Моисей Харитонов: Опыт перевода карьерных предпроблемных ситуаций менеджеров в проблемные

Моисей Харитонов

Проведена практическая проверка следующего предположения. Во многих случаях соискатели менеджмент-обучения обладают когнитивным и энергетическим потенциалом к обучению, который не используется из-за недостаточного осмысления предстоящего сотрудничества с образовательной средой. Фокусирование учебной работы на онтологии карьерных побуждений обучаемого позволяет активизировать этот потенциал.

В настоящее время практически происходит смена образовательной парадигмы с исключительно квалификационного подхода на компетентностный подход. В бизнес-образовании программы на основе квалификационного подхода имеют два существенных ограничения:

· они увязываются с объектами, предметами интереса; соотносятся с формальными характеристиками; не свидетельствуют о том, какие способности, готовности, знания и отношения оптимально связаны с деятельностью. Философская интерпретация квалификационного подхода базируется на концепции «тебя живут», в отличие от построения компетентностного подхода на концепции «я живу» [1,2].

· квалификация востребована и проявляется, как правило, в алгоритмической деятельности (в т.ч. по алгоритмам высокой степени сложности – типа проект, бизнес-план). В то время, как личностные и инструментальные компетенции связаны с понятиями: контекстное творчество (не фактура, определенная покровителем поручаемого проекта, а холистическое восприятие контекста своей самоактуализации), контекстная целесообразность, контекстно-деятельностная самоорганизация (не исполнительский проект, заданный организацией, а проект изменений), самоуправление, самооценивание, саморегулирование, самокоррекция.

Развитие компетентности не может осуществляться в приемах обучения традиционным предметам, где происходит наращивание осведомленности и умений, но должна систематически интегрироваться в целостный процесс обучения. Представить причинно-следственные отношения смыслов компетентностного подхода позволяет анализ списка возможных результатов применения подхода. Процитируем определение возможностей компетентностного подхода [3]:

· перейти в сфере непрерывного образования от его ориентации на воспроизведение знания к формированию и организации знания; преодолеть подчиненность объекту (предмету) труда;

· положить в основание стратегию повышения социальной адаптивности с расширением возможности трудоустройства и выполняемых задач; ориентировать деятельность на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций;

· поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса.

Личностные компетентности формируются за счет педагогических и методологических подходов, которые включают как подсобную часть преподавание на предметно-содержательном уровне. Формирование компетенций происходит путем систематического интегрирования природных личностных способностей и потребностей в целостный образовательный процесс.

В интересующем нас отношении кандидат на обучение является обладателем двухкомпонентного знания:

- личностно переживаемого, опосредуемого всем личностным модусом и активно «работающего» в целях обеспечения жизнедеятельности и саморазвития субъекта;

- социально наведенного знания, не пережитого до уровня присвоения, а оставшегося усвоенным для содержательно поверхностных социальных маневров, по существу – для социальных сделок там, где экономичным и эффективным является просто приспособиться к какой-то системе не обязательно озвученных социальных контрактов.

Социально наведенное знание существует в форме конкретных стереотипов. По декларативным сообщениям о предлагаемых образовательных программах соискатели обучения «расшифровывают», что от них ожидается для поступления на программу, и с большой долей искренности продуцируют «приемлемые» декларации о содержании образовательной потребности. В итоге получаем слушателей, готовых дисциплинированно конспектировать сообщения и описания полезных процедур, комбинирование которых адекватно встречаемым ситуациям ведет к успеху.

Запросы на обучение конкретных лиц и направляющими организациями, и самими кандидатами на обучение формулируются ими с той или иной степенью осознанности. Наблюдения за человеком действующим, в частности за предпринимателем и менеджером, позволяют заметить симптомы, процессы и акты переходов от допроблемной к предпроблемной ситуации.

Проблемная ситуация отличается наличием «знания о незнании» - представлением о том, что объективно существуют неизвестное конкретному субъекту возможная желаемая ситуация и переход к ней из текущей ситуации. Допроблемную ситуацию отличает состояние субъекта, когда он допускает присутствие у него «незнания о незнании» - состояния, когда объективные вызовы и его личностный потенциал могут в будущем вызвать переживание творческого «беспокойства», изменения направленности его активности, а сейчас они у него начисто отсутствуют, и он даже не подозревает, что они могут возникнуть. Рефлексия обучающимся, при поддержке образовательной среды, такой допроблемной ситуации — важное условие стимулирования творческой перспективы познания. Продуктом рефлексии являются симптомы неявного знания - имплицитного, неартикулированного в языке, воплощенного в схемах восприятия и в поведенческих навыках [4…6].

