7 причин, повергающих руководителей в стресс

Быть генеральным директором – это означает испытывать ежедневный стресс. Держать постоянную психологическую нагрузку – это почти должностная обязанность руководителя, неотъемлемая часть его работы. Высокий уровень стресса в работе генерального директора вызван многими причинами. Вот лишь некоторые из них:

  • Высокая контактность, постоянное общение с людьми.
  • Многозадачность, большое количество дел/проектов, требующих личного контроля.
  • Необходимость постоянного принятие решений.
  • Постоянная ответственность: перед акционерами, клиентами, сотрудниками.
  • Психологическое давление «сверху» от инвесторов, акционеров, собственников.
  • Перегруженное расписание, ненормированный рабочий день.
  • Жизнь и работа в режиме высокой неопределенности и постоянных рисков.

Спонтанные эпизоды в стиле «просидел до утра в пабе с друзьями», «рванул на мальчишник в стрип-клуб», «выходных не помню, все проспал», «поехала в отпуск на три дня и просидела на пляже с телефоном» не избавляют от стресса. Возможно, даже усиливают его. Чтобы действительно понизить уровень психологической нагрузки, нужен системный подход. Надо работать не с симптомами («стал срываться на людей, начинаю пить таблетки»), а с причиной возникновения стресса. Безусловно, генеральный директор не может снизить уровень стресса своей работы до уровня нагрузки библиотекаря или вахтера, но взять ситуацию под контроль может и должен. Иначе психологическое выгорание, нервные срывы и подорванное здоровье будет обратной стороной золотой медали победителя карьерной гонки.

Определите ключевые причины, повергающие вас в стрессовое состояние и методично отрабатывайте каждую.

1. Вам тяжело дается постоянное общение с людьми?

Определите приемные дни и часы, когда вы обсуждаете с подчиненными рабочие вопросы. Установите границы своего общения и следите за тем, чтобы их не нарушали. Руководитель, к которому сотрудники целый день идут с вопросами – заложник текучки и не имеет возможности четко следовать своему расписанию и плану дел. Замените часть очных встреч переговорами по Skype или телефону. Это позволит сэкономить и психическую энергию, и время. Выделяйте определенные дни для интенсивного общения с «внешними» людьми (то есть с клиентами, партнерами, поставщиками), а по завершению активных встреч делайте передышки, чтобы восстановиться эмоционально.

2. Вы мечетесь между горящими вопросами?

Бесконечные срочные дела разрывают вас на части? Назначьте ответственного «пожарного» на каждое из дел, и пусть он лично занимается тушением и эвакуацией пострадавших. Оставьте за собой только функцию общего контроля, а решение вопросов на операционном уровне делегируйте своей команде. Топ-менеджер не должен погружаться в решение бесконечных срочных текущих вопросов. Ему необходимо видеть ситуацию в целом, а для этого важно быть немного выше ситуации, сохранять некоторую отстраненность.

3. Вы устаете от постоянного принятия решений?

Постарайтесь организовать работу таким образом, чтобы большее количество вопросов закрывалось на уровне среднего менеджмента. А те, что требуют именно вашего участия, как генерального директора, должны поступать к вам от подчиненных в уже проработанном виде. Приучите сотрудников приносить вам не только проблемы, но и возможные варианты их решения с предварительной оценкой рисков и последствий. Это, с одной стороны, будет хорошим тренингом для сотрудников, с другой, повысит вашу продуктивность как руководителя.

4. На вас давит постоянная ответственность?

Но это и есть ваша работа как генерального директора – отвечать за все: за процесс, за результат, за возможные ошибки и потери. Вы не можете ее делегировать, переложить на другие плечи, но попробуйте сделать эту ношу менее тяжелой. Давление ответственности легче выдерживать, имея высокий уровень информированности обо всех аспектах деятельности компании. Постройте информационную систему, позволяющую вам быть в курсе всех ключевых событий, процессов, цифр и своей компании, и отраслевого рынка. Это позволит вам ощущать твердую почву под ногами и лучше держать нагрузку.

5. Вам мешает работать постоянное давление «сверху»?

Акционеры, собственники – они тоже люди, их можно понять: беспокоясь о своих инвестициях, они часто не видят иного рычага воздействия на текущую ситуацию, как только давление на генерального директора компании. Также давление могут оказывать и крупные клиенты, государственные заказчики, и даже крупные подрядчики могут осложнять жизнь топ-менеджеру. Для работы с такими «людьми сверху» желательно назначить ответственного коммуникатора. Это может быть финансовый аналитик или инвестиционный менеджер, чьей основной обязанностью будет регулярное информирование, подготовка отчетов, презентаций и иных материалов для акционеров и собственников бизнеса.

6. С вашим расписанием не справляется ни один planner?

