Понятие «управленческий учет». Место управленческого учета в информационной системе бизнеса. Сущность управленческого учета — что может и что должна делать система управленческого учета.
Задачи управленческого учета: учет ресурсов, контроль и анализ финансово-хозяйственной деятельности, планирование, прогнозирование и оценка прогноза.
Базовые компоненты системы управленческого учета и анализа: учет и управление затратами, разработка оценочных и сравнительных показателей деятельности. планирование оперативной производственной, финансовой и инвестиционной деятельности, а также прогнозирование внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия, составление управленческой отчетности.
Сопряжение систем управленческого учета с системой бухгалтерского учета. Технология постановки управленческого учета. Основные способы постановки управленческого учета.
Создание системы отчетности — основные требования к управленческой отчетности: своевременность, формат, содержание.
Создание внутренних нормативных документов, регулирующих управленческий учет. Учетная политика управленческого учета (учет активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов, поступлений, выплат) — эффективное средство контроля операционной деятельности компании. Генератор учетной политики. Примеры нормативных документов.
Планирование как базовый компонент системы управленческого учета: Balanced Scorecard — опыт внедрения в российском бизнесе.
Совокупность оценочных и сравнительных показателей деятельности как базовый компонент системы управленческого учет: индикаторы рыночной стоимости, оценка деятельности финансового, операционного и риск-менеджмента, показатели, характеризующие риски бизнеса (рыночный, кредитный, риск ликвидности).
Практическая часть:
Проведение анализа информационных потребностей слушателей как пользователей системы управленческого учета.
Выбор способа сопряжения системы управленческого учета с системой бухгалтерского учета.
Расчет в системе управленческого учета кредитного риска компании (по методике Информации Минфина России N ПЗ-9/2012).
Внутренний аудит в системе внутреннего контроля. Управление затратами.
Система внутреннего контроля. Компоненты системы, принципы контроля. «Внутренний контроль. Интегрированная модель» COSO (2013). Оценка эффективности системы внутреннего контроля. Ограничения модели
Российское законодательство о внутреннем контроле
Особенности работы службы внутреннего аудита: полномочия, обязанности, ресурсы, взаимодействие с другими службами. Значение Положения о работе Службы внутреннего аудита (примеры)
Ужесточение внутреннего контроля как способ оптимизации затрат.
Понятия «издержки», «затраты», «расходы». Управление издержками как технология повышения/сохранения эффективности бизнеса.
Стратегическое и оперативное управление затратами.
Классификация затрат для целей управления бизнесом. Использование классификации затрат для принятия управленческих решений.
Калькуляция себестоимости продукции/услуг: по переменным затратам и с полным поглощением затрат – достоинства и недостатки. AB Costing.
Управление затратами и процесс принятия оперативных управленческих решений: CVP-анализ.
Методы оптимизации затрат (аутсорсинг, анализ бизнес-процессов, устранение живого труда и др.). Особенности политики оптимизации затрат в период кризиса
Контроллинг: актуальные аспекты
Функции контроллинга на каждом этапе жизненного цикла предприятия (ЖЦП).
Обновление системы управления предприятием (ССП).
Рациональность как ключевое понятие контроллинга.
Сбалансированная система ключевых показателей эффективности (KPI) по Нортону и Каплану как средство управления организацией.
Управление отклонениями: финансовая приборная панель руководителя.
Практическая часть:
Проведение анализа потребностей участников семинара как пользователей контроллинговой системы на предприятии.
Определение задач контроллера в зависимости от способностей менеджера
Рассмотрение кейса: «Управление организацией по системе KPI».
Практикум: «Коммуникация контроллера с руководителями различных психотипов».
Финансовое моделирование бизнеса
Базовые принципы построения финансовой модели.
Бизнес-план, финансовая модель, бюджет, инвестиционный план – практическое понимание и применение.
Модель – типовая структура, последовательность «сборки».
Сбор информации для финансовой модели.
Как встроить в финансовую модель Unit экономику.
Практика применения Direct Costing при финансовом моделировании.
Создание модели текущей деятельности в плане доходов и расходов (P-LS) с учётом всех типов расходов и нагрузок.