Практически проверено сочетание комплекса предпрограммных тренингов со специфическим содержанием начального периода обучения, направленного на фокусирование внимания обучаемых относительно симптомов предпроблемного состояния и на перевод фокуса внимания на осмысление проблемности в их деловой ситуации. Состоялось методологическое осмысление и разработка методических приемов преподавательского/тренерского содействия рефлексии обучающимися менеджерами смыслов и возможности перевода своих карьерных предпроблемных ситуаций в проблемные. Задачи исследования:

1. Экспериментальная проверка и корректировка комплексов заданий и комментариев к результатам исполнения.

2. Аналитическое протоколирование проявлений личностной менеджерской компетентности обучаемых менеджеров.

3. Методологическое осмысление проявлений личностной менеджерской компетентности обучаемых менеджеров и влияния обучающего комплекса «проявлений личностной менеджерской компетентности обучаемых менеджеров».

4. Экспериментальное формирование по ряду случаев экспертных оценок менеджерской компетентности.

Практически опробованы следующие методы формирования компетентностей в рамках целостного образовательного процесса:

Методы

Примеры

позитивного совершения ошибок

Подводим обучаемого к проявлению ошибок в понимании смыслов:

·         проект для организации contra задачи наращивания компетентности менеджера для государства,

·         повышение квалификации contra развития компетентности

творчески-проблемный

Предпринимательский проект, т. е. проект изменения своего личностного предъявления в деятельности в условиях конкуренции

обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие (с внешним миром)

На учебных занятиях модельное, затем сразу же в оперативной деятельности реальное последовательное предъявление себя как амбициозного субъекта – с моделированием возможной реакции и с практическим получением реальной реакции. Рефлексия себя и других

исследование ролевых моделей

На учебных занятиях модельное, затем сразу же в оперативной деятельности реальное опробование сущности системных отношений с множеством заинтересованных сторон (ЗС)

презентация идей

Многократная презентация целостного и фрагментарного видения проблемы самоактуализации в деятельности. С показом фокусирования на самоактуализации, системно-целостного представления, фокусированием на сущности, рефлексии себя и других ЗС

Освоение предметно-содержательной части курса переплетается и обслуживает этот процесс. С этой стороны есть угрозы интеллектуально-волевому развитию:

· стремление к распознаванию деталей реальных ситуаций в формах (не сущности!) предметов деятельности,

· стремление ограничиться выявлением и рассмотрением тех отдельных деталей и отношений в рассматриваемых ситуациях, которые отражены в очередной теоретической концепции/модели или группе концепций/моделей,

· стремление рассматривать ситуации деятельности или фрагменты деятельности с нейтральных, отстраненных, «объективных» позиций.

Такое подчинение может возникнуть из-за:

· недостатка замотивированности на трудную работу по фокусированию на своей самоответственности, холистическому видению на основе «дления» интуитивного топологического образа деятельности в пространственно-временном универсуме с виртуальными вариантами при сложном конкурентном противодействии,

· неверных темпов наращивания степени развитости представлений самоактуализации, фокусирования на системности, сущности, рефлексивных переживаниях,

· завораживающего, провокативного влияния гармонии и содержательного наполнения теоретических концепций/моделей.

Систематизированный комплекс готовых концепций вводит мышление в стабильные структуры, задающие ход мысли, неадекватный реальности из-за фрагментарного характера таких мысленных представлений, смешения форм и сущностей. Такая подчиненность набору готовых концепций и моделей становится источником создания системы порочных кругов: обученные менеджеры нуждаются в «интеллектуальном лечении», отсюда увлеченность психологическими и развивающими тренингами для менеджеров.

При компетентностном подходе в обучении специалиста ситуация переводится из стандартной в нестандартную – специалиста побуждаем (и организуем) перейти с позиции исполнения заданного проекта на позицию исполнения проекта личностной самоактуализации. Такой переход открывает возможность для системного применения арсенала методов компетентностного подхода в обучении.

Процесс содержательно идет как непрерывное уточнение первоначально определенного личностного проекта по развитию комплекса из четырех личностных компетентностей [7]:

К1 - уточняем цель SMART в пакете с личной миссией; прикрепляем каждую очередную модель к этой цели («базовая модель деятельности»; контур управления и т. д.).

К2 - развитие системно-целостного, холистического восприятия: любой очередной элемент, отношение, фрагмент из набора элементов и отношений соотносим с концептуальной схемой системы, определенной из цели SMART с фокусированием на релевантности.

