Нужна ли бизнесу совесть?

Делать добро ― это плохо?

Облик успешного бизнеса в последние годы заметно меняется, он становится сложнее. Раньше было проще. Компания ответственно распоряжалась деньгами, заботилась об имидже своего продукта, выпускала этот самый продукт в достаточных объемах и следила, чтобы потребитель всегда был доволен, ― этого хватало, чтобы люди видели в таком бизнесе «хорошего парня» рынка и принимали его лидером отрасли.

Сейчас клиенты и сотрудники требуют от руководства компании большего. Если ты лидер рынка, ты заботишься о своей корпоративной репутации, каждое решение принимаешь с оглядкой на мнение общества и придерживаешься неких моральных правил, которые выделяют тебя из толпы. Такую компанию уважают, и, по идее, она больше зарабатывает. Но рынок думает иначе. Ответственные компании не всегда успешны, а иногда корпоративная социальная ответственность (КСО) даже выходит компании боком.

Например, народ любит кофейни Starbucks, но акции этой компании заметно дешевеют в последние годы. В то же время экологи постоянно упрекают ExxonMobil за небрежное отношение к окружающей среде, но это не мешает компании показывать одни из лучших финансовых показателей в своей отрасли пятый год подряд. А British Petroleum попадает на верхние строчки рейтингов и по выручке (Fortune 500), и по ответственности (Fortune's most accountable companies). Успех BP доказывает, что между корпоративной ответственностью и хорошим доходом некая связь все же существует. Но чтобы ее воплотить, надо соблюсти несколько правил.

Условия успеха

Во-первых, важно быть первым, тогда вы сильнее других игроков отрасли влияете на умы людей. Если вы рассказываете о своей «корпоративной порядочности» вслед за конкурентами, то вас считают последователем, а значит — вы медлительны и хуже остальных. Некоторые экономят и повторяют удачные КСО других компаний, но потребитель это вряд ли оценит, и продажи вырастут слабо.

Во-вторых, работайте с теми, кто вас критикует, и не забывайте про общественное мнение. Когда Shell заявила, что потопит свое нефтехранилище Brent Spar в Северном море, это казалось самым дешевым и безопасным решением. Свое согласие на затопление дали и научное сообщество, и британское правительство. Единственное, чего не учли нефтяники, это власть СМИ и Greenpeace. В обществе поднялась шумиха, в результате которой жители Великобритании и других стран Европы бойкотировали продукцию Shell. Компания потеряла миллионы долларов и серьезно подорвала свою репутацию. Такое может случиться с любым, даже самым лучшим предприятием. Но выход есть. Вы избежите полного провала, если напористо отстаиваете свое мнение в споре с оппонентом.

И последнее условие — в успешной компании внутренняя культура совпадает с ее образом на рынке. Когда ваши настоящие дела отличаются от того, что вы рассказываете людям, все ваши усилия воспринимаются как обычный PR. Поэтому успешную КСО совместно пишут и внедряют HR и маркетолог. Естественно, под бдительным взором высшего руководства.

Чем помогут бизнес-школы

Приносят ли пользу курсы этики на программах MBA? Исследователи не могут ответить на этот вопрос. Нужно изучать данные за длинный промежуток времени, а добраться до всех выпускников сложно. Но и без исследований понятно, что выпускники MBA тоже ошибаются. Джеффри Скиллинг, глава скандальной Enron, получил степень MBA в Гарвардском университете. Энди Фастоу, финансовый директор Enron, получил степень в Kelloggs. Иосиф Берардино, бывший генеральный директор Arthur Andersen, закончил тот же Гарвард. Но это не отпугивает людей от бизнес-школ, наоборот, по данным GMAC Application Trend Survey, спрос на бизнес-образование растет.

Сейчас многие ведущие школы делают КСО основным модулем программы. В других — курс КСО необязателен. В Гарварде пошли дальше. Там слушатели добровольно принимают «MBA Клятву», смысл которой сводится к тому, что выпускник Гарварда обязуется принимать ответственные этичные решения и воздерживается от того, чтобы продвигать себя за счет других. В Columbia Business School все учащиеся принимают кодекс чести: «Придерживаюсь принципов правды, честности и уважения. Я не буду лгать, обманывать, воровать или мириться с тем, что это делает кто-то другой».

