Умные нововведения в бизнес-образовании

На правах рекламы

Интервью с Еленой Кручининой, начальником учебно-методического отдела Факультета Инновационно-технологического бизнеса АНХ.

Executive.ru: Почему возникла необходимость в создании отдельного факультета инновационного бизнеса?

Елена Кручинина: На сегодняшний день профессия 'менеджер инновационной деятельности' – специальность редкая, в то время как в экономике ощущается большая потребность в подобных специалистах, а обеспечение инновационной деятельности кадрами стало одной из приоритетных проблем российской государственной политики.

Инновационный бизнес, основанный на создании и выведении на рынок новых товаров и технологий, несмотря на высокие риски, возбуждает и увлекает весь мир своей высокой прибыльностью. Но это не главное. В любых быстроразвивающихся отраслях промышленности все постоянно меняется, улучшается, обновляется. И использование свежих оригинальных решений, собственно, и создает конкурентное преимущество одной компании над другой и позволяет удерживать и сохранять свои позиции на рынке. Практически перед каждой организацией сегодня возникает ряд задач, который требует в той или иной степени использования нововведений, или иными словами, осуществления инновационной деятельности. Так, необходимость завоевания или удержания рыночных позиций компании требует проведения работ по диверсификации деятельности, снижению издержек, повышению качества товара, улучшению или расширению потребительских свойств продукции, повышению производительности труда. При этом, участников инновационных процессов никто раньше не учил тому, как добиваться результатов на новом для них поприще, а интуитивные приемы и традиционные способы все чаще дают сбои.

Executive.ru: Что такое инновационный менеджмент?

Е. К.: Любое «ноу-хау» или идея нововведения появляется сначала в умной голове ее автора или разработчика. Дальше встает вопрос о том, как довести ее до практического воплощения, т.е. до получения за нее «денег». «Пристроить» идею, продвинуть ее на рынок, ввести новшество в большой бизнес – в этом заключается искусство и мастерство менеджеров инновационных проектов, т.е. специалистов по управлению инновациями. В цене высокотехнологичных продуктов, если принять её за 100%, на разработку приходится в среднем 20%, а на выведение их на рынок - 80%. Это наглядно иллюстрирует значение управления и степени ответственности менеджеров в успехе (или неудаче) нового проекта. Кстати, инвестиционные средства тоже дают не на идею или технологию, а на команду конкретных людей, способных заинтересовать инвестора, доказать ему перспективность и осуществимость идеи, т.е. на менеджмент для ее реализации. Чтобы обеспечить успешное выполнение проектов, связанных с выведением на рынок новых товаров, созданием и использованием нововведений, необходимы специальные знания, в частности, знание менеджмента инноваций.

Executive.ru: Много ли в России программ, подобных вашей?

Е. К.: В российских бизнес-школах пока очень редко встречаются программы по инновационному и проектному менеджменту (хотя, единственной методологией, принятой во всем мире, которая в концентрированном виде дает рецепты эффективного управления – это методология проектного управления). И большинство из них ориентированы на проведение кратких курсов повышения квалификации. Факультет инновационно-технологического бизнеса АНХ (ФИТБ АНХ) – практически единственная российская бизнес-школа, которая разрабатывает и реализует весь спектр образовательных программ, ориентированных на обучение методологии и навыкам проектного и инвестиционного управления в условиях российской неопределенности и высоких рисков.

Магистерская программа «Технологический менеджмент» и программа МВА: «Инновационный и проектный менеджмент» ФИТБ АНХ заняли практически незаполненную нишу образования профессиональных менеджеров инноваций. В настоящее время по этим программам обучается 175 человек.

Программа профессиональной переподготовки «Инновации и риски в бизнесе», разработанная на Факультете, уже шесть лет используется в Государственном плане подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства (Президентские программы). По этой программе прошли обучение уже 330 руководителей, специалистов из научно-технических, промышленных предприятий и менеджеров инновационных структур.

По своим программам повышения квалификации Факультет только в 2002-2003 г. провел обучение более 300 человек, в т.ч. - профессорско-преподавательского состава ВУЗов Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Казани, Екатеринбурга, Томска.

Executive.ru: Учитывался ли при разработке программы зарубежный опыт?

Е. К.: Программы Факультета созданы с учетом специфики российского рынка и опыта зарубежных партнеров - Техасского университета (Остин, США), Оксфордского инновационного центра и Борнмутского университета (Великобритания). Значительная часть курсов разработана впервые в России и не имеет аналогов в отечественной практике. Ряд ведущих преподавателей Факультета прошли стажировку в Техасском университете.

При создании программы мы учитывали опыт существующих на западе «инкубаторов технологий», в которых оригинальная бизнес-идея проходит все стадии разработки и развития вплоть до момента, когда она уже готова к воплощению. Такой инкубатор более 20 лет назад появился в Техасском Университете, и сейчас является одним из ведущих инкубаторов США, поэтому сотрудничество с ним для нас особенно важно.

Executive.ru: Какие навыки вы преподаете своим слушателям?