К3 - развитие фокусирования на сущности рассматриваемых деталей и отношений. Каждый раз выводим сущность из смысловых отношений, исходной точкой которых является Поле ЗС с центром «Я» в этом поле.

К4 - рефлексия, как средство обеспечения представления и понимания.

Обратная связь от преподавателя/тренера включает психологический анализ:

· мотива (содержание и интенсивность) на уровне физической и социальной жизненной судьбы, мировоззрения, семьи, периода активной деятельности, учебы, текущей рабочей ситуации,

· степени осознанности мотива, содержательности и ясности его формулирования,

· рефлексии мотивов других ЗС,

· рефлексии мотивов одногруппников по менеджерской учебе,

· рефлексии мотивов субъектов из учебных ситуаций (взятых из реальной жизни – пережитого, наблюдаемого, описанного - и надуманных).

Система социальных отношений карьерно устремленного менеджера имеет следующие смыслы. Менеджер хочет изменить отношения в системе, где, кроме него, участвует еще множество субъектов. Его присутствие в среде отношений и его проявления затрагивают, в том или ином содержании, интересы каждого. Его цель – так повести себя в отношении всех остальных, чтобы в конечном итоге совокупность позиций каждого прямо или опосредованно по отношению к нему означала бы перевод его на возможную и желательную ступень карьерной лестницы (рис. 1).

Соотношение для некоторого субъекта в каждый момент времени переживаний/влияний, поддерживающих карьерные устремления, и переживаний/влияний, противодействующих этим устремлениям, представляет собой фазное состояние субъекта. Со временем фазное состояние меняется из-за изменений внутренних переживаний субъекта и внешних влияний на него. Задача проекта – найти и осуществить влияния, которые приведут каждого участника отношений к состоянию, когда система отношений породит намеченное карьерное решение.

Процессы, которые должны пережить каждый из участников отношений, содержательно представляют собой противоборство переживаний и влияний, с одной стороны, навстречу карьерным устремлениям обучаемого менеджера и, с другой стороны, против этих карьерных устремлений. Предмет учебно-практического проекта – выявление и использование возможности переживаний и влияний обучаемого менеджера, поддерживающих его карьерные устремления.

01_obras_celevih_otnoshenii.jpg

Рис. 1. Система отношений в области карьерных интересов обучаемого менеджера.

Двунаправленными стрелками обозначены взаимные проявления интересов участников отношений. Менеджеру надо пройти через такие внутренние проживания, которые так проявятся в отношении других участников, что их ответные совокупные проявления приведут к нужному карьерному решению для него.

Конкретизируем исходное состояние отношений в зоне интересов обучаемого менеджера и обозначим траектории развития фазного пространства отношений под влиянием проекта (рис. 2). На рисунке схематично (упрощенно!) воспроизведена та картина, которая присутствует в нашем подсознании и частично в сознании, когда мы проживаем видение возможной карьерной самореализации в своей рабочей среде.

shema6.jpg


shema4.jpg

Рис. 2. Фазное пространство развития отношений и проявлений ко мне со стороны участников среды моей карьерной самореализации.

1 - возможности; 2 –ограничения; 3 – поддерживающие переживания/влияния; 4 - противодействующие переживания/влияния

Следующим шагом было выявление онтологии системы обменных отношений в поле деятельности.

Онтологический срез (фрагмент) самопредставления менеджером системы обменных отношений в поле осуществления его карьерной самоактуализации:

Участники отношений

Предметы обмена

Партнер

Целевое состояние

Удовлетворяемая потребность

Продукт от обучаемого

Сам обучаемый менеджер

- понятность процесса взаимосвязанного развития состояний ряда лиц, проявления которых составляют возможность свершения его самореализации и самоакутализации на приемлемом уровне.

- проживание побуждений к проявлениям, которые целесообразно влияют на развитие и проявление переживаний указанных лиц.

- проявленность этих проживаний в отношении участников совместной деятельности - в целесообразном режиме по времени, в целесообразном содержании.

Самореализация и самоактуализация на приемлемом уровне использования личностных качеств и возможностей среды делового проживания.

Подстановка себя в образовательный процесс ВУЗа с подчиненностью развивающим и обучающим воздействиям; следование этим воздействиям.

Мобилизация и проявление целенаправленных волевых усилий по актуализации намеченных проживаний и проявлений.

