Дневник Кандидата. Поступление в бизнес-школу

Кандид Кандидат

Пару лет назад, задумавшись о получении степени МВА, я начал изучать всевозможные специализированные сайты, искать доступную информацию о бизнес-школах, их рейтингах, специфике обучения и основных этапах, необходимых для поступления. Больше всего меня интересовал личный опыт уже поступивших людей и мысли абитуриентов, готовящихся к поступлению. Почему приняли решение поступать? Какие цели преследуют? Почему выбор пал именно на эти школы? Сколько времени требуется для подготовки? Поток вопросов был нескончаем. Так как на тот момент моя заинтересованность в бизнес-образовании только начинала формироваться, у меня было достаточно времени для переработки и осмысления огромного пласта информации, размещенного во всемирной паутине. И одним из самых интересных материалов стал «Дневник Кандида», публиковавшийся ранее на Executive.ru. Я с большим интересом прочитал две опубликованные части и с нетерпением ждал продолжения, но оно, к сожалению, не последовало.

И вот теперь, два года спустя, находясь в шкуре того неизвестного кандидата и усердно готовясь к сдаче основных экзаменов, требуемых для зачисления на программы МВА, я с удовольствием откликнулся на предложение редакции поделиться своим опытом прохождения всех этапов поступления. Надеюсь, что мое повествование будет интересным и полным и завершится рассказом об успешном поступлении в выбранные мной школы.

Собраться и начать

Итак, серьезно я задумался о получении степени МВА осенью 2010 года. Будучи неплохо информационно подготовленным, но зная свою слабость – недостаток организованности, я решил, что рациональнее будет обратиться за помощью в составлении графика подготовки к профессионалам. Компаний, предлагающих свои услуги по подготовке к поступлению в бизнес-школы, на московском рынке несколько. Самыми известными из них являются MBA Consult и MBA Strategy. На одной из них я и остановил свой выбор. Надо сказать, что предпочтение было отдано компании, на различные семинары которой я ходил предыдущие полгода, в то время как о второй мог судить только по публикациям и отзывам в интернете. Исходя из моего первого высшего образования, опыта работы на момент обращения в компанию, уровня владения английским языком и еще множества факторов, менеджер компании рассчитала временные интервалы для каждого этапа подготовки, в которые я должен был уложиться, если хотел, чтобы моя заявка в итоге стала максимально сильной. Подавать документы мы планировали в первом раунде, то есть в октябре 2011 года. В большинстве топовых бизнес-школ существует три раунда для подачи заявок – октябрь, январь, март, и шансы на поступление от раунда к раунду стремительно уменьшаются. Первым этапом должна была стать подготовка к сдаче и сдача теста на знание английского языка – TOEFL (Test Of English as a Foreign Language). Мы определились, что сдать его я должен до 1 марта 2011 года, после чего можно будет приступать к, пожалуй, самому «страшному» испытанию всех абитуриентов – тесту GMAT. В принципе, я мог бы расписать все намеченные временные отсечки, но смысла в этом нет – я не был бы собою, если бы благополучно следовал выработанному графику и сумел бы собрать волю в кулак и готовиться, готовиться, готовиться.… Уже через месяц мое рвение бесследно исчезло, и все немногочисленные попытки вернуться к штудированию материалов ни к чему не привели. В свое оправдание хочется отметить, что, как оказалось, схожая картина на начальных этапах подготовки происходит со многими кандидатами. Собраться и начать полноценную подготовку я смог только в июле, когда осознание своих истинных целей и способов их достижения стало четким. Заставлять себя что-то делать больше не приходилось – внутренняя мотивация стала зашкаливать.

