Реклама будущего – спам 2.0 или двигатель прогресса?

Помните теплый ламповый фильм «Хэнкок» про «плохого супергероя», которого играл хороший Уилл Смит? Там промелькнула идея подсвечивать логотипами пирамиды, небоскребы и вообще все заметное. Из лучших, разумеется, побуждений. Чтобы какой-то там самый чудесный фонд без SMS получил мешки бабла, и мог помогать нуждающимся. А закончилось и вовсе на мажорной ноте — Уилл Смит сгонял на луну и выложил лого там. Добро опять всех победило, и снова только на экране.

А что в нашей грубой, брутальной реальной жизни? 

Здесь все не так лучезарно. Хотя пока все еще как серьезная проблема не ощущается. Но подождите немного, T-800 (робот из фильма «Терминатор» – прим. ред.) уже заканчивает подготовку в лагере Boston Dynamics. И это даже не совсем другая тема. 

Какие еще способы необычной и креативной рекламы появились за последнее время? 

Дроны

Рой дронов. Туча механической саранчи с подсветкой синхронно взлетает — и небо превращается в телевизор. Вы не смотрите ТВ и гордитесь своей информационной диетой? Вот умора! Ну не смотрите тогда на небо! Потому что скоро оно все будет полыхать как витрина. 

И днем тоже, наверное. Будет чуть сложнее, придется что-то изобретать, кумекать. Но наука справится. Это же не лекарство от рака или настоящая зеленая энергетика, которую не приходится зимой отогревать соляркой с вертолетов. Тут точно все сделают, даже не стоит сомневаться. 

Земля

Уже не первый год весной из-под снега появляются не только приветы от собачек с собачьими же хозяевами. Также все больше и больше не слишком каллиграфических надписей, стрелок, номеров телефонов, указателей и подсказок куда идти, что делать. Это реклама. И не только уже партизанская, обратите внимание! 

Постепенно этот «рекламный носитель» распробуют, отладят, формализуют. Тогда все насколько хватает глаз пространство расцветет — и уж точно не цветами. Мы еще вспомним собачек тихим добрым словом. Лучше они, по крайней мере тоже теплые, млекопитающие формы жизни. А не холодные рептилоиды с немигающим желтым глазом, которые выцеливают, как еще стрясти деньжат с прохожих.

Снег

Что, еще не сошел снег? Так он и сам неплохо держит макеты. Даже есть спецтехника для нанесения. Это все еще недооцененная (к счастью) рекламная поверхность. Но тут тоже все подтянется, наверное, когда освоят другие носители.

Вода

Может, хотя бы там сохранится мир и спокойствие? Жизнь вышла из воды и вернется туда обратно в час, когда спамеры захватили сушу. Только вряд ли океан и прочие реки примут нас в свое лоно, чтобы защитить и обласкать. Скорее там тоже будут нереститься дроны со светодиодами, еще придумают как модулировать рябь и направленные волны. Ой, держите меня семеро, того гляди подскажу еще аспидам, как рисовать свои рекламы вилами по воде. 

Воздух

Действительно, по нему же распространяются звуковые волны. Это удобно, давайте везде понаставим динамиков, а где бюджета на магнитофон не хватает — полубесплатных людей с матюгальниками. Ну и само собой побольше «информационных» объявлений в общественном транспорте, в переходах, на остановках. Там, где толпа заперта и не может увернуться. 

Космос

Уже есть стартапы (да, вот такие нынче инновации), в том числе даже российские, которые собираются вести трансляцию прямо из космоса. Что там неприметные орбитальные роутеры Маска? Нет, эти ребята планируют жечь не глаголом, а лазером. Спасибо, что пока не прицельно по сетчатке целевой аудитории. Впрочем, косвенно таки да. Потому что идея – в превращении всего неба в мега-баннер

Интересно, конкурирующих дронов они смогут тем же лазером поджигать? А делать это скажем в определенной частотности, чтобы падающие тушки горящих вертолетиков складывались в динамическое изображение еще одного баннера? Тут возможны разные интересные коллаборации. 

Виртуальная и дополненная реальность

Хорошо, но хоть полностью ослепнув и для гарантии еще оглохнув, можно будет ходить спокойно? Если речь про AR/VR, то очень вряд ли. Наоборот, как раз там все будет напичкано рекламой. Это уже происходит. И даже новомодное цифровое искусство сразу можно записывать, по сути, в производство рекламы. 

Технически тренд понятен. 

Ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет — одно сплошное рекламное месиво. Что само по себе мягко говоря не радует. Но возможно, ценой всей (нормальной) жизни на планете будут достигнуты, по крайней мере, какие-то важные цели бизнеса? Он подберет кастомизированные ключики персонально к сердцу каждого. И блестящий этот маркетинг с омниканальным (не то слово) доступом создаст новую информационную среду, что приведет… Да, к чему это все приведет? 

Что мы все получим

Потребители зароются в норы. Сначала все будут задирать носы и лихорадочно снимать в миллионы смартфонов разом. Потом понемногу репортажи сократятся, совсем затихнуть. Начнут огрызаться, насупленно и недобро поглядывать. 