Заказчик задачи – собственник, руководитель деятельности, руководитель направления, подразделения

развитие уверенности в способности Я решать для него «интересные» задачи; готовности адекватно вознаграждать; признание интересов Я

Располагать возможностью использовать носителя компетентности решать актуальные сложные задачи

Факты ответственного и творческого решения сложных задач.

Положительные отзывы по фактам решения сложных задач.

Сотрудники – весь круг привлекаемых исполнителей, не входящих в команду данного менеджера

Развитая и развивающаяся компетентность, включающая ответственность, активность, мотивированность, проявленность податливости нематериальному стимулированию; готовность к групповой и командной работе, взаимозаменяемость. Предоставленность покровителю компетентного персонала

Определенность и перспектива в работе.

Справедливость оценки и адекватность вознаграждения.

понимание мотиваторов и умение подстроиться к ним. предоставление возможности для развития; лидерские проявления

Представители предпринимателя, «хозяина» - директора

Ориентированность ответственных исполнителей заданий на необходимость выявления и использования компетентности, в текущей ситуации и с дальней перспективой

Наличие активного, мотивированного, ответственного менеджера, способного разрабатывать и осуществлять стратегически важные проекты

способность разрабатывать и проводить в жизнь стратегически важные проекты; получить дополнительные ресурсы и области влияния от горизонтальных связей с коллегами

Ответственный исполнитель задачи заказчика: директор направления, начальник подразделения - покровитель проекта

Осведомленность о возможности использования, в настоящее время и с дальней перспективой, компетентности данного менеджера на конкретном уровне ответственности.

Актуализация этой осведомленности в актах решений о карьерных признаниях данного менеджера

Располагать носителем компетентности на ответственных местах работы и использовать эту компетентность для решения задач в своей зоне ответственности

активность, инициативность, замотивированность, ответственность, направленные на эффективное использование выделенных ресурсов для своевременного, полного и качественного выполнения задач

Рабочая команда обучаемого менеджера – «моя команда»

Признание лидерской роли менеджера, замотивированность на командную работу по решению получаемых им задач от компании, мобилизацию располагаемых компетентностей и развитие потребных компетентностей

Иметь в организационных и мотивационных проявлениях своего руководителя выражение их интересов, гарантированность осуществления этих интересов

Понимание и сопереживание их интересам, способность соотнести и сочетать эти интересы с задачами от компании. Способность выстроить адекватное распределение задач, ресурсов и вознаграждений.

Коллеги

- Признание его достоинств и соответствующих притязаний.

- Встречная заинтересованность к сотрудничеству на основе разделения моих интересов

Быть целесообразно (в соответствии с их целями) вписанными в систему взаимодействия, частью которой являюсь и они

Предложение содействия достижению их целей, достигаемого эффективным сочетанием моих и их ресурсов/устремлений


3_posledovatelnost.jpg

На рис. 3 показана последовательность управляемой работы с партнером по отношениям.

Для формирования нужного проявления приходится проделывать внутреннюю работу над собой, используя свои личностные и личные возможности 1 и преодолевая личностные и личные ограничения 2 (неосведомленность, недостаток креативности, энергетики, воли, времени, правовых ресурсов и т. д.). Эта внутренняя работа выливается в воздействие 3 на партнера по отношениям. Это воздействие, поддерживающие нужные нам переживания/влияния на партнера встречают противодействие 4 различной природы и предистории (рис. 4).


4_fragment.jpg

Рис. 4. Фрагмент процесса управления внутренними переживаниями партнера.

Деятельность по самореализации представляет собой работу с множеством траекторий фазных состояний [8]. Отсюда следует задача оптимизации использования ограниченных и распределенных во времени ресурсов для осуществления изменяемого во времени развития и срабатывания системы воздействий в условиях с противодействиями, изменяющимися не только под влиянием первопричин, но и в ответ на наши воздействия.

Комплексом контрольных работ и всеми обсуждениями фрагментов проекта обучающегося менеджера мы выдерживаем его в состоянии длительной содержательно насыщенной ролевой игры с инсталляцией онтологии. После этапа воплощения видения своей карьерной деятельности с использованием модели управляемых фазных состояний проводится учебная ролевая игра, состоящая из двух этапов: предварительная проработка печатных, аудио и видео материалов о проблемной ситуации в некоторой компании.

