Код Делягина. Лучшая статья (04-10.05.10) в «Творчестве без купюр»

Юрий Зиненко

Господдержка строительства с региональным колоритом

Нужно сразу сказать, что дальше я рассуждаю, следуя логике позиции, не раз озвученной Михаилом Делягиным, д.э.н., директором Института глобализации (вот страничка с его видеороликами на RuTube), отчего и называю статью по аналогии с нашумевшим блокбастером о занимательной расшифровке церковных мифов, правда о которых, самой церковью, тщательно скрывается.

Михаил Геннадьевич считает (см. также его форум), что наше государство очень эффективный управленческий аппарат, один из самых эффективных в мире. Только построенный под личные интересы материального обогащения людей, его составляющих. То есть все дело в интересах – на сегодня личных, а не общественных. Вывод: все властью запланированное, что, так или иначе, ведет к увеличению благосостояния правящего класса, будет выполнено со 100% вероятностью. Что к этому не ведет (ну, например, интервенции на рынке зерна, где биржевой механизм никаких «откатов» не допускает в принципе) выполняться будет, если будет вообще выполняться, с задержкой, с искажением, с нарушениями или просто неправильно. Не со зла, а просто потому, что там нет «интереса» и «осуществлять полномочия» из-за этого элементарно никто не хочет.

Так вот. Николай Щепелин, генеральный директор Тюменской домостроительной компании, в интервью «Мы умеем строить и продавать, а вот оправдываться не привыкли» рассказал о своих ожиданиях на конец текущего года: «Сейчас уже прошло 13 месяцев с тех пор, как мы сидим на «кризисной игле». Анализируя рынок в период с сентября 2008 года по сентябрь 2009 года, радужные выводы делать, не приходится. Январь и февраль традиционно были в плане продаж «мертвыми», летние месяцы – «полуживыми». Такие тенденции наблюдались всегда, и в этом году они только усилились…»

Впрочем, как говорится, на бога надейся, а сам не плошай! «Если говорить о политике нашей компании во время кризиса, то мы урезали все, что можно было урезать. Идет жесточайшая борьба за снижение себестоимости. Дельта между себестоимостью и ценой продажи становится все меньше. По линии Минрегиона озвучивается цена квадратного метра в 32,4 тысячи рублей, а мы продаем по 30 тысяч рублей при себестоимости в 25 тысяч. Что касается наших ожиданий, то мы ждем всплеска продаж. Потому что мы строим то самое социальное жилье, о котором много говорилось, продаем его по 30 тысяч рублей за квадрат. Дешевле продавать наверняка уже не будем: работать в убыток нельзя». (с)

Правда, возникает вопрос, отчего же не продавать ниже 30 тыс., раз уж убыток возникает только при цене ниже 25 тыс.? Ответ, впрочем, очевиден – зачем же продавать ниже, если 30 озвучивается первыми лицами государства!? Хотя, помощник Президента, Аркадий Дворкович заявляет уже о том, что в регионах жилье должно стоить по 20 тыс. руб. за метр, но из чиновников, обладающих реальной властью принимать решения, этого пока никто не поддерживает, во всяком случае, вслух. А ведь для, например, Тюменской области, 20 тыс. за квадрат сопоставимо со среднемесячной заработной платой, что сразу сделало бы спрос действительно массовым, даже в условиях кризиса, и жилье – доступным реальным потребителям!

Государство, однако, противореча собственной социальной риторике, всеми силами пытается сдерживать цены на уровне, превышающем массовый спрос. При этом достигаются вполне прагматичные цели государственного и муниципального финансового управления:

1. Остановить обесценение ипотечных залогов в банковской системе.

Ведь за жильем, ипотека которого составляет у нас ничтожные доли процента от всего жилого фонда и никакого особого влияния на стоимость залоговой массы не оказывает, почти прямо пропорционально снижаются еще и цены на всю остальную недвижимость – офисы, склады, торговые площади, землю и проч. Просто понятно любому, что нельзя оценивать магазин, к примеру, перестроенный к тому же из бывших квартир на первом этаже жилого дома, сильно дороже, чем квартиру. А вот этот сегмент составляет как раз львиную долю обеспечения по коммерческим банковским кредитам предприятиям и организациям, которые, в свою очередь, составляют основной объем всего кредита в экономике.

