Бизнес-образование ускоряет карьеру

На правах рекламы

С момента основания в 1988 году, и до настоящего времени Институт бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (ИБДА АНХ) является лидером отечественного рынка бизнес-образования, занимая верхние строчки национальных рейтингов. Программы ИБДА, единственные в России, включены в международный рейтинг лучших программ МВА и ЕМВА мира, публикуемые журналом Business Week. Они аккредитованы двумя самыми известными международными организациями: AACSB International и AMBA International. Сегодня на программах МВА, ЕМВА и первого высшего образования в институте учится более 1,5 тысяч студентов, с которыми работает более 160 профессиональных профессоров и преподавателей. За 20 лет институт окончили 15 тысяч российских менеджеров.

«Программа MBA или ЕМВА – это симфонический оркестр, где каждый виртуоз играет свою партию, при этом ориентируясь на единую общую мелодию», – рассказывает ректор Института бизнеса и делового администрирования АНХ при правительстве РФ профессор Сергей Павлович Мясоедов.

Executive.ru: Сергей Павлович, зачем нужно учиться в бизнес-школе? Чем бизнес-образование лучше обычного вузовского?

С. М.: Бизнес-образование не лучше и не хуже. Оно просто другое и служит другим целям. Вузовское образование дает профессию. А бизнес-образование ускоряет карьеру. Цель вузовского образования – дать фундаментальные знания. Цель бизнес-образования – помочь обобщить имеющийся управленческий опыт и развить лидерские качества. Именно поэтому на программах МВА и ЕМВА могут учиться только люди с опытом работы, которые уже реализовались и доказали, что способны быть управленцами.

Executive.ru: Сегодня в моде программы МВА. Но нередко можно услышать, что там преподают все ту же вузовскую теорию.

С. М.: Ситуация знакомая. Хорошую программу МВА нельзя сделать на раз. Иначе получится, как и с нашей хоккейной сборной пару лет назад, когда собирали звезд, которые не сыграны, и каждый тянул в свою сторону. Программа MBA или ЕМВА - это симфонический оркестр, где каждый виртуоз играет свою партию, при этом ориентируясь на единую общую мелодию. И для такого оркестра преподаватели-практики собираются и сыгрываются годами. Вообще, на программах МВА костяк должны составлять преподаватели, имеющие опыт практической работы в бизнесе. Иначе под названием МВА мы получим второе высшее образование, где можно узнать много о теории менеджмента, но которое не даст должного карьерного импульса.

Executive.ru: А ваша программа МВА такой импульс дает?

С. М.: Да, дает. По нашей статистике за последние 4 года, свыше 70% учащихся программы МВА института за два года учебы радикально, т.е. в полтора-два раза, повышают материальное состояние и переходят на более высокую карьерную позицию. Мы гордимся этой цифрой. Вообще же карьерный рост выпускников и рост их зарплаты – это самые главные показатели успеха бизнес-школы. А о нашей успешности говорит то, что, несмотря на высокие цены, на наших программах МВА существует реальный конкурс.

Executive.ru: Высокий?

С. М.: В прошлом учебном году он составлял от 1,7 до 2,5 человека на место. Для российского бизнес-образования это очень высокие показатели.

Executive.ru: Насколько мы знаем, на вашей вузовской программе ИБДА конкурс еще выше.

С. М.: Конкурс на элитные вузовские программы – это, так сказать, дело привычное. У нас он был всегда. Вначале потому, что мы были частью МГИМО. (В 1988-1994 гг. ИБДА АНХ носил название Школы международного бизнеса МГИМО – прим. редактора). Потом мы переехали в АНХ при Правительстве РФ, но количество выпускников средней школы, которые хотели к нам поступить, не уменьшилось. Как-то получилось, что оно все время росло (смеется). Причем как на бюджетном, так и на внебюджетном отделении. Мы к этому привыкли. А вот конкурс на программы МВА – явление на российском рынке новое. И мы гордимся, что стоим у его истоков.

Executive.ru: О конкурсе на программах МВА говорят во многих школах.