Здесь необходимо учитывать известное психологическое явление - личность склонна вытеснять мучительные, не поддающиеся решению экзистенциальные проблемы. Представление о наличии допроблемной ситуации редко актуализируется, вытесняется на периферию сознания или вообще за его пределы. В многообразных взаимоотношениях бессознательной сферы психики с сознательной сферой присутствуют такие феномены, как «вытеснение», «психологическая защита», символизация текущих сознательных переживаний, арефлексивность ценностных и смысловых структур, которые влияют на направленность интересов и познавательной активности субъекта, на его парадигмальные установки. Примеры символизации, как психического процесса замещения одних образов другими идеационными образованиями, характеризующимися лишь отдаленным сходством с первичными представлениями - сходством, основанным на фрагментарных, вторичных, малосущественных деталях:

- у состоявшихся менеджеров, кандидатов на обучение в программах переподготовки и повышения квалификации, такими «заместителями» являются бизнес-план или проект по образцу; набор готовых концепций и моделей для представления деятельности;

- у студентов-очников первого высшего образования - цитирование определений из книг и конспектов лекций преподавателей, представление внешних форм обсуждаемых предметов, подмена представления целей и процессов представлением результатов.

В тоже время реальная жизненная ситуация соискателя образования/обучения содержит вызовы, побуждающие переживать состояние на грани допроблемной и проблемной ситуации. Особенный интерес представляет анализ процесса зарождения и оформления в сознании субъекта принципиально новой идеи, та его стадия, когда содержание этой новой идеи еще полностью не оформилось и ее подлинное значение еще не осознано самим творцом, не вербализовано адекватным образом — его знание о произведенном им новом знании еще смутно, граничит с незнанием. Отсюда запрос к образовательной среде – получить поддержку в проявлении этого потенциала с доведением его до акта карьерного предпринимательского творчества.

Мы провоцируем на осознанную целенаправленную попытку обучающихся менеджеров овладеть («временить» - по М. Мамардашвили) онтологической ситуацией предпринимательской деятельности в микромасштабной среде непосредственного личностного проявления [9]. Поддерживаем осмысление, выработку или принятие концептуальной модели, затем - конкретное тренировочное моделирование на себе в учебных формах с элементами непосредственного внедрения в свою деловую практику. Рефлексия допроблемной ситуации — важное условие стимулирования творческой перспективы познания. Анализ допроблемной ситуации призван содействовать пониманию перехода к проблемной ситуации.

Одним из препятствий на этом пути является ориентирующая роль деклараций образовательных учреждений с обещаниями дать нечто вроде рецептов и алгоритмов эффективного поведения, осведомить о них и многократным повторением под руководством наставника оттренировать практическое воспроизведение. Не у всех есть природное и сохраненное под социальным воздействием «мужество жить», есть готовность искать проблемы. На этот случай им предлагается подмена проблем задачами, решения которых уже обществу известны и дело за тем, чтобы осведомиться об этих решениях.

Конкретные методы тренирования и диагностические признаки развития компетентностного состояния:

Компетентность - Фокусирование на собственной субъектности в деятельности

Метод тренирования

·         при обсуждении проблемы, заявленной обучающимся, тренер направляет обсуждение на последовательное выявление естественной самоответственности и на связи деталей проблемы с уровнем ее раскрепощения

·         уместные сообщения тренера о себе как о субъекте отношений деятельности с показом системных фрагментов отношений

Диагностические признаки развития компетентностного состояния

·         в сообщениях обучающегося естественно начинает звучать критерий «мне релевантно»

·         заметен отбор деталей ситуации по критерию релевантности и выстраивание релевантной системы представления деятельности

·         вхождение в осознание и представление деятельности с объявления своего интереса в ней и дальнейшее развитие осознания и представление с позиций интереса

·         заметно эмоциональное переживание естественной эгоцентричности при проработке сетей своих социальных отношений

·         осознание, самоконтролируемое целенаправленное отслеживание своей сфокусированности на самоответственности, на сущности, на ощущении и выражении системно-целостного характера представляемого предмета

·         четкость различения зоны своего влияния и контекстной среды

Компетентность – Холистическое (системно-целостное) видение и представление деятельности

Метод тренирования

·         вопрошание о системно-недостающих деталях и отношениях в представлении деятельности. Вопрошание при индивидуальных собеседованиях, при презентации деятельности, при высказываниях в ситуациях дискуссий

·         собирание адекватного морфологического субстрата (элементов и отношений) системы «я и моя деятельность». Множественность и разнородность формируют впечатление о системе. Это впечатление становится фоновым на последующих шагах.

