«Я боюсь разоблачения»: как справиться с синдромом самозванца и получить повышение

Синдром самозванца к нам приходит...

Три года назад, когда я чистила память старого телефона, я сделала невероятное открытие. Удаляя ненужные фото, я с удивлением для себя обнаружила огромное количество скринов позитивных отзывов о моей работе, которых я никогда не читала раньше. «Ты супер! Это было невероятно! Ты настоящий доктор психического здоровья! Благодаря твоей сессии я впервые за 30 лет спал спокойно! Потрясающе!» – один за другим я открывала для себя новые и новые восторженные отзывы.

Почему я не читала их раньше? Все просто. Я не верила в эти слова, я думала, что это не про меня, это какая-то ошибка. Тогда внутри меня отчетливо звучал комментарий, который я получила много лет назад – на первой встрече по итогам испытательного срока в стратегическом консалтинге: «Все хорошо, но есть куда расти». И тот комментарий не давал мне поверить, что позитивные отзывы, которые я получала, действительно искренние. И потому я старательно обесценивала их, закрывая их сразу после получения.

Внутренний голос критика – это тот рефрен, который сопровождает нас в течение всей жизни. Это, как образ вашей старой учительницы, которая стоит с указкой над вами, даже когда вы закончили школу 20 лет назад. У кого-то это начальник, у кого-то сестра, у кого-то родитель, у кого-то тренер, у кого-то соседка, которая говорит «у тебя ничего не получится», «да кто ты такой», «куда тебе», «даже не пытайся».

Сначала это всегда внешняя фигура, но со временем она становится частью нас, внутренним голосом, который обесценивает, ограничивает и не дает нам добиваться поставленных целей. «Да кто ты такой? Что ты о себе возомнил? Самозванец».

Впервые термин «синдром самозванца» появился в 1978 году в статье Паулины Клэнс  и Сюзанны Аймс, по наблюдениям которых многие успешные женщины были склонны считать, что они не умны, и что окружающие переоценивают их. Сегодня термин широко распространен и с этим явлением сталкиваются представители обоих полов. При встрече с внутренним критиком и самозванцем, мы ощущаем себя притворщиками, недостойными большего, боимся разоблачения и провала, обесцениваем свои успехи, объясняя их удачей или другими внешними причинами.

Как менеджер встретился с синдромом самозванца, и провалил собеседование

История опубликована с разрешения клиента, в целях конфиденциальности имя изменено.

Недавно я работала с Анной, очень умной и компетентной девушкой, которая встретилась с серьезным барьером в виде внутреннего критика при собеседовании на новую роль.

Анна, 35 лет, менеджер по инновациям в крупной IT-компании, выгорела в текущей роли, но считала, что до роли директора недотягивает. Ей было скучно приходить на работу, потому что задачи, которые она выполняла, были рутинными и недостаточно масштабными для нее. При этом она отказывалась от повышения, считая, что еще не заслужила ту роль.

«То, что я попала на роль менеджера – всего лишь стечение обстоятельств».

Анна старательно обесценивала свои достижения, считая, что ей нечего рассказать на собеседовании – «ничем не могу похвастаться, это всего лишь моя работа». Анна всячески игнорировала похвалу, которую получала от всех руководителей, включая собственника компании.  

Несмотря на высокий уровень английского языка и блестящие презентационные навыки, Анна отказывалась от выступлений на публике, боялась сказать что-то не то и допустить ошибку.

«Я боюсь разоблачения, если я начну часто выступать, все поймут, что я случайно в этой роли, и меня уволят».

Когда Анне, как лучшему сотруднику, вручили престижную в компании премию «Менеджер года» по результатам большого проекта, она посчитала, что руководитель поступил так лишь из жалости к ней.

За помощью Анна решила обратиться после ситуации на собеседовании.

«Все шло хорошо, и генеральный директор одобрительно кивал, но потом он стал что-то записывать в телефон и перестал слушать меня. Я поняла, что он раскусил меня, понял, кто я на самом деле, и продолжать интервью дальше не имело смысла.  Когда он дал мне бизнес-кейс, я застыла и не смогла связать и двух слов. У меня закружилась голова, и я почувствовала, что буквально теряю сознание. Позже директор написал мне, что не понял, что так сильно смутило меня в его бизнес-кейсе. Это был настоящий провал. Если это повторится снова, это непременно скажется на моей репутации».

Ситуация, в которой оказался Анна, типична. Часто очень умные, добившиеся больших успехов мужчины и женщины теряются и буквально замирают при общении с лицами выше по статусу. «Как будто мозг отключается в этот момент» – описывают они такие ситуации – «Если бы на той встрече меня спросили, сколько будет 2+2, я бы не смог ответить», «Я почувствовал себя самозванцем, ну что я знаю в сравнении с собственником». Согласно концепции триединства мозга нейрофизиолога Пола Маклина в такие моменты наш когнитивный мозг (неокортекс) действительно отключается, и мы, подобно далеким предкам, действуем инстинктивно «бей-беги-замри».