С. М.: Верная формулировка - «говорят». Реальный конкурс на программы МВА сегодня есть всего в двух российских школах бизнеса. Одна из них – ИБДА АНХ. Но и у нас конкурс на программах МВА и ЕМВА появился сравнительно недавно, примерно четыре года назад. Значение этого события для качества программ и, в особенности, ЕМВА трудно переоценить.

Executive.ru: Почему? Ведь преподаватели остались те же?

С. М.: Это не совсем так. Конкурс неминуемо ведет к росту профессиональной требовательности аудитории. И, нам приходится реагировать. В результате за последние годы в аудиторию пришло много практиков новой волны. Наш преподавательский корпус обновился почти на треть. Но этим значение конкурса не исчерпывается. От того, какие люди сидят за партой, зависит большая часть успеха программы. Гарвард или Стэнфорд никогда не скрывали, что отбирают для учебы только самых лучших и талантливых менеджеров. И что это служит основой для высокого качества их программ. Теперь мы убедились на собственном опыте, насколько они правы!

Executive.ru: Какие требования вы предъявляете к поступающим?

С. М.: Ничего сверхъестественного. Поступающие должны иметь определенный стаж практической работы. Для МВА это 5-7 лет. Для программ ЕМВА – планка выше. Здесь требуется 5-7 лет стажа управленческой работы. Далее: вы заполняете анкету и пишете эссе. Оно обычно посвящено проблеме, не имеющей однозначного решения. (Нас интересует ваше умение нестандартно мыслить). Вы приносите две рекомендации. Сдаете экзамен в форме письменного анализа проблемной управленческой ситуации («кейс-стадиз»). Для программы МВА это обычно все. Только в случае, если у нас возникают вопросы, вас приглашают на собеседование. А для программы ЕМВА собеседование обязательно.

Конкурсные испытания, о которых я рассказал, позволяет отбирать не только самых лучших, но и самых мотивированных к учебе. Ожидается, что люди, которые к нам пришли, будут серьезно работать в аудитории и дома. Но не все к этому готовы.

Executive.ru: Вы все время говорите – «программы МВА и ЕМВА» - а чем они отличаются? Как выбрать куда пойти?

С. М.: Прежде всего, я хочу подчеркнуть, что программы МВА и ЕМВА нашего института по качеству абсолютно равнозначны. Они просто предназначены для разных целевых аудиторий. Программа MBA ориентирована на управленческую подготовку функциональных менеджеров среднего звена управления. Этим людям, в зависимости от их специализации (маркетинг, финансы, логистика и т.п.), помимо современных знаний в области общего менеджмента, нужна еще и рыночная техника. Наша задача - объяснить по каким законам управляют людьми, как складывается мотивация, как стать в своей группе лидером и т.д. А затем на специализации, где читают исключительно практики, дать «технику», которая нужна для профессионального скачка.

Executive.ru: А что такое в этом случае ЕМВА и для кого существует эта программа?

С. М.: Российская программа EMBА - это программа для топ-менеджеров и собственников. Она носит интегрирующий характер и ориентирована на развитие стратегического видения и личных качеств лидера. Программа ЕМВА предназначена для людей, которые уже достигли высокого положения. Это люди с огромным жизненным и деловым опытом. Но, достигнув всего в одном бизнесе, они ищут новых стратегических идей. И им нужны мозговые штурмы с себе подобными, чтобы определиться с новой перспективой. Многие из них работают на пределе. И им требуются система тренингов, направленных на развитие личности и лидерских способностей. Для многих актуальна проблема, как сбалансировать работу и личную жизнь или как преодолеть «одиночество лидера». «Одиночество лидера» - это плата за то, что стоишь на вершине. Оттуда хорошо смотреть в стратегическую даль. Но там всегда эмоционально холодно и одиноко. Вы достигли уже такого уровня, когда не поделиться своими проблемами с родными и близкими. Ваши прежние друзья стали подчиненными, и теперь с ними откровенничать нельзя. Ваше профессиональное сообщество – это ваши конкуренты. Между тем человеку необходимо поделиться, высказать свои наблюдения, потому что испытываемые им психологические нагрузки невероятны.

Executive.ru: И программа ЕМВА помогает в решении этой проблемы?