·         построение системных представлений отдельных фрагментов деятельности:

·         цели SMART в контексте ее появления и проявления

·         контура управления в его появления и проявления

·         базовой морфологической модели деятельности

·         подсистемы 4Р – 4С в целостном системном контексте

·         компетентности человека как жизнеспособности в жизненном контексте

Диагностические признаки

·         исток траекторий проявления системного образа из представления своих интересов, личностной компетентности и личных ресурсов

Компетентность – Различение сущности и формы с фокусированием на сущности

Метод тренирования

·         постепенная подстройка и нарастание актов акцентирования внимания на различении сущности и оперирования сущностями:

·         в определении интересов участников отношений деятельности,

·         в содержании отношений,

·         в области сущности факторов управляемой и контекстной среды,

·         в определении предметов обменных отношений

Диагностические признаки

·         не приписываются стереотипные определения, а усматриваются действительные факты и акты

·         не упрощенный схематизм, а сложные сущностные отношения, адекватные сложности реальных системных объектов

·         определение сущности предложений через их соответствие сущности востребованнностей у носителя востребованности

·         определение интересов заинтересованных сторон на уровне сущности их побужденности к естественной и социально наведенной самоактуализации и самореализации

Компетентность – Рефлексия участников отношений деятельности

Метод тренирования

·         при сообщении одного из слушателей по его проблеме вовлечение остальных в выявление признаков и в расшифровку его переживаний видения представляемой проблемной ситуации

Диагностические признаки

·         акты артикулируемой саморефлексии

·         акты и частота рефлексии других участников отношений деятельности, нарастание содержательности и глубины рефлексируемых переживаний

Компетентность – Инструментальная вооруженность для понимания и представления деятельности

Метод тренирования

неназойливый ввод (без акцентирования внимания на акт ввода) в обсуждения с опорой на графику – графических форм представления системных объектов, базовой концептуальной модели деятельности,

Диагностические признаки

·         естественный (без внешнего побуждения и подсказки) ввод общепринятых эффективных инструментов представления деятельности в презентациях и дискуссиях

В работе над развитием менеджерской компетентности в качестве системообразующего центра выступает чувство и осознание (рефлексия себя) желания состояться в жизни в наиболее полную меру (по существу: быть, а не казаться себе и другим) своих природных данных (самость, самоответственность, ответственность перед собой за себя).

Таким образом, для реализации компетентностного подхода в содействии развитию карьерно устремленных менеджеров опробованы системные изменения в образовательном процессе:

· в модель менеджера введены личностные компетентности и именно как приоритетные, к которым пристраиваются уже предметно-содержательные;

· изменена роль преподавателя — от трансляции учебной группе знаний и способов деятельности он переведен на позицию тренера с индивидуальным личностно-ориентированным подходом к каждому; с проектированием и поддержкой индивидуальной траектории личностного и интеллектуального развития каждого;

· изменен метод обучения - в качестве основного дидактического средства используется метод управления изменением в условиях с неопределенностью – метод проектов, где обучающийся является целеполагающим субъектом;

· применение экспертных оценочных процедур, чувствительных к особенностям приобретаемого опыта (набору компетенций), который у каждого обучающегося является своим; эти процедуры применяются исключительно при условии создания для данного обучающегося адекватной образовательной среды, учета его индивидуальных способностей, интересов и ценностей, фиксированием динамики развития индивидуальных способностей.

Литература

1. Харитонов. М. М. Реконструкция методологических оснований бизнес-образовательных программ. Открытое и дистанционное образование. Томский государственный университет. 3(9). 2005.

2. Харитонов М.М., Харитонов И.М., Романов Р.А.. Исследование базовых звеньев западной образовательной парадигмы. // Открытое и дистанционное образование. Томский государственный университет. 4(20). 2005.

3. Исаев В.А. Образование взрослых: компетентностный подход. Монография. — Великий Новгород, НОУДОВ «Северо-западная Народная Академия», 2005.

4. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. — М., 1995.

5. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М., Юнити-Дана, 1999.

6. Франк, С. Предмет знания. Душа человека. М., АСТ, 2000.

7. Дубровский Д. И. Проблема идеального. Субъективная реальность. - М.: Канон+, 2002.

8. Левин Курт. Теория поля в социальных науках. -
М: Речь, 2000.

9. Мамардашвили М.. Психологическая топология пути. С.-Пб: Русский Христианский гуманитарный институт, 1997.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Системный администратор, Самара

Так понимаю, что смысл в том чтобы все шли к мастерам в додзё учиться? Ну так у китайцев это уже не первую тысячу лет как внедрено.
А где массовость? где стандартизация? Какова будет стоимость такого обучения в масштабах страны?
З.Ы.
Идея интересная, но риторика просто жуткая, читать тяжело.
и нет описания технологии как это быстро и эффективно внедрить в жизнь.

