Зачем нужен индивидуальный план развития, и как его составить за 7 шагов

Индивидуальный план развития (ИПР) – стратегия развития ключевых навыков и компетенций человека в профессиональной деятельности за определенный период времени. Он представляет собой план действий, в котором отражены основные цели, задачи, направления развития специалиста как в личностном, так и в профессиональном аспектах, а также конкретные шаги по их достижению за определенный период. Он собирает фокус, определяет вектор и помогает ответить на вопрос «что делать нужно, а что можно отложить».

Какие три ключевые вещи делают ИПР работающим инструментом

Все они лежат в плоскости наших фокусов. Два из них это понимание текущего положения дел и сформулированное желаемое состояние. Чем четче и конкретнее эти вещи будут определены, тем легче составлять план. Третий элемент в конструкции – мостик между двумя этими аспектами, фактически ничто иное, как переход из точки А в точку Б, где Б – это наш желаемый результат. 

Допустим, если у вас в машине встроен даже самый лучший навигатор, а ваша машина собиралась на самом передовом заводе мира, то без информации о том, где вы сейчас и куда хотите попасть, ваш навигатор не построит оптимальный маршрут, а машина так и останется стоять на паркинге. Оставаться на том же месте в своем развитие точно не хотелось бы. 

Чем полезен план личного развития

Одна из основных причин, почему важно иметь ИПР – это ясность.

Ваш собственный план — отличный способ держать вас в курсе того, где вы были, где находитесь и что еще требуется для достижения результата. Это документ или инструмент, на который можно ссылаться. Он позволит вам двигаться вперед и самое главное, в сложные периоды оценить какой уже путь проделан.

План может помочь и в случае, если ваш личный контекст или контекст бизнеса, в котором вы работаете, сильно изменился, это поможет не скатиться в реактивное реагирование на новые условия, а вовремя пересмотреть шаги, и наметить новую, более релевантную траекторию. 

В рамках моего корпоративного роста индивидуальный план развития сыграл в один момент решающую роль. Суть в том, что в консалтинге, да и во многих других компаниях, есть такая культура постановки целей. Но, как правило, это касается только работы и не берется во внимание развитие личности как таковой. Однако, составляя планы развития в компании, я всегда прописывала как профессиональный вектор развития, так и то, что меня интересует как личности: как я могу развить это, как это повлияет на мою работу, и как моя профессиональная деятельность может мне в этом помочь.

Какой эффект это имело? Твоя команда и твой руководитель перестают взаимодействовать с тобой как со штатной единицей, а становятся активными участниками реализации плана, поскольку теперь речь идет не только о профессионале, но и о более целостной личности. Такая стратегия помогла мне продвинуться по карьерной лестнице в два раза быстрее, чем это обычно требовалось коллегам.

Идеально, чтобы индивидуальный план развития был у всех членов команды, в том числе у вашего руководителя – так как могут быть учтены ваши общие цели, с которыми сложно справиться в одиночку, но вполне возможно всей командой. Такой инструмент сплочает и позволяет получать дополнительную синергию от командной работы на долгосрочном горизонте. 

Кто участвует в создании плана индивидуального развития

Вы – главный герой. 

Хотя я уже отметила, что наличие планов развития во всей компании или команде – серьезное преимущество. Важно понимать, что это ваш план индивидуального развития, а не план развития вашей компании.

Здесь должно быть отражено все, что касается вас самих, вашей работы, ваших амбиций. Много организаций и руководителей применяют этот инструмент как возможность убедить людей делать то, что они хотят. Но, вместе с тем, такая директивность разрушает положительные эффекты инструмента. Нужно учитывать, что в конечном счете – это то, куда вы придете, а не ваш начальник. Проанализируйте все, что имеет отношение к вашей профессиональной деятельности, честно ответьте на четыре вопроса: 

  1. Приносит ли работа моральное и материальное удовлетворение, или же является источником стресса и эмоционального выгорания?
  2. Есть ли возможность совмещать работу и личную жизнь, или же профессиональная деятельность съедает все рабочее и нерабочее время?
  3. Устраивают ли отношения с начальством и коллегами, или же начальник тиран, а сотрудники стремятся «подставить» при любом удобном случае?
  4. Есть ли желание развиваться в данной области в ближайшие пять лет, или максимальный рост можно получить в течение года и оставаться на этом же уровне?