Детальная, проработанная КСО компании-лидера отражается и во внутреннем устройстве бизнеса. Исследования показывают: если компания в глазах клиентов и сотрудников выглядит ответственной, до хороших доходов остается один шаг. Нам всем нужно помнить — ответственно ведут себя не только те, кто уже добился успеха, но и те, кто к вершинам только идет.

Реферат статьи Розы Чун «Corporate Social Responsibility: what role do business schools play?»

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург

''Ты будешь успешен только до тех пор, пока будешь справедлив''.

Менеджер, Москва
Романов Николай пишет: ''Ты будешь успешен только до тех пор, пока будешь справедлив''.
Согласна... Только совесть - это не справедливость. Голос совести - это голос Бога внутри человека. Почему психопаты поражают отсутствием совести, - думаю, что потому что просто не имеют этой возможности быть совестливыми. Для совести необходимо сознание. Что же такое сознание продавца? Вот в чём вопрос.
Аналитик, Тюмень

Деньги не пахнут.

Впрочем, кто-то проголосовал за ''очень полезно'', так что, может быть, поставленный вопрос для кого-то существует как жизненный.

Олег Ерошкин Олег Ерошкин Менеджер, Екатеринбург

Вполне возможно, что Успех в делании денег ни как не связан с КСО, но только лишь в ближайшей перспективе, или на быстро растущих рынках. Кроме того, КСО будет работать на рост только при наличии пиара - а корпоративной Безответственности пиар обеспечен автоматически.
Если рассматривать аспект Личности - репутация и ценности является важнейшим аспектом долгосрочного профессионального роста (в условиях жесткой конкуренции на рынке труда), на мой взгляд. Я лично, например, не стану нанимать менеджера, готового делать карьеру в табачной компании.
Очень хорошая идея Кодекса менеджера - по аналогии клятвы Гипократа в медицине (напомню, что нарушение её приводит к исключению из медицинского сообщества, по крайней мере - публичного).

Олег Ерошкин Олег Ерошкин Менеджер, Екатеринбург

А ''деньги не пахнут'' - это вообще - диагноз :)