Примерно так, как происходило с полиграфическим спамом. В проклятые 90-е народ давился на иностранных выставках за невероятного качества глянцевыми буклетами. Неважно о чем, посмотри какая графика! Потом как-то спокойнее стало. И вот на улице прямо в руки протягивают бесплатно чудо дизайнерской и полиграфической мысли, а все брезгливо уворачиваются. Кроме нескольких сердобольных, которые готовы не читая донести до ближайшей урны. Потому что понимают — это хлеб для несчастных. 

Вот! 

Именно так – вот вся бизнес-модель этих еще не взлетевших в разных смыслах дронов, лазеров и прочей светомузыки. Дорогие инноваторы, это настолько всем не нужно, что расцветет индустрия AdBlock 2.0, фильтры и защита на 5G, в чипах, как угодно — лишь бы всего этого барахла не видеть и не слышать. 

Поэтому потери будут многослойные. Но поэтапные. И на каждом витке, к сожалению, кто-то будет зарабатывать. Причем достаточно, чтобы вся махина нашего так и не эволюционировавшего диплодока брела дальше к пропасти.

Бизнес потеряет на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), потом на убыточных лазерных шоу, на всех неизбежных технических огрехах и ошибках — вполне простительных новаторам. Технически да. Только не в качестве оправдания всего этого бессмысленного, дорогостоящего, все более беспощадного и повсеместного спама.

Ведь это же спам. Канонический причем. Рекламные сообщения, доставленные без явного согласия, выраженного получателями. 

Как отказаться от рекламы в ночном небе? Какую оферту мы подписали, что нам можно орать в уши на улице? Нет, никому это не понравится в конечном итоге. Когда уже понятно станет, что это не раз в год необычный аттракцион, а рутинно и всегда, еще везде вдобавок. Не спрятаться, не скрыться. 

Сейчас у пользователей Интернета выработалась: 

  • сначала баннерная слепота
  • потом нативная глухота,
  • осязание чувствительных тем притупилось,
  • омниканальная чуйка развилась,
  • и так далее — четко по списку «рекламных технологий». 

Скоро уже будет вообще ничем не пронять никого – хоть шокером фигачь, чтобы привлечь внимание к своему «месседжу». Сейчас из-за проклятой ковидлы стали широко обсуждать тренировку заразы разными лекарствами. Ну так здесь происходит ровно то же самое, только мутируют не бактерии, а люди. Та самая аудитория. Мы с вами тоже, между прочим. 

Раньше телефонный звонок означал: «Добрый день! Слушаю!»

Сейчас это нервное распознавание очередной разводки в течение первых трех секунд, а потом привычное добавление в черный список. Можно родную маму заблокировать на рефлексах, если она позвонит с незнакомого номера и не сумеет пройти тест Тьюринга

Люди уже окончательно озверели от спама. Это сейчас им кажется, что окончательно. Но наука не стоит на месте. Когда «вот это все» начнет распространяться — мы получим совершенно другой уровень закрытости. 

И возможно, тогда бизнес задумается, осознает свои ошибки. Решит работать над созданием реально ценных продуктов и сервисов, создавать удобные каналы для обратной связи. Мотивировать потребителей делиться друг с другом не за виртуальные баллы в шулерской рекламной акции, как пудели за рафинад, спрятанный в кулаке — а потому что действительно помогли, восхитили своим качеством. Сделали жизнь лучше по сходной цене, хочется друзьям рассказать. 

Конечно, нет! 

Вместо этого начнут выяснить, как наводить сообщения через вибрации черепа или нашептывать во сне по каким-нибудь тау-лучам. Это уже было в «Симпсонах», кстати... Вернее, в «Футураме», но авторы те же.

Реклама — двигатель прогресса, который давно уже влетел в салон и методично продвигается сквозь ряды пассажиров. Потому что весь этот катафалк влетел на полном ходу в стену. Нет ни информирования, ни интриги. Осталась только надпись «Купи гараж», которая стремится вырасти до размеров Солнечной системы. 

До встречи в Футураме.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель, Москва

Статья про то, как выделиться, мне кажется сейчас будет все более актуально не как сделать новый греатифф (как писали много-много лет на одном сайте), а как доставить рекламу до потербителя. И тут та самая БольшаяДанная рулит.

Генеральный директор, Екатеринбург

Футурама, так Футурама!

Под видом прививок от ковида, введут чип с настройками определённых рекламодателей. И человек уже не будет понимать, зачем он потратил все свои сбережения "на чёрный день" на эту шнягу!

- А х...его знает, чёй-то захотелось, никогда не хотелось, а тут на те, прям невмоготу. А теперь думаю, зачем мне эта шняга, что с нею делать...

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Валерий Меркулов пишет:
И человек уже не будет понимать, зачем он потратил все свои сбережения "на чёрный день" на эту шнягу!