Если хотя бы на один вопрос вы ответили «нет», пересмотрите свои взгляды на профессию или рабочее место. Ваши ответы покажут уровень мотивации для профессионального роста. 

7 шагов: от создания плана до работы с ним

Наверняка эти шаги покажутся вам знакомыми, но вся суть заключается в деталях.

1. Сформулируйте свою цель или направление: знайте, куда вы идете

Классификация целей примерно следующая:

  • Вертикальный рост: построить карьеру в компании, дойдя до руководящей должности.
  • Горизонтальный рост: углубить знания и отточить навыки, стать профессионалом в своей сфере.
  • Расширить круг своих полномочий: взять на себя дополнительные обязанности без продвижения по карьерной лестнице.

2. Определите фокусы развития: над чем мне нужно будет поработать

Выделите свои сильные и слабые стороны, составьте список ключевых soft skills – «мягких навыков» и hard skills – «жестких навыков». Определите, какие из них приоритетнее в вашем конкретном случае, а также последовательность их формирования. Если вы хотите стать управленцем любого уровня, развитие soft skills поможет достигнуть этой цели, поскольку успешность человека, по данным исследования Гарвардского университета, на 85% определяется наличием так называемых «мягких навыков». 

Я наблюдаю, что большинство руководителей сфокусированы на развитии жестких навыков, потому что так принято в их компаниях. Но в какой-то момент времени этих навыков становится недостаточно. Часто слышу фразы о том, что «прошел обучение, закончил курс в бизнес-школе, но не могу выстроить диалог со своим контрагентом или руководителем, чтобы защитить бюджет на следующий год».

По факту руководитель достигает плато в своем росте, концентрируясь только на твердых навыках, в то время как настоящий рост для таких профессионалов начинается тогда, когда начинается работа со своим мышлением и над мягкими навыками

3. Определите возможности закрытия «пробелов»: обучение, практикумы, консультации

Здесь может быть все, что позволит вам улучшить навыки в той или иной области. Курсы повышения квалификации, стажировки, обучение в учебных заведениях, онлайн-курсы, обучение на рабочем месте помогут сформировать необходимые hard skills. Мягкие навыки можно приобрести посредством групповых и индивидуальных тренингов, работы с коучем. Коуч поможет раскрыть индивидуальные потребности, личные запросы, в процессе самоанализа увидеть эффективные пути достижения целей.

4. Сформулируйте план действий: декомпозируйте весь свой путь на задачи и поставьте критерии успешности их выполнения

Сопоставьте задачу с приобретаемым навыком, пропишите нужный вам результат и определите условия, при которых результат будет считаться успешным. Например, вы хотите построить карьеру юриста в крупной компании. Для этого нужно в совершенстве владеть английским языком.

Цель: построение карьеры от помощника до юриста. Задача и навык здесь совпадают: усовершенствовать владение английским языком. Критерием успешности вы можете выбрать прохождение языкового экзамена. Результатом может являться расширение полномочий – работа с документацией на английском языке.

5. Беритесь за работу: действуйте в соответствии с намеченным планом, выполняя одну задачу за другой

Обозначьте сроки реализации цели и каждого шага в отдельности. При планировании учитывайте временные, материальные и физические ресурсы. Именно времени зачастую не хватает для выстраивания новых навыков, поэтому распределите этот ресурс грамотно. Пропишите в какие дни недели, сколько часов вы будете уделять на формирование нужных компетенций. 

6. Зафиксируйте результаты: отметьте собственный прогресс, успехи и сделайте выводы

Возьмите в привычку сравнивать настоящее положение с исходной точкой. Фиксируйте изменения, определите для себя награду за каждое достижение. Этим вы поддержите свою мотивацию на высоком уровне.

7. Оценивайте и отслеживайте: регулярно пересматривайте свой план, чтобы откалибровать его в соответствии с новыми реалиями

В процессе воплощения ИПР в жизнь непременно возникнут вопросы, всплывут направления, которые не были учтены. Этот процесс должен стать постоянным и цикличным, только так, можно достичь действительно выдающихся результатов. 

Часто встречаю инициативных мидл и топ-менеджеров компаний, озадаченных составлением своего ИПР. Порой они даже охотно берутся за процесс его создания, но нельзя забывать, что это не отчет. 