Процесс подготовки

Не сложно посчитать, что времени для подачи документов в первом раунде у меня уже не оставалось. Ориентироваться я стал на второй раунд, который в различных бизнес-школах предполагает подачу полного комплекта документов до января-февраля 2012 года. Для тех, кто не очень глубоко изучал вопрос поступления или только задумывается о получении бизнес-образования, кратко расскажу, что в себя включает «полный комплект документов»:

1. Результат теста GMAT (баллы по тесту ранжируются от 200 до 800, средние баллы для поступления в топовые школы – 650-750, и лучше набрать за 700 баллов);

2. Результат теста TOEFL (максимальное количество баллов – 120, топовые школы ждут от своих абитуриентов не меньше 100 баллов);

3. Два-три эссе на заданные темы на английском языке;

4. Две-три рекомендации от бывших руководителей, или партнеров по бизнесу;

5. Транскрипт диплома о первом высшем образовании с выведением среднего балла, именуемого GPA (немного отличается от среднего арифметического, хотя обычно именно так и рассчитывается). На сегодняшний день мной сделан транскрипт, найдены рекомендатели, и остается около месяца до первой официальной сдачи GMAT.

Как я уже и сказал, готовиться я начал в июле. Первым делом скачал официальные тренировочные тесты и, чтобы оценить свой начальный уровень, попробовал пройти один из них. Специально не повторял никаких математических формул и не открывал учебник по английскому языку, меня интересовал именно «чистый» результат на момент начала подготовки, дабы определиться с направлением, в котором стоит прикладывать усилия. Набранный балл оказался достаточно низким – 470. Если кто помнит, результат первого тренировочного теста Кандида, упомянутого в начале повествования, был равен 700.

Как говорится, почувствуйте разницу! Однако поводов для грусти не было. Во-первых, теперь я четко понимал, над чем мне нужно работать, а во-вторых, меня мотивировало огромное количество историй, размещенных на профильных форумах, в которых люди, посвятившие подготовке к тесту шесть месяцев и более, получали менее набранных мной 470 баллов. Я решил, что если без подготовки смог набрать больше, чем многие после подготовки, то мой первоначальный результат не так уж и плох. По самому тесту я сделал для себя три основных вывода:

1. Времени, отведенного на решение заданий, мне вполне хватает, и это огромный плюс;

2. С математической частью (которая и так прошла довольно хорошо) я мог бы справиться гораздо лучше, если бы элементарно повторил несколько формул;

3. Основная проблема для меня – часть вербальная, в которой я понимаю меньше половины вопросов.

Поискав на форумах объявление о продаже книг для подготовки к GMAT’у, нашел несколько предложений, и купил две книги, не считающихся основными, но, тем не менее, дающих хороший набор тренировочных заданий – Barons и McGrawHills. Затем взял у друга еще несколько базовых книг – KAPLAN и OfficialGuide и наметил план самостоятельной подготовки. В условиях пятидневной рабочей недели на подготовку отводилось все вечернее время после работы плюс два выходных дня. Освоение книг медленно, но верно продвигалось, и единственное, что меня беспокоило – это то самое «медленно». В условиях острой нехватки времени до второго раунда подачи документов интенсивность освоения материала была явно недостаточной. И как максимально эффективно распределить имеющиеся временные ресурсы, было непонятно. Для меня стало очевидно, что такими темпами про подачу документов во втором раунде я могу забыть, если только… Письмо на электронную почту от компании, с которой мы планировали этапы моего поступления за год до этого, пришлось как нельзя кстати. Письмо носило чисто информационный характер, но одним из пунктов было описание нового курса для тех, кто намеревается поступать в этом году и нуждается в интенсивной подготовке к основным экзаменам. Набор учебных модулей и время их освоения подбиралось под каждого абитуриента индивидуально, что для меня было весьма кстати. Посоветовавшись с супругой, которая полностью поддерживает меня в моих планах, мы решили, что это именно то, что мне нужно. Надо сказать, что стоимость курса довольно велика, но и дивиденды от его прохождения могут быть весьма значительны. В соответствии со своим планом сдачи экзаменов я начал с подготовки к GMAT’у. Чтобы полностью погрузиться в подготовительный процесс, вместе с менеджером компании я составил себе график таким образом, чтобы первые три недели аудиторных занятий проходили для меня каждый рабочий день с 19:00 до 22:00. Эти три недели я полностью занимался вербальной частью экзамена, причем, помимо подготовки к специфическим заданиям самого теста, я еще и усиленно тянул грамматические основы языка. Интенсивность действительно сумасшедшая. В моем случае распорядок дня на этот период стал выглядеть примерно так:

06:30 – подъем

06:30-07:30 - душ, завтрак

07:30-09:00 – путь до работы

09:00-18:00 – работа

18:00-19:00 – путь до учебы

19:00-22:00 – занятия

22:00-23:30 – путь до дома

23:30-00:00 – ужин

00:00 - ..:.. – подготовка домашнего задания в зависимости от оставшихся сил

И так на протяжении трех недель. За вербальной частью последовала часть математическая. Интенсивность стала заметно ниже – два занятия в неделю в то же вечернее время, но большего интенсива для успешного прохождения этой секции теста мне и не требовалось. Таким образом, подготовительный этап на курсах к моему первому экзамену уложился для меня практически в месяц – с конца августа по начало октября. Следующим этапом будет такой же интенсив при подготовке к TOEFL’у, но он начнется уже после первой официальной сдачи GMAT’a, которую я планирую на середину ноября. Оценить значимость пройденных курсов в полной мере можно будет только после получения результатов сдачи теста. Но уже сейчас могу сказать с полной уверенностью – я просто не представляю, как бы я пошел сдавать экзамены, если бы не воспользовался помощью профессиональных учителей, имеющих огромный опыт в подготовке к специфике данных тестов!

Можно ли готовиться к тестам самостоятельно? Конечно, можно. Но будьте готовы, что огромное количество хитростей и специфичных требований, которые необходимо знать для успешного прохождения тестов, так и останутся для вас загадкой. Потому как ни в одной известной книге о них не пишется, и все эти тонкости выводятся учителями эмпирическим путем при обработке и анализе результатов сдачи официальных экзаменов тысячами абитуриентов. Плюс ко всему, на мой взгляд, самостоятельно можно готовиться либо имея запас по времени в полгода-год, либо если у вас есть возможность не работать во время подготовки, либо если вы изначально сильны в математике и в совершенстве владеете английским языком. В любом другом случае результаты экзаменов будут низкими.

Итак, подготовка к GMAT’у на курсах для меня закончилась, и я вышел на финишную прямую. До середины ноября у меня еще есть время, в течение которого я буду готовиться так же, как и в начале самостоятельной подготовки – все вечера в рабочие дни плюс все выходные – только я, учебники и пробные тесты.… Вот такая идиллия. Обещаю продолжить свой рассказ в конце ноября, подробно расписав опыт прохождения официального теста.

Также смотрите:

Поступление в бизнес-школу. Дневник Кандида: часть 1

Поступление в бизнес-школу. Дневник Кандида: сдача GMAT

Подробное описание школ бизнеса и MBA на Executive:

Справочник бизнес-образования в России

Справочник бизнес-образования за рубежом

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Анна Солдатова, Николай Романов
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург

Так в какой все-таки области абитуриент решил выбрать МВА ? В зависимости от этого, различия во всех тестовых показателях могут быть весьма значительными. Кроме того, важен фактор выбранной бизнес-школы. Куда он все-таки собирается поступать на программу МВА ? Очень важна конкретика. А так, - можно произвольно писать что угодно, как угодно и о чем угодно. Чистой воды отвлеченные мысли на отвлеченные темы.