Снижение же стоимости обеспечения ниже уровня задолженности приводит к тому, что предприятия (даже те, которые, вполне себе могут обслуживать свой долг) перестают этого «хотеть», что сильно увеличивает риски отказов платить по счетам, а при обращении взыскания на залог, продажа его приносит серьезные убытки. Ну, действительно, если я взял кредит в 100 млн., заложив производственную базу, которую мне оценщик оценил в 200 млн., а сегодня ее можно продать только за 50 (или за 50 купить другую такую же), то буду я желать вернуть свой долг 100 млн.? Если не сумасшедший, то скажу: «Кризис у меня, денег нет, забирайте залог и продавайте!»

2. Привлечь кажущейся стабилизацией цен чудом еще сохранившиеся у населения средства в строительство и сразу затем в ЖКХ.

Во-первых, «связать» средства в активах, неперемещаемых из-под национальной и даже местной юрисдикции, для того, чтобы усиливать (да просто иметь!) влияние на возможных их собственников, особенно чьих-нибудь должников. Во-вторых, каждый рубль, уплаченный строителям, сразу мультиплицируется, расшивая неплатежи в целой цепочке предприятий, а банки денег строителям больше не дадут даже под угрозой пыток и расстрела. В-третьих, заселение новых квартир сразу делает счастливых новоселов потребителями коммунальных услуг, а если от них доходов не появится, то в мусорную корзину полетят все вчерашние планы «освоения» инвестиций – они, при падающем спросе, просто станут не нужны.

Придется тогда придумывать альтернативный процесс, при котором можно тратить деньги практически «просто так», без какого-либо конечного результата. Есть такая фантастическая повесть «Империя чайников», где описан «инновационный прорыв» перехода населения страны с обычных чайников на электрические, что позволило истратить массу ресурсов и сил, осуществить масштабные инвестиции, увеличить ВВП и т.д. и т.п. и проч. Неизменным остался только фактический результат - количество производимого и потребляемого кипятка!!! (вот об этом в изложении Михаила Хазина). А называется этот любопытный процесс – модернизация! А чтобы было не понятно, почему так дорого, то она должна быть «инновационной». Инновация же должна быть дорогой и слабо контролируемой («нано», например, – это то, что просто так и не увидишь!). Кто еще не в курсе – так модернизация, инновации, включая нанотехнологии – это именно то, чем, по словам высших должностных лиц государства, страна будет усиленно «заниматься» в ближайшее время.

3. Удержать коррупционную «дельту» между реальной себестоимостью строительства и ценой продажи недвижимости.

Если цены снизятся до 20 тыс. руб. за кв. м. или, не дай бог, вообще до 10 тыс., то по 30 уже никто не купит. А за «землю, согласования, разрешения», различные «сопутствующие юридические и консультационные услуги» платить, кто и с каких шишей тогда будет? Придется тогда выкупать за бюджетный счет, а это будет выглядеть крайне подозрительно! Ручеек же из этого «зазора» обязан оставаться, потому что на него «завязаны» целые группы и кланы заинтересованных лиц, рассматривающих собственные служебные удостоверения вроде банковской пластиковой карточки, а отрасль – подобием банкомата с бесконечной «заправкой».

4. Обеспечить поступление «инвестиционных» доходов субъектам естественных монополий.