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Только совесть - это не справедливость. Голос совести - это голос Бога внутри человека. Вполне возможно. Я спорить не буду. Не столько даже потому, что был и намерен оставаться атеистом, сколько потому, что для меня совесть и справедливость взаимно приравнены друг к другу. Поскольку чисто логически, справедливому человеку нечего бояться голоса совести, если он всё делает верно. Другой вопрос, что внутреннее чувство справедливости человека может быть каким-то образом искажено, что повлечет за собой ошибки в принятии решений. Но здесь уже всё определяется личностью человека. >Почему психопаты поражают отсутствием совести, - думаю, что потому что просто не имеют этой возможности быть совестливыми. Для совести необходимо сознание. А у психопатов в принципе не может быть совести. Чисто по содержанию диагноза. Психопат всегда прав. >Что же такое сознание продавца? Вот в чём вопрос. Кстати, вопрос и интересный, и простой. Продавец, хорошо знающий своё дело, выступающий сам в роли владельца продаваемого товара, в отличие от наемного продавца (которому важно лишь побольше продать любым способом), никогда не идёт в разрез с совестью. Как там у него с сознанием, - вопрос индивидуальный, но работая с покупателями такой продавец всегда решает вопрос в пользу покупателя, склоняя его купить именно то, что нужно покупателю с учетом его личных материальных потребностей и возможностей (чтобы не обобрать до нитки и оставить с деньгами), а не то, что хотелось бы продать продавцу, т.к. это было бы ему выгоднее в плане денег и их количества. Т.е. если наемный продавец стремится продать любым образом как можно больше, причем объективным результатом для него является объем полученной выручки, то для продавца - владельца товара, объективным результатом является клиентура. Которая на только будет ему благодарна, но и приведет других своих знакомых именно к нему. Т.е. он в накладе не останется в любом случае и продаст и дешевый товар, и дорогой, но при этом будет уверен в своей клиентской базе, которая придет в случае чего к нему, а не к кому-либо еще. Характерный пример разницы в таких отношениях, - матушка, приходящая с великовозрастным сыном делать ему подарок. Наемный продавец весь изовьется, чтобы извлечь полное содержимое ее кошелька, продав самое дорогое, что у него есть, плюс, массу ненужных вещей и аксессуаров в довесок. Продавец - собственник товара продаст именно то, что нужно великовозрастному младенцу с учетом его великовозрастной недоразвитости, но при этом и сам младенец будет счастлив, и его матушка, поскольку в кошельке останутся деньги, а сам младенец будет искренне считать, что лучшей вещи, чем у него, ни у кого нет, - как бы и чем ни хвалились сверстники. Для этого, кстати говоря, умный продавец совершенно бесплатно научит младенца, что отвечать на подколы приятелей. Самым коронным является сообщение ''что у меня в электрофоне все детали родные, бундесовой сборки, - фирма, - это не твой отверточный Китай'' и т.д. А через какое-то время и сам младенец начнет приходить именно к этому продавцу, воспринимая его не как торгаша из любой городской палатки, а честного человека.
Аналитик, Тюмень
Олег Ерошкин пишет: ''деньги не пахнут'' - это вообще - диагноз
Ну, а что, Вы сможете однозначно ответить что лучше: чтобы кофейни нравились или стоимость акций росла!? Сами же сразу начнёте обуславливать - мол, смотря для кого, с какой точки зрения, к чему должно стремиться человечество? Мораль или закон... справедливость!!! Что, как раз и будет означать именно, что сам по себе поставленный вопрос практического смысла не имеет (в лучшем случае риторический вздох).
Дмитрий Зорин Дмитрий Зорин Адм. директор, Украина
Виктория Белова пишет: Что же такое сознание продавца? Вот в чём вопрос.
Проще говорить об ''ответственности''. Потому что, ''продавец (не как личность, а как выполнятель действий)'' не имеет ''души''. Как только он цепляет что-то из ''системы Душа'', он тут же становится уязвимым.
Дмитрий Зорин Дмитрий Зорин Адм. директор, Украина
Романов Николай пишет: ''Ты будешь успешен только до тех пор, пока будешь справедлив''.
Гармоничен. Справедливость - спорна, ибо ''снаружи''. Гармония - ''внутри'', а значит ''более от меня зависима''.
Станислав Ивашин Станислав Ивашин Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Нам всем хочется, что б окружающие делали добро. А кто готов что сделать из своего кормана, особенно если это не карман директора, а простого трудяги?
А благотворительность со стороны супер-фирмы, это из кармана акционеров, или за счёт 10 тыс трудяг, работающих в ней?
Может лучше выплатить достойную з.п. даже в самом низу, а не спонсировать форумы о детском спорте?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ИБДА РАНХиГС возглавил индекс популярности среди бизнес-школ России

Индекс составляется по ряду показателей, среди которых уникальные просмотры страниц бизнес-школ, новостей и анонсов, количество переходов на сайты вузов.

Зарплата выпускников IT-курсов растет в среднем на 50% после обучения

При этом каждый третий айтишник трудоустраивается во время учебы.

Исследование RAEX: как абитуриенты выбирают вуз

Выяснилось, что рейтинги влияют на выбор абитуриентов больше, чем мнение родителей.

В России впервые составили справочник корпоративных университетов

В пуле участников исследования представлены 43 корпоративных университета крупнейших российских компаний и субъектов федерации.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

Microsoft сокращает расходы на сотрудников, обучение и корпоративы

Компания пытается сократить расходы всеми доступными способами.

Самые странные корпоративные правила: итоги опроса россиян

Общий поход на обед отделом, пение корпоративного гимна и кормление животных в офисе – попали в топ странных офисных правил и традиций.

Россияне назвали самые престижные и доходные профессии

В лидерах – работники сферы IT и государственные служащие.