Как предпринимателю мотивировать себя

Предпринимателю сложнее, чем наемному сотруднику – ему приходится быть самому себе и руководителем, и исполнителем. Ему приходится постоянно тащить себя из болота, самому себя мотивировать и постоянно находить новые точки опоры, чтобы продолжать расти и развиваться. А еще заботиться о том, чтобы его команда не теряла оптимизма ни при каких условиях. Два основных момента становятся залогом вечного движения вперед.

Как предприниматель со стажем, антикризисный управляющий и генеральный директор (последние 15 лет), я могу сказать, что в бизнесе самомотивация вопрос очень важный и периодически острый. Здесь каждый сам за себя и должен уметь вытаскивать себя из болота за волосы, как Барон Мюнхгаузен. А иначе, как знать – где он, предел депрессии и расслабления?

В самомотивации (как и в обычной мотивации) существуют два направления – мотивация достижения и мотивация избегания. А проще говоря – «кнут и пряник». Человек должен понимать – зачем ему нужно достигать каких-то вершин, зачем ему зарабатывать деньги, зачем каждый день совершать подвиги и выкладываться на 150%. Что он получит, если сделает это? Купит себе новую машину, а может, поедет в кругосветное путешествие или еще что-то – то, что по-настоящему вдохновит.

Каждый раз, когда кончается мотивация на достижение какого-то результата, я вспоминаю – а что будет, если я этого не сделаю? Что плохого может произойти? Конечно, когда все благополучно, легко отказываться от любых планов и целей. Именно в таких ситуациях, чтобы не повернуть назад, надо сжигать мосты. Лучший доктор и лучший учитель – необходимость. Больше всего для понимания мотивации мне нравится аллегория мотивации сходить в туалет. Если не очень-то надо, то оно и понятно, а вот когда уже действительно необходимо, то найдутся и возможности, и красноречие, и убедительность, и даже скромность может временно отступить.

В то же время нам приходится позаботиться о том, чтобы подогреть определенный уровень мотивации. Для этого используются все мыслимые и немыслимые способы: пари, публичная декларация, обещание приличной суммы тому, кому никогда бы не захотел отдавать эти деньги... А я себе создаю так называемую «осознанную необходимость». Сознательно лишаю себя зоны комфорта. Для себя эту технику я называю «выбросить диван».

Когда-то давно, когда мы с мужем только начинали устраивать свой быт, у нас был маленький ребенок, и я больше времени проводила дома, случилась такая история. Я хотела поменять диван на кухне, но диван был относительно новый и достаточно приличный. В один прекрасный день пришли соседи с вопросом: есть ли что-то, чем можно поддержать погорельцев (на нашей улице случился пожар). С чистой совестью я отдала им диван, а когда муж вернулся с работы, то необходимость приобрести новый диван стала очевидной.

Конечно, это вопрос бытовой. Но с тех пор у меня появилась своя методика, которую я так и называю – «выбросить диван». Сначала надо освободить место для нового или создать такую ситуацию, когда это новое станет необходимостью. Человек всегда стремится в зону комфорта, значит, надо периодически себе умышленно создавать зону дискомфорта, которая станет вечным двигателем мотивации.

Самый яркий пример из моей жизни: острая зона дискомфорта для меня началась, когда я решилась в роли генерального директора поднимать компанию, где у собственника были долги в несколько миллионов рублей. Год я держала задолженность на себе, отбивая нападки кредиторов, выплачивая часть суммы и получая всеми правдами и неправдами возможность продолжать работать. На второй год мы уже вышли на рынок Северо-Запада по сопровождению наливных грузов на железной дороге в качестве одной из десяти компаний. На третий год прибыль компании составляла в среднем 100 млн рублей в месяц. Мы поставили себе цель выйти из долгов и стать одной из ведущих компаний по региону в своей нише, и мы сделали это!

Часто мотивация заканчивается именно тогда, когда цель достигнута или остались последние шаги. Это значит, что надо немного передохнуть и сделать еще один, возможно, решающий рывок. Для предпринимателя, безусловно, еще один уровень мотивации – это осознание, что от его действий (или бездействия!) зависит благосостояние его команды. Ответственность за людей становится дополнительным стимулом, но и дополнительным стрессовым фактором.

Зачастую предприниматели не умеют снимать стресс, не умеют вовремя и правильно отдыхать и загоняют себя в такое состояние, когда происходит эмоциональное выгорание. Все время бежать вперед с оглядкой на те вилы, которые могут грозить со стороны спины, это очень печально и не об этом мы все мечтали, когда становились на путь предпринимательства.

Помните, что отдых – это ваш вклад в работу. Выключайтесь из работы, как электроприбор из сети. Дайте возможность своему сознанию перезагрузиться и включиться с новыми силами. Обязательно планируйте время на семью и отдых, это снижает воздействие стрессовых факторов и повышает устойчивость психики, а значит, помогает легче удержать мотивацию на достижение цели. А еще – надо очень любить то, что делаешь, и тогда вопрос самомотивации отходит на второй план. Вспомните – на какие безумства мы были готовы ради любви! Именно в этом состоянии человек проходит сквозь все препятствия и добивается своего!

Желаю вам высоких целей, неистощимой мотивации, своевременного отдыха, любимого дела и успехов, как в личной жизни, так и в профессиональной реализации!

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.