6 навыков и привычек, без которых невозможно добиться успеха

По собственному опыту могу сказать, что не бывает двух абсолютно одинаковых и успешных предпринимателей. К положительному результату каждого приводит индивидуальность и уникальный подход к делу. Согласно ряду исследований (failory и CBInsights), только 10% начинающих предпринимателей в конце концов выстраивают стабильные и прибыльные бизнесы.

Будучи управленцем на протяжении многих лет и поработав за это время со многими бизнесменами, я могу сказать, что успешных игроков объединяет схожий подход ко многим вещам. Какой именно, какими навыками и особенностями характера должен обладать предприниматель, чтобы сохранить запас жизненных сил, снизить уровень стресса и быстрее добиваться результата в бизнесе?

1. Авторская жизненная позиция

Некоторым людям свойственно винить в своих провалах окружающих или обстоятельства. Перекладывание ответственности — признак незрелого человека. Если управленец компании не имеет авторской жизненной позиции, то вряд ли он достигнет успеха в своем деле, потому что скорее всего не готов быть руководителем. Ведь когда ты управляешь компаний, то каждый день берешь ответственность не только за себя, но и за всю команду.

Человек c позицией автора умеет брать на себя ответственность за происходящее с его бизнесом, анализировать и признавать ошибки, поэтому компания или проект под управлением такого менеджера имеет высокие шансы на успех.

2. Навык делегирования

Когда предприниматель только запускает бизнес, многие задачи он, как правило, закрывает самостоятельно или привлекает профильных специалистов на отдельные блоки работ, но при этом все равно глубоко включен в процесс и контролирует его. Дальше, когда бизнес растет, держать в своих руках все процессы становится невозможно просто хотя бы потому, что их уже слишком много, и на этом этапе важно умение делегировать.

Каждый управленец должен уметь выстраивать четкую иерархию внутри компании, с прописанными должностными обязанностями и инструкциями, которые важно соблюдать самому. В соответствии с согласованной структурой внутри компании сотрудникам передаются те или иные функции, а у руководителя остаются только те задачи, которые требуют именно его личного вовлечения. На мой взгляд, делегирование — основа успеха в развитии бизнеса, поэтому важно выстроить четкую структуру подчиненности внутри компании, научиться доверять и поручать обязанности своей команде.

3. Забота о своем теле

Собственное дело предполагает, что предприниматель вкладывает в него много сил и энергии. Из-за ненормированного графика и частого эмоционального выгорания порой кажется, что совмещать здоровый образ жизни и бизнес практически невозможно. Но чтобы продуктивно работать и выдерживать все физические и психологические нагрузки, которые сопутствуют бизнесу, важно «быть в тонусе».

Для восполнения энергии, которая так необходима предпринимателям, полезно выделять время на спорт, высыпаться и придерживаться принципов правильного питания. Следуя ЗОЖ, человек становится продуктивнее и энергичнее. Если пренебрегать полезными привычками, то рано или поздно организм может не выдержать нагрузки и подвести вас в самый неподходящий момент.

4. Умение отдыхать

В ежедневной гонке за прибылью и ростом предприниматели часто не находят времени на то, чтобы остановиться и подумать о своем эмоциональном состоянии. При этом в конце мая 2019 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявила, что с 1 января 2022 года в международную классификацию болезней ВОЗ будет официально включен «синдром менеджера» — это выгорание, которое люди зарабатывают в результате хронического стресса на работе. Для продуктивной работы и тем более для того, чтобы развивать бизнес, важно контролировать свой эмоциональный фон.

Умение отдыхать — навык, который позволяет восстанавливать внутренние ресурсы и с новыми силами добиваться желаемого. Поэтому важно иметь привычки, которые позволяют перезагружаться. Кто-то получает заряд бодрости на рыбалке за городом, а кому-то достаточно посмотреть фильм в кругу семьи, не касаясь телефона. По своему опыту знаю, чтобы выдерживать накал страстей в бизнесе, полезно переключаться — выделять время на полноценный отдых без параллельного решения бизнес-задач.