Слишком лакомый кусочек, чтобы отдавать его «невидимой руке» рынка, слишком много заинтересованных и очень влиятельных лиц. Плата за подключение к сетям взимается с целью финансирования, за ее счет, ввода дополнительных мощностей и модернизации отрасли и взимается в объеме, например за 1 кВт подключаемой мощности, равной стоимости строительства новой электростанции в расчете на этот же 1 кВт ее генерации. Но это не все! Ровно то же самое, названное «инвестиционной» составляющей, обещанной «иностранным» (в основном, конечно, кипрским) инвесторам по условиям самой Программы реформирования включается (повторно) уже в сам, утверждаемый государством тариф! Это, однако, тоже еще не все! Амортизационные отчисления, которые являются «способом переноса стоимости основных фондов на стоимость выпускаемой продукции и оказанных услуг», являются частью себестоимости и, на полном основании, включаются в тариф (третий раз одно и то же!) еще до включения «инвестиционной» составляющей!

Ясно, что если за что-то платят троекратно, или, иными словами, в тройном размере, то 2/3 от оплаты найдется благородное и не менее «эффективное» применение. Также понятно, что любому «контролеру» много удобнее иметь дело с одной организацией-монополистом, чем с сотней тысяч потребителей. Но о каких, именно за подключение к сетям, суммах речь? Вот Петр Щепелин, «представитель» Тюменской домостроительной компании посетовал, что цена подключения слишком высока и приводит «к удорожанию строительства жилья на 4,5-5 тысяч рублей за квадратный метр». А это для Тюмени, при вводе около 900 тыс.кв.м. жилья, сумма порядка 4,5 млрд. в год. Упускать эти деньги никак нельзя! Мы, потребители, потом еще дважды оплатим это через тариф, но это будет только «завтра», что очень рискованно. Вдруг, завтра сам «контролер» контролировать уже ничего не будет!? К тому же, эти 2/3 предназначены уже другим людям - 'зарубежным инвесторам' и, собственно, самим энергетикам. Потому и отменять эту плату или даже снижать ее размер никто не собирается, не смотря на то, что такая плата введена не повсеместно, а всего в 37 регионах, но, почему-то именно в богатых регионах-донорах, где, похоже, яичко не простое, а золотое, то есть где конечный платежеспособный спрос «позволяет» собирать эту дополнительную плату.

Напомню, что я просто читаю новости и аналитику (причем всего одного Тюменского портала 72doma.ru, ссылки на материалы которого здесь и привожу), только понимаю теперь их так, как рекомендует раскодировать и расшифровывать М. Г. Делягин. Вообще, государство легко могло бы снизить стоимость строительства на 20-40%, если бы перед ним стояла задача именно снизить цены. Но задача стоит прямо противоположная – удержать цены как можно выше! Таковы, собственно, и меры… Самая иезуитская, конечно, выкуп квартир у застройщиков по ценам, кратно ниже себестоимости чтобы вынудить продавать остальные по завышенным ценам!

Вот, прямым текстом, в новостях сайта «Власть будет выкупать у строителей квартиры для льготников»: «председатель тюменской областной думы Сергей Холманский сообщил, что область поддержит строителей, выделив им 1 миллиард 428 миллионов рублей. Из них 484 миллиона – за счет выкупа у застройщиков квартир для переселения горожан из ветхого и аварийного жилья. Уже в этом году планируется выкупить 808 квартир общей площадью 44,8 тысячи квадратных метров». По его словам, на 2010 год составлен «оптимистичный» вариант развития рынка недвижимости, по которому планируется сдать в новом году 902 тысячи квадратных метров, в 2011– 2012 годах – по 907 тысяч квадратных метров». Из вышеназванных цифр следует, что выкупаться будет в среднем квартира, площадью 55,45 кв.м. по цене 10,8 тыс. за метр.

