Как стать успешным фрилансером

Владимир Тарханов – генеральный директор фриланс-биржи Fl.ru, основатель и руководитель сайта конкурсов среди дизайнеров dizkon.ru. Известен как жесткий менеджер. Вот как он сам рассказывает о реформировании компании: «В 2013 году я стал генеральным директором fl.ru и столкнулся с мощным противодействием коллектива. В результате штат был сокращен в 10 раз, а показатели бизнеса в разы выросли. Настоящие показатели, в первую очередь выручка на сотрудника. Это первое, что я измерил, когда пришел в компанию – и тогда цифры были ниже, чем у худшего по этому показателю публичного игрока на рынке, Почты России. Сейчас у нас выручка на одного сотрудника в 20 раз выше, чем была, а доля прибыли в выручке – 70%».

Если такие меры предпринимаются к собственному штату, как должны решаться вопросы с теми, кто вообще в компании не работает – фрилансерами? И какого плана проблемы типичны для российского фриланса? Давайте узнаем из первых рук.

Executive.ru: Что такое фриланс?

Владимир Тарханов: Неудобный вопрос, потому что я внутри темы. Причем, на разных ролях. Иногда сам бываю фрилансером – приглашают помочь с аудитом управления в разных компаниях, ищу оптимальные решения в конфликтных ситуациях. Но, думаю, что процент такого фриланса на российском рынке невысок. Это скорее исключение, чем правило.

Есть значительно более распространенный вид фриланса. Тот, что вырос постепенно из приработка и работы по совмещению. Много фрилансеров годами решались перейти на фриланс окончательно. Нарабатывали навыки, портфолио, клиентскую базу. Такие «старички» кропотливо пробивали себе вход на рынок. Поэтому они болезненно относятся к третьей категории фрилансеров.

Третья категория – «та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли». Действительно молодые, некоторые – вообще школьники. И они правда стирают – границы, правила, подходы. Такие ребята не хотят идти длинным окружным путем. У них первая работа – это первый заказ. Очень быстро и гибко все меняют. Вплоть до того, что готовы подучиться и поменять свою специализацию, если видят более перспективную нишу.

Executive.ru: Freelancer от слова «Free», «свободный». Это правда?

В.Т.: Отчасти. Заказчики часто относятся к фрилансерам как к обычным исполнителям в офисе. Хотят контролировать все их шаги, вместо того, чтобы как следует поставить задачи и наладить коммуникации.

А фрилансеры жалуются на это, вместо того, чтобы организовать процесс так, как им удобно. Например, взяв на себя вопросы формализации задачи и определения режима общения, предоставления результатов.

Executive.ru: У российского фриланса есть особенные проблемы?

В.Т.: Российский фриланс исторически работает в «серой» зоне. Фактически, такие биржи, как наша, служат досками объявлений. Мы знакомим заказчиков с фрилансерами, но не контролируем ход работы на всех этапах. Было ли заключено соглашение, как выполнены его условия, что готово, когда оплачено – биржа этого не видит.

Механизм безопасных сделок существует, но не сильно востребован. Нечестные игроки избегают его по понятным причинам, а честные боятся испортить свой рейтинг, нарвавшись на неадекватных контрагентов. Для специалиста на фрилансе репутация значит все. Никто не хочет ей рисковать. Проще рискнуть деньгами. Пусть лучше не оплатят работу, чем напишут плохой отзыв. А могут ведь написать и справедливые упреки, это тоже риск.

Executive.ru: Репутация фрилансера всегда личная, речь об имени человека?

В.Т.: Фрилансеры работают в одиночку в начале карьеры, когда заказов еще меньше, чем времени. Постепенно, нарабатывая репутацию, налаживая связи с постоянными клиентами, успешный фрилансер выходит на такой уровень загрузки, что приходится нанимать помощников. У топовых фрилансеров целые студии. По сути, это фирмы, работающие под личным брендом владельца.

Executive.ru: Что посоветуете фрилансерам, которые еще не добились такого успеха?

В.Т.: Советы простые:

  • Занимайтесь тем, что вам интересно и тем, что вас вдохновляет. Тогда будете проще относиться к причудам заказчиков, и не придется заставлять себя работать.
  • Ищите новые ниши, учитесь. Не хороните себя в портфолио.
  • Превращайте фриланс из работы в занятие – соревнуйтесь с топовыми специалистами в своей нише, общайтесь с коллегами по профессии, постоянно улучшайте свои навыки.

Executive.ru: Симметричный вопрос – какие советы заказчикам?