Е. К.: Строим программу так, чтобы в процессе обучения слушатели приобрели практические навыки комплексного решения проблем управления на каждом этапе цепочки «вложение денег – возврат денег»: кто инвестор, что поможет снизить издержки и риски, как и когда лучше выйти из бизнеса и т.д. Учебные курсы концентрируют в себе оригинальные методики, процедуры и конкретные инструменты, помогающие компаниям минимизировать издержки по разработке и реализации инновационных проектов с первых шагов, обходить реальные проектные и финансовые риски и избавиться от «фатальных» ошибок при продвижении и внедрении бизнес-идей.

Прежде всего, студентов Факультета учат оценивать 'реальность' идей, умению выявить и отобрать из них наиболее перспективные и интересные для рынка.

В случае целесообразности дальнейших действий по реализации идеи бизнеса, необходимо провести ее многостороннюю маркетинговую «проработку», для того, чтобы разработать ту стратегию реализации, которая, в зависимости от имеющихся ресурсов, позволит извлечь наибольший доход от ее использования. Так, идею бизнеса можно продать просто как информацию, можно «одеть» ее в оболочку, превратив в готовое решение для бизнеса, можно довести до создания нового бизнеса.

В результате анализа проектов, с которыми работали наши слушатели и которые закончились неудачей, выяснилось, что во многих случаях неизбежность неудач могла быть выведена из той информации, которой руководители располагали на момент отбора и старта проекта. Бессмысленной траты сил и средств можно было бы избежать, если бы менеджеры проводили комплексную экспресс-экспертизу, а не полагались исключительно на интуицию и собственный разум. Кому-то из наших слушателей после трезвого анализа приходится расставаться со своими задумками, другие, наоборот, от мысли переходят к плану действий.

Многие участники считают, что главное достоинство наших программ – то, что они дают конкретные ответы на вопрос: как мне превратить идею в деньги? А это ключевая проблема любого бизнеса.

Executive.ru: Есть ли различия между техническими инновациями и более широким спектром инноваций в бизнесе?

Е. К.: Принципиальный механизм проектного управления один. Проекты различаются по предметной области, объему, сложности, по степени неопределенности и т.п. Однако, существуют общие принципы, которые формируют ряд инструментов и методик, помогающих оценить жизнеспособность проекта, а также планировать деятельность и управлять ее выполнением.

По сути дела, мы готовим людей, , для позиции project manager для инновационного проекта. Не важно, создается ли этот проект на основе технологической инновации или на основе какого-то нового бизнес-решения. Алгоритм работы с коммерчески интересной идеей и навыки, которые требуются от менеджера проекта, едины: это умение оценить идею на предмет ее коммерческого потенциала, управлять процессом реализации идеи, рассчитывать финансовые показатели.

Executive.ru: Что представляет собой целевая аудитория ваших программ?

Е. К.: Учиться идут часто уже опытные управленцы, которые умеют делать бизнес. А теперь они хотят научиться делать инновационный бизнес – и тоже именно в России. Это и руководители малого бизнеса, и топ-менеджеры холдингов, аналитических и маркетинговых служб, стратегического планирования и развития, непосредственно решающие задачи развития компании, создания новых направлений и повышения конкурентоспособности бизнеса.

Executive.ru: Как строиться обучение на факультете?

Е. К.: Обучение строится таким образом, чтобы не просто дать необходимый комплекс знаний, но и научить использовать их на практике, применять к решению конкретных рабочих задач. Эта задача на ФИТБ решается путем совмещения обучения и консалтинга. Отталкиваясь от реальных бизнес-задач, которые волнуют слушателей, мы подбираем каждому из них специалиста-куратора из числа действующих бизнес-консультантов, задействованных в нашей программе (они составляют 75% от всех преподавателей) - из технологических, юридических и лицензионных консалтинговых фирм (Национальный венчурный фонд, ЗАО «Техноконсалт», ЗАО «Текора» и др). Эти задачи становятся темой проекта (дипломной работы), над которой слушатель вместе с преподавателем-консультантом работает в процессе всего обучения. Результатом обучения по двухгодичным программам должна стать дипломная работа, напоминающая отчет консалтинговой фирмы по заданной проблеме.По профильным курсам Факультет издает для слушателей свои оригинальные учебно-методические пособия, что является большой редкостью для российских бизнес-школ. В настоящее время выпущено уже 18 книг, а для заочного обучения большая их часть переложена на CD-ROM с тестами для самоконтроля и анализом конкретных ситуаций.

Обучение проводится в вечерней форме, без отрыва от основной деятельности, и в заочной, с 2-х недельными очными сессиями.

Есть как осенний (октябрь) так и весенний (март) наборы. Выпускники получают государственные документы установленного образца.

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ выступила на Первом Московском форуме дополнительного образования

Форум стал важной вехой в обсуждении актуальных вопросов ДПО, его цифровизации и новых образовательных решений, востребованных на рынке.

ВШБ НИУ ВШЭ представила исследование об открытых инновациях в России

Исследование выявило, как компании используют внешние идеи, ресурсы и партнерства для создания и продвижения продуктов и технологий.

МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.

10% программистов крупных IT-компаний ничего не делают

По данным исследования, столько разработчиков лишь числятся в штате и получают зарплату, но при этом не приносят пользу компании.