Уберизация государства – средство двойного назначения

В борьбе за мировое господство Россия на фоне США и КНР кажется не то что аутсайдером, а просто зрителем. Еле живая экономика. Вертикаль власти, разъеденная коррупцией и казнокрадством, и не рухнувшая до сих пор, видимо, только потому, что многие понимают: это обрушение будет для страны фатальным. Казалось бы, какие тут могут быть геополитические амбиции, тут хотя бы с внутренними проблемами справиться, пока не поздно…

Уберизация государства — это, пожалуй, единственное средство, которое позволяет поймать сразу двух зайцев: решить наши внутренние проблемы и, как минимум, занять спокойное международное положение.

Под уберизацией понимается перенос на цифровые платформы функций, неэффективно выполняемых существующими организациями или институтами. К числу таких институтов относятся, в том числе, взятки, уличные протесты и прочее. Сам факт наличия таких институтов говорит о том, что «официальные» институты не справляются со своей задачей и нуждаются в дополнении или замене. Наиболее очевидным дополнением и/или заменой представляются инфраструктуры коллективного интеллекта, которые и являются инструментом уберизации государства.

Ни США, ни КНР не нуждаются в уберизации государства в такой мере, как мы, хотя в этих странах, как и во многих других, уберизация государства давно началась, и в сфере «электронного правительства» мы тоже в роли догоняющих. Кое-какие признаки цифровизации государства наблюдаются и у нас, но полноценного эффекта можно ожидать только после соответствующей налоговой реформы и повсеместного проникновения инфраструктур коллективного интеллекта и взаимодействия — вплоть до мобильных приложений.

Например, идет человек по улице, заметил лужу, достал телефон, сфотографировал ее, геопозиция зафиксировалась автоматически, в несколько кликов указал, что готов направить из своих налоговых отчислений на ремонт дороги в этом месте 200 рублей, и автоматически сформировался смарт-контракт. Другие пользователи приложения в момент приближения к этой геопозиции получают уведомления о заявке на благоустройство, к которой можно присоединиться. Ремонтные организации получают уведомления о назревающем заказе и размещают предложения, лучшее из которых выбирается автоматически или голосованием заказчиков. Еще одна фотография лужи на этом месте до истечения гарантийного срока означает автоматическую фиксацию нарушения контракта в профессиональных биографиях всех участников ремонтного процесса, от которых зависело качество выполнения работ.

При чем тут коллективный интеллект и геополитика? Ну, заделали лужу, делов-то, даже сейчас такое бывает… Но по факту за этим бытовым эпизодом как раз и стоят финансовые, информационные, социальные институты и технологии, обеспечивающие если не мировое лидерство, то, по меньшей мере, социальное возрождение, финансовый рывок и международную конкурентоспособность.

Финансы

Представим, что российская финансовая мысль перестала заниматься переработкой чужих находок, таких, как кэшбэки, кобренды, партнерские скидки и прочее. И обратила внимание на своих клиентов, на их потребности:

  • Например, предложила организациям и физлицам функционал электронного документооборота (ЭДО). Сейчас ЭДО — это отдельный оператор, отдельное окно на экране компьютера и, в целом, удел энтузиастов и цифровых романтиков. Кто откажется от ЭДО, когда увидит в личном кабинете банка, что по сделанному недавно платежу уже есть и фактура, и акт выполненных работ — только нажми кнопку, и не надо вручную вбивать накладные, отправлять по почте акты, отчитываться перед налоговой, подавать заявление на налоговый вычет?

  • Например, предложила функционал «прозрачной бухгалтерии» для НКО, ТСЖ и других организаций, где есть коллективное финансирование общих затрат. Если бухгалтерия ведется на бумаге, очень просто отчитаться одной квитанцией на 1000 рублей перед пятью спонсорами, внесшими по 1000. Если бухгалтерия ведется онлайн, учтены и опубликованы все поступления и расходы, то это резко повышает степень доверия к этой организации. Кстати, и тут ЭДО будет востребован: не надо загружать сканы бумажек для подтверждения расходов.

  • Например, предложила обслуживание смарт-контрактов, в том числе безденежных.

  • Например, предложила дистанционные услуги, связанные с идентификацией и удостоверением: нотариальные, консульские.

Каждая из таких услуг востребована сама по себе. И, в то же время, каждая услуга — основа процессов, описанных в примере с лужей. Весь этот функционал применим также в государственных и муниципальных организациях и является основой уберизации государства.