Как взять синдром самозванца под контроль

Как же справиться с такой проблемой? Как вернуться в состояние человека разумного и продолжить собеседование, демонстрируя свои компетенции?

Для того, чтобы избавиться от синдрома самозванца и научиться общаться на равных с людьми гораздо выше по статусу важно определить корень проблемы и изменить поведенческие паттерны, а также научиться управлять эмоциональными реакциями, возникающими при критике и зависимости от чужой оценки. Другими словами, вырастить собственную опору и не бояться браться за новые дела и амбициозные цели из-за опасения не добиться идеального результата. Это можно сделать самостоятельно, используя экспресс-техники или обратившись к специалисту.

При работе с Анной, прежде всего, мы проанализировали ее мысли, эмоции и состояния в стрессовых ситуациях. В течение месяца Анна делала упражнения для самостоятельного наблюдения и вела таблицу, делясь со мной основными выводами и результатами. Выяснили, что чаще всего «замирание» и встреча с внутренним критиком происходит при общении с властными мужчинами. Анна научилась отслеживать телесную реакцию, при общении с такими людьми – у нее начиналось учащенное сердцебиение, ладони потели, в горле все сжималось. Мы выявили главные триггеры Анны: «страх критики», «страх опозориться на публике и быть отвергнутым», «синдром самозванца».

Далее с помощью специальной техники мы вышли на первопричину – травмирующую ситуацию. Оказалось, что папа Анны был строгим и властным мужчиной – директором школы в небольшом городе. Больше всего Анна боялась расстроить папу плохими оценками и замечаниями за поведение. Отец был строг с девочкой и любил мотивировать ее словами «не будешь учиться на пятерки, будешь работать уборщицей в нашей школе».

Однажды, когда Анна участвовала в конкурсе чтецов, она увидела папу в первом ряду и так разволновалась, что забыла часть стихотворения. В тот день отец ничего не сказал маленькой Ане, но его взгляд говорил сам за себя – «ты позорище нашей семьи, из тебя выйдет только уборщица». С тех пор Анна так и чувствовала себя – менеджер по инновациям, который на самом деле годился только в уборщицы.

По опыту, у многих найдется подобная история. Она есть и у меня. К счастью, у нас есть выбор, что делать с этим – вечно оплакивать боль, обижаясь на родителей, учителей и других значимых взрослых, или сделать из травмы движок, который поможет нам справиться с болью и взять под контроль внутреннего критика.

Предложу вам несколько экспресс-техник, которые вы можете использовать для самостоятельной работы, чтобы справиться с синдромом самозванца:

  • Фокусируйтесь на позитивной обратной связи, разрешите внутреннему критику расслабиться и отдохнуть, перестав вам указывать на то, что можно улучшить. Заведите специальную папку, в которую будете складывать позитивную обратную связь, отзывы клиентов и благодарности. Наберите 100 отзывов и перечитывайте их, каждый раз, когда сомневаетесь в своих силах.
  • Хвалите себя! Заведите lневник достижений, ежедневно записывайте 7-10 пунктов, в которых вы можете похвалить себя.
    Пример: я молодец, что написал статью, я молодец, что пошел на тренировку, я молодец, что сделал комплимент другу, я молодец, что позаботился о себе и отдохнул и т. д.
  • Определите триггеры и ограничивающие убеждения. Замечайте и записывайте ситуации, в которых чувствуете, что внутренний критик подступил слишком близко. Анализируйте свои мысли в этих ситуациях, делайте заключение, что объединяет эти ситуации, какие мысли и установки являются ключевыми и вызывают сильные эмоции.
  • Прорабатывайте ограничивающие убеждения. Чтобы проработать установки, можно использовать следующую технику.
    1. Произнесите установку вслух. Например, «я должна во всем быть идеальной». Прислушайтесь к своим ощущениям, когда вы это произносите. Что вы чувствуете – легкость, тяжесть, напряжение и т. д.?
    2. Проанализируйте, какие выгоды дает вам эта установка. Например, благодаря тому, что вы во всем идеальны, у вас все под контролем, высокого качества, вы не сомневаетесь в результате.
    3. Теперь посмотрите на минусы этой установки. Например, стремясь довести все до совершенства, вы тратите много времени, не можете расслабиться, постоянно чувствуете напряжение.
    4. Измените формулировку «я должна» на «я могу не». Я могу не быть идеальной. Проведите такой же анализ, как с установкой долженствования. Какие плюсы у этой установки, какие минусы? Что вы ощущаете телесно, когда произносите ее?
    5. Рассмотрев плюсы и минусы каждой из установок, какая из них кажется вам ближе? К чему вы хотели бы стремиться? Как могли бы сформулировать для себя новую установку?
  • Не бойтесь обращаться за помощью! Делитесь с близкими и окружающими тем, что с вами происходит. Вы будете удивлены, как много людей вокруг сталкиваются с подобными проблемами. Не бойтесь обращаться за профессиональной помощью, если не находите нужной поддержки и решений в своем окружении.

