Зачем предпринимателю учиться на EMBA

Считается, что аудитория программ Еxecutive MBA – это топ-менеджеры крупных и средних компаний, так называемые корпораты – профессионалы, которые работают по найму. Опыт программы ЕМВА «Стратегический менеджмент», с одной стороны, подтверждает это, а с другой, свидетельствует о том, что в каждом потоке 10-20% – это предприниматели и собственники бизнеса с тенденцией к увеличению этой пропорции.

Что привлекает их в программе, с каким запросом они приходят и получают ли ожидаемый результат? Эти и не только вопросы мы обсудили с Вадимом Халезовым, собственником и генеральным директором компании Norve, без 5 минут выпускником программы ЕМВА «Стратегический менеджмент» Центра международных программ МВА Института управления РАНХиГС.

Зачем основатель бизнеса пошел на EMBA

Марина Шермет: Вадим, расскажи о своем бизнесе. Чем занимается компания Norve, с какими вызовами сталкивается?

Вадим Халезов: Norve — это бизнес для родителей: от беременности до первых лет жизни ребенка. Мы продаем не просто товары, а уверенность и комфорт для семьи: коляски, автокресла, мебель, посуда, безопасность.

Наши основные вызовы:

  • сложная логистика и импорт из Китая,
  • агрессивная среда маркетплейсов,
  • необходимость системного управления вместо «ручного режима».

Сейчас я фокусируюсь на переходе от бизнеса «на интуиции» к бизнесу «на цифрах». Моя цель — сделать компанию масштабируемой, но при этом человечной.

М. Ш.: Идея пойти учиться на ЕМВА была продиктована бизнес-задачами или личной потребностью?

В. Х.: И то, и другое. С одной стороны, бизнес рос быстрее, чем моя управленческая готовность. Я чувствовал, что интуиция уже не справляется — нужно было научиться считать, систематизировать, управлять не руками, а головой. А с другой, была глубинная личная потребность выйти из операционной рутины и посмотреть на все сверху: зачем я это делаю, куда веду команду и что оставлю после. Можно сказать так: я пришел учиться ради бизнеса, а остался ради себя.

М. Ш.: Почему остановил свой выбор на программе ЕМВА «Стратегический менеджмент»?

В. Х.: Потому что мне нужен был не MBA ради галочки, а программа, которая поможет перестроить бизнес «из головы» в систему. Я выбрал «Стратегический менеджмент», потому что это не про «тактику понедельника», а про архитектуру будущего.

Мне было важно научиться мыслить как собственник с горизонтом, видеть бизнес не как набор задач, а как модель, которую можно масштабировать, адаптировать, усиливать. Это как перейти от ремесла к инженерии — с той же страстью, но с чертежами и расчетами.

Оправдались ли ожидания от программы

М. Ш.: Насколько реализовались ожидания? Расскажи о своих самых ярких впечатлениях?

В. Х.: Программа имеет глубокие международные традиции, здесь до сих пор работают иностранцы. Недавний пример – итальянский профессор Джулио Тоскани, сильный спикер с харизмой, уверенностью и глубокой экспертизой в теме цифровой трансформации и ИИ. Он рассказывал о разнице между традиционной и цифровой бизнес-моделью, о «T-shaped» талантах, принципе «problem first», важности абстрактного мышления и о том, как инновации могут идти от пересмотра глубинной потребности, а не просто от технологии.

М. Ш.: Предпринимательство и инновации – это абсолютно твоя тема. Какие впечатления оставил одноименный курс программы?

В. Х.: Курс «Предпринимательство и инновации» у нас вел венчурный инвестор Андрей Зотов. Знакомство с ним стало одним из ключевых моментов модуля. Он эксперт, который умеет связать технологию, стратегию и бизнес в живую, применимую систему, без перегрузки лишними абстракциями. Его опыт в сфере облачных решений, генеративного ИИ и работы с крупными индустриальными заказчиками делает каждое занятие насыщенным, но в то же время доступным для восприятия.

Особенно ценно было то, как Андрей делился реальными кейсами масштабирования продуктов на базе облачной инфраструктуры и мультиагентных систем, раскрывая подходы, применимые даже к малому и среднему бизнесу. Благодаря его занятиям я увидел, как экосистемное мышление и клиентоориентированная архитектура (как у Haier, Infosys, Cloud.ru) могут быть адаптированы под мой проект на маркетплейсах.

Для меня это стало не просто теорией: именно после его блока я пересмотрел стратегию выхода на рынок, проработал модель ZZJYT (Zi Zhu Jing Ying Ti – система самоуправляемых команд, разработанная компанией Haier), и связал цифровые инструменты с реальной товарной логистикой. Это тот случай, когда преподаватель действительно вдохновляет внедрять, а не просто слушать. Андрей задает высокую планку как по содержанию, так и по темпу мышления.

М. Ш.: Программа использует различные обучающие форматы, в том числе бизнес-симуляции. Какое впечатление оставили такие форматы работы?