Цифровизация и большие данные

Уже понятно, что развитие финансового сектора и, тем более, его расширение на смежные виды деятельности невозможно без крупномасштабной цифровизации, вовлечения больших данных (БД) в ежедневный обиход каждого человека. Доступ к БД может стать таким же источником социальных потрясений, как рабство, ограничение избирательных прав или другая социальная несправедливость, если не признать сразу, что доступ к ним должен быть всеобщим, а плата за доступ к БД не должна превышать операционные расходы. От этого, пожалуй, зависит, останется ли наше государство олигархическим или станет социальным. Но свободный доступ к БД — фикция, если нет конкуренции цифровых платформ, обращающихся к БД.

Масштаб БД очевиден на примере с лужей: фиксируется практически каждый факт хозяйственной деятельности, во всяком случае, в общественном секторе. Весь документооборот в общественном секторе ведется онлайн и настолько открыто, насколько позволяет государственная и военная тайна. Плюс метаданные: источник, дата возникновения, история правок данных и прочее. Плюс данные об обращении к фактам, ведь субъект данных вправе знать, кто и когда обращался к его данным, и эти действия также должны фиксироваться.

Прямая адресация налогов — основа уберизации государства

По сути, государство — это краудфандинг, только сакрализованный, принудительный и непрозрачный. Большинство транзакций, совершаемых сейчас в госсекторе, можно безболезненно, без всяких революций и уличных протестов, перевести в практичный, добровольный и прозрачный формат, сведя при этом к минимуму коррупцию, казнокрадство и социальную несправедливость. Для этого необходимо приравнять к уплате налогов финансирование общественного подряда.

Тогда каждый налогоплательщик при желании направляет свои налоговые отчисления на конкретные проекты общественного подряда, обычно финансируемые из бюджета, становясь при этом заказчиком, то есть – одной из сторон договора с правом и обязанностью контролировать качество работ. Если не направляет сам, то налоги поступают в общий бюджет, откуда распределяются по всем реализуемым проектам пропорционально их бюджетам, сформированным методом прямой индивидуальной адресации налоговых отчислений. Начать можно постепенно, с НДФЛ и налога на прибыль, и это будет мощным толчком к уберизации муниципального и государственного управления.

Это короткий путь, вполне реализуемый при наличии адекватных государственных лидеров.

Другой путь — развитие аналогичных инфраструктур в негосударственных структурах, основанных на коллективном финансировании – ТСЖ, СНТ, НКО – с последующим переносом накопленного опыта в муниципальную и государственную сферу.

Репутационная юстиция

Доверие — важный социальный институт, ключевой фактор экономического роста и практически обязательное условие общественного подряда. Его сложно создать, легко разрушить… Заменить? Можно, только это неоправданно дорого. Достаточно вспомнить, сколько охранников мы встречаем каждый день. И ведь зарплата каждого из них берется так или иначе из кармана других людей! Дешевле создавать доверие.

Важные инструменты доверия — репутационная история, как совокупность надежно хранимых фактов, и репутационная юстиция, как система интерпретации, оценки фактов и установления взаимосвязи между ними. Репутационная юстиция не является способом уберизации правосудия, но она эффективно дополняет привычное правосудие и в значительной степени разгружает его, избавляя от необходимости заниматься мелкими делами. Репутационная юстиция заменяет ведомственную дисциплину в условиях отсутствия иерархии, когда заказчик и исполнитель — равноправные субъекты, могут меняться местами, могут быть территориально и социально мобильными.

Референдумное законодательство

Законодательство «по запросу» с дедлайном 10 минут? Да! В эпоху киберугроз другим оно просто не имеет быть права.

Это, пожалуй, та сфера, где больше всего востребованы модели и методы коллективного интеллекта, наработанные уже сейчас, и она же активнее всего будет создавать запрос на новые модели, методы и инфраструктуры коллективного интеллекта. Успехи в этой сфере, видимо, и будут определять, кто станет мировым лидером.

Социальное возрождение

Уберизация государства не оставит места коррупции. Ведь, когда заказчик платит исполнителю напрямую, без посредников, коррупции не бывает. Еще ни один парикмахер не предложил клиенту вернуть 30%, но подстричь при этом 50% головы.

Это важный эффект: устраняется источник экономической неэффективности, морального разложения и социальной несправедливости. Но еще более важно то, что:

  • Появляется объект приложения интеллектуальных, моральных и других способностей, развивается человеческий потенциал.
  • Создается ситуативная элита. В отличие от номенклатурной, она существенно меньше подвержена деградации, внешним воздействиям и соблазну во что бы то ни стало сохранить свое положение, в том числе, рисуя образ внешнего врага.
  • Резко хочется надеяться, что до нуля снижается риск восстания ненужных людей, неминуемый в нетократической реальности — это будет напалм по сравнению со стрижкой газона, то есть восстанием эксплуатируемых людей, которые, как-никак, нужны хотя бы своим эксплуататорам.

