Кому и зачем надо учиться на DBA?

На правах рекламы

DBA (доктор делового администрирования) – это достаточно новая для России научно-практическая степень, присуждаемая после защиты диссертации управленцам с высоким уровнем практических компетенций. На программу приходят сложившиеся специалисты, в том числе обладатели дипломов MBA и кандидаты наук из разных сфер, стремящиеся систематизировать свой опыт и на его основе выработать рекомендации, имеющие универсальное значение для бизнеса.

В Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС обучение на программе DBA длится три года и состоит из трех частей: исследовательской, обучающей и тренинговой. Работая в плотном контакте с персональным руководителем, слушатели посещают лекции, участвуют в дискуссиях, совершенствуют практические навыки и готовятся к защите диссертации. Executive.ru пообщался с Александром Гапоненко, директором программы DBA и заведующим кафедры менеджмента, о том, кому рекомендовано DBA, в чем преимущества обучения в ИБДА и почему критика образования оказывается несостоятельной по отношению к программе.

Executive.ru: Кому нужно, а кому не нужно обучение на DBA? Некоторые успешные бизнесмены, в частности Сергей Галицкий и Илон Маск, скептически настроены по отношению к бизнес-образованию…

Александр Гапоненко: С моей точки зрения, на вопрос «Кому нужно DBA?» нет однозначного ответа. Все зависит от типа личности. Есть самоучки по природе, «вечные двигатели», которые непрерывно обучаются в процессе общения, делания, диалогов с коллегами. А есть люди, по своему складу ума более склонные к аналитическому мышлению, постоянно рефлексирующие и задающие вопросы – для них обучение будет, несомненно, более полезным. DBA является бизнес-образованием высшей ступени, где степень рефлексии доходит до максимального уровня. Эффект от обретения новых знаний ощущается особенно четко в процессе написания диссертации: слушатель формулирует и излагает собственное осмысление того, что уже сделал или мог бы сделать в рамках своего бизнеса с целью улучшения тех или иных практик и процессов.

Executive.ru: Вы только что выразили то, что отчасти соотносится с точкой зрения Галицкого. Маск же критикует бизнес-образование по другой причине – он считает, что выпускники MBA недостаточно креативны и инновационны.

А.Г.: По этому поводу я бы сказал несколько слов в защиту отечественного бизнес-образования. Действительно, западное деловое образование сегодня является достаточно стандартизированным продуктом. Испробованная однажды модель дублируется в разных школах, что формирует определенный тип выпускника с предсказуемым набором компетенций. В ИБДА, напротив, мы стремимся к тому, чтобы большая часть наших курсов в рамках программ MBA и DBA носили сугубо авторский характер. Мы набираем не преподавателей, которые могут стандартным образом передавать знания, которые можно почерпнуть из учебников по микро- или макроэкономике, стратегическому менеджменту, организационному поведению и так далее – мы подбираем людей, которые привносят в процесс свой личный опыт либо из управления бизнесом, либо из консультационной практики. Наш продукт является в большей степени плодом сотворчества и слушателей, и постоянно обновляющегося состава преподавателей. Один из девизов нашей бизнес-школы звучит как «Думай сам» - это недвусмысленно дает понять, что мы не используем готовые паттерны, модели и рецепты. Мы даем подходы и методы к решению задач, а заниматься непосредственно решением слушатели должны сами.

Executive.ru: Еще один аргумент, к которому апеллируют критики бизнес-образования: в наши дни практически любую информацию можно добыть и изучить самостоятельно. Дают ли на DBA что-то такое, что слушатели не могли бы освоить за пределами программы?

А.Г.: Специалисты по знаниям делят все знания на явные и неявные. Явные – это те, о которых, действительно, можно прочитать самостоятельно. Неявные же стоят ближе к навыкам и умениям, они требуют тренировки, их получают при непосредственном общении. К примеру, это навыки выступления на публике, взаимодействия с другими людьми и ведения переговоров, использования конструктивных ментальных моделей – все то, что носит название soft skills. На большинстве программ бизнес-образования их обычно преподносят в свернутом виде, а у нас есть возможность уделить им самое пристальное внимание. Например, у нас есть занятия по разрешению конфликтов в коллективе, которыми мы очень гордимся – это весьма тонкая и интересная тема, которую разбирают в формате тренингов. В аудитории между участниками искусственно воссоздаются реальные конфликтные ситуации, и их необходимо разрешить, используя определенные техники.