5. Навык планирования

Планирование — базовый навык, необходимый бизнесмену или управленцу. Здорово, если человек обладает им изначально, то есть имеет врожденную способность грамотно управлять своим временем, но при желании этому можно и научиться. Достигать амбициозных целей можно, например, с помощью метода декомпозиции. Его суть заключается в том, чтобы дробить одну крупную задачу на несколько простых, выделяя промежуточные этапы достижения цели.

Обладая привычкой планировать, предприниматель повышает свои шансы на успех, поскольку может просчитывать действия на несколько ходов вперед, понимает, как реализовать задуманное, что нужно для этого сделать и в какие сроки. 

6. Изменение мышления

Часто преграды, которые мешают нам достичь цели или стать лучше, есть только в нашей голове. То, как мы мыслим, определяет наше поведение, в том числе в сложных ситуациях: справимся со страхом или спасуем, добьемся успеха или потерпим неудачу. Для достижения целей нужно прежде всего четко сформулировать их.

Вы сделали это. Допустим, ваша цель — финансовый достаток. У людей финансово успешных есть определенные привычки и, как правило, они у них схожи, поэтому имеет смысл подмечать такие вещи и внедрять их в свою жизнь. Возможно, стоит пересмотреть привычные увлечения и заменить на более полезные, например, отказаться от компьютерных игр в пользу занятий спортом, время, которое обычно тратится на просмотр новостной ленты Instagram уделить обучающим курсам и т. д. Чтобы новые привычки не истощали вас, лучше подойти к этому вопросу системно и встроить их в свой образ жизни. Положительные результаты приносит позитивное мышление, вера в себя и свой успех. 

Наличие системообразующего мышления или намеренное его развитие, умение не опускать руки, менять модель поведения, исходя из опыта прошлых неудач, а также двигаться вперед и верить в себя — ключевые принципы бизнес-мышления, которые помогают предпринимателям добиваться результатов. Умение понимать себя, находить баланс между работой и отдыхом, управлять собственной энергией — не менее важны для бизнесменов, которые хотят оставаться эффективными на длинных дистанциях.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Москва

Личный опыт наблюдений, безусловно, имеет право на существование. На то он и личный. Сколько личностей, столько и опытов. И вряд ли стоит сравнивать наблюдения по глубине и точности анализа, если один наблюдатель изучает в течение 20 лет тысячи историй успехов, как, например, Малкольм Гладуэлл ("Гении и аутсайдеры"), а другой ограничится более скромной выборкой. Ведь наблюдатели, как правило, деликатно отмечают, что не претендуют на истину в последней инстанции. Отсюда и возможность диалога с каждым из авторов.

Скажем, в данной статье вызывают сомнение критерии наблюдений - это и навыки, и особенности характера. Когда критерии не мономорфные ("Смешались в кучу кони, люди"), это всегда спорно. У меня, например, не получилось определить, что такое "умение отдыхать" (которое, по тексту, очень близко к "заботе о своем теле") - это навык или особенность характера? Или что-то третье?

П.1 "Авторская жизненная позиция" вызывает другие вопросы. Предположим, что это особенность характера. Авторство - это творчество, созидательность, индивидуальность, но это не есть синоним принятия на себя ответственности. В расшифровке же явно доминирует тема внутреннего и внешнего локусов контроля - видит ли человек ресурсы/причины неудач вовне или берет ответственность на себя. Возможно, это вопрос формулировки (звучит-то красиво), но ключевое слово (ответственность, судя по тексту) здесь явно потерялось.

П.6 "Изменение мышления" как финал разочаровал. Слишком упрощенно. Основные тезисы - сформулируйте цели и поменяйте плохие привычки на хорошие.

Тем не менее, с рекомендацией переключаться и отдыхать в гонке за успехом не поспоришь, рекомендация правильная:-)

IT-менеджер, Красноярск

Система ценностей и убеждений человека - основа успеха его продвижения как сотрудника компании, равно как, я полагаю, и предпринимателя. Если человек транслирует чуждую некоторой группе людей систему ценностей и убеждений, он никогда не добьется там успеха, сколько бы он там не отдыхал и не обливался холодной водой. И наоборот, если система ценностей и убеждений в большинстве моментов совпадает, он всегда может рассчитывать на необходимую поддержку и кредит доверия, необходимый для успешной деятельности. 