Шариков ваш -- прохвост. Вчера он взял в домкоме 7 рублей, якобы на покупку учебников....Собака!

Аналитик, Москва

Когда-то давно я, реагировал на звонок с незнакомого номера так: снимаю трубку и говорю "Алло, я Вас слушаю!"

Еще недавно я реагировал на звонок с незнакомого номера так: снимаю трубку, но сам молчу. Зачастую этого хватало для того, чтобы незнакомец "прокололся".

Как я реагирую на звонок с незнакомого номера сейчас: сразу же блокирую данный номер, а затем проверяю его по базе на благонадёжность. Если же с номером все в порядке, то после разблокировки сам перезваниваю.

 

Генеральный директор, Екатеринбург
Константин Комшуков пишет:

Как я реагирую на звонок с незнакомого номера сейчас: сразу же блокирую данный номер, а затем проверяю его по базе на благонадёжность. Если же с номером все в порядке, то после разблокировки сам перезваниваю.

Какая сложная технология. У меня стоит программа "Не звони мне". 

 

Руководитель, Москва

Кстати, если есть время, например на прогулке, в пути - я стал значимо разговаривать состранынми звонками.. Паралельно пытаясь понять, как автор скрипта пытался побудить человека на действия. По ощущениям звонков стало меньше... 
Так же хорошая фраза вначале - для продолжения разговора сообщие конаткные данные Вас и собственников Вашей организации - как правило бросают трубку..

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Константин Комшуков пишет:
Еще недавно я реагировал на звонок с незнакомого номера так: снимаю трубку, но сам молчу.

И, это правильно! Любому ЗДРАВОМЫСЛЯЩЕМУ И РАССУЖДАЮЩЕМУ человеку уже, как года 2 понятно, такие звонки совершаются уже, в большей части, как сбор голосовых баз для дальнейшего сбора и создания наших голосовых речевых модулей, а не для рекламного звонка лишь. Хотя, и рекламные звонки есть. Но, лучше молчать и ничего самому не говорить.  Особенно, чёткие и одно сложные популярные ответы: да, слушаю, я, согласен,  понимаю и т.д. потом не удивляйтесь, что вы своим голосом подтвердили какое-то действие. И, лучше финансового характера. А, это сейчас активно продвигают, как прогресс и удобство в развитии дистанционного управления финансами.

Константин Комшуков пишет:
сейчас: сразу же блокирую данный номер, а затем проверяю его по базе на благонадёжность. Если же с номером все в порядке, то после разблокировки сам перезваниваю.

Сложно. Кто захочет, тот перезвонит. Блокировать смысла нет. Почему? На каждый раз такого рода инициативы, берётся номер одноразового использования. Именно, по причине мгновенной блокировки со стороны абонента. Так что, просто сбрасывайте или включите приём и молчите слушая тишину несколько секунд. Потом отбой. С этого номера больше не позвонят.

А, иногда, когда надоедают или попадаются под горячую руку, снимая трубку, говорю :"... идите в ...опу" и, кладу.

IT-менеджер, Красноярск

И, это правильно! Любому ЗДРАВОМЫСЛЯЩЕМУ И РАССУЖДАЮЩЕМУ человеку уже, как года 2 понятно, такие звонки совершаются уже, в большей части, как сбор голосовых баз для дальнейшего сбора и создания наших голосовых речевых модулей, а не для рекламного звонка лишь.

Зачем такие сложности? Попробуйте достать из вашего телефона батарейку. Еще пару-тройку лет назад, батарейку можно было вытряхнуть из телефона легким движением руки. Сейчас, без отвертки, не получится. Они все на прослушке в режиме 24/7. Если у вас еще ретро-модель, тогда точно не у вашего ребенка, супруги, подруги. 

Учиться не говорить лишнего уже поздно. В самый раз начинать учиться не думать лишнего. И вот тут, кстати, мозг нам вполне может помочь, учитывая его избирательность в приеме и обработке информации. Автор статьи прав. Мы просто перестанем замечать липнущую в глаза рекламу. Будем смотреть как на пустое место. И, кстати, если мы сбалансируем себя настолько, чтобы противостоять навязчивой рекламе, играющей на наших инстинктах, нам будет проще работать с нашими проблемами, идущими по генетике. Как знать, куда нас заведет та сила, что "вечно совершает благо"... 

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Антон Французов пишет:
Еще пару-тройку лет назад, батарейку можно было вытряхнуть из телефона легким движением руки.

Многие , особенно дорогие и престижные модели делали со встроенной батареей,  чтобы нельзя вытащить. Люди, понимающие это, но в тоже время, стремящиеся в форватере моды, их не покупали. Это и огрызок 7 , вроде, и ещё кто. Но, вы правы.

Антон Французов пишет:
Учиться не говорить лишнего уже поздно. В самый раз начинать учиться не думать лишнего.

Думаю, что время личных и личностных переговоров не ушло и будет востребовано.

Консультант, Украина

Спам 2.0 - это когда тебе в голову заталкивают мысли так, что ты думаешь, что думаешь сам.

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.