Не густо… Условия, явно не рыночные, если верить, что, и, правда, себестоимость в районе 25 тыс. за квадрат. Зато такая мера крайне действенная для поддержания «рыночных» цен. Допустим, кто-то «забирает» у вас, например, одну квартиру из четырех по 10 тыс. за квадрат при себестоимости в 25 т.р., то есть с убытком в 15 тыс. Тогда, оставшиеся три, вы просто должны будете продать с наценкой +5 т.р. чтобы только выйти в «ноль», то есть будете продавать их по 30 тыс. руб. То что, выкупаемые 44,8 тыс. кв.м. – это менее 5% от ожидаемых к вводу в текущем году около 900 тыс. (Губернатору рассказали о доступном жилье) пусть никого не обманывает. Во-первых, заявленные объемы ввода в будущем вполне себе могут легко и изящно сократиться на 80% (Строительство жилья в России заморожено на 80%, Кризис может «выкосить» с рынка до 80% девелоперов), и тогда доля в 5% «сама по себе» превратится в 25%.

Во-вторых, государство может выкупать квартиры не только (да и не столько!) прямо за счет бюджета. Вот, снова в новостях: строителям должны быть выгодны аукционы Фонда РЖС - «Аукционы, проводимые Фондом развития жилищного строительства, выгодны для строительных компаний. С таким мнением выступил заместитель генерального директора фонда Павел Бородин. По его словам, торги решают одну из главных проблем отрасли – отсутствие кредитных ресурсов, поскольку банки не хотят работать с компаниями без гарантий. Фонд же будет готов предоставлять застройщикам гарантии выкупа до 25 процентов вводимых площадей в случае, если это жилье будет экономкласса». Кстати, эти гарантии еще и отличное обеспечение, под которое, даже в условиях, когда коммерческие банки больше не дадут денег, АИЖК начало кредитовать строительство эконом-жилья, «стоимостью для покупателей не более 30 тысяч рублей за квадратный метр» (ну, а как вы думали, какой же еще стоимостью!?).

То, что государство, если и когда пожелает, то «купит» что и почем захочет, практически у любого застройщика, наверное, никто не сомневается? Для «послушных» есть и «пряники»: партнер «МДС-групп» будет застраивать 98 гектаров Тюмени, участок в 2,3 га будет арендовать ТДСК. Причем, я акцентирую внимание на этих двух участках не случайно – «не простое яичко, а золотое», не абы как они «сервированы», а очень даже «вкусно». И не только по смешным ценам – чуть более 100 тыс. руб. за га в первом случае и около 700 тыс. во втором. Вообще «…власти города решили объявить проект приоритетным при реализации генерального плана. Как пообещал глава города Евгений Куйвашев, администрация города обеспечит застройщикам сокращение сроков оформления и выдачи разрешительной документации, окажет содействие в выдаче в сокращенные сроки технических условий на подключение к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (новый микрорайон в Тюмени станет приоритетным). Глава также отметил, что возьмет проект под личный контроль. «Обещаю, что будут созданы все условия для предпринимателей, начиная от строительства объектов до ввода в эксплуатацию», – заявил он».

А вот тем, кто особенно наивен и питает еще какие-либо иллюзии, хочется напомнить «дело ЮКОСа». Вообще я всем рекомендую риторике государства верить! Не тому, что оно о нас с вами заботится, и действует в наших интересах. Здесь как раз призываю верить «оговоркам» - Президенту вот, который в своей программной статье «Россия, вперед!» заявил, что патернализм (заботу государства о гражданине) никто в светлое будущее тащить не собирается. А вот, когда говорят о том, что и почем сделают, где и как построят, в какую цену и, когда купят или продадут, то предлагаю к таким заявлениям (в плате фактического материала) очень даже прислушиваться! В связи с этим интересны параметры поддержки строительства в трехлетнем бюджете 2010-2012 («Шесть миллиардов рублей на три года») из которых следует, что «Всего за эти три года власти планируют построить с помощью государственной поддержки около 633 тысяч квадратных метров жилья» (то есть, как раз около четверти от планируемого за трехлетку ввода жилья) со средними затратами 9,6 тысяч рублей за метр.