Гибкость мышления - ценное качество, но только как дополнение (а не замена) "начинке" которая образует условно-постоянный "стержень" характера, не имея которого, человек так же обречен на провал, как имеющий "чуждую" систему ценностей, только с большими потерями для себя и людей, которые ему доверились. 

Генеральный директор, Москва

Всё это нужно. Но, на мой взгляд, вторично: на этом уровне рассмотрения навыков, можно ещё +250 пунктов дописать... и создать "библиотеку лучших практик" руководителя. А то у кого-то есть, а у руководителей нет. Безобразие :)

Если о главном, без чего не добиться успеха. Мой "личный опыт наблюдений":  успешный руководитель тот, кто умеет формировать команду и понимает в ней своё место. В этом смысле  согласен с Адизесом (PAEI). На этом же выстраивается концепция сильных-слабых сторон от Gallup и многих других.

Остальное - от проектов, задач до необходимых навыков, это уже  "декомпозиция своего места" в задачи компании. И это могут быть совсем не те навыки, которые описаны в статье. Потому что команде от вас может требоваться совсем другое. 

P.S. Особо отмечу: роли ("своё место") - это не об иерархии и оргструктуре. Которая, почему-то, ассоцирована с делегированием и названа основой успеха. А как же модные нынче "бирюзовые" и прочие виды организации деятельности, которые не имеют иерархий, как основы, но выдают результаты? 

Руководитель группы, Москва
Олег Гончаров пишет:
Которая

Увидеть бы ещё реальные практические примеры организаций без иерархии и инфраструктуры, которые выдают результаты ...

Финансовый директор, Москва

Шесть умных советов от красивой женщины - что может быть лучше!
И хотя эти советы сами по себе не новы и их список может быть существенно расширен, в своей совокупности они способны изменить жизнь любого человека, неважно, бизнесмена или студента, даже, может быть, и простой домохозяйки )
Так что смело говорю Елене спасибо за публикацию!
Особенно понравился термин "Авторская жизненная позиция", который предполагает творчество, небанальность, осознанность, т.е. то, что мне лично самому нравится в людях. По-моему, "авторство" - очень емкое понятие того, что отличает "осознанных людей" от "биороботов". Респект!

Президент, председатель правления, Москва

Эти навыки к предпринимательству не имеют никакого отношения. Это перечень навыков (не полный) больше для наёмного управленца, но никак не для предпринимателя.

Почему лишь немногим предпринимателям удается развивать свой бизнес?

Большая часть начинающих предпринимателей производят/продают продукт который никому не нужен. Вот по этой причине немногим предпринимателям удаётся достичь успеха (речь о финансовом успехе предприятия). Те кто успешен, делают нужный рынку продукт. Они его делают не ради денег, не ради своего достатка, а потому, что он очень нужен людям и решает проблемы людей. И это весь секрет успеха, никакие навыки не влияют на это.

Продукт, в полным смысле слова - востребованный продукт, может создать только предприниматель, который живёт не по правилам указанным в статье, а по его индивидуальному алгоритму, который заточен на работу в режиме 24 часа, даже когда предприниматель спит, его мозг обрабатывает то, над чем он усиленно работал. А у людей потративших время на сериалы, отдых и прочее, у тех мозг обрабатывает никому не нужную информацию, мозг не различает где полезное и не полезное, он обрабатывает весь информационный мусор которым напичкал себя человек отдыхая.

Предприниматель не тратит время на отдых и на разные важные для наёмного сотрудника вещи, он тратит время на подумать, на самый сложный навык.

  1. Авторская жизненная позиция - у каждого человека она своя и всегда авторская, кто не согласен смотрим в интернете понятие морфологии мозга человека, она у всех исключительно индивидуальна.
  2. Навык делегирования - это больше к наёмным менеджерам, а не к предпринимательству, за меня это делают мои директора (наёмные).
  3. Забота о своем теле - это точно к наёмным менеджерам, я оплачиваю всем своим менеджерам фитнес, но у меня у самого на это времени минимум. Даи судя по моим сверстникам которые обычно лет на 10 выглядят старше, мне это не сильно надо.
  4. Умение отдыхать - это к предпринимательству не имеет никакого отношения, и мои друзья, и я, последний раз были на отдыхе лет 25 назад. Галицкий продавший "Магнит" сказал, что за 20 лет работы ни разу не завтракал дома в выходные, не было возможности побыть с семьёй.
  5. Навык планирования - это больше к наёмным менеджерам, а не к предпринимательству, у меня больше 2 тысяч наёмных сотрудников, но полноценно планировать на годы вперед, я не умею и не понимаю зачем это когда вокруг потребности меняются очень быстро.
  6. Изменение мышления - у предпринимателя оно и так не совсем стандартное, пока другие отдыхают и заботятся о своём питании, теле и разных других нещтяках, предприниматель работает - думает.
Партнер, Красноярск

Да-да, конечно. Где "0 - волосатая лапа в бюджете"?