Николай Ю.Романов
----

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Николай, передам Кандиду ваш вопрос На самом деле, - только, если это чему-то будет реально способствовать. Потому что пока, по ходу дела, речь шла сугубо о подготовке к сдаче двух американских тестов, - по английскому языку как иностранному и математике. Не знаю, насколько обоснованно подобным детализированным образом расписывать процесс принятия решения о том, как к ним готовиться и как сдавать. Процесс сугубо индивидуальный, хотя и предполагает услуги заинтересованных посредников в подготовке и эффективной сдаче этих текстов. Услуги которых, - за исключением случаев, когда сдающий - полный профан в английском языке и математике, - обычно всегда вознаграждаются высокими баллами по тестам. Плюс, - имела места реклама двух центров, занимающихся подготовкой к поступлению на программы МВА. В некоторых случаях также могущих за оговоренную плату пролоббировать интересы поступающего лица в целях его гарантированного поступления в ряд связанных с ними бизнес-школ. И тогда хорошие и отличные результаты экзаменов по указаным выше тестам просто не понадобятся. Как в ГАИ на экзаменах в отношении людей, идущих от т.н. ''посредников''. Куда, правда, будет поступать заинтересованное лицо, и на какую программу подготовки МВА, так и остается загадкой. А без этого невозможно сделать вывод о том, насколько правильны и оправданы его действия. Тем более, что в данном конкретном случае при подготовке материала подобным образом речь не идет о трационно присутствующей на E-xecutive рекламе различных программ МВА в исполнении тех или иных ответственных за них лиц. А можно говорить о сравнительно редко встречающихся и не афишируемых обычно широко услугах посреднических организаций по обеспечению поступления на программ МВА по желанию заинтересованного лица. Сегодня, с учетом снижения (где-то по вынужденным причинам, а где-то и вполне осознанно) интереса в программам МВА, а также вынужденного снижения ценового порога поступления на эти программы ведущими российскими ВУЗ-ами, не говоря уже о снижении конкурсных оценочных критериев при отборе кандидатов в силу их недостаточного для серьезного конкурентного конкурса числа, приходится говорить о кризисе посреднических организаций, обеспечивавших услуги при поступлении на программы МВА и по обеспечению необходимых действий для гарантированного поступления на эти программы. Т.е. меньше стали зарабатывать не только ВУЗ-ы, ведущие программы МВА, но и посредники, обеспечивающие внеконкурсное или привилегированное поступление на эти программы в ведущие ВУЗ-ы за определенное вознаграждение ''сверх'', размер которого варьируется от года в год. И как результат, - как то ни парадоксально, - из-за отсутствия большого числа желающих поступить на программы МВА сегодня, обеспечивающих формальную сторону условий организации конкурса, посредники тоже начали нуждаться в рекламе. Например, вот в такой, какая присутствует в данном опубликованном материале. И это при условии снижения расценок на МВА, уменьшения часовой нагрузки, а также снижения общего уровня подготовки, демонстрируемого поступающими лицами на тестах. Т.е. ситуация на рынке МВА образования по-прежнему оптимизма не внушает и заставляет серьезно задуматься о будущем посреднических организаций и характере и размере их доходов. Николай Ю.Романов ----
Редактор, Москва

Николай, вот ответ Кандида:

''Я решил выбрать специализированное МВА для конкретной области бизнеса, а также МВА в области предпринимательства. Выбраны три школы, все они расположены в США. Одна из школ входит в топ-15 во всех рейтингах, другая в топ-50 также любого рейтинга, третья в топ-100 двух основных рейтингов. Баллы по GMAT''у, необходимые для поступления: в 1-ую школу - 700 и выше, во вторую и третью свыше - 650. Учитывая сильные стороны остальных составляющих заявки (резюме, рекомендации, средний балл первого высшего образования), для поступления в школы 2 и 3 должно хватить любого балла за 600, для поступления в школу 1 может при благоприятном стечении обстоятельств хватить от 650 до 700 баллов. Опираясь на подготовительный процесс и учитывая результаты пробных тестов, целью является получение свыше 650 баллов. При сдаче теста на озвученные баллы с первой попытки - можно спокойно готовиться к следующим испытаниям, не пытаясь пересдать тест. Задачи набрать желанные, но зачастую недостижимые для большинства абитуриентов 700 баллов и выше - нет. GMAT - это всего лишь одна из составляющих заявки, хотя, безусловно, крайне важная''.

