Форсайт: навигатор по бизнесам будущего. Семь советов

Изменчивость современного мирового бизнеса, развитие инновационных технологий, прорывные открытия в области физики, нанотехнологий, медицины и биологии — для кого-то это может стать вызовом, а для кого-то — возможностью.

Используйте радар продуктов и технологий

Фантастические сюжеты очень быстро воплощаются в реальности. Помните фильм «Превосходство», в котором умирает главный герой — гениальный разработчик искусственного интеллекта, а перед смертью его сознание кодируют и подключают к сети интернет?

Смотря этот фильм, я пошагово могу показать, как в нем разворачиваются многие сюжеты, заложенные в прогнозе научно-технологического развития России до 2030 года, который по заказу Минобрнауки России был разработан НИУ ВШЭ при участии более 2 тыс. экспертов мирового уровня и в начале года утвержден Дмитрием Медведевым. Например, квантовые компьютеры или интерфейсы «мозг — компьютер» для передачи сигнала конкретным паттернам нейронов, которые, возможно, войдут в массовый обиход уже ближайшие 7-10 лет. Представляете, какие возможности тогда будут у человечества?

В Прогнозе показаны глобальные вызовы и тренды, перспективные рынки и направления исследований по семи приоритетным направлениям развития науки и технологий:

  • «Информационно-коммуникационные технологии»,
  • «Науки о жизни» (в прогнозе представлены «Медицина и здравоохранение» и «Биотехнологии»),
  • «Новые материалы и нанотехнологии»,
  • «Рациональное природопользование»,
  • «Транспортные и космические системы»,
  • «Энергоэффективность и энергосбережение».

В совокупности выделено более 250 перспективных групп продуктов и услуг — каждая их них может «открыть» новую веху в существующем распределении добавленной стоимости: сформировать бизнес или закрыть его.

Как вам идея портативной батареи, срок активной работы которой — 50-70 лет; или возможность создания гибридных структур, сочетающих органические фрагменты с неорганическими, а живые ткани — с синтетическими компонентами; или появление «настольной нанофабрики», позволяющей осуществлять молекулярное производство макроскопических объектов?

Чаще смотрите по сторонам

Открытия в смежных областях могут радикально изменить ваш бизнес.

Если вы не хотите в эпоху телеграфа оказаться обладателем прекрасной стаи быстрых почтовых голубей, в которые были инвестированы все ваши средства, изучайте альтернативы, будьте готовы к изменениям. Даже государство, которое часто является носителем консервативной точки зрения, понимает, что без постоянного мониторинга и отслеживания передовых тенденций всегда будешь на шаг позади.

За рубежом подобные системы успешно функционируют уже десятилетия, у нас в стране эта практика только начинает разворачиваться. Условно ее старт был дан в «майском» указе президента (№596 от 7 мая 2012 года). Мониторинг глобальных научно-технологических и социально-экономических трендов был основой для формирования Прогноза. В итоговом документе удалось выделить более 150 наиболее значимых для России тенденций, многие из которых угрожают нашим компаниям, но некоторые могут стать и своеобразным «окном возможностей».

Помните про российский контекст

В погоне за мировыми рынками не стоит забывать, про российскую специфику, которая, к сожалению, не всегда накладывает позитивный отпечаток. Например, один из катастрофических для мира вызовов — рост числа сердечнососудистых заболеваний для России отягощается высокой смертностью вследствие неэффективной системы реабилитации.

А вот массовое распространение в мире «умных» лекарств наоборот, может создать хорошие возможности для отечественного бизнеса, конечно, если он найдет общий язык с учеными, ведущими соответствующие разработки.

Научитесь понимать язык ученых

Бизнесмены и ученые говорят на разных языках, одни мыслят категориями прибыли, другие — терминами научно-исследовательских разработок, и часто не слышат друг друга.

Компаниям важно научиться читать «продукты» ученых (к сожалению, действительно часто они написаны малопонятным языком). Ведь это не отменяет того факта, что сегодня ученые дискутируют о технологических проблемах создания космического лифта, а завтра эти технологии изменят наши представления о туризме и создадут ниши для новых видов бизнесов.

Решению проблемы может помочь Форсайт, который как раз и направлен на объединение интересов различных игроков — науки, бизнеса, общества, вузов, государства вокруг достижения общей для всех цели — формирования такого образа будущего, в котором всем бы было комфортно.

Методика Форсайта, которая на текущий момент насчитывает 50-60 различных методов, позволяет разработать метаязык, который понятен и ученым, и бизнесу. Например, в Прогнозе удалось указать те характеристики перспективных продуктов и услуг, которые позволят им быть конкурентоспособными на рынке, а, значит, бизнесу, который решится на их производство, — получать прибыль!

Так для инновационных продуктов и услуг в медицине — это возможность ранней диагностики заболеваний и минимизация последствий и осложнений у пациентов. Для новых типов аквабиокультур — сбалансированность питательных веществ, витаминов, аминокислот и повышенная устойчивость к воздействию агрессивной окружающей среды. Для приложений дополненной реальности — удобство получения информации в режиме реального времени и кастомизация контента. Правильно используя эти требования, можно создать мост между наукой и бизнесом, предложением и спросом.

