Переработки – наша новая реальность?

Кому не приходилось задерживаться в офисе после работы, чтобы доделать срочную задачу? Думаю, хоть раз в жизни, но такая вещь происходила с каждым менеджером. Сложный период, большой проект, сжатые сроки или просто много текущих задач – аврал одним словом. Бывает. Но в последние годы подобные ситуации перестали быть редкими неприятностями и стали нормой жизни в большинстве компаний.

В кризис многие работодатели сократили персонал, но задачи в подавляющем большинстве случаев остались и передались в нагрузку оставшимся сотрудникам. Компании почувствовали свою силу на рынке труда и расширили должностные инструкции, поставив кандидатов перед фактом: либо вы согласны выполнять увеличенный объем работы, либо мы берем другого. Выбора ни у сотрудников, ни у кандидатов не осталось.

Не успеваете в рабочее время, будьте добры задержаться

Рынок до сих пор не восстановился полностью, и найти позицию в хорошей компании нелегко, чем работодатели и пользуются. Евгения Бирюкова, директор отрасли «Медицина и фармацевтика» рекрутинговой компании «Бигл»: «В настоящее время переработки никого не удивляют. Более того, это становиться нормой. И если сотрудник уходит ровно в 18.00, то это скорее нонсенс, и тут же у работодателей формируются к нему претензия. Поэтому сотрудник, стараясь сохранить за собой место, вынужден задерживаться на работе. Еще одной из наиболее распространенных причин задержек на работе является бонусная система оплаты. Сотрудник получает бонус только после выполнения определенного объёма работ, сколько это займет времени, работодателя это мало волнует, главное - выполненный заказ. Если не успеваете сделать в рабочее время, будьте добры задержаться»

При этом, однако, работодатели не забывают сохранять лицо и формировать свой позитивный образ: топ-менеджеры бодро заявляют: «В нашей компании нет переработок», «Мы следим за тем, чтобы все сотрудники вовремя покидали рабочее место». Но кандидаты все чаще слышат на собеседованиях фразы типа «иногда вам придется задержаться», «у нас бывает ненормированным рабочий день». И это прямое указание на будущие систематические переработки, предупреждают рекрутеры и действующие сотрудники компаний. Они становятся неотъемлемой частью вашей работы, нормированный трудовой день становится редкостью.

По данным исследовательского центра «Империя кадров», около 24% респондентов утверждают, что остаются дольше на работе практически каждый день, 16% задерживаются в среднем два-три раза в неделю, 4% перерабатывают раз в семь дней. Но, кстати, переработки – это не только российская реальность, и в нашей стране цифры пока не катастрофические. Для сравнения – компания Regus выяснила, в каких странах люди чаще и дольше задерживаются на работе. В нем приняло участие 12 тысяч компаний, находящихся на территории более 60 стран. Итог: почти каждый второй француз (56% трудоспособного населения) проводит в офисе более девяти часов. В других странах доля тех, кто задерживается на работе, составляет в среднем 48%. 46% англичан и американцев работают более девяти часов в день. В Китае доля таких сотрудников составляет 32%, в Японии – 47%, в Германии – 59%.

Причина переработок – отсутствие налаженных процессов

А специалисты каких профессий перерабатывают больше всех и чаще всех? Ольга Мусейчук, ведущий консультант рекрутингового агентства Penny Lane Personnel: «В российских банках (отдел бухгалтерии, кстати, в отчетные периоды задерживается не только в банках, а и в любой другой компании) переработки касаются бухгалтерии, налогообложения, бэк-офиса. Сотрудникам приходится задерживаться на работе, к примеру, перед сдачей квартального, годового отчета из-за большого объема работы. Все, кто занимается маркетинговыми коммуникациями, знают, что рабочий день не всегда нормирован абсолютно по объективным причинам. Сложно закончить празднование корпоративного Нового года в 19-00, верно?». Евгения Бирюкова: «Бухгалтеров можно отнести к представителям профессий, вынужденных регулярно задерживаться на работе. Эта необходимость связана с квартальной и годовой отчётностью. Но все же не существует четкого мнения, какие профессии самые распространенные для задержек на работе. Скорее можно сказать, где их меньше. Меньше всего они встречаются на производстве, так как там существует четкий посменный график работы. Если сотрудник не успеет сдать смену, то не успеет на развоз. Так же меньше таких переработок встречаются в компаниях, где существуют профсоюзы. Профсоюзы очень внимательно следят за этим и стараются пресекать такие моменты».

Причина переработок в большинстве случаев весьма банальна – отсутствие налаженных процессов в компании. Конечно, есть и реальные авралы, когда работа сваливается неожиданно, но это все-таки бывает нечасто. Куда чаще необходимость работать сверхурочно возникает из-за того, что в компании вовремя не предоставляются документы и данные, нет четкого распределения обязанностей между сотрудниками или департаментами, нет строгой очередности решения задач, а главенствует принцип «бросаем все, срочно делаем это». Когда руководитель не может грамотно поставить задачу сотруднику, или не правильно делегирует полномочия. Существует определенное количество начальников-трудоголиков, для которых работа 15 часов в сутки норма, поэтому они и подчиненных заставляют работать в таком же режиме. Отсутствие тайм