В.Т.: Заказчикам, работающим с фрилансерами, рекомендую:

  • Начинайте с тестовых заданий.
  • Разбивайте работу и оплату на этапы.
  • Проговаривайте сразу «очевидные» вещи – как часто вы хотите видеть фрилансера на связи, как будет передаваться результат работы и т. д.
  • Обязательно используйте механизмы гарантий, доступные на площадках. Безопасные сделки – ваша страховка. Как минимум, выбирайте исполнителя через публикацию задания на площадке, чтобы потом оставить о нем отзыв.

Как устроен рынок фриланса в России

По статистике www.fl.ru, абсолютные показатели российского рынка фрилансерских услуг увеличиваются из года в год, хотя относительные темпы роста последнее время сокращаются:

Год

Количество проектов

Регистраций фрилансеров

Регистраций работодателей

2014

390 914

214 382

78 223

2015

421 732 (+8%)

415 503 (+94%)

95 320 (+22%)

2016

476 849 (+13%)

563 848 (+36%)

123 310 (+29%)

2017 (январь-июнь)

245 060

303 659

64 920

2017 (прогноз)

490 120 (+3%)

607 318 (+8%)

129 840 (5%)

Говорит ли это о насыщении и скорой стагнации российского рынка фриланса? В Совете Федерации РФ так не считают. Напротив, парламентарии очень серьезно относятся к труду самозанятых граждан, и разрабатывают механизмы для учета и регулирования такого вида деятельности. В частности, уже есть проект поправок к Налоговому кодексу, предусматривающий патент на фриланс (точнее, самозанятость). Согласно этому документу, каждый самостоятельно трудящийся гражданин РФ должен будет приобретать ежегодный патент за скромные 5% от МРОТ. Впрочем, поправки еще не утверждены и в любом случае могут вступить в силу только после завершения «налоговых каникул» для самозанятых, то есть с 1 января 2019 года.

Хотя такие законопроекты наверняка коснутся фрилансеров, изначально они ориентируются все же на немного другую целевую аудиторию – репетиторов, строителей, домработниц, нянь, представителей других «офлайн» профессий. Между тем, вакансии для фрилансеров, по данным Rabota.ru, пересекаются с таким классификатором лишь отчасти:

  • 42% – IT
  • 25% – маркетинг
  • 14% – медиа
  • 10% – переводчики
  • 8% – репетиторы
  • 1% – другое.

Это данные текущего, 2017 года. Если сравнить их со статистикой J’son & Partners Consulting за 2015 год, легко заметить, что пропорции фриланса в среднем сохраняются, хотя есть и существенные отличия:

  • 51% – программисты
  • 38% – сотрудники службы поддержки клиентов
  • 27% – дизайнеры
  • 15% – аналитики
  • 15% – сотрудники финансового департамента
  • 24% – другие.

Разные цифры здесь свидетельствуют скорее о разных методиках и метриках подсчета, а также о различных фокус-группах и источниках информации, нежели о существенных скачках показателей в течение пары лет. В этом, кстати, заключается одна из критичных проблем отечественного рынка фриланса. Нет единых стандартов, общих выборок и реестров. Каждый «видит» только часть общей картины и трактует ее по-своему. Поэтому даже оценка емкости рынка очень приблизительна.

По разным данным количество самозанятых граждан РФ составляет от 15 млн человек (официальная статистика Росстата) до 30 млн человек (экспертная оценка РАНХиГС). На «классический фриланс» приходится примерно десятая часть, то есть «всего» несколько миллионов россиян. Что подозрительно похоже на аудиторию одной только FL.ru – которая, безусловно, является одной из крупнейших фриланс-бирж в Рунете, но она не единственная, и главное, фрилансеры при поиске заказчиков не ограничиваются биржами.

Анна Чуксеева, шеф-редактор Rabota.ru, говорит, что «на вакансии для фрилансеров приходится менее 1% объявлений». Значит, искать удаленную работу как обычную тоже не вариант. Где же фрилансеры находят своих дистанционных работодателей? В социальных сетях, по знакомым (в том числе со своих прежних «офисных» работ), с помощью «сарафанного радио», контекстной рекламы, участия в конкурсах, и даже «холодных» прозвонов, всевозможных рассылок, спама.

При этом профессиональных фрилансеров, целенаправленно работающих только удаленно, не так много. Львиная доля удаленных задач приходится на подработки, всевозможные «халтурки», совмещения, нерегулярную работу по случаю... Такого плана заказы сами находят исполнителей – многие из которых фрилансерами себя не считают, работают в офисах или учатся в вузах, просто иногда берут дополнительные задачи в отпуск или на выходные.

