Как спасти от банкротства предприятие, которое кормит город? Решение кейса

Как спасти от банкротства предприятие, которое кормит город? Решение кейса

Антикризисное управление предприятием: новые формы сотрудничества

Анна Морозова, бизнес-консультант, executive коуч и преподаватель Международной Школы Бизнеса: по инициативе Агентства «Авантаж» и Международной школы бизнеса Финансового университета был запущен краудсорсинговый проект по поиску решений для вывода из кризиса предприятия «Кристалл Валдая». Проект курировался Министерством по экономике и информационным технологиям Правительства Тверской области. Организаторами конкурса выступили:

  • Международная школа бизнеса Финансового университета и Ассоциация выпускников МШБ Финуниверситета;
  • Министерство промышленности и информационных технологий Правительства Тверской области;
  • Конкурсный управляющий «Кристалл Валдая» - Агентство «Авантаж»;
  • Редакция бизнес-портала Executive.ru;
  • Представители собственника «Кристалл Валдая»

Kristall-Valdaya.jpg

Вручение диплома победителю конкурса Андрею Савельеву

Сама идея проекта была озвучена на ежегодном заседании кафедры «Инновационный бизнес» МШБ. Генеральный директор Агентства Михаил Сатышев выступил с предложением запустить проект и выделил премиальный фонд. Идея была поддержана советом кафедры. Состав специалистов, входящих в совет кафедры, позволил сразу же определиться с ролями и спланировать этапы: размещение конкурсного задания, сбор и рассмотрение заявок, круг экспертов и ведущих отборочной комиссии. Информационное обеспечение конкурса и техническую поддержку в интернет-сообществе взял на себя портал E-xecutive.ru.

Если оценивать организацию и результаты конкурса с точки зрения эксперта и преподавателя бизнес-школы, то я полагаю, что подобные формы конкурсов могут быть преобразованы в успешные бизнес-проекты. Инфраструктура бизнес-школы, обладающей необходимым пулом экспертов в различных областях бизнеса, при поддержке интернет-сообщества, может стать достойной платформой для проведения подобных мероприятий. Для этого на будущее нужно разработать четкий формат предоставления конкурсных работ участниками и прозрачные критерии, на основании которых будут рассматриваться работы, в хорошем смысле «формализовать» отзывы экспертов и процедуры отбора работ.

Какие выгоды и преимущества получают участники таких конкурсов?

Попробуем рассмотреть этот вопрос с разных точек зрения. Слушатели бизнес-школы и участники бизнес-сообщества (в случае, если конкурс имеет статус открытого) получают возможность попробовать свои силы в реальном бизнес-проекте, новом деле, которое, по сути, может сильно отличаться от их ежедневной деятельности, получить признание и обратную связь на свои идеи от специалистов и экспертов, подкрепленную в случае успешной работы, денежным призом.

Подобные формы сотрудничества могут качественно изменить степень взаимной интеграции бизнес-образования и реального бизнеса, создав для слушателей возможность применить получаемые знания и проявиться независимо от влияния корпоративной среды, в которой они работают, в том числе, используя инфраструктуру бизнес-школы для прямого выхода на открытый рынок.

Объединение усилий бизнес-школы, представителей конкурсных управляющих и виртуальных бизнес-сообществ, таких, как сайт E-xecutive.ru, создает возможность расширить пул участников конкурса и привлечь к проблемному предприятию внимание широкого круга общественности, в том числе будущих потенциальных инвесторов.

Отличительной чертой данного проекта была глубокая заинтересованность и непосредственное участие представителей региональной власти – в обсуждении конкурсных работ принял участие Министр промышленности и информационных технологий Правительства Тверской области. Министр выслушал мнения экспертов и собственника предприятия – участников круглого стола – и дополнил картину точкой зрения руководства региона, предложив активное содействие и помощь со стороны органов власти, в том числе в выстраивании диалога с банком-кредитором.

Сотрудничество и участие в подобных проектах для органов местной власти позволяет эффективнее решать задачи, связанные с оздоровлением экономики региона, обеспечивать сохранность и создание рабочих мест. Не последнее место играет вопрос обеспечения бюджетных поступлений за счет акцизов и налогов.

Привлечение к сотрудничеству в подобных проектах представителей администрации региона может придать высокий статус процессам, происходящим на предприятии, и дать сигнал остальным интересантам дела обратить пристальное внимание на предприятие и начать договариваться. Кроме того, это важный сигнал региональному бизнес-сообществу о том, что власть серьезно заинтересована в экономических сдвигах и готова сотрудничать с реальным сектором экономики для его развития.

Анализируя результаты конкурса, понимаешь, насколько важна конструктивная и проактивная позиция собственников и менеджмента предприятия. Как важно начать работу по поиску решений на ранней стадии кризиса, что поможет не принимать экстренные антикризисные меры, а использовать идеи в тот момент, когда предприятие еще можно спасти, процедура банкротства не запущена и точка невозврата не пройдена!

Из своего опыта антикризисного и проектного менеджера могу отменить, что часто сложности вынуждают менеджмент сфокусироваться на внутренних процессах предприятия, при этом теряется масштабность и стратегическое видение. Своевременный запуск проекта, подобного рассматриваемому, позволит расширить «картину мира» и получить целый спектр идей, в том числе нестандартных, на которые у самих собственников в силу фокусировки на внутренней ситуации тонущего предприятия может не хватать сил, времени и возможностей. И обращение к подобным формам сотрудничества для них может стать «глотком свежего воздуха».

В нашем случае призовой фонд был оплачен внешним управляющим в силу плачевного финансового положения завода. Если же запустить подобный процесс на ранних стадиях кризиса – еще есть деньги на оплату конкурса и, что самое главное, – на реализацию идей. Не испорчены отношения с кредиторами, можно легче договориться и объединить заинтересованные стороны вокруг спасения предприятия.

Важнейшим результатом для собственников может стать возможность решения кадрового вопроса – найти среди участников конкурса грамотную команду, которая сможет реорганизовать предприятие, привлечь потенциальных партнеров или сотрудников.

И, наконец, взглянем на конкурс с точки зрения внешнего управляющего. Организация и финансирование подобного проекта говорит о том, что подобные компании выходят на новый уровень бизнес-осознанности, изучения новых возможностей и использования нестандартных подходов для реструктуризации предприятия. Вынося проблему на открытое обсуждение, решается несколько задач. Помимо поиска решений выхода из кризиса, это хороший способ привлечь внимание всех заинтересованных сторон и посадить их за один стол переговоров. Широкая общественная огласка может в ряде случаев сыграть на пользу тонущему заводу – подчас пристальное внимание общественности к проблеме предприятия бывает полезно для оздоровления процессов, происходящих вокруг него.

Для обсуждения конкурсных работ были также приглашены представители банка, но, к сожалению, они отказались принять участие. В случае проявления большей заинтересованности к судьбе кредитуемого предприятия, банк может получить дополнительную информацию и инструменты для реализации процессов реструктуризации задолженности. Кроме того, участие банка как основного кредитора важно, так как от его позиции зависит судьба любого из принятых к рассмотрению бизнес-планов.

Как проходил конкурс

На информацию сайта Executive.ru откликнулось более полусотни читателей новостной рассылки и слушателей МШБ. Роль первичного «фильтра» взяла на себя редакция портала E-xecutive.ru. В результате отсева было отобрано 17 работ, содержание которых соответствовало заданию кейса. Эти работы были высланы экспертам, а окончательное обсуждение проходило на заседании комиссии 5 августа 2013 года в помещении МШБ.

Результаты конкурса

Конкурс состоялся, и был назван победитель – Андрей Савельев, сделавший акценты на сильных сторонах и недоиспользованных возможностях завода. Автор решения предложил хорошо структурированный план оздоровления предприятия, опирающийся на внутренние ресурсы, поддержав его краткими финансовыми выкладками.

Хочется отметить трех авторов работ, вокруг которых в рамках экспертного обсуждения разгорелись активные дискуссии:

  • Павла Васильева, предложившего грамотный маркетинговый план производства и продвижения продукции, украшенный идеей создания историко-культурного центра, основной задачей которого являлось бы воспитание культуры потребления крепких спиртных напитков.
  • С. Соколова, слушателя группы MBA-11 Международной школы бизнеса. Его базовый сценарий опирался на выстраивание взаимодействия с банком-кредитором посредством принятия нереализованного имущества на баланс Банка с последующей переуступкой прав, либо реализацией имущественного комплекса стратегическому инвестору.
  • Максима Пасхина, предложившего использовать механизм замещения активов, предусмотренный ст. 115 и ст. 141 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и создания на базе имущества ООО «Кристалл Валдая» открытого акционерного общества.

Комиссия не сразу пришла к единому выводу. В результате, было принято решение взять дополнительное время на анализ кейсов, и 9 августа 2013 года, в ходе заочного голосования, был определен окончательный победитель.

В ходе обсуждения работ родилась идея организовать последующие конкурсы таким образом, чтобы у участников была возможность посетить предприятие и лично ознакомиться с текущей ситуацией. Учитывая, что ряд работ гармонично дополнял друг друга, члены жюри с подачи Евгения Вожанина, министра промышленности и информационных технологий, обсудили возможность организовать в будущем проектную команду и, в случае согласия авторов и собственника предприятия, реализовать свой совместный проект в реальной жизни.

Будет интересно проследить за дальнейшей судьбой завода и за тем, как его менеджмент использует результаты конкурса. В кризисной ситуации у задействованных сторон существует своя жизненная парадигма, своя правда. И подобные конкурсы исключительно полезны открытым и независимым обсуждением разных точек зрения, не ограниченных политическими и финансовыми интересами.

Хочется выразить благодарность всем читателям E-xecutive.ru и слушателям Международной школы бизнеса, откликнувшимся на приглашение поучаствовать в судьбе одного из старейших в своей отрасли завода с богатой и непростой историей.


Решение победителя, Андрея Савельева

Совершенно непонятно, кто конкретно начал процедуру банкротства. Если это поставщики продукции или услуг, то насколько крупная организация и что она этим преследует? Или сам завод ввел процедуру, чтобы не платить по долгам? Читая задание кейса, я увидел несколько положительных моментов и почти не понял критичности ситуации. Возможно, ошибаюсь вследствие недостаточности информации.

Итак, положительные моменты:

– У завода есть имя и история, что стоит немалых денег.

– У завода есть своя территория, цеха и производственные мощности. И очень важный актив скважина, которая дает отличную воду и потенциал выпуска продукции, не требующей лицензии(дебет скважины, интересно, какой?) Например, воды, лимонада или кваса. Выпуск такой продукции не составит больших вложений в затраты и вооружение линии, но позволит получать стабильную прибыль.

– У завода есть лаборатория, рецептура и подтвержденное качество.

– У завода имеется обученный рабочий персонал.

– У завода имеется современное оборудование, которое позволяет выпускать очень ликвидную продукцию, имеющую очень высокую рентабельность. Учитывая, что оно заменено в 2010 году, оно явно способно на расширение и увеличение количества продукции. При работе завода в две смены по 8 часов, при 22 дневной рабочей неделе получится 2 112 000 бутылок водки в месяц. При стоимости одной бутылки 150 руб. (примерно, точно не знаю) выручка будет 316,8 млн руб. в месяц. То есть выручка в год больше 3,8 млрд руб. А всех требований на 121 млн руб.

– Понятно, что текущие затраты и прочее, но я уверен, что инвесторов бы не было, если бы они не понимали способности завода.

– Завод несет важную социальную значимость как градообразующее предприятие и как большой налогоплательщик. В бюджет области в год попадает около полутора миллиардов рублей.

Понятно, что закрывать завод не имеет смысла.

Отрицательные моменты:

– На заводе введена процедура банкротства. Правда, это очень спорный момент. При умелом руководстве банкротство способно оздоровить предприятие.

– Негативно настроенные контрагенты: «Как арбитражный управляющий, осуществлявший анализ финансовой деятельности предприятия на стадии наблюдения, могу констатировать, что подобная ситуация явилась следствием недобросовестных действий контрагентов, не исполнивших свои обязательства» – каких именно обязательств и почему? Дебиторы? Поставщики, которые сорвали поставки? Руководство, которое своими действиями или бездействиями позволило ситуации развиваться в данном русле? Необходимо понимание ситуации.

– Отсутствие лицензии на выпуск продукции. А тут какой-то супер сложный порядок получения лицензии, зависящий от налоговых платежей?

– Зависимость завода от одного вида продукции и лицензии.

– На заводе имел место явно слабый менеджмент.

– В течение большого промежутка времени идет ухудшение финансового состояния.

Ввести процедуру стандартизации менеджмента, нанять хороших специалистов и управленцев со знаниями в области экономики.

Угрозы:

– Кредиторы, у которых, как я понял, имущество (производственные линии?) в залоге.

– Серьезность намерений организации, заявившей банкротство.

– С налоговыми органами не получится договориться.

– Наличие или отсутствие договоров на реализацию продукции, наличие собственных торговых точек не рассматривается в силу отсутствия информации.

Сколько смен в день, в месяц? Выручка? Водка – очень ликвидный товар в нашей стране. Рентабельность производства водки очень высокая.

Решение:

В силу скудности информации ситуации предложу возможные действия, которые нужно будет постоянно корректировать на месте, исходя из состоявшейся на месте действительности.

1. Необходимо набрать грамотный менеджмент. Не думаю, что Конкурсный управляющий является экономистом и производственником в одном лице.

2. Заключить с кредиторами соглашение об отсрочке требований. С кем-то составить график погашения и ввести в состав комиссии по выходу из кризиса.

3. Договориться с инвесторами об условиях финансирования. Тоже ввести представителя в комиссию по выходу из кризиса.

4. Создать комиссию по выходу из кризиса. Как кредиторы, так и инвесторы, – все хотят быть уверены в возврате своих вложенных средств. Они должны понимать и видеть все шаги по решению задачи.

5. Если кредиторы не согласятся на отсрочку, войти в процедуру банкротства и начать оздоровление предприятия через суд. Это реально.

6. Получить лицензию на выпуск алкоголя.

7. Организовать с инвесторами совместное производство (доли нужно обсуждать) по розливу воды и выпуску безалкогольных напитков. Данное производство позволит получать заводу средства на аренду площадей от созданного предприятия, и часть прибыли направить на текущие затраты. Затраты на развертывание такого производства не большие, и я уверен, инвесторы на это с радостью согласятся.

8. Провести ревизию мощностей и имущества. Нужно понимать: что в собственности, что в аренде, лизинге, кредитах и прочих обременениях. Понимать свои возможности выпуска и возможные меры по переустройству производства с целью исключения узких мест.

9. Необходим четкий бизнес-план по выходу на производственную мощность с привязкой к количеству выпускаемой продукции, затратам, сырью, и непредвиденным ситуациям. Привязать действия во времени.

10. Провести ревизию собственников завода. Нужно понимать, кого спасаем. Какие у них цели: банальный заработок или создание мощного предприятия.

11. Создать новый сайт с красивым интерфейсом и максимумом информации. Сайт должен продавать! С личными кабинетами поставщиков, с возможностями обмена информацией, документами и др. С виртуальной экскурсией по цехам и кабинетам.

12. Если собственники – частные лица, то почему ради спасения завода не хотят делиться активом? Боятся потерять контроль? Я бы часть акций предприятия отдал детским домам и интернатам области. С возможностью получать дивиденды, но без возможности свободной продажи. Около 20%. Думаю, желающие разорить завод должны понимать, что они еще и у детей кусок воруют. А дав заводу выжить, помогают детям. Если это ООО, ОАО, продумать этот момент по другому.

13. Организовать экскурсии по предприятию (платные), сделать завод более открытым. Разработать новые рецептуры и виды продукции.

14. Наращивать и контролировать производство в соответствии с денежными потоками.

Источник изображения в анонсе: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Оставлять решения могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» открыл прием заявок на международную премию в области ИИ

Лауреаты премии получат по полмиллиона рублей, а научные руководители — по миллиону рублей. Прием заявок – до 21 июня.

Исследование: что помогает взрослым студентам сохранять мотивацию для обучения

Только 17% опрошенных указали, что сохранить мотивацию к обучению им помогают мотивационные ролики и истории успеха других студентов.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ стала призером конкурса «Пресс-служба года»

ВШБ стала призером в номинации «PR с нуля».

В АМИ состоялся первый выпуск программы-интенсива «Системное мышление»

Слушатели учились делать операционный процесс организации бесшовным.

Дискуссии
Все дискуссии