Алексей Зарецкий: Американский диплом МВА и желание работать

В 2011 году стартапер Алексей Зарецкий не просто открыл свою турфирму, но и твердо решил стать крупным игроком на Российском рынке. Американская бизнес-среда дала ему для этого главное оружие – ощущение того, что все возможно. Стоит только хотеть и уметь много работать. Отсутствие в России стабильности, такой, какая существует на Западе, его не пугает. Ведь в этом плюс для людей предпринимательского склада – есть ниши, в которых можно построить крупные компании фактически с «нуля». Executive.ru выяснил, зачем опытный стартапер поехал учиться в США? Каким образом решил стать крупным игроком на переполненном конкурентами российском рынке туристического бизнеса? Можно ли купить тур, не выходя из дома, как завоевать сердце клиента и в чем недостаток российской культуры управления?

Executive.ru: Зачем предпринимателю с опытом понадобился MBA?

Алексей Зарецкий: До MBA я жил в Израиле. Там тема стартапов очень популярна. Считается очень престижным работать не в какой-то крупной корпорации, а иметь свое собственное дело. Я решил осваивать бизнес в интернете. И в Израиле у меня были две попытки начать свое дело. Обе неудачные: через полгода проект закрывался из-за различных несостыковок в плане ведения бизнеса. И я подумал – может, мне не хватает знаний в этом направлении? В то время один из моих коллег подавал документы для поступления в бизнес-школу в США. Смотрю, вместо того, чтобы работать, он к чему-то готовится. Так и заинтересовался. Понял, что это именно то, что нужно и мне. А за рубежом потому, что я хотел получить не только знания, но и хорошие связи и обмен опытом с теми, кто работает в разных индустриях по всему миру.

Executive.ru: Как пал выбор на американскую школу?

А.З.: В Европе не так много бизнес-школ с мировым именем, входящих в ТОП: Insead и LBS. В частности, Insead не подошел краткосрочностью программы (1 год) – у меня не было цели обучиться быстро. Ну и еще хотелось посмотреть на американский опыт: раз MBA придумали они, и занимаются им уже больше ста лет, значит, и уровень должен быть более высоким.

Школу выбирал по принципу «Где комфортнее». Я определил для себя три наиболее привлекательных города: Нью-Йорк, Бостон и Сан-Франциско, - и подавал в школы в этих городах. NYU Stern привлек людьми: более дружелюбные, простые, открытые в общении.

Конечно, у всех на устах, что именно Stanford готовит предпринимателей, но мне не хотелось идти в технологическую школу, ведь у меня на тот момент уже было восемь лет опыта работы в high-teck в Израиле, из которых четыре года работы в стартапе и два года в Intel. Я больше хотел посмотреть на людей, которые приходят из другого мира, иной области, нежели предпринимательской.

Executive.ru: Кроме вас были еще те, кто интересовался созданием своего бизнеса?

А.З.: Процентов 10-15% от всего потока обучающихся были те, кто серьезно думал о своем бизнесе. В школах очень развита клубная жизнь. Не для развлечений, а по интересам и по принадлежности (например, выходцы из европейских стран). Там и происходит основная деятельность, связанная с каким-то направлением. В Stern самый многочисленный клуб – предпринимательский, а самый популярный – для финансистов.

Интересно, что происходит дальше. Так вот, процент людей, которые открывают свой бизнес сразу после окончания бизнес-школы, очень низкий (порядка 2%). Это объясняется тем, что MBA-образование – очень дорогое. Многие берут займы на учебу, которые после получения диплома нужно отрабатывать. А еще и копить деньги для старта своего бизнеса.

Executive.ru: Вы вошли в те 2%?

А.З.: Нет, я не был исключением. И тоже брал кредит ))) И после обучения два года отработал в McKinsey.

Executive.ru: Что вам дала американская атмосфера?

А.З.: Ощущение того, что все возможно. Стоит только хотеть и уметь много работать – и все получится. Плюс атмосфера того, что в школе вы находитесь, словно в одном мирке, с людьми из разных стран. Я научился от своих одноклассников, может, не больше, но точно не меньше, чем от профессоров.