Остальные меры тоже вполне себе логичны: сокращать предложение и стимулировать спрос. Вот, к примеру, АИЖК повременит с распродажей залогового жилья. В агентстве скопились, и будут продолжать накапливаться (Повторная реструктуризация ипотеки нужна 18000 заемщиков) дефолтные ипотечные квартиры и продажа их на рынке вполне могла бы уже на сегодня привести к уровням цен, доступных для рядовых граждан. Но их реализовывать никто не собирается. В конце концов, их, скорее всего, просто «передадут» по балансовым стоимостям министерствам или соответствующим органам власти, оформив, как перераспределение бюджета и оставят в маневренном фонде «до лучших времен». В лучшем случае отдадут ветеранам, военнослужащим или другим нуждающимся и очередникам, отпиарив при этом собственную «социальную ответственность» и списав на «антикризисный пакет» помощи экономике. В любом случае, эти не рыночные действия, проводимые только на бумаге и в новостях на голубом экране, никак не повлияют на реальные цены. Иными словами, будут способствовать сокращению реального возможного предложения, и способствовать поддержанию высоких цен.

Ну, и предложение кредита, конечно. В Сбербанке для дольщиков упростили ипотеку, а в АИЖК первый взнос по ипотеке может снизиться до 10%. То, что ипотеку сегодня может взять только сумасшедший, никого не волнует. На массового покупателя это и так не рассчитано. Достаточно небольшого, но платежеспособного спроса на высоком ценовом уровне, чтобы удерживать цены на всем рынке. Никому не выгодно строить много и дешево. Напротив, очень выгодно строить мало и дорого, а особенно контролировать при этом процесс строительства.

Грустно, правда, что все государственные меры направлены именно на поддержание уровня цен, а не на достижение их приемлемого для населения и потребителей уровня. Впрочем, сильно уж долго играть против рынка еще никому не удавалось, хоть и с безграничными, казалось бы, ресурсами. Так что, по всему видно, что Стабилизации быть! В среднем (не меньше) 30 тыс. руб. за квадрат до лета 2010 года. А к концу весны станет понятно быть ли ей «всерьез и надолго»…

Ранее в откорректированном редакцией варианте опубликовано в открытой электронной газете ФОРУМ.мск

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
CIO, Санкт-Петербург

Зачет! Грамотно и по существу.
Хотелось бы добавить, что не только жилье, а еще и все ТМП у нас продаются с безумной прибылью. Где-то видел статистику, что товара в оптовой торговле (год 2007-2008) в 4 раза больше, чем в розничной.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Понравилось: очень логичный и аргументированный текст. К месту были ''чайники''. Свежий взгляд на формирование тарифов по э/л, (учитывая то, что уплатив эти сумашедшие деньги, организацию подключат к сетям через 3-4-5 лет - у нас некоторые ТЗ 2006 года еще не закрыты).
Однако цены на недвижимость держатся, на мой взгляд, еще по одной причине: больше не в чем держать деньги - ни людям, ни бизнесу...Цены на недвижимость хоть и будут падать, но предсказуемых размерах, а вот всё остальное....

Руководитель проекта, Украина

Очень осмысленное и многослойное изложение, - абсолютный респект автору и его вдохновителю (М.Делягину). Для оценки глубины этого текста достаточно заглянуть в смежную заметку с блеянием от Чичваркина.
С искренним уважением к автору и пожеланиями успеха в развитии темы (уж очень необычный текст для E-xecutive),
Степанян Б.Г.

Менеджер по обучению персонала, Москва

Автору респект. Только один вопрос возникает: когда государственная политика не на словах, а на деле повернется лицом к своим гражданам.

Директор по маркетингу, Москва
Владимир Волков пишет: Только один вопрос возникает: когда государственная политика не на словах, а на деле повернется лицом к своим гражданам.
Несмотря на то, что вопрос выглядит как абсолютно риторический, ответ на него есть: тогда, когда государственнный бюджет РФ будет формироваться большей частью из налогов, взимаемых с физических, а не с юридических лиц. Когда экономика России перстанет быть экономикой Газпрома и Роснефти, а судебное дело ''Иванов против РФ'' можно будет выиграть не только в Страсбурге, но и в родных пенатах, это и будет признаком поворота гос. политики ''лицом к своим гражданам'' :)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.