Формируйте будущий спрос

Классики маркетинга учили нас, что «высший пилотаж» это не просто грамотно изучить текущий спрос и подстроиться под него, но и сформировать новый, создав собственный рынок. Бизнес основан на удовлетворении потребностей, которые можно менять или даже формировать.

Например, на стремительно развивающемся тренде «выглядеть спортивно» выросла целая индустрия «умной» одежды и различных электронных гаджетов — пульсометров, шагомеров и др. А тренд на «активное старение» (после 60-70 лет пожилые люди продолжают вести активный образ жизни) формирует совершенно новый класс потребителей и, соответственно, рыночные ниши.

У кого из нас лет 15 назад была потребность «бэкапить» данные, все время таскать с собой флэшку или «чекиниться» в социальных сетях? А ведь эти достижения науки и техники, вошедшие в привычки общества, создали колоссальные новые рынки, во многом превышающие традиционные.

Мнения авторитетных экспертов с мировым именем, прошедшие серьезный отбор и дополненные расчетами и данными экономических моделей, представленные в Прогнозе (всего было использовано более десятка качественных и количественных методов), позволяют при правильном их использовании сформировать представление о будущем облике рынков, узнать, какие продукты и услуги будут «в цене» и начать готовиться к переменам.

Надо сказать, что результаты Прогноза многим могут показаться не столь фантастическими и будоражащими воображение по сравнению с научной фантастикой или даже работами более сдержанных футурологов, таких как Митио Каку. Однако в этом во многом и кроется их практическая ценность — умеренный консерватизм в сочетании с детальной проработкой всех смелых идей и прорывных предложений от современной науки дает основу для формирования диверсифицированного портфеля инвестиций.

Учитесь быстро внедрять изобретение

Будущее новых бизнесов — за способностью быстро коммерциализовать результат исследований. Не столь важно, кто придумал, важно, кто быстро сообразил, как это использовать, и превратил планы в жизнь.

Посмотрите на стратегию Китая: десятилетия эта страна копировала чужие разработки, при этом вкладывая сумасшедшие деньги в собственные НИОКР и поддержку соответствующей инфраструктуры. Сейчас найти что-то некитайское большая трудность. Страны Европейского союза создают национальные инновационные системы, которые как «пылесос» вытягивают со всего мира перспективные изобретения и новшества. К слову, многие из них — российские, не нашедшие на родине быстрой и адекватной поддержки.

Однако ситуация меняется. Если делаете бизнес — держите «руку на пульсе» мировых трендов, создавайте условия для максимально быстрой абсорбции нововведений и выходите на рынок. Я считаю, что быть на шаг впереди конкурентов поможет радар перспективных продуктов и услуг, созданный по технологии Форсайта, а удержать в верном фарватере — надежная дорожная карта.

Используйте правильные дорожные карты

Сейчас в России появилось большое количество дорожных карт, у которых столь же мало общего с настоящими технологическими дорожными картами, сколько у школьного атласа с Google maps. Карта тогда может служить верным проводником к желаемой цели, когда она построена по методологии Форсайта. Во-первых, в ее разработке принимали участие все ключевые стейкхолдеры — те, кто может повлиять на создание вашего будущего (сделайте карту только с опорой на бизнес, чиновников или науку — она будет однобока). Во-вторых, эксперты должны пройти жесткий отбор, а информация — многократную проверку (если карту будут разрабатывать «все, кто сумел придти», а данные использоваться «что успели найти» — на результат опасно будет полагаться).

И, наконец, в-третьих, должна быть ориентация на поддержку принятия решений — карта ради карты или пиара не решит проблем бизнеса, она должна быть интегрирована в процессы управления компании, использоваться как стратегический инструмент ее развития.

Карта, построенная «по всем правилам», содержит несколько слоев, которые развиваются во времени и тесно взаимосвязаны друг с другом. В классическом исполнении технологические дорожные карты включают слои: «Тренды и вызовы», «Рынки и продукты», «Технологии», «Исследования и разработки». В последнее время все более активно начинает развиваться еще один слой «Управленческие решения», в котором описываются те действия, которые должны предпринять владельцы карты для достижения поставленных целей и задач. Причем карта — это не только картинка, но и серьезный многостраничный документ, описывающий все элементы стратегии и связи между ними.

Подробнее о долгосрочном прогнозе научно-технологического развития России вы можете узнать в этом документе.

Представленные в Прогнозе вызовы, окна возможностей, продукты и направления исследований во многом носят междисциплинарный характер. Независимо от того в каком бизнесе вы работаете, прогноз надо читать до конца, угроза или возможность могут прийти из любой отрасли.

Автор выражает искреннюю благодарность за помощь в подготовке публикации и ценные комментарии Людмиле Мезенцевой и Елене Гутарук.

Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Александр Мизун
Президент, председатель правления, Москва

Полезная статья. Альтернативный вариант вспышкам гениальности, озарениям, и мистическим пророчествам о том ''как прогрызать дырки во вселенной''. КМК, автору удалось в короткой статье показать практические подходы и некоторый внутренний механизм ''стратегирования''. Сложный, тяжелый, интеллектуальный, зачастую неблагодарный труд. Но ''дисциплина'', по прежнему бьёт ''класс''.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии