоне, разговаривайте с экспертами, неэкспертами (!), клиентами, продавцами. Стремитесь получить громадное (!!!) разнообразие мнений. (NB: большие шишки неизменно проводят слишком много времени с «экспертами»! Эксперт = Шоры = Особенно плохо в неустойчивые/смутные времена).

7. Общайтесь «сверх меры»!

8. Нагрузки – настоятельно советуйте вашей руководящей группе удвоить физические нагрузки; хорошая физическая форма безумно важна для поддержания психического равновесия.

9. Придавайте особое значение «совершенству в каждой сделке»! (Теперь, как никогда!).

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Студенты ВШБ НИУ ВШЭ стали победителями конкурса стратегических коммуникаций «Интеграф»

Жюри высоко оценили решения студенческих команд, аналитический подход в решении задач и умение отстаивать свою позицию.

Завершился второй поток корпоративной программы ВШБ ВШЭ «Академия CFO»

Более половины содержания программы было посвящено практической работе, в том числе рассмотрению реальных кейсов «Газпром нефти».

74% работодателей направят руководителей на бизнес-обучение в ближайшие годы

Рост промышленного производства и повышение предпринимательской уверенности могут увеличить спрос на программы обучения руководителей.

СПбГУ присоединится к бакалавриату для создателей ИИ

В новом учебном году набор на программу увеличится в пяти вузах-партнерах: ИТМО, НИУ ВШЭ, МФТИ, Иннополис и СПбГУ.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России начнут борьбу с неофициальной занятостью

По оценке Минтруда, нелегально в России работают 9,6 млн человек.

Число вакансий с медстраховкой выросло на 70%

В 2025 году российские работодатели стали в разы активнее предлагать дополнительные бонусы потенциальным сотрудникам.

80% желающих уволиться, остаются после контроффера

Самым эффективным и важным финансовым инструментом удержания, по мнению работников, является конкурентоспособная зарплата.

Половина россиян планируют работать в майские праздники

Среди тех, кто реже всего планируют работу на майских, вошли сотрудники образования, юристы и IT-специалисты.