Генеральный директор, Москва

Абстрактное немного видение, конкретики бы больше

Преподаватель, Московская область

На 21.07 Илья Лактюхин

Спасибо, Илья! Под «технологией» понимаю набор приемов для применения в повторяющихся ситуациях. «Технология» предполагает упрощение, игнорирование «несущественных» деталей.

Чему я противопоставляю своё предложение как «новое»? Технологичности обучения, иногда доводимой до конвейерного уровня.
«Технологические» бизнес-образовательные программы ознакамливают (Знания, Умения) и натаскивают (Навыки) в применении (т. н., ЗУН) множества моделей, приблизительных теоретических концепций. После обретения этих «базовых» знаний предлагается решать учебные кейсы и обсуждать конкретные деловые ситуации обучаемых.

Я – сторонник того, чтобы сначала СОСРЕДОТОЧИТЬ-СЯ на ощущении действительной ситуации («онтологии»), а затем использовать готовые термины, модели для выражения того, что ощутилось и осознается. При этом, конечно, уже известные субъекту (тот, кто пытается САМ понять Свою ситуацию) модели и прецеденты могут служить подсказкой в усилиях ощутить и осознать «онтологию»; воля быть СУБЪЕКТОМ здесь – это защититься от малодушного поползновения подчиниться готовым представлениям (моделям/концепциям) – чтобы освободиться от труда вчувствоваться в жизнь и осознать вычувствованное. Об этом М. Мамардашвили и писал – «мужество жить». А Эрих Фромм определил: или ты живешь, или тебя живут.

В варианте, который я отстаиваю, - не «технологическая» «обработка» обучаемых, а личность (мастер – Вы уместно употребили это слово) работает с личностями. Сначала помогаю 1. сконцентрироваться на себе как личности; 2. с позиции личного интереса осознать систему «Я – среда деятельности»; 3. довести осознание системы до уровня осознания сущностей (под формами). Потом уже познакомиться со средствами описания «схваченного» и использовать их – общепринятые термины, предложенные модели, теоретические концепции. Я не делаю мирового открытия – я могу предъявить конкретные примеры частной практики в таком подходе.

Мастера могут писать «технологии» для массового производства. Но, собственно мастерство передается только в непосредственном общении (теперь это может быть в виртуальной среде) и, при этом, «ученик», как личность, не копирует учителя, а использует общение с ним для раскрытия собственного личностного потенциала. Массовость («в масштабах страны») получается, если есть много мастеров и перспективных учеников при них. Чтобы защититься от вольного или невольного шарлатанства, мастера показывают в своей среде протоколы своей работы (в моем случае это – последовательные ряды письменных работ студентов с моими направляющими комментариями и протоколы интернет-обучения).

Я посмотрел Ваш профайл; Вы можете узнать про мою работу у коллег в АстраханьGSM, я с ними работал эпизодически в 2006-09.

Преподаватель, Московская область
Иван Тугой, спасибо за коммент. В конце статьи есть ссылки на мои публикации. В публикациях за этими ссылками есть еще ссылки. В том числе, на совместные и параллельные публикации моих бывших студентов по бизнес-школе. Там – конкретные примеры. Когда я докладывал на отечественных и международных конференциях свое продвижение в обозначенном подходе, я получал рекомендации использовать те или иные тесты. Диагностика состояния обучаемого (развиваемого!), естественно, является элементом обратной связи в управлении процессом работы с ним. У меня нет сил для обращения к стандартным методикам тестирования, о состоянии, потенциале и процессе своих обучаемых я сужу по их проявлениям на очных занятиях (завершаются выкладкой и анализом в интернете слайдов наработанных материалов), в интернет-конференциях и в последовательном ряду письменных работ. В общениях с коллегами на конференциях и семинарах преподавателей Президентской программы я часто получал вопросы, выражающие озабоченность, как оценивать личностную компетентность. Конкретного заказа «технологизировать» сбор и обработку признаков личностной компетентности менеджера я не искал; мне не по ресурсам ответить на такой заказ. Но, продемонстрировать и обсудить свои накопления и как я диагностирую – могу. моисей харитонов,
Адм. директор, Москва

Вопрос языка изложения на страницах этого ресурса вынудил меня в свое время прибегнуть к уплощенно-упрощенному , ''популярному''.