Те, кто сталкивается с синдромом самозванца, это, как правило, уже состоявшиеся и успешные люди. Самозванец не приходит к людям с неразвитым критическим мышлением. Синдром самозванца помогает нам быть более совершенными в том, что мы делаем, но в то же время и ограничивает нас, мешая продвигаться вперед. Потому с внутренним самозванцем невозможно «справиться», с ним можно только договориться, взяв его под контроль. И это поможет вам двигаться вперед, открывая для себя новые горизонты.

Чем закончилась история с Анной

Используя вышеописанные техники, а также краткосрочную личную терапию, Анна смогла справиться с болью и проработать травмирующие ситуации ее жизни, связанные с синдромом самозванца. Она научилась распознавать триггеры, которые могут приводить ее в замешательство на встречах, и умело возвращаться в спокойное собранное состояние. Через несколько месяцев после окончания работы над собой Анна приняла предложение на директорскую роль. «Самозванец взят под контроль, – написала мне Анна, – это – прорыв!».

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

С тех пор Анна так и чувствовала себя – менеджер по инновациям, который на самом деле годился только в уборщицы.

Бывает и наоборот, когда уборщица, чувствует себя кем-то другим )))

Директор по продажам, Санкт-Петербург

«Самозванец взят под контроль, – написала мне Анна, – это – прорыв!».

Напоминает донесение в польскую столицу от шляхтичей, из лагеря в Тушино. 

Генеральный директор, Москва
Олег Шурин пишет:
Бывает и наоборот, когда уборщица, чувствует себя кем-то другим )))

Еще пример - персонаж Басова в фильме "Я шагаю по Москве" - полотер. 

Генеральный директор, Москва
Леонид Сохор пишет:
Олег Шурин пишет:
Бывает и наоборот, когда уборщица, чувствует себя кем-то другим )))

Еще пример - персонаж Басова в фильме "Я шагаю по Москве" - полотер. 

Менеджер, Саратов

Менеджеру по инновациям было скучно приходить на работу, потому что задачи, которые она выполняла, были рутинными. Похоже, Анна и правда самозванец.

Вице-президент, зам. гендиректора, Москва

Прекрасная статья, респект автору!

Генеральный директор, Москва
Сергей Ежов пишет:

Менеджеру по инновациям было скучно приходить на работу, потому что задачи, которые она выполняла, были рутинными. Похоже, Анна и правда самозванец.

Остроумное замечание с очень точно подмеченными нюансами  в тексте )))

Консультант, Москва

У ч-ка не синдром, а Эдипов конфликт и техники когнитивной терапии помогут, на время и не окончательно. Экспресс техники не помогут вообще. 

Генеральный директор, Москва

Синдром Самозванца - это реально проблема для наиболее компетентных профессионалов, потому что они знают как можно было сделать лучше и это их буквально разрушает.

Но Синдром Самозванца - это не личная проблема, это большая проблема для всего бизнеса и компании, так как лучшие специалисты не хотят занимать предназначеные им посты, и эти посты занимаются некомпетентными Даннингами-Крюгерами, то есть теми, кто абсолютно не достоин этих должностей, но которые абсолютно уверены, что они достойны и вообще всё всё знают. Бизнес от таких руководителей Даннингов-Крюгеров очень много теряет, все примеры Motorola, Nokia, Polaroid - это об этом.

Так что помогать сотрудникам с Синдром Самозванца - это важнейшая задача для бизнеса.

И есть один очень простой и эффективный инструмент для тех кто чувствует за собой эту проблему, писать достижения - это не работает, а работает другое - важно перестать бояться ошибок, а для этого необходимо начать специальное ошибаться, конечно, это не обязательно делать по крупному, а вот на мелочах, это очень помогает. 

Осознание, что после ошибки ничего не происходит плохого - это и есть главный драйвер выхода из Синдрома Самозванца. 

Руководитель, Москва

Скучно ей станет после 40-45 , когда ее уже не будут приглашать на работу .

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на менеджеров по продажам вырос в полтора раза

Сильнее всего спрос на sales-менеджеров вырос в компаниях из IT-отрасли – сразу на 84% к прошлому году. 

В Петербурге с 1 ноября введут QR-коды для посещения мероприятий

А работников старше 60 лет отправят на удаленку.

Сколько россиян мечтают стать начальниками

Большинство опрошенных хотят быть боссами из-за более высокой зарплаты.

Две трети сотрудников не готовы к сокращению зарплат ради работы на удаленке

Подавляющее большинство сотрудников не готовы к сокращению заработных плат в случае релокации.