Финансовый рывок и качество жизни

Поскольку любая общественная, в том числе муниципальная и государственная, деятельность будет финансироваться добровольно, за исключением очень ограниченного круга секретных операций, огромное количество синекур останется без финансирования: множество инспекторских, разрешительных и им подобных должностей окажется бессмысленным в сравнении с более дешевыми технологиями репутационной юстиции и общественного подряда и будут упразднены. Другие подобные должности обнаружат свою коррупционную сущность и будут заменены более безопасными институтами. Этого уже будет достаточно, чтобы заткнуть дыры, куда сливаются бюджетные деньги и показатели производительности труда.

Финансовый рывок произойдет не только за счет этого высвобождения финансов и трудовых ресурсов. Куда важнее установление социальной справедливости, прозрачная мотивация любой деятельности, свобода и безопасность предпринимательства.

Международное положение

Реализованный в России социальный прогресс, основанный на коллективном интеллекте, не просто лишит оснований какие бы то ни было русофобские проекты и даже просто высказывания. Страна, исключившая из общественной жизни коррупцию, номенклатурную элиту и другие источники морального разложения, социальной несправедливости, экономической и социальной неэффективности и прочих бед, не сможет больше служить образом «империи зла», оправданием наращивания военного потенциала, объектом санкций и прочее.

Более того, Россия, встав на такой путь развития, покажет пример настоящей демократии без эвфемистических определений «представительская» или «парламентская», пример достижения социальной справедливости, привлекательный для мыслящих людей, которым ненавистна модель представительской демократии с ее лоббизмом, властью богачей, бутафорскими выборами, неспособностью остановить разрушение окружающей среды и прочими «грешками».

Этот пример, став тенденцией, поможет снизить международную напряженность, перенаправить энергию из конфронтации в русло социального развития «a la russe». Социальный прогресс приведет также к возвращению и перетоку талантов в Россию из других стран. В итоге это поможет России превратиться из геополитического гадкого утенка в сильный и здоровый социальный организм, и, возможно, позволит сменить во всем мире технократический вектор развития на гуманитарно-экологический.

Читайте также:

Комментарии
Директор по логистике, Москва

Очень интересная тема для дискуссии . А главное тонко подмечено относительно "двойного назначения". С моей точки зрения перед тем как  преходить к глобальной уберизации и диджитализации в масштабах государства необходимо приучить все государсвенные институту начиная от отдельно взятого чиновника и заканчивая целыми гос.структурами к некой кльтуре государсвенного управления , которая у нас пока прослеживаетмя очень слабо. У нас нет доверия ни людям ни цифрам которые они генирируют, из которых собсвенно и состоят эти " большие данные", поэтому если просто отгородиться "электронной завесой" без принятия соответвующих законов регламентов и стандартов, которые пока у нас в зачаточном состоянии, ничего хорошего с такой уберизации не выйдет ни по одному их направлений начиная от финансов ( где правда цифра заметно преуспела) и заканчивая международными отношениями.

Да и потом надо ли  переносить на цифровые платформы то что в реальной жизни работает не эффективно. Думаю от этого оно эффективно работать не станет. Уже существует сервис " электронное правительсво" однако бывший примьер от этого эффективней не стал.

Относительно прозрачности процессов, на мой взгляд тоже вопрос спорный. Все что человеком сделано им же может быть и сломано.  Достаточно вспомнить недавнюю шумиху относительно вмешательсва России в выборы в США. Вмешательства небыло , но вот почва для такого скандала появилась благодаря "тотальной американской диджитализации". 

Безусловно за цифрой будущее как по достоверности так и по скорости, но это будет возможно только после того как "реальный мир" будет готов к переходу в "виртуальный" ,а это случится тогда, когда "двойной стандарт" как и "двойное назанчение"  станет невозможно.

Генеральный директор, Москва

Автору впору писать не статьи на менеджерских форумах, а фантастические романы - бестселлеры!

IT-консультант, Украина

Например, идет человек по улице, заметил лужу, достал телефон, сфотографировал ее, геопозиция зафиксировалась автоматически, а потом ему в подворотне разбили нос, чтоб не фоткал лишнего. Потому что бюджет на асфальтирование был уже выделен и освоен в карманах нужных людей.

Вот так это и будет работать.

Генеральный директор, Москва
Андрей Роговский пишет:

Например, идет человек по улице, заметил лужу, достал телефон, сфотографировал ее, геопозиция зафиксировалась автоматически, а потом ему в подворотне разбили нос, чтоб не фоткал лишнего. Потому что бюджет на асфальтирование был уже выделен и освоен в карманах нужных людей.

Вот так это и будет работать.

