Как сделать офис инструментом стратегического развития?

Оргструктуры – инструмент стратегии. Если нет стратегии, или она оканчивается там, где началась  – разговор окончен. Оргструктура, особенно построенная на самоорганизующихся командах, позволяет компаниям понимать цель через ценность, достигать 15% EBITDA, а не 1,5% из года в год, строить работу на принципах beyond budget и многое другое.

Вот сняли (постепенно) ограничения локдауна, можно потихоньку возвращаться в офис. В офисе ждет социальная дистанция – полтора метра друг от друга и личные карандаши с блокнотами.  Невольно вспоминаются стаканы в общей мойке в автоматах с газированной водой в СССР.

А что наши партнеры заграницей в таких компаниях, как Facebook или Google? А там очень аккуратно комментируют удаленную работу. Нет ажиотажа: «Ах как хорошо, мы не верили, но ничего страшного не произошло». На самом деле произошло. С массовым переходом на удаленку компании потеряли инструмент для сплочения команд и получения синергии. Чаще всего эта необходимость проявляется в разработке новых инновационных продуктов.

Что изменилось в измерении силы компании после кризиса и пандемии? Изменений много. Среди них – восприятие слабого звена в цепи. Если раньше сила компании и сотрудника измерялась по сильной стороне – самый-самый в том-то, то теперь на первый план выходит измерение силы по самому слабому звену.

И слабым звеном становится менеджмент. Принимать решения становится сложно, бюджеты рушатся, а для новых бюджетов нет ориентиров, или они такие, что лучше бы их не было.

Менеджмент не ведет вперед. А если ведет, то часто неизвестно куда, действуя по принципу «плохой приказ лучше, чем никакого».

Самое время поставить магнитофон на паузу: осмотреться, подумать. 
Вероятно, что компаниям придется отказываться от менеджмента в его нынешнем виде. От людей, основной работой которых было говорить, куда идти и что делать.

Что придет на смену? Я полагаю, что это будет лидер в тени команды. Лидер-фасилитатор, тот кто обеспечивает сплав разных людей в единое целое, в конгломерат, в сумму результата, который больше, чем разрозненная работа вне команды. По-русски говоря – это scrum master.
 
Вот для чего нужен офис scrum-команде? Клеить стикеры во время ретроспективы можно и на доску Miro, онлайн. Можно, но перед этим надо команду создать. Настроить. Пройти путь команды. Все четыре этапа по Брюсу Такмену:

  • формирование и начало совместной работы;
  • конфликты и противостояния;
  • нормализация;
  • работа в полную силу.

Второй и третий этапы – необходимо проводить вживую. Надо, чтобы все видели, с какой газетой кто приходит на работу. Надо видеть, в какой одежде – это же самопрезентация. Надо видеть живую мимику, чувствовать ритм дыхания и иметь возможность вместе посмотреть в окно на драку голубей, может быть, поставить пари.

Можно сказать, что нас ждет управление в стиле бригады спецназа: где каждый – специалист в своем деле. Но каждый может подменить товарища на его посту – широкая специализация и много разных навыков у всех членов команды. И члены провели вместе на тренировочном полигоне (это их офис) не один час подготовки, прежде чем пойти на задание. Вот как раз задание – на него можно идти и не вместе.
 
Получается, что компаниям нужен не офис как таковой, а скорее выездные семинары для сплочения команд. Или возможность объединения с людьми разных отделов, в проектные группы для решения насущных задач компании: и в разработке нового продукта (scrum), и в отладке существующих процессов (kanban). 

Что интересно? Если взять несколько бухгалтеров с разных участков, то от их совместной работы в офисе или вне офиса (дома) – результативность труда мало меняется. Значит, таких людей необязательно возвращать в офис. Один из популярных процессов для аутсорсинга – бухгалтерия. И какая там выгода? Правильно – не надо занимать место в офисе.
  
Получается, что уж если собирать команду в офис, то такую, чтобы решала сложные задачи с привлечением экспертизы из разных отделов компании. Тогда команде было бы очень хорошо собираться в офисе один раз за спринт (например, за две недели) и лично обсуждать: что сделано за время спринта по продукту – review, как сработала команда – ретроспектива, как будут идти дальше с продуктом – планирование следующего спринта.

Пример использования офиса scrum командами

Например, в компании сформировано пять scrum-команд. И все они используют двухнедельные спринты. Каждая команда собирается раз в неделю на собрания, и успевает поучаствовать в трех активностях с перерывами. Для работы таких команд нужны просторные помещения, особенно сегодня для обеспечения социального дистанцирования.

Значит половину месяца большая переговорная не нужна, и весь месяц сотрудники кроме дня встречи могут не занимать офисные столы. Если они работают на производстве, то все равно в офисе у них есть столы. В следующую неделю этим общим помещением могут пользоваться члены совета директоров. Это тоже своего рода scrum-команда. Или можно встретиться с клиентами – тут тоже лучше вместительная и светлая комната.

Получается, что компании, если она хочет встроить agile-подход в стратегию работы надо не резать офис на полутораметровые закутки, а наоборот, обеспечивать большие пространства для встреч и коллабораций – с экранами, досками, маркерами и стикерами.

Вот мы и дошли до цели. Мы получили из офиса инструмент реализации agile-стратегии в компании. Эта стратегия затронет все подразделения и никого не оставит равнодушным. И офис станет незатратной строкой в бюджете, а наоборот, как и IT-инфраструктура и CRM-система – станет backbone организации, станет местом, которое обеспечивает конкурентное преимущество.
 
Ну, а если у вас нет scrum-команды и вы не работаете по Agile, то офис нужен будет для хранения личных дел, допусков, печати, сейфа и принтера для печати документов.

Читайте также:

Комментарии
Партнер, Красноярск

"Оргструктура, особенно построенная на самоорганизующихся командах, позволяет компаниям понимать цель через ценность, достигать 15% EBITDA" - цыгане плачЮт, лёжа на земле от хохота...

Не, я может не прав категорически, но тяжёлой синтетикой от scrum иногда разит... что только люди не делают, лишь-бы процессное управление не внедрять...

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Хорошая статья! С небходимостью для спецназа тренироваться на общем полигоне (в офисе) - согласен полностью!!

Генеральный директор, Москва

Дочитал до конца и, если честно, удивился.

... как и IT-инфраструктура и CRM-система –  ... станет местом, которое обеспечивает конкурентное преимущество.

Мы все считаем, что IT-инфраструктура и CRM-система обеспечивают конкурентное преимущество?

Директор по развитию, Санкт-Петербург
Евгений Равич пишет:

Мы все считаем, что IT-инфраструктура и CRM-система обеспечивают конкурентное преимущество?

За всех не отвечу), но "правильная" структура предприятия и "правильная" система управления - залог успеха. При этом успех обеспечивают не модные названия, а "правильные" действия. 

Независимый директор, Москва

Отличная статья! Спасибо автору. Про бухгалтеров особенно хорошо сказано. И скрами и эждил должны впитаться глубоко в сотрудников, это лайфстайл...

Генеральный директор, Москва
Максим Литвинов пишет:

И скрами и эждил должны впитаться глубоко в сотрудников, это лайфстайл...

Троллинг?

Если нет - зачем бы это? Как они смогут это использовать? Почему, к примеру, не йога?

Генеральный директор, Москва
Андрей Кочанов пишет:
Евгений Равич пишет:

Мы все считаем, что IT-инфраструктура и CRM-система обеспечивают конкурентное преимущество?

За всех не отвечу), но "правильная" структура предприятия и "правильная" система управления - залог успеха. При этом успех обеспечивают не модные названия, а "правильные" действия. 

Согласен. "Правильная" бухгалтерия тоже нужна. И другие "правильные" службы. Но и конкуренты не дремлют.

Директор по развитию, Санкт-Петербург
Максим Литвинов пишет:

Отличная статья! Спасибо автору. Про бухгалтеров особенно хорошо сказано. И скрами и эждил должны впитаться глубоко в сотрудников, это лайфстайл...

Вы это серьёзно? "Впитаться"? Сотрудник это губка которая впитает всё что кому-то нужно? Переделывать всегда менее эффективно чем сделать сразу. И сотрудник приходит для того чтобы за свою конкретную работу получить конкретные денежные знаки.

Возглавляя партии и классы

Лидеры во век не брали в толк,

Что идея брошенная в массы

Это девка брошенная в полк. 

И. Губерман 

Справедливости ради, отмечу, что мой приятель создал в 1996 году компанию по созданию софта. Он не знал тогда про Scrum, но фактически к этому пришёл. А вот бухгалтеру, работающему с первичкой или курьеру Scrum нужен как скраб для валено)). Для успешности компании важны естественность, правдивость и доверие  (это если о философии). И в этом случае персонал под это подбирается, а начинается всё с учредителей и руководства. Раньше это называлось "единомышленники")) 

 

 

Директор по развитию, Москва

Ох, ух эти Agile и Scrum... Коллеги, ну сколько можно про призывы внедрять повсеместно эти модели? Почитайте отзывы тех, кто бросился у себя в компаниях реализывать их просто потому, что это было модным трендом. И чем все это закончилось. И создать - не создали, и разрушили то, что работало. Начиная с невозможности выполнить требования Манифеста (а тогда это уже не Agile) и, заканчивая практикой применения, например, в компаниях с поточным производством. Давно уже определили сферы, масштабы и специализации бизнесов, где эти модели могут быть использованы. Их не так много.

И, да, про CRM и IT-структуру, как конкурентное преимущество - это, конечно, сильно сказано...

Адм. директор, Белгород

Автор пишет: 

"Оргструктуры – инструмент стратегии. "

Неудачная фраза. Оргструктура - это один из многочисленных объектов стратегии. Стратегия - это набор  решений. Сделанных выборов из альтернативных вариантов.

Дмитрий Мазурин пишет:
И, да, про CRM и IT-структуру, как конкурентное преимущество - это, конечно, сильно сказано...

Все же автор написал мягче:

"И офис станет незатратной строкой в бюджете, а наоборот, как и IT-инфраструктура и CRM-система – станет backbone организации, станет местом, которое обеспечивает конкурентное преимущество."

То есть, он имел ввиду источник КП, а не само КП. Это возможно. Например,  если CRM поможет улучшить обслуживание клиента, ускорит и сделает более эффективным реагирование на пожелания клиента

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Booking уволит четверть персонала из-за пандемии

Ранее о сокращении четверти персонала из-за пандемии сообщали сервисы Aibnb и TripAdvisor.

В Москве повара в ресторане заменит робот

Компания не исключает дальнейшего использования робота в проектах, но все будет зависеть от результатов первой точки.

Четверть россиян считают, что женщины хуже справляются с IT-технологиями

Этому способствуют и родительские установки: родители втрое реже рекомендуют IT в качестве образования и дальнейшего построения карьеры дочерям чем сыновьям.

Visa и «Яндекс.Касса» запустили сервис по отказу от «зарплатного рабства»

Новый сервис позволит организациям перечислять зарплату в любой российский банк по выбору сотрудника без платежных поручений.