Не надо путать понятия "предприниматель" и "успешный специалист"....

Генеральный директор, Москва
Олег Хан пишет:

Те кто успешен, делают нужный рынку продукт. Они его делают не ради денег, не ради своего достатка, а потому, что он очень нужен людям и решает проблемы людей.

Телевизор LG. Одной марки. В заводской коробке. В двух лавках, стоящим рядом, которые продают один и тот же товар. Цена, практически, одна и та же. Но, у одних покупают хорошо, а у других - совсем плохо.

И это весь секрет успеха, никакие навыки не влияют на это.

Поэтому, тут большой вопрос к тому, что считать "продуктом": без определённых "навыков", один продукт от другого ничем не будет отличаться. Успеху взяться будет неоткуда. Любой инженер скажет: "придумать не есть продать". Даже сверхполезную фиговину.

Как и намекнул выше, навыки очень влияют. Влияют решающим образом. 

Генеральный директор, Москва
Олег Гончаров 

Спасибо за обратную связь. Согласна, что умение формировать команду является одним из базовых и смысл колонки совсем не противоречит этому. У статьи другой посыл, в ней говорится о базовых навыках и привычках, которые позволяют добиваться успеха в бизнесе.

Президент, председатель правления, Москва
Олег Гончаров пишет:
В двух лавках, стоящим рядом, которые продают один и тот же товар. Цена, практически, одна и та же. Но, у одних покупают хорошо, а у других - совсем плохо.

Там где покупают, там есть продукт, а в рядом находящимся магазине, где не покупают тоже самый товар, там нет продукта и вся разница. Об этом "феномене" неоднократно я уже рассказывал на разных бизнес конференциях, да же в моей небольшой сети из 45 магазинов, это  сразу видно не вооруженным глазом, как только точка откроется,  иногда приходится её тут же закрывать и делать новую буквально рядом, и вот рядом начинаются продажи, которых не было в предыдущей точке. Еще 20 лет назад, до меня, об этом рассказал Чичваркин (а за 40 лет до него рассказал Котлер), у Чичваркина в Евросети периодически было тоже самое, две рядом стоящие точки, в одной выручка с избытком и всё улетает, в другой выручки нет, а стоят друг от друга в 100 метрах. Но вот эти 100 метров и создают, в том числе, торговый продукт - удобство для покупки. И вроде как уже любой менеджер должен знать, что такое торговый продукт, на примере тех же Макдональдсов, но оказывается есть люди которые еще не в курсе:).

 "придумать не есть продать". Даже сверхполезную фиговину.

Придумать - это не продукт, это вообще к продукту не имеет отношения. Откройте любой учебник Филиппа Котлера и прочитайте самые основы. Удобство и легкость потребления - это тоже часть продукта. Потому просто придумать идею и сделать из неё продукт, это совсем разные вещи. Миллионы отличных идей (даже тех которые получили реализацию) - никогда не становятся продуктом, в том числе потому идею нельзя запатентовать так как от идеи до продукта - огромная пропасть.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что влияет на продуктивность сотрудников

Качество офиса заняло четвертое место по степени влияния, при этом именно им недовольно больше всего опрошенных.

Названы лауреаты «Премии Рунета 2024»

Награды вручались в нескольких номинациях, охватывающих госпроекты, СМИ, экономику и бизнес, науку и технологии, а также культурные и социальные инициативы.

В Индии компания уволила всех сотрудников, испытывавших стресс

Так компания решила избавиться от стресса в команде. Под сокращение подпали более 100 человек.

Большинство россиян предпочтут 13-ю зарплату новогодним корпоративам

Четверть россиян относятся к корпоративным развлечениям негативно.