Новые правила игры на рынке услуг управления объектами недвижимости

Недавно одна из Российских компаний, занимающихся профессиональным управлением недвижимостью, заявила о том, что вывела на рынок новую услугу – «Управление и сдача в аренду небольших объектов, площадью до 5000 кв.м». Давайте попробуем разобраться, насколько эта услуга является «новой», а главное, каким образом эта услуга может качественно оказываться выгодyой и для собственников подобных объектов, и для профессиональных УК.

Не секрет, что во времена бурного роста экономики, многие УК и брокеры не особо охотно брались за управление «малыми» (до 5000 кв. м) и «сверхмалыми» (менее 1000 кв.м) объектами. Это было обусловлено несколькими фактами.

Во-первых, для того, чтобы качественно оказывать услуги управления и эксплуатации объектов класса «A» и «B», а в некоторых случаях и «C», в зависимости от перечня услуг, оговоренных с собственниками объектов, на них должен присутствовать персонал. Это может быть как управленческий, инженерный, технический, вспомогательный персонал, так и сотрудники службы клининга, охраны и прочих сопутствующих жизнедеятельности объекта служб. Также, для нормального функционирования, на объекте должно присутствовать необходимое инженерное оборудование, средства механизации, необходимый запас расходных материалов. Естественно, чем больше площадь объекта, тем меньшие накладные расходы несет УК. И наоборот, чем меньше площадь объекта, тем в большую «копеечку» выливается его действительно качественное содержание для УК, а, как следствие, и для собственника подобного объекта. Естественно, что многие собственники не готовы были выложить существенную часть своих доходов, получаемых от арендного бизнеса, и занимались управлением своих объектов самостоятельно. В тех случаях, когда удавалось сдать подобный объект целиком одному арендатору, это было более выгодно, чем передавать его на управление внешней УК. Часть собственников создавали свои «объектовые» службы в ущерб качеству, сами занимались управлением и эксплуатацией своих объектов силами «управляющего – инженера – сантехника – охранника», зачастую в одном лице.

Во-вторых, и это не секрет, что доход брокеров заключается в комиссии, получаемой при сдаче помещений в аренду. Естественно, чем больше и дороже сдаваемое в аренду помещение, тем выгоднее это и для брокера. В «докризисные» времена всех брокеров рынка недвижимости можно было разделить на две группы: это «золотая десятка» – как правило, российские филиалы мировых брендов, профессионально занимающиеся коммерческой недвижимостью и «остальные риелторы», занимающиеся всеми ее видами. Так вот, представители той самой «золотой десятки» без работы особо не сидели. Скорее, наоборот, к ним иногда выстраивалась очередь, с одной стороны - из желающих сдать свою недвижимость, с другой стороны - из желающих снять. И платили за это и те, и другие. Как говорится, выбор очевиден: зачем сбивать подошвы из-за 10 рублей, когда можно получить 20 рублей? Что касается второй группы, то, как уже было сказано выше, эти агентства занимались «кваритро-складо-магазинами» и, зачастую, один и тот же агент мог заниматься всем одновременно, что не могло не отражаться на качестве оказываемых обеими сторонам услуг. Может, поэтому собственники малых и сверхмалых помещений гораздо чаще и занимались подбором арендаторов сами.

Как и во всю экономику, в недвижимость кризис внес свои коррективы. Существенную корректировку претерпели цены, как на аренду, так и на услуги по управлению и эксплуатации объектов недвижимости. Многие компании, снижая свои затраты, начали массовую миграцию в бизнес-центры класса пониже. Как говорится, не до имиджа, быть бы живым. Однако, достаточно избалованные за время пребывания в «высококлассных» торговых центрах арендаторы, естественно, начали предъявлять и более высокие требования к условиям своего пребывания в помещениях класса «С» и «D».

Те собственники, которые смоги быстро адаптироваться к новым требованиям самостоятельно, быстро перестроили свою работу, подтянули сервис и, тем самым, «закрепили» у себя новых постояльцев. Однако, увы, но таких собственников оказалось в меньшинстве. С начала кризиса одной из основных его тенденций стало обращение «первичных» клиентов, тех самых собственников, потерявших свой доход, за услугой управления и сдачи в аренду их опустевших объектов.

Естественно, большинство УК, трезво оценивающих ситуацию на рынке, в условиях усилившейся конкуренции, начали существенно сокращать свои издержки, оптимизировать и автоматизировать свою работу и предлагать рынку новые и новые услуги. На рынке появились и «пакетные» услуги эксплуатации, и «фиксированные» тарифы, и мобильные инженерные бригады и много другое. А, как следствие, услуги УК в этом сегменте стали более доступны, и собственники начали делать выбор именно в их пользу.

Вслед за качественным товаром на рынке, естественно, появились, а точнее, обратили на него внимание, и профессиональные продавцы – брокеры, которые во время кризиса, в большинстве случаев, сидели на «голодном пайке». Сейчас запрос из серии «помещение в бизнес-центре класса «С» площадью 1200-1500 кв.м» вызывает у большинства брокеров неподдельный интерес.

Выгодно или нет для УК и брокеров заниматься подобными объектами? Думаю, сейчас это стало выгодно, поскольку кризис заставил первых оптимизировать свои издержки, а вторых пересмотреть свои аппетиты. В результате, выигрывают все: и собственники, и арендаторы, и другие участники рынка.

В заключении, хотелось бы сказать словами народной мудрости: «Все новое – это хорошо забытое старое», - поэтому говорить о какой-то новой услуге на рынке будет не совсем правильно. Скорее, можно сказать о том, что общая встряска заставила участников рынка снять розовые очки и, засучив рукава, начать продуктивно работать.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Бизнес OBI в России продали за 600 рублей

До пандемии бизнес OBI в России оценивали в €100 млн.

В Санкт-Петербурге на месте закрывшегося кинотеатра в ТЦ открыли фуд-холл

За полгода количество кинозалов в России сократилось на 12,4%.

Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

В строительной отрасли растет дефицит кадров

По данным Минстроя России, сектору сегодня не хватает около 3 млн человек.