Получается, что, несмотря на популяризацию фриланса в России, в течение последних нескольких лет полноценной, социально признаваемой работой он пока не стал. И это, пожалуй, проблема не столько фрилансеров, сколько российской экономики в целом.

Исследование сервиса «Битрикс24» совместно с агентством J’son & Partners Consulting пришло к выводу, что в масштабе страны дистанционная работа экономит около 94 млрд руб. ежегодно:

  • 38 млрд руб. на содержании офисов,
  • 22 млрд руб. на дороге в офисы и обратно,
  • 5 млрд руб. на возможности работы в течение больничных,
  • 3 млрд руб. на сокращении издержек за счет поиска дешевой рабочей силы в других регионах.

Еще 26 млрд руб. в год можно выиграть на сдаче офисов, которые не нужно больше держать для собственных сотрудников. И все это при нынешнем, весьма незначительном развитии удаленной работы в России.

По данным McKinsey, в США примерно в 35 раз (!) больше дистанционных рабочих мест, чем в России. Данные по Евросоюзу примерно посередине между этими полюсами – там около 17% удаленных работ и исполнителей, согласно данным доклада МОТ (Международная Организация Труда) и Европейского фонда по улучшению условий жизни и труда. Страны ЕС активно занимаются этим вопросом. Во Франции, например, действуют специальные правительственные программы по стимулированию создания удаленных рабочих мест, и в странах Запада это не единичные случаи, а общая практика.

Российский бизнес видит возможности, которые дает переход на удаленное сотрудничество, и начинает ими пользоваться. Согласно опросу Аналитического центра Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), в 2016 году руководители каждой пятой компании пробовали «отпускать из офисов» часть сотрудников, и еще 10% собираются это сделать. К концу 2017 года «Вымпелком» собирается перевести от 50 до 70% персонала на частично удаленную работу (несколько дней в неделю), что позволит оптимизировать загрузку до 30% офисных площадей компании.

У вас есть опыт работы на рынке фриланса?
Loading...
Расскажите коллегам:
Комментарии
Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Стать фрилансером может любой человек, а успешным фрилансером – только добросовестный профессионал, мастер своего дела. Вопрос другой: как государству создать условия для самозанятости граждан, как упростить работу по патентам?

Консультант, Красноярск

А я бы обозначил фриланс как работу в удаленном режиме.Все остальное- это формы организации такой деятельсноти.

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

>>> … а доля прибыли в выручке – 70%».

Вопрос: Верно ли процитированное утверждение? – Посмотрим.

Справка:

Базовое уравнение экономики предприятия имеет следующий вид:

СП = СЗ + ДС …………………………..………………………...........................……… (1)

Где: СП – сумма продаж (выручка); СЗ – сумма закупок у внешних поставщиков; ДС – добавленная стоимость. ДС распределяется между тремя базовыми участниками экономики – Государством, Бизнесом и Трудом. Так что: ДС = Н + ПР + ЗП . Тогда (1) примет вид: СП = СЗ + Н + ПР + ЗП …………...….. (2)

Из (2) получим: ПР = СП – СЗ – Н – ЗП …………………………......……… (3)

Для обычного налогообложения, Н = ПР + ЗП …………………………. (4)

Тогда, (3) с учетом (4) примет вид: ПР = СП – СЗ – ПР – ЗП – ЗП или

ПР = 0,5*(СП – СЗ) – ЗП ……………………………...…...............……………….. (5)

Так что, при обычном налогообложении, ПР/СП < 50% .

В Украине, при упрощенном налогообложении (с учетом НДС), Н = 0,1*СП.

Тогда, (3) примет вид: ПР = 0,9*СП – СЗ – ЗП ………….………………… (6)

Из (6), с учетом ПР = 0,7*СП, следует: ЗП = 0,2*СП – СЗ …….……. (7)

А если fl.ru не платит налоги, тогда из (3), с учетом Н = 0 и ПР = 0,7*СП,

получается, что ЗП = 0,3*СП – СЗ ………………................................... (8)

fl.ru – это посредник между фрилансерами и их заказчиками. Из (7) или (8) следует, что ФОТ фрилансеров – «маловат», по сравнению с чистой прибылью посредника.

.=============================.

Заголовок статьи не соответствует содержанию интервью. Ему соответствуют лишь три совета

  • Занимайтесь тем, что вам интересно и тем, что вас вдохновляет. Тогда будете проще относиться к причудам заказчиков, и не придется заставлять себя работать.
  • Ищите новые ниши, учитесь. Не хороните себя в портфолио.
  • Превращайте фриланс из работы в занятие – соревнуйтесь с топовыми специалистами в своей нише, общайтесь с коллегами по профессии, постоянно улучшайте свои навыки.