Executive.ru: То есть это практически ролевая игра получается?

А.Г.: Называйте как угодно. Когда меня спрашивают, какую часть дисциплин на нашей программе составляют активные методы, я удивляюсь: причислять то или иное занятие к активному или пассивному – это примитивный подход. Любое занятие должно, с моей точки зрения, носить интерактивный характер – за исключением того случая, когда в аудитории сидит 150 человек. У нас на DBA группы компактные, в районе 10 человек, так что обсуждения по стилю и по тону часто бывают похожи на дружеский разговор.

Executive.ru: Исходя из вышесказанного, получается, что дистанционные методы обучения едва ли применимы для DBA?

А.Г.: Мы стараемся, чтобы в процессе обучения между слушателями и преподавателями был преимущественно прямой контакт. Но конкретно на программе DBA основной упор делается на подготовку диссертации – и здесь в ход идут по большей части дистанционные методы. Слушатель постоянно общается со своим руководителем по скайпу и по телефону, происходит регулярный обмен документами по электронной почте в формате индивидуального консалтинга. Однако есть нюанс: исключительно важно, чтобы первоначальный контакт слушателя и руководителя состоялся в очном режиме, чтобы оба участника смогли при встрече прочувствовать друг друга.

Executive.ru: С одной стороны, на DBA всемерно поощряется нестандартное мышление. С другой стороны, руководитель программы обязан вносить в диссертацию определенные замечания в процессе работы слушателя над ней. Какой же характер носят эти замечания?

А.Г.: Руководитель выступает в роли личного тренера или коуча слушателя, но в научном аспекте. Он помогает структурировать работу, улучшить формулировку выводов и задает дополнительные вопросы, которые более объемно раскрывают тему. Хороший руководитель не тот, кто всех хочет сделать подобными себе и пытается клонировать себя, любимого, в своих учениках – а тот, кто помогает, в первую очередь, в методическом плане. Человек, впервые приступающий к работе над диссертацией, не знает, как изначально подойти к этому процессу, что должно присутствовать в работе. Важно уточнить, что докторская диссертация на программе DBA – это не научный труд в его стандартном понимании, а работа научно-практическая. Она совершенно не обязана быть написанной в сложном ученом лексиконе – слушатель имеет право излагать свои мысли в свободном ключе.

Executive.ru: Включен ли в программу коучинг в традиционном его понимании?

А.Г.: Да, благодаря компактным размерам групп у нас есть такая возможность. Наш коуч проводит с каждым слушателем индивидуальное занятие длиной два астрономических часа, задавая ему серьезные вопросы: что есть для слушателя работа, как он балансирует работу и семейную жизнь, какие цели он ставит себе на ближайшие 20 лет, и так далее. Значительное количество профессиональных коучей имеет психологическую подготовку – однако не многие из них готовы общаться с нашим слушателем на равных, делясь своим опытом из бизнеса. У этих занятий есть и вторая цель: на них слушателю также рассказывают, как организовать процесс коучинга внутри его компании.

Executive.ru: Существует ли на DBA клуб выпускников? Получают ли те, кто успешно закончил обучение на программе, доступ к неким эксклюзивным базам данных или знаний?

А.Г.: Наша программа дает ее участникам возможность всю жизнь оставаться привилегированными слушателями в ИБДА: выпускник может свободно прийти на любое из наших регулярных или нерегулярных мероприятий. Что касается эксклюзивных баз знаний, то их в принципе не существует в мире. Достаточно исчерпывающая база данных, в том числе кейсов, есть, например, у Bloomberg – корпорации с оборотом в десятки миллиардов. Однако никакой университет мира не может себе позволить иметь такую базу, да мы и не задаемся такой целью. Зато мы даем слушателям возможность встретиться с лучшими экспертами России и мира на нашей площадке, а доступ к живым людям – это самое главное.


Более подробно о программе DBA вы можете узнать на сайте ИБДА.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.