Идеально, если такой план у вас будет как на долгосрочную, так и на среднесрочную перспективу. С одной стороны – снимет излишнюю важность плана для вас, с другой – позволит реализовать все задуманное, даже если для этого потребуется чуть больше года. Помните, как говорил Билл Гейтс: «Большинство людей переоценивают то, что они могут сделать за год, и недооценивают то, что они могут сделать за десять лет». Вера с себя, в свои силы и свою команду также будет не лишней при создании ИПР.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Смотрю на публикацию и вижу работу твердой отличницы, которая в очередной раз подтвержает собственный уровень владения материалом перед преподавателями в ВУЗе либо в школе МБА.

Но упоминание о том, что "В рамках моего корпоративного роста индивидуальный план развития сыграл в один момент решающую роль" показывает, что автор сам воспользовался своей методикой карьерного роста, разработав и выполнив свой Индивидуальный план развития. И от чего ускорился в карьере в два раза. Более того, как я понял, остальные сотрудники и руководители  ее организации тоже растут, опираясь на свои ИПРы. Вот оно как бывает, оказыввается.

Представляет в связи с этим практический интерес, как выглядел такой ИПР у автора, чтобы увидеть те ключевые точки, на которых случилось 2-х кратное продвижение. Такой фрагмент ИПР, пусть в максимально обезличенной форме, был бы убедительным свидетельством плодотворности изложенного подхода.

Консультант, Москва

3. Определите возможности закрытия пробелом: обучение, практикумы, консультации

Наверное, "пробелов"? В статье "отличницы" хочется дойти до сути))

IT-менеджер, Красноярск
Любовь Гвоздилина пишет:

3. Определите возможности закрытия пробелом: обучение, практикумы, консультации

Наверное, "пробелов"? В статье "отличницы" хочется дойти до сути))

А суть в том, что идя по пути развития, таким образом, становишься, пусть редким, но, всего лишь, ресурсом. То есть тем, что формируют, развивают, используют, выбрасывают... 

Нет, коллеги. Саморазвитие для меня - нечто другое... 

Консультант, Калининград

Ни один план не выдерживает встречи с противником.

Нач. отдела, зам. руководителя, Пенза

Благодарю за статью, очень вовремя: как раз пристуцпила к систематизации материалов и составлению нормативки по этой теме.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

если Вы реализовали полностью шаг №1, что дальше делать???

Преподаватель, Уфа

Спасибо за публикацию!

Обычно в связи с эмоциональным выгоранием у многих до плана развития не доходят руки.

Первый пункт очень важен. Нужно решить, готов ли человек тратить ресурсы на вертикальный рост, многие реально оглядываясь назад говорят, что зря столько времени отдали суете, нужно было расти профессионально и искать стабильный доход (везде по разному, например, в университете часто бывает, что сегодня ты заведующий, а завтра обычный доцент или профессор, сегодня ты декан или проректор, а завтра обычный сотрудник или безработный). Не всем подходит менеджмент, хотя многие хотят руководить, и даже впадают в глубокую депрессию, если еще не наруководились, а уже отстранены.

На свои пробелы, особенно в среднем возрасте люди закрывают глаза, считая многое недостижимым, хотя именно профессиональные пробелы проще всего восполнить, учитывая фактор времени (5 лет, 10 лет). При горизонтальном росте - это просто ежедневный прогресс мелкими шагами, при вертикальном - теория и практика (например, если у линейного руководителя проблема с делегированием обязанностей, за 1 год собраться духом, за второй год попробовать нормально делегировать, за третий год наломать дров с делегированием, четвертый год почуствовать себя уверенным в делегировании, а на пятый понять, что можно пройти тренинг :)   )

Пятый пункт самый сложный - обычно и так задач хватает, отложить все в сторону и заняться саморазвитием -- это нужен пофигизм и сила воли.

Седьмой пункт - рефлексия, должен быть сквозной нитью через все этапы на самома деле. А чем собственно я занимаюсь, а оно мне нужно? А что реально работает? (это про курсы, тренинги и сайт e-xecutive).

Что конечно не хватает реально, это взгляда со стороны на свое развитие, общую картину, которую сам видишь не часто, а для других совсем прозрачно.

Генеральный директор, Москва
Евгений Пугачев пишет:

Почему-то "план Б" срабатывает чаще чем "план А" )))

Срабатывает или используется? 

Инженер, Томск
Евгений Равич пишет:
Евгений Пугачев пишет:

Почему-то "план Б" срабатывает чаще чем "план А" )))

Срабатывает или используется? 

Срабатывает. Если бы срабатывал "план А", "план Б" был бы не нужен.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.