Будет замечательно сохранить сложность, глубину и тонкость, с которой прорисована ситуация, в том числе и образовательная, и оргуправленческая, и технологичеси/инженерно/методологическая. Язык выражения и позиция (методолог) автора позволяют проблематизировать эту ситуацию и буду рад поучаствовать ( а то в своих примитивах и уплощениях начал ощущать себя гоблином).

с благодарностью за текст, описание ситуации, инициацию проблематизации...

Адм. директор, Москва
моисей харитонов пишет: Я – сторонник того, чтобы сначала СОСРЕДОТОЧИТЬ-СЯ на ощущении действительной ситуации («онтологии»), а затем использовать готовые термины, модели для выражения того, что ощутилось и осознается. При этом, конечно, уже известные субъекту (тот, кто пытается САМ понять Свою ситуацию) модели и прецеденты могут служить подсказкой в усилиях ощутить и осознать «онтологию»; воля быть СУБЪЕКТОМ здесь – это защититься от малодушного поползновения подчиниться готовым представлениям (моделям/концепциям) – чтобы освободиться от труда вчувствоваться в жизнь и осознать вычувствованное.
Не стану возражать, лишь в качестве понимания: - ощутить действительную ситуацию (онтику? , онтологию?) - это постижение? - ощутить онтику и осознать онтологию - создание двумерности в постижении? - ситуация конструируется пониманием или положение дел и обстоятельства имеются в виду под ''ситуацией ощущаемой''? - субъективность ''возбуждается'' в этом постижении своего и себя или постигается своя ситуация в некоей деятельности? Давно не получал такого удовольствия... Еще раз - с благодарностью... за приятное погружение...
Researcher, Москва
Сергей Норкин пишет: - субъективность ''возбуждается'' в этом постижении своего и себя... Давно не получал такого удовольствия...
Это Вы еще не всё … пробовали! ;) Вот если смешать… и в вену… т-тогда… :oops: «…постижения себя через самоЁ возбуждение субъективности…» ну очень даже приятно!!! Я понимаю, что это не Вы высказываетесь, а это мышление мысли вне Вас творит. Оно, мышление, ведь по вашему не в человеке, а посредством человека... Типа Вы есть инструмент этого безобразия. Но с этим надо что-то делать. :( Боюсь доведет Вас это чертово мышление... :oops: Может все таки попробовать им, мышлением, управлять ??
Адм. директор, Москва
Валерий Овсий пишет: Но с этим надо что-то делать.Боюсь доведет Вас это чертово мышление...Может все таки попробовать им, мышлением, управлять ??
Внемлюю Вашим рекомендациям, Валерий Иванович... :) Однако, чтобы чем-то управлять, это что-то надо иметь, наблюдать, представлять... А потому Ваши рекомендации просю предварить Вашим представлением мышления, пусть даже такого, которое мыслится Вами, а не через посредство Ваших способностей. С благодарностью приму-с. :)
Консультант, Москва
Сергей Норкин пишет: а то в своих примитивах и уплощениях начал ощущать себя гоблином
Сплошное фентези... Тролли, гоблины... Так скоро до эльфов, гномов и прочих доберёмся. 8)
Сергей Норкин пишет: языка изложения на страницах этого ресурса вынудил меня в свое время прибегнуть к уплощенно-упрощенному , ''популярному''.
А, значит про свою онтологию уклада Вы плоско излагали? :D :D :D Представляю себе, что было бы в многомерной словоконструкции... 8) 8) 8)
Председатель совета директоров, Москва
Валерий Овсий пишет: Это Вы еще не всё … пробовали! Вот если смешать… и в вену… т-тогда…
Да еще используя ''неназойливый ввод'' предложенный г-ном М.Харитоновым :D 8) Ну а если серьезно, то стиль изложения предназначенный для научных трудов... ''не катит'' для популяризации :|
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Владелец «Л’Этуаль» полностью выкупил сеть магазинов косметики «Подружка»

В России работает 287 магазинов сети «Подружка».

Стать предпринимателем пробовал каждый третий в мире

Доля заинтересованных в развитии своего бизнеса выше в странах Латинской Америки и в Индии, ниже — в Японии, Нидерландах, Бельгии, Швеции.

Названы самые дефицитные профессии в промышленности

Спрос на представителей некоторых специальностей за полгода вырос на 58%.

Пожар на складе Ozon: ущерб в 10 млрд рублей, компания выплатит компенсации продавцам

Основная версия пожара – поджог. Склад в Подмосковье уже не спасти.