С. М.: Помогает. И здесь опять же очень важен отбор слушателей: они должны быть из разных отраслей и регионов (чтобы не быть конкурентами), но иметь одинаково большой опыт управления и занимать первые позиции. Только в этом случае – среди равных - люди «раскрываются», делятся опытом, обсуждают серьезные проблемы. Если же в группе оказываются представители среднего или линейного менеджмента, они, во-первых, все время стремятся увести дискуссию от стратегии на рыночную технику (ведь им стратегия не нужна). А во-вторых, создают дискомфорт для первых лиц. Первые руководители тут же «уходят в ракушку», если чувствуют, что находятся среди людей не своего круга. Конкурс – среди прочего – направлен и на то, чтобы отсечь от программы EMBA тех, для кого вопросы стратегии – это карьерное завтра или послезавтра. И не потому, что они хуже. У них пока проблемы другие и они рассматриваются не на этой программе. Первые лица компании должны учиться с первыми лицами компании. Наша задача помочь им систематизировать опыт, расширить стратегическое видение, помочь в личностном развитии, развитии лидерского потенциала.

Executive.ru: Какова продолжительность ваших программ?

С. М.: Согласно российскому государственному стандарту программы МВА и ЕМВА длятся два года и включают не менее 750 контактных часов (проведенных в аудитории). И это все помимо большого объема домашней работы, написания выпускного проекта. По окончании этих программ выдается российский государственный диплом.

Executive.ru: Но у вас есть и программа ЕМВА на зарубежный диплом?

С. М.: Для тех, кто свободно говорит на английском языке, у нас есть программа ЕМВА школы менеджмента Антверпенского университета. Более трети на этой программе ведут профессора из Европы и США. Программа славится очень сильным блоком стратегических финансов. По ее окончании выдается государственный диплом Бельгии, признаваемый в Европе и мире.

Executive.ru: А, если я знаю английский, что выбрать – российскую или европейскую ЕМВА?

С. М.: Если вы работаете в российской компании и с российскими партнерами, безусловно, российскую программу. Если вы работаете в зарубежной компании или связаны с внешнеэкономической деятельностью – то бельгийскую программу.

Executive.ru: А на бельгийской программе ЕМВА есть зарубежная стажировка?

С. М.: Мы называем это учебным модулем. На котором, к слову, приходится работать по 14-16 часов в день, так что на достопримечательности времени не хватает. Бельгийская программа ЕМВА предусматривает два зарубежных модуля продолжительностью около недели каждый. Они проводятся в Антверпене. Российская программа ЕМВА предусматривает один зарубежный модуль, где на учебу с группой едет наш профессиональный переводчик. Зарубежные партнеры российской программы – это школы бизнеса Кембриджского и Даремского университетов (Англия), Роттердамская школа менеджмента (Голландия), международная школа бизнеса Триеста (Италия). К слову, триестская школа, пожалуй, единственная в Европе, где проводятся уникальные занятия, посвященные выращиванию семейных компаний в крупные международные фирмы. В аудитории последовательно выступают и делятся опытом представители нескольких поколений предпринимателей. Это поразительно интересно.

Executive.ru: А кто преподает сегодня на программах ИБДА?

С. М.: Если отвечать коротко, то преподаватели-практики, большинство из которых прошли переподготовку в ведущих школах бизнеса Европы и США. Быть просто первоклассным лектором, как в вузе, в бизнес-школе недостаточно. Основная компетенция профессора бизнес-образования… - это умение молчать. Преподаватель должен «вбросить» самую современную управленческую теорию на «растерзание» студентов-менеджеров, чтобы они рассказали, насколько согласно их опыту она будет или не будет работать. Вести занятие в интерактивном режиме преподавателю тяжелее, чем читать лекцию. Ведь ему на протяжении всего занятия задают вопросы о соответствии теории современной российской практике. В ответах может выясниться, что практические знания слушателей по многим аспектам глубже, чем у профессора. Нужно уметь не бояться этого. Уметь «разговорить» слушателей, чтобы они обменялись опытом. Нужно выбрать самое ценное из того, что было сказано, и вместе с группой обобщить этот опыт. То есть дополнить современную управленческую теорию еще более современной практикой. На деле провести такое занятие непросто. Этому приходится специально учиться, в том числе и самым опытным профессорам. Поэтому в ИБДА мы каждый год направляем своих специалистов на специализированные семинары в Гарвардскую школу бизнеса на переподготовку преподавателей. Вообще в хорошей бизнес-школе педагогический костяк должны составлять не вузовские профессора, а преподаватели-консультанты и практики. А структурирование практического опыта должно вестись через мозговые штурмы, тренинги, обсуждение проблемных ситуаций. Доля этих занятий («когда профессор молчит») должна составлять от 40 до 50 времени обучения. Чтобы выйти на этот показатель, нашему институту потребовалось проработать на рынке бизнес-образования почти 20 лет.