Executive.ru: А сами что-то оставили для следующих поколений?

А.З.: Мне есть, чем гордиться. Когда я был второкурсником, уже имел опыт работы в McKinsey и меньше времени тратил на учебу, вместе с сокурсником с «нуля» создал и очень много времени посвятил проекту, в рамках которого студенты первого и второго года на MBA делали консалтинговые проекты для стартапов в Нью-Йорке. Мы (основатели) находили, а участники программы делились на команды и работали с ними на безвозмездной основе, учитывая свой пяти- семилетний опыт до бизнес-школы и знания, полученные в школе. Например, помню, как мы помогли двум предпринимателям, которые начали свой бизнес по созданию «эко-френдли» вещей из тканей (Fashion Apparel Business). Они отлично разбирались в теме fashion, так как были дизайнерами, но очень мало понимали в финансах и маркетинге. На момент нашего предложения о сотрудничестве ребята оказались в тупике и не знали, как и куда им двигаться дальше. За полгода мы им составили качественный бизнес-план, по которому они смогли привлечь весомые инвестиции. Когда, спустя два года после окончания обучения, в ноябре 2011 года я был в Нью-Йорке по делам, то встретился со студентом, который учился в школе на тот момент и был президентом предпринимательского клуба. Он мне рассказал, что программа до сих пор существует, разрослась (вместо пяти проектов параллельно ведется уже 15) и очень успешна.

Executive.ru: Как попали на практику в McKinsey?

А.З.: Попасть на интервью в сферу консалтинга или в банк совсем не трудно и даже не нужно искать. Потому что работодатели крупных компаний из этих сфер обязательно приходят на кампус в поисках «свежей крови» и делают рекрутинг. Пройти интервью сложнее. Если вы проходите – вас берут на работу. Так случилось и со мной. Проработав в McKinsey три месяца во время летней практики, я получил приглашение на работу Full-time в московском офисе.

Executive.ru: Как решили заняться туристическим бизнесом?

А.З.: Когда я работал в McKinsey, я понимал, что это промежуточный этап. И все время думал о том, какой свой бизнес я хочу вести. Мой коллега, Стас Стацук из бизнес-школы Kellogg, был озадачен той же проблемой. Мы решили объединить свои цели, однажды сойдясь на том, что travel-рынок в России еще не так развит, как в Европе, фрагментирован, нет такой крупной компании, как Expedia, и есть шанс стать крупным игроком. Сотни туроператоров, тысячи турагентств… рынок огромен, а составляющая онлайн продаж очень мала (7% в России против 40-50% в Европе). Мы решили сфокусироваться на турпакетах и не продавать бронирование отелей и авиабилетов, так как там уже высокая конкуренция.

Executive.ru: Когда рынок переполнен, нужно как-то выделяться...

А.З.: Тут надо смотреть – кем он переполнен? Тысячами маленьких турагентств и разрозненных туроператоров. Онлайновых игроков, как я уже сказал, мало. Travelata.ru еще только в начале пути (стартовал в декабре 2011 года) и находится в процессе отлаживания бизнес-процессов, но туры уже можно приобрести прямо на сайте, причем даже подобрать индивидуальный вариант. Наша цель – ориентироваться на клиента, то есть делать все, чтобы ему было проще, удобнее и приятнее делать покупку. В офисе с каждым человеком нужно долго работать. Это в среднем 1,5 - 2 часа на каждого. Мы хотим, чтобы процесс был построен так – вы самостоятельно покупаете тур на сайте или через call-center – без необходимости посещения офиса.

Естественно, есть барьеры, которые нужно преодолеть. Например, IT-интеграция с туроператором по наиболее актуальным предложениям. Ведь сегодня процесс продаж построен как? Человека заманивают в офис, а раз уж он уже пришел – что-нибудь точно купит. С московскими пробками кататься по сто раз туда-сюда тяжело. Тут еще в очереди посидит, устанет, расслабится, а, значит, ему можно что-нибудь «впарить», и необязательно самое горячее, интересное и актуальное.

Executive.ru: Телефонная продажа быстрее личной встречи?

