Эффективная минимизация: кому отдать риски – страховщику или фактору?

Сергей Васильев, Национальная факторинговая компания

Один потенциальный клиент Алексей М. обратился с просьбой наглядно рассчитать, что для его компании эффективнее с экономической точки зрения - страхование риска неплатежа в страховой компании или поручительство факторинговой компании за покупателей на случай неплатежа. От Алексея мы получили исходные данные, а также информацию об условиях, озвученных ему страховой компанией. С согласия Алексея публикуем эти расчеты.

Алексей предложил нам ориентироваться на годовой оборот компании в 860 млн. руб., из которого на розничные сети приходится 540 млн., на городских и региональных оптовиков – 320 млн. В среднем компания Алексея предоставляет своим клиентам отсрочку в 60 дней. Платежная дисциплина сетей сомнений у него не вызывает, ему нужно минимизировать риски неоплат со стороны несетевых покупателей.

Страховая компания, предложение которой показалось Алексею привлекательным, сообщила ему, что готова страховать только весь портфель «дебиторки» под 0,9% от всего оборота с франшизой в 20% (франшиза – это доля страхуемой суммы, не покрываемая страховкой). По условиям страховой компании страховая премия будет начислена и должна быть оплачена клиентом авансом сразу на весь заявленный оборот. При страхуемом обороте в 860 млн. руб. она составит 7,740 млн. руб, и только 80% от объема «дебиторки» будут застрахованы. Кроме того, если по факту оборот за год окажется меньше, чем планирует Алексей, комиссия, начисленная в самом начале, изменений не претерпит, то есть фактически он заплатит за неоказанные ему услуги.

В качестве альтернативы факторинговая компания предложила поручительство, причем размер покрытия составил 90% от передаваемой «дебиторки», и речь шла только об оптовиках, как и хотел Алексей. Ставка – 1,1% от суммы покрытия без какой-либо франшизы. То есть в отличие от страховых компаний, факторинговая начислит комиссию только на те 90%, которые будут покрыты поручительством. В результате стоимость услуги составит 3,168 млн. руб. (320 млн. руб. х 90% х 1,1%). И если вдруг компания Алексея не выполнит план по продажам в адрес несетевых дебиторов, и оборот за год по оптовикам составит меньше ожидаемого в начале объема, итоговая комиссия уменьшится пропорционально.

А если вдруг

К страхованию и поручительству прибегают тогда, когда есть хоть малейшая вероятность того, что кредитная защита пригодится, и по ней будут произведены выплаты. Посмотрим, как будет развиваться ситуация при наступлении страхового случая. Например, покупатель Алексея не оплатил поставку на 8 млн. руб. Страховая компания выплатит Алексею 6,4 млн. руб. (80% от объема), факторинговая – 7,2 млн. руб. (90% от объема).

О сроках

Период ожидания выплаты при страховании риска неплатежа после наступления страхового случая может составлять от 180 до 240 дней, при поручительстве – максимум 120. Получается, что свои 6,4 млн. руб. Алексей будет дожидаться от страховой чуть ли не 8 месяцев, а от фактора получит 7,2 млн. руб. в трехмесячный срок.

То, о чем не пишут в буклетах

  • Важно учесть, что факторинговая комиссия относится на себестоимость, а страховая - на прибыль. Вашим финансовому директору и бухгалтеру это важно? Скорее всего, да.
  • Клиент страховой компании обязан информировать ее о каждой допускаемой покупателями просрочке в течение 30 дней. Фактор делает это сам, уведомлять его не надо.
  • С мелкими (по меркам страховых компаний) клиентами они работать не будут. Страховщикам, как правило, интересно работать с теми поставщиками, оборот на страхование которых превышает 300 млн. руб. Факторинговая компания готова работать с гораздо меньшими объемами - от 60 млн. млн. руб. в год.

Страховать или не страховать - для многих зрелых бизнесов сегодня уже не вопрос. Риск неплатежа покупателя – очень серьезный, особенно в нашей огромной и непредсказуемой стране. Иногда бизнесы даже крупных клиентов, которые ранее никогда не вызывали вопросов, сталкиваются со сложными обстоятельствами. Не говоря уже о никому не известных покупателях, которые физически находятся в нескольких днях пути от поставщика.

Другое дело – как минимизировать риск, и сколько это будет стоить. Каждый раз приходится считать и просчитывать разные варианты с поправкой на условия. Казалось бы, 0,9% страховой компании против 1,1% фактора – выгодное предложение, но при детальном рассмотрении сотрудничество с факторинговой компанией оказывается более выгодным, комфортным и понятным.

Комментарий клиента

Александр Пимонов, директор группы компаний «Балтийский пекарский дом», г. Калининград: «Нам во всех отношениях удобно и безопасно работать на условиях поручительства фактора. Мы можем заключать контракты с клиентами и поставлять им продукцию без страха понести убытки. У нашей компании большие возможности, а теперь, когда они не ограничены рисками неоплат, мы грузим столько, сколько производители готовы у нас взять. Наши финансовые потоки стали более прозрачными за счет исключения потерь от неоплат, что, несомненно, повысило надежность нашего бизнеса».

Можно ли доверять новому покупателю и сразу предоставлять ему отсрочку платежа? Как убедиться в том, что он добросовестный плательщик? Эти вопросы возникают у любого коммерсанта, принимающего решение о начале сотрудничества с новым клиентом по отсрочке платежа. Чем быстрее будут получены ответы на подобные вопросы, тем лучше, иначе клиент может «уплыть» к конкурентам, и вполне возможно, что это потерянные миллионы рублей выручки.
Несмотря на заманчивую перспективу увеличения прибыли компании в ходе предстоящего сотрудничества, проверка новых покупателей необходима - она позволяет минимизировать риски, связанные с неоплатой в срок отгруженного с отсрочкой товара или оказанных услуг.

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.