Executive.ru: А вы можете привести примеры, как вы выразились, «преподавателей консультантов и практиков»?

С. М.: Пожалуйста. Спецкурс по Маркетингу у нас преподает Ашот Арутюнян - директор по маркетингу сети магазинов «Детский мир». Финансы ведет Евгений Плаксенков, генеральный директор «Миэль-недвижимость». Стратегический менеджмент – профессиональные консультанты – Тигран Арутюнан и Игорь Альтшуллер, управление человеческими ресурсами – Марина Похомкина (ТНК-ВР), навыки лидера – Марина Шакалова (президент MTI). В институте регулярно преподают и проводят мастер-классы руководители известных компаний: Борис Щербаков, президент фирмы Оракл, Ирина Кибина – вице-президент Сбербанка по развитию, Марина Пахомкина – руководитель корпоративного университета ТНК-ВР, Сергей Литовченко – исполнительный директор российской Ассоциации менеджеров, Марина Олешек – вице-президент ВТБ по кадрам и многие другие. Кроме того, в рамках рубрики «Воспитание успехом» мы стремимся приглашать на встречи со слушателями видных политиков, ученых и бизнесменов. Перед слушателями выступали Владислав Сурков – заместитель главы кремлевской администрации, Дмитрий Зеленин - губернатор Тверской области, Петр Авен – президент консорциума «Альфа-групп», «гуру» менеджмента и научный руководитель ИБДА доктор Ицхак Адизес, председатель Совета директоров РАО «ЕЭС» (до 1 июля 2008 года) и бывший руководитель администрации Президента Александр Волошин и др.

Executive.ru: Наш заключительный вопрос: чем вы особенно гордитесь и о чем мечтаете?

С. М.: Я горжусь, что количество выпускников ИБДА, поднявшихся очень высоко, все время растет. Среди них и лучшая женщина-менеджер 2006 года Гульжан Молдажанова, возглавлявшая «Базовый элемент» и Владимир Соловьев, финансовый директор ТНК-ВР, и Сергей Носенко, председатель совета директоров компании «Объединенные кондитеры», и Сергей Верещагин, основатель сети магазинов «Азбука вкуса», и Павел Плишкин, генеральный директор компании «Кубанские авиалинии», и еще десятки и десятки имен. Я мечтаю, чтобы с каждым годом их становилось все больше. Потому что главный критерий качества образования – это успех наших выпускников.

Источник изображения в анонсе: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперты ВШБ НИУ ВШЭ обсудили результаты исследования о корпоративной среде

Экспертный диалог состоялся в рамках XXVIII ежегодного коммуникационного форума РАСО «Дни PR – 2024».

ВШБ НИУ ВШЭ выступила на Первом Московском форуме дополнительного образования

Форум стал важной вехой в обсуждении актуальных вопросов ДПО, его цифровизации и новых образовательных решений, востребованных на рынке.

ВШБ НИУ ВШЭ представила исследование об открытых инновациях в России

Исследование выявило, как компании используют внешние идеи, ресурсы и партнерства для создания и продвижения продуктов и технологий.

МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
74% сотрудников предпочитают горизонтальный рост

Несмотря на высокий интерес к горизонтальному росту среди сотрудников, работодатели пока уделяют этому недостаточно внимания.

Названы топ-10 социально ответственных компаний России

За год значительно выросло число компаний, которые при запуске проекта ставят цель решить социальную или экологическую проблему.

Исследование: как IT-специалисты приходят в профессию

90% опрошенных сотрудников IT-компаний — выпускники профильных технических вузов.

Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.