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Я решил выбрать специализированное МВА для конкретной области бизнеса, а также МВА в области предпринимательства. Т.е. на какую специальность (т.е. что это за ''конкретная область бизнеса'') он будет поступать, человек так еще и не решил. Замечательно. Про то, куда и какая школа входит по рейтингам, - он может рассказывать кому угодно еще. Нет конкретики, - нет содержания вопроса. С МВА в области предпринимательства дело проще, но это диплом, который ценности не имеет. И поэтому конкурс на него обычно небольшой. Обычно на такие МВА поступают заочно даже заключенные в тюрьмах, у которых есть деньги или которые попадают под государственное финансирование подобных программ в США. Не говоря уже о домохозяйках и т.д. Самый широко представленный диплом в части МВА. >GMAT - это всего лишь одна из составляющих заявки, хотя, безусловно, крайне важная''. Отнюдь не ''всего лишь''. Это для России данный тест при поступлении на программы МВА (где это требуется) не является серьезно значимым, а в США с низким результатом по GMAT ни о каком МВА можно и не мечтать. Не будет хорошего результата - никакие другие составляющие заявки свое слово вместо нее не скажут. Короче говоря, с человеком все ясно. Он ''зашорен'' на цифры и результаты тестов, которыми ему забили голову организации, обеспечивающие консультационное содействие при подготовке и приеме на программы МВА. В США, правда, в отличие от их ''российских аналогов'' с их помощью и посредничеством нельзя уверенно поступить за деньги туда, куда не хватает результатов тестов. Однако различного рода содействие они оказывают весьма успешно. Но хуже всего то, что с их подачи, вместо того, чтобы активно готовиться к сдаче дисциплин, кандидат занимается высчитыванием. А это ничем хорошим для него не кончится. Вот, собственно говоря, и все по данному вопросу. В итоге - пустые разговоры. Кстати, если бы он поступал в России, то тема была бы интереснее к развитию. В США и Канаде поступление на программу МВА значительно скучнее и заорганизованнее. Соответствуешь вступительным / конкуресным критериям, платишь деньги, имеешь необходимые документы о пребывании в стране и источники финансирования, - учись на здоровье. Николай Ю.Романов ----
Редактор, Москва

Ответ Кандида:

''Я решил, но не озвучиваю свою специализацию, потому как это не суть важно для понимания подготовительного процесса. Пусть эта специализация называется General management (с оговоркой, что на отдельные специализации, например, менеджмент в системе здравоохранения, в топовые колледжи конкурс гораздо больше, потому как ежегодно на них принимается всего несколько десятков человек при желающих в тысячи. Это для понимания.). Школы и специализации были выбраны еще до начала подготовительного процесса. Умозаключения по поводу баллов по GMAT''у, необходимых для поступления в колледжи США, и открытости получения МВА по предпринимательству чуть ли не для любого желающего показывают крайне поверхностное понимание Николаем вопросов получения степени МВА. Не вступая в полемику, скажу, что даже в колледжи из топ-10 поступает большое количество людей с баллами по GMAT''у от 600 до 700. Особо интересующиеся могут без труда найти всю статистику на сайтах колледжей. Например, процент студентов c баллами меньше 700, принятых в прошлом году в Harvard, равен примерно 30%, и чем ниже школа в рейтинге - тем больше процент таких студентов. Про зашоренность цифрами Николай противоречит сам себе - сначала процитировал мое мнение о том, что балл по GMAT''у не является чем-то определяющим, поспорил со мной, а потом сделал вывод о моей зацикленности на цифрах. На лицо желание Николая подвергать любой тезис сомнению и спорить ради спора. Не стоит также думать, что в моем повествовании есть какая-то скрытая, или, не дай бог, открытая реклама компаний по подготовке к поступлению. Читая следующие этапы поступления, уверен, это станет более очевидно. Целью является повествование именно о моем пути, чтобы кто-то на моем примере смог смоделировать для себя наиболее правильный индивидуальный план поступления. И если это будет сделано без участия компаний - отлично! Мне же эта помощь на определенном этапе была необходима. Далее, скорее всего, придется описывать только минусы от такого сотрудничества. И теперь последнее, но не в последнюю очередь - соответствующих всем критериям кандидатов - десятки тысяч человек. Однако в топовые колледжи США поступают из них менее половины. Если бы только это было залогом успешного поступления, то и ценность степень МВА имела бы весьма сомнительную''.

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>''Я решил, но не озвучиваю свою специализацию, потому как это не суть важно для понимания подготовительного процесса. Пусть эта специализация называется General management Нет, не ''пусть называется''. Потому что на МВА по GR не требуется GMAT. А кандидат собирается этот тест сдавать. Так что, получается, что на на GR он поступает. >Умозаключения по поводу баллов по GMAT''у, необходимых для поступления в колледжи США, и открытости получения МВА по предпринимательству чуть ли не для любого желающего показывают крайне поверхностное понимание Николаем вопросов получения степени МВА. Если вы собираетесь делать МВА в местном университете какого-нибудь Саскатуна в Саскачеване, то тогда действительно балл не играет такой уж значительной роли. В то время как для поступления в серьезную и тем более престижную школу, высокий балл на GMAT является обязательным условием. Цель ведь не просто ''какой-то там'' МВА. А МВА, открывающий дорогу в будущее. А у вас, похоже, цель иная - любой МВА любой школы. А жизнь - не резиновая. Да и жить нужно на что-то. А так, - теоретически, хоть с каким-то можно поступить на МВА в бизнес-школы ''заштатных'' штатов. Другой вопрос, что потом вы и не устроитесь с этим дипломом никуда. >Про зашоренность цифрами Николай противоречит сам себе - сначала процитировал мое мнение о том, что балл по GMAT''у не является чем-то определяющим, поспорил со мной, а потом сделал вывод о моей зацикленности на цифрах. Читать нужно внимательнее. >Целью является повествование именно о моем пути, чтобы кто-то на моем примере смог смоделировать для себя наиболее правильный индивидуальный план поступления. Увы, но этот путь легко пройти самостоятельно, без подобных малосущественных текстов. Пока вы ничего принципиально интересного для желающих поступить на программу MBA в США не сказали. >И если это будет сделано без участия компаний - отлично! Для иностранца, и тем более ''из России с деньгами'', эти компании дают очень серьезный плюс. Тем более, в случае, когда человек никогда не был и не жил в США и не представляет местной специфики не то даже, что обучения, а собственно проживания и организации административного процесса. Я не могу сказать, - одобрять или нет услуги таких компаний отдельными соискателями. Но то, что их услуги вынужденно необходимы (как бы ни хотелось иного) при поступлении в ведущие бизнес-школы США - это очевидно. Иначе придется действительно долго мучиться. >Однако в топовые колледжи США поступают из них менее половины. Если бы только это было залогом успешного поступления, то и ценность степень МВА имела бы весьма сомнительную''. А вот здесь как раз тов. ''Кандид-2'' демонстрирует незнание ситуации. И не поверхностное незнание, а фундаментальное. В бизнес-школы в США, имеющие высший (или хотя бы высокий) рейтинг, ''с помойки не принимают''. И без услуг посредников, обеспечивающих предварительные функции оценки потенциальных кандидатов, здесь крайне редко приходится обойтись ''простому смертному''. Потому что наряду с формальными ограничениями существуют и неформальные, - формирующие дополнительный барьер для отсева кандидатов, - о которых ''человек с улицы'' не знает и не догадывается, пока с ними не сталкивается. Тем более, что в отношении одних лиц они действуют, а в отношении других - могут и не действовать. Выборочная схема. Данный дискриминационный принцип широко распространен в США, но несмотря на явность нарушений даже поощряется властями. Исключение делается только для самых одаренных. Николай Ю.Романов ---- P.S.: Кстати, E-xecutive, вы бы допустили сюда этого человека. А то сложно как-то через коммутатор/коммуникатор общаться. ----
Редактор, Москва
Николай Романов пишет: P.S.: Кстати, E-xecutive, вы бы допустили сюда этого человека. А то сложно как-то через коммутатор/коммуникатор общаться.
Николай, автор является участником Сообщества. Однако в рамках продолжения истории Кандида его личность не раскрывается
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Однако в рамках продолжения истории Кандида его личность не раскрывается Тогда тем более непонятно, чем он рискует, раскрывая информацию о потенциальных местах поступления, программах обучения и своих действиях. Поскольку предоставляемый в текущем исполнении неакцентированный материал не носит какого-нибудь полезного характера. Впрочем, - это личное дело автора статей. Николай Ю.Романов ----
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

 
В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ продолжает программу ППК по кейс-методу

В ВШБ стартовал второй поток программы «Разработка учебных кейсов и использование кейс-метода в преподавании бизнес-дисциплин».

МИРБИС принял участие в форуме FMCG & Retail Trade Marketing 2024

Преподаватели МИРБИС выступили на VII Ежегодном Всероссийском форуме по торговому маркетингу в сфере товаров повседневного спроса.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.