Вы ставите будильник на шесть и начинаете проверять почту через десять минут после подъема, за завтраком пишите ответы на срочные письма и рассылаете указания сотрудникам. По дороге в офис делаете с десяток звонков, а в восемь уже начинаете первое совещание. Целый день люди, звонки, отчеты и встречи. Усилием воли вы выключаете компьютер в час ночи, и на следующий день все начинается сначала. Если это ваш повседневный режим, то вам нужно завести хорошего секретаря. А лучше двух, чтобы работали в две смены, вели ваше расписание, согласовывали встречи, отвечали на письма, записывали указания с голоса. И это должны быть профессиональные ассистенты, а не просто хорошенькие девочки на каблучках и в обтягивающих юбочках. Хотя такие милашки – тоже хороший анти-стресс.

7. Вы слишком много знаете и от этого плохо спите?

Многие знания – многие слезы. Вы ничего не можете с этим поделать. Вы мучаетесь от того, что вам придется уволить 15% сотрудников, а остальным сократить зарплату. Вы тревожитесь, что новый продукт, который с таким трудом вывели на рынок, может не найти своего потребителя, несмотря на все усилия маркетологов. Вы сомневаетесь в том, что отдел продаж вытянет план текущего года, а компания сможет удержать долю рынка в ближайшие три года. Отсутствие уверенности в завтрашнем днем парализует ваши действия? Если это вас утешит, то знайте, что каждый генеральный директор думает о тех же самых вопросах и испытывает сильное психологическое напряжение. Но так же как и вы ни с кем это не обсуждает, а страдает молча, изображая глянцевую успешность и из последних сил излучая энтузиазм и уверенность в себе. Это и есть лидерство. И настоящий лидер не тот, кто не знает сомнений, страха или боли, а тот, кто находит в себе силы жить и работать, несмотря на это.

Антистрессовые приемы мои знакомых

В работе каждого директора есть моменты, когда нервы на переделе. Как регулировать эту эмоциональную нагрузку, помочь себе быстро и эффективно? У каждого руководителя есть свои секреты и приемы. Общаясь с топ-менеджерами на переговорах, собеседованиях, деловых встречах, я постоянно пополняю коллекцию таких лайфхаков. Вот лишь некоторые примеры.

  • Один директор держит в кабинете шредер. И просит бухгалтера приносить бумаги, подлежащие уничтожению, лично ему. Когда его особенно достают сотрудники или клиенты, он включает шредер и начинает молча и методично опускать в него бумаги. Обычно 15 минут ему хватает, чтобы сбросить напряжение.
  • Женщина-директор в моменты сильного напряжения запирается в туалетной комнате и опускает руки под струю горячей воды. Это помогает ей обрести душевное равновесие.
  • Любителей пообщаться с боксерской грушей я знаю достаточно много, причем, как ни странно, это в основном женщины. Боксерские перчатки можно увидеть не только в отделе продаж, но и в службе маркетинга и подбора персонала. Видимо, в этих подразделениях напряжение особенно высоко.
  • Один мой знакомый руководитель-эстет раскладывает в центре большого офиса портативный гольф, а другой любит музицировать на электронном пианино. Но самый эффектный антистресс-метод я встретила совсем недавно в кабинете руководителя производственной компании. Когда он хотел собраться с мыслями, то снимал висящий на стене настоящий шаманский бубен, который сотрудники компании подарили ему на юбилей.

Не нужно бояться и избегать стресса, нужно работать с ним, с причинами его возникновения и, желательно, на опережение.

Комментарии
Участники дискуссии: Юрий Петров, Сергей Алейников
Партнер, Украина

Из опыта - главная причина стресса руководителя - его низкий профессионализм в области управления. Профессиональный руководитель испытывает стресс намного реже.

Адм. директор, Санкт-Петербург

Из семи названных причин обращу внимание на две:

не "многозадачность, большое количество дел/проектов, требующих личного контроля" может вызвать стресс, а необходимость ТОЧНО выбрать в конкретный момент САМУЮ важную задачу, требующую ЛИЧНОГО участия, и отсутствие права на ошибку - вот что может быть причиной стресса;

"перегруженное расписание, ненормированный рабочий день" также повод не для стресса, а для проявления качеств организатора, либо повод для принятия самостоятельного решения о неполном соответствии занимаемой должности...

Сама по себе должность "генеральный директор" сегодня ни о чём не говорит - есть как "номинальные" и "назначенные" директора, так и реальные "единоличные исполнительные органы управления"...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
Цифры и факты
Каникулы рубрики

Рубрика «Цифры и факты» уходит на каникулы до осени.

Россияне начали скупать валюту

Спрос россиян на наличную иностранную валюту вырос на 40%.

Экономика США боится замедления

Доходность 10-летних казначейских облигаций США упала.

«Яндекс.Такси» полетит на вертолетах

«Вертолеты России», правительство Москвы и «Яндекс.Такси» ведут переговоры об интеграции.