А.З.: Не всегда, но для клиента все равно – удобнее. Тем более, есть множество рычагов, как сократить потраченное время агента на одну продажу.

Executive.ru: А как в онлайн-продаже заключаете договора и принимаете документы на визу?

А.З.: Договор мы и клиент подписываем в электронной форме. Вам нужно поставить галочку, что вы согласны со всеми условиями, а с нашей стороны – электронная подпись. Визовые документы в любом случае нужно везти к нам или передавать с курьером.

Executive.ru: Почему не остались в Америке и не начали свой бизнес там?

А.З.: В сфере тревел там конкурировать невозможно, там уже есть четыре крупных игрока.

До MBA я некоторое время жил в США, ездил туда по работе. И эта страна для меня – не что-то новое. Да, многие хотят уехать из России, забыть эту жизнь и начать новую. На это есть несколько причин. Во-первых, бытовые, которые решаются с деньгами. Во-вторых, на Западе все более понятно: есть определенные правила, по которым живет общество. Если вы им следуете, вы образованы и готовы много работать, то будете успешны и принадлежать к среднему классу. Не миллионеры, но свой дом, машина, хорошая пенсия, медицинское обслуживание – американская мечта – у вас будет. В России такого нет. Тут все непредсказуемо. Образование и трудолюбие ничего не гарантируют. В этом плюс для людей предпринимательского склада потому, что много нереализованных возможностей, есть ниши, в которые можно построить крупные компании фактически с «нуля». Для продвинутых управленцев тоже есть плюс – нехватка в стране профессиональных менеджеров многих направлений с хорошим международным образованием.

Executive.ru: В чем, на ваш взгляд, недостаток российской культуры управления?

А.З.: Иерархичность власти. Генеральный директор – царь и бог. Это видно даже по тому, как проходят совещания. Есть один главный, он жесток и чувствует свою власть, а все остальные молчат. В итоге люди боятся брать на себя ответственность и не проявляют инициативу, ждут каких-то указаний, а инновации не продвигаются, проекты притормаживаются, организации не развиваются. В международной же практике управления задача генерального директора – набирать правильную команду управленцев, задавать правильные вопросы своим подчиненным и стимулировать к их решению.

Executive.ru: Зарубежный MBA дает превосходство?

А.З.: Только не сам MBA, а то, что он дает. Выпускники – это люди, которые жили за рубежом, знают, как там строится бизнес, имеют связи по всему миру, говорят на нескольких языках, - более широкий угол обзора.

Более того, если у человека есть идея, в которую он верит, он может собрать сильную команду и привлечь инвестиции, - ему не надо идти в бизнес-школу – он просто зря потратит два года. Но если одного из составляющих нет – welcome. Куча идей и светлых голов, связи, академическая атмосфера, жизнь за рубежом с возможностью сравнить со своей страной.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Алексей Аникин, Юрий Вознесенский
Директор по развитию, Санкт-Петербург

- Что вам дала американская атмосфера?
- Ощущение того, что все возможно. Стоит только хотеть и уметь много работать – и все получится.
Золотые слова! ;)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперты ВШБ НИУ ВШЭ обсудили результаты исследования о корпоративной среде

Экспертный диалог состоялся в рамках XXVIII ежегодного коммуникационного форума РАСО «Дни PR – 2024».

ВШБ НИУ ВШЭ выступила на Первом Московском форуме дополнительного образования

Форум стал важной вехой в обсуждении актуальных вопросов ДПО, его цифровизации и новых образовательных решений, востребованных на рынке.

ВШБ НИУ ВШЭ представила исследование об открытых инновациях в России

Исследование выявило, как компании используют внешние идеи, ресурсы и партнерства для создания и продвижения продуктов и технологий.

МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
74% сотрудников предпочитают горизонтальный рост

Несмотря на высокий интерес к горизонтальному росту среди сотрудников, работодатели пока уделяют этому недостаточно внимания.

Названы топ-10 социально ответственных компаний России

За год значительно выросло число компаний, которые при запуске проекта ставят цель решить социальную или экологическую проблему.

Исследование: как IT-специалисты приходят в профессию

90% опрошенных сотрудников IT-компаний — выпускники профильных технических вузов.

Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.