Отвечают ли оные на вопрос «Как стать успешным фрилансером»? :)

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Россия является отсталой страной с деградирующей экономикой. Себестоимость и качество отечественных товаров и услуг не конкурентно способны (почти у каждого россиянина есть импортные вещи, но очень мало у кого в других странах есть российские товары)... российский фриланс - не исключение... но лет через 20 будет лучше!

Директор по рекламе, Москва

я и нанимал фрилансеров в рекламе - арт директора, иллюстраторы (как правило фрилансеры), программеры, маркетологи (социологи и психологи исследователи)работая креадиром, так и надолго уходил во фриланс чтобы заняться спортом, поиграть каждый день в теннис например годика на два, чередовал офис и фриланс время от времени, как у креадира у меня обширная база топовых дизайнеров и исследователей в друзьях, мы все дружим и иногда вместе работаем

ключевая разница как раз не в том, что фриланс это мелкие быстрые приработки, скорее фриланс это наоборот проекты без спешки и суеты

агентства спешат слить проект быстрее в три дня в две недели, фрилансом можно делать такой же проект полгода и обстоятельно разобраться в его сути и получить намного более качественный результат

в России рынок обновления по мировым меркам микроскопический, поэтому активность на нем это героизм и доблесть

Директор по рекламе, Москва
Владимир Зонзов пишет:
Отвечают ли оные на вопрос «Как стать успешным фрилансером»? :)

площадки озаботились доказывать образ "вот какой он успешный фрилансер" (мы жесткие менеджеры и у нас работают успешные которые превращаются в мини агентство)

да лесом оно иди мини агентство, если мне нужно агентство легче работать в топовом, там тебе и менеджеры более менее обученные и владельцы душевные люди оградят тебя от менеджерской волокиты

объясните в чем фишка - если ты фрилансер значит тебе на это время не хочется усиленно пахать в офисе и нужно free время, поэтому ты фрилансер

зачем пытаться из фрилансеров делать новые фабрики? Что агентств и так маловато что ли?

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар

Я несколько лет занимался фрилансом параллельно основной работе. Что могу сказать - рынок в России абсолютно дикий. Все всех боятся, никто никому не верит, каждый старается обмануть другого. Заказчики постоянно пытаются или не заплатить вовсе, или заплатить существенно меньше - причем часто даже не утруждают себя подбором качественных аргументов такому решению. Пока наберется пул хороших заказчиков, придется набить столько шишек, что можно со счета сбиться. Да, с одной стороны, определенная свобода. Работаешь где хочешь и в удобное для себя время. Не тратишь время, стоя в пробках. Нет начальников-самодуров, нет необходимости общаться с неприятными людьми в офисе. С другой стороны - заказы нерегулярные, "то густо, то пусто". Из моих знакомых практически никому не удалось стать фрилансером на постоянной основе - только в качестве подработки к основной офисной работе.

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Меня удивляет, как можно отрицательно лайкать на числовые оценки (в сообщении от 27 июля 2017, 08:57).

Кто тянул за язык интервьюируемого? Из его похвальбы («… а доля прибыли в выручке – 70%») следует, что Fl.ru, будучи фирмой-посредником, отгребает себе от выручки в разы и разы больше фрилансеров. Если 70% это правда, то будущее фирмы Fl.ru -- сомнительно.

Аналитик, Москва
Владимир Зонзов пишет:
будучи фирмой-посредником, отгребает себе от выручки в разы и разы больше фрилансеров.

Владимир Иванович, такие площадки зарабатывают на платных эккаунтах для фрилансеров, рекламе на сайте и т.д. Денежный оборот между заказчиками и фрилансерами, как правило, проходит мимо них. Ну, может быть есть какая-то небольшая комиссия в исключительных случаях.

Старший консультант, Москва
Владимир Зонзов пишет:
>>> … а доля прибыли в выручке – 70%».
>Вопрос: Верно ли процитированное утверждение? – Посмотрим.
>fl.ru – это посредник между фрилансерами и их заказчиками. Из (7) или (8) >следует, что ФОТ фрилансеров – «маловат», по сравнению с чистой >прибылью посредника.
.=============================.
Посредник (биржа) не включает в свой ФОТ зарплату фрилансеров - они же не являются наёмными сотрудниками биржи. А поскольку общая сумма зарплат фрилансеров неизвестна никому, некорректно было рассуждать, «маловат» ФОТ или «великоват» :-)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.