В. Х.: Из недавнего вспоминается TechnoGen, эта игра не просто симуляция. Это настоящая управленческая прививка, сделанная в стерильных условиях, но с абсолютно реальными болями, дилеммами и бессонными ночами. И да, я действительно не спал. В прямом смысле. Лежал ночью и прокручивал в голове финансовую модель, думал о переоборудовании линий, прикидывал, выдержит ли наша команда, если рынок качнет. Сколько можно взять в долг, а сколько уже опасно.

TechnoGen цепляет по-настоящему. Она не дает отстраненно кликать по кнопкам и рассчитывать очки, она заставляет переживать. В какой-то момент ты забываешь, что это игра. Это становится твоей компанией с реальными сотрудниками, решениями, рисками, кредитами, грузами, рынками. То, как построен процесс, как динамика рынка влияет на все стороны бизнеса, как баланс между инвестициями и кэшем становится тонкой нитью между ростом и крахом — все это делает симуляцию не просто обучающей, а закаляющей. Она оставляет след. Но, к счастью, не шрам от ошибки в реальном бизнесе, а шрам-прививку. Вакцину. И именно в этом ее сила.

Самое главное, что я вынес — побеждает не одиночка, побеждает команда. Только синхронное мышление, вера друг в друга и готовность нести ответственность за общий результат дают шанс удержаться и выиграть, а это уже не про игру, это про жизнь.

Чему научили встречи с лидерами бизнеса

М. Ш.: Программа ЕМВА «Стратегический менеджмент» всегда отличалась мастер-классами топ-спикеров, среди которых владельцы многомилионных бизнесов, миллиардеры из списка Forbes. Какое значение для тебя имела возможность общения с лидерами российского бизнеса?

В. Х.: Вспоминается встреча с Дмитрием Алексеевым, президентом и совладельцем группы компаний DNS. Встреча оказалась не просто интересной, она бьет в самое сердце предпринимателя, особенно если ты не просто продаешь, а строишь систему, бренд, команду.

Что лично мне откликнулось — это прямота, практичность и внутренняя свобода мышления. Дмитрий не из тех, кто говорит красивыми слайдами. Он из тех, кто вырастил компанию в десятки миллиардов без лишнего пафоса, опираясь на здравый смысл, постоянную работу и уважение к людям. Он близок мне по духу тем, что:

  • думает в категориях будущего, а не тушения пожаров;
  • вникает в процессы, не прячась за управленческими титулами;
  • растит команду, а не только цифры;
  • не боится быть честным, даже если это не всегда удобно для слушателя.

Это как встретить человека, уже прошедшего путь, по которому ты только начал идти, и услышать не легенду, а реальный маршрут с координатами и ямами.

М. Ш.: Как директор программы я считаю важным интеграцию в образовательный процесс лучших практик, интересных кейсов и находок российского бизнеса. Какие кейсы от компаний были для тебя наиболее ценными?

В. Х.: Я бы отметил встречу с Николаем Поповичем, членом управляющего совета компании «ВкусВилл», основателем Beyond Taylor. Глубокое погружение в подход Beyond Taylor оставило ощущение, что наконец-то нашелся человек, чье мышление действительно близко мне по духу. В его словах нет пустых лозунгов — только структурное, практическое и человеческое. Его подход к лидерству и клиентократии оказался невероятно созвучным моим ценностям и болям бизнеса. Особенно зацепила идея про «живую компанию», где сотрудники — не винтики, а соавторы смысла.

Мы тоже в Norve стоим перед выбором: продолжать предпринимательский путь или начать систематизацию через регламенты. Николай показал, что это не взаимоисключающие вещи, а этапы взросления бизнеса. Примеры «ВкусВилл», стратегическая канва, мышление «от клиента», ироничные, но очень точные слайды — все это не просто подача, а целая управленческая философия.

Он не уходил в высокие материи, а наоборот, говорил о боли каждого предпринимателя: про кассы, где не совпадают ценники, про недолив масла, про микрозакупки, про уставших сотрудников, которые ждут указаний сверху. Это мой реальный мир. Николай не просто представил кейс компании с ее лучшими наработками, а помог мне взглянуть на свой бизнес «из стратосферы» и мягко предложить перестроить маршрут.

Преподаватели, которые запомнились больше всего

М. Ш.: Подходят к финалу почти два года обучения на программе. Есть ли у тебя «любимые преподаватели», которые оставили особый след и которых ты хотел бы выделить как-то особенно?

В. Х.: Юрий Волков – преподаватель финансового блока программы, который по праву является одним из самых сильных специалистов, с кем мне доводилось работать в образовательном процессе. Он обладает выдающимися профессиональными компетенциями и умением преподносить сложный материал таким образом, что он становится не просто понятным, но и максимально применимым в реальной практике. Его подход сочетает глубокий аналитический разбор, структурность и акцент на практическое применение знаний, что особенно ценно для обучающихся на уровне Executive MBA.

Важно отметить и его методику преподавания: он не просто передает информацию, а заставляет мыслить, анализировать, спорить и доказывать. Такой стиль обучения стимулирует развитие стратегического мышления и формирует системный взгляд на управление финансами и инвестициями. Юрий Волков – это пример того, каким должен быть преподаватель в современной бизнес-школе: эксперт, наставник, стратег. 

Николай Соустин – преподаватель блока маркетинга и брендинга. В ходе занятий он всегда демонстрировал глубокую экспертизу, системный подход и способность адаптировать сложные концепции под реальный бизнес-контекст. Особенно ценным для меня было:

  • Гибкость и адаптивность – Николай сумел интегрировать обсуждаемые кейсы (в том числе реальную ролевую модель рынка, потребительские ценности и влияние производителей), что сделало материал максимально прикладным.
  • Структурность и ясность подачи – его подход позволил перевести сложные теоретические модели в рабочие инструменты, применимые в бизнесе.
  • Умение работать с топ-менеджерами – диалог был выстроен таким образом, что участники получили не только теоретическое понимание, но и готовые механизмы внедрения решений в своих компаниях.
  • Проактивность и вовлеченность – он не просто давал материал, а вовлекал слушателей в дискуссию, помогал выявлять ключевые драйверы и точки роста. Как результат после работы с Николаем появились четкие ориентиры по стратегии, влиянию рыночных сил, позиционированию и ценностям компании.

М. Ш.: Программа – живой организм, которая эволюционирует и меняется каждый год. Если бы у тебя была возможность внести изменение в программу EMBA, что бы ты изменил или добавил?

В. Х.: Я бы добавил регулярные групповые разборы ключевых книг, которые входят в рекомендованный список. Сейчас они воспринимаются как дополнительная нагрузка, а не как часть образовательного процесса. А ведь это золотой фонд мышления, просто его нужно правильно «вскрывать».

Иногда ты читаешь «Черного лебедя», но понимаешь его только как сказку о неудачах, а не как сигнал к пересборке логики принятия решений. А если бы была возможность обсудить прочитанное с преподавателем и группой, можно было бы вынести гораздо больше. Чтение без разбора – как сборка IKEA без инструкции: вроде есть детали, а что с ними делать, неясно. Такой формат дал бы возможность лучше осознать, как эти идеи применимы к реальному бизнесу, а не только к зачету по лидерству.

Окупилось ли обучение

М. Ш.: Бизнес привычно мыслит показателями «возврата на инвестиции», мы сами этому учим. Как ты считаешь, твои инвестиции в обучение окупились? Если да, то как оцениваешь окупаемость?

В. Х.: Если смотреть как предприниматель — да, обучение окупилось. Но возврат был не в рублях, а в оптике. До ЕМВА я управлял бизнесом как человек, который на ощупь водит машину ночью без фар. Теперь у меня включены ближний свет и приборная панель.

Финансово: я внедрил P&L, начал считать оборачиваемость, ROI, доход к капиталу. Благодаря этому увидел уязвимости и точки роста, которые раньше маскировались выручкой.

Стратегически: я стал мыслить как собственник с горизонтом, а не как оперативный «гасильщик пожаров». Это высвободило ресурс для системных решений.

А если вернуться к ROI — то он, как и радиация, сначала копится. А потом начинаешь светиться в переговорах, решениях и управлении. Так что да, обучение окупилось. В том числе и болью. Но иным способом расти, кажется, невозможно.

М. Ш.: В завершение разговора, прошу тебя одним словом описать твой опыт обучения на программе EMBA и пояснить, почему ты выбрал именно это слово?

В. Х.: Слово «перелом». Потому что все, что не гнулось, сломалось. Старые привычки, устоявшиеся подходы, иллюзии контроля, идея «я и так все знаю» — все это доживало свои последние дни в аудиториях РАНХиГС.

Но именно с перелома начинается сращивание по-новому: сильнее, осознаннее, честнее с собой и командой. И теперь я точно знаю: обратно в старую форму уже не вернуться, у меня теперь новая оптика!


29 мая пройдет День открытых дверей программы ЕМВА «Стратегический менеджмент». Узнать больше можно на сайте siberanepa.ru.

Партнерский материал

Рекламодатель ФГБОУ ВО «РАНХиГС» ИНН 7729050901 Erid: 2SDnjdMpqKT

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Слушатели программы MBA ВШБ ВШЭ прошли двухдневную деловую симуляцию

Такой формат обучения отражает реальную сложность стратегического управления в компаниях.

В ВШБ ВШЭ завершилась программа для лидеров в сфере управления HR

Слушатели программы «HR 3.0: управление человеческим капиталом» получили системные знания, практические инструменты и новое видение своей роли в бизнесе.

Проект ВШБ ВШЭ признан одним из лучших ESG-проектов России

В этом году на участие в конкурсе поступило более 670 заявок, из которых была отобрана 61 наиболее значимая инициатива.

Альфа-Банк и ВШБ НИУ ВШЭ расширили партнерство в сфере бизнес-образования

Сотрудничество направленно на развитие образовательных программ в сфере бизнес-информатики.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
31% работодателей используют карьерный коучинг

Личный опыт обращения к коучу имеется у 61% респондентов как вне, так и внутри компании.