И так может быть, но я вижу тут еще одну проблему, которую не замечает автор.

Что делать, если ДОБРОВОЛЬНЫХ отчислений не хватит на ремонт этой ямы?

А что делать, если чуть дальше по улице есть еще одна яма,  а денег, которые СОЗНАТЕЛЬНЫЕ жители ДОБРОВОЛЬНО собрали, хватает только на ремонт одной? Монетку бросать или в честном кулачном бою, квартал на квартал, завоевывать право на ремонт ямы?

Генеральный директор, Москва

Лично я готов подписаться под любой идеей изложенной автором в статье т.к. они мне близки ментально и морально!

Но автор упускает две основные вещи:

  • действующую общественно-экономическую формацию
  • пресловутый "человеческий фактор"

Поэтому, к моему глубокому сожалению, многие его идеи, хотя и являются по сути абослютно верными, но в настоящее время выглядят утопическими.

И как это ни печально, но вынужден сказать словами Н.А.Некрасова

Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе.

IT-консультант, Украина
Олег Шурин пишет:

И так может быть, но я вижу тут еще одну проблему, которую не замечает автор.

Что делать, если ДОБРОВОЛЬНЫХ отчислений не хватит на ремонт этой ямы?

 

Так их никогда и не хватит. Если не убрать прослойку между мобильным приложением и дорожными рабочими.

Редактор, Москва
Олег Шурин пишет:
действующую общественно-экономическую формацию и пресловутый "человеческий фактор"

Не знаю почему, вероятно, я просто моложе и наивнее, но смысл все большего количества спорных материалов на нашем портале я вижу... Шире, что ли?

Ведь автор и пишет о том, как изменится та самая общественно-экономическая формация, разве нет?

И смысл этих преобразований как раз, частично, в снижении человеческого фактора.

Да и вопросы о распределении и приоритетности статей затрат автор описывает. Ну, по-крайней мере, я ответы на ваши вопросы вижу прямо в тексте.

Генеральный директор, Москва
Константин Корепанов пишет:
Олег Шурин пишет:
действующую общественно-экономическую формацию и пресловутый "человеческий фактор"

Не знаю почему, вероятно, я просто моложе и наивнее, но смысл все большего количества спорных материалов на нашем портале я вижу... Шире, что ли?

Ведь автор и пишет о том, как изменится та самая общественно-экономическая формация, разве нет?

И смысл этих преобразований как раз, частично, в снижении человеческого фактора.

Да и вопросы о распределении и приоритетности статей затрат автор описывает. Ну, по-крайней мере, я ответы на ваши вопросы вижу прямо в тексте.

Видимо мы видим разный смысл в одних и тех же словах.

Покажите пожалуйста место, где в статье написано, что и как реализация мечтаний автора приведет к ликвидации капитализма, как действующей общественно-экономической формации?

Автор вроде прямо пишет, что именно человек должен сфотографировать яму и добровольно направить часть своих налогов на ремонт дороги.

Или Вы что-то другое прочитали?

Генеральный директор, Москва
Андрей Роговский пишет:
Олег Шурин пишет:

И так может быть, но я вижу тут еще одну проблему, которую не замечает автор.

Что делать, если ДОБРОВОЛЬНЫХ отчислений не хватит на ремонт этой ямы?

 

Так их никогда и не хватит. Если не убрать прослойку между мобильным приложением и дорожными рабочими.

Да даже если Вы все уберете, то Вы уверены, что в мире все настолько сознательные граждане, что будут за все добровольно платить или что-то делать?

Тут в многоквартирном доме, невозможно заставить одних из самых состоятельных жильцов платить за консъержку. И они не платят, а пользуются, при этом посмеиваясь над всеми сознательными жителями, которые платят.

А что делать, если жителям нечем платить?

Вы бы знали, какие сейчас идут войны между управляющими компаниями, с привлечением всевозможных ресурсов, за новые, многоквартирные дома. А старые дома, с изношенными коммуникациями и бедными жителями, никому и даром не нужны.

IT-консультант, Украина
Олег Шурин пишет:

что в мире все настолько сознательные граждане, что будут за все добровольно платить или что-то делать?

Тут в многоквартирном доме, невозможно заставить одних из самых состоятельных жильцов платить за консъержку. И они не платят, а пользуются, при этом посмеиваясь над всеми сознательными жителями, которые платят.

А что делать, если жителям нечем платить?

 

Ответ на эти вопросы один - сегрегация. Не хочешь платить за консьержку? Тебя переводят в дом без консьержки.

Нет денег жить в доме с высшим классом? Живи в доме среднего.

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Сколько офисные работники в России тратят на дорогу, еду и одежду

В опросе приняли участие 3824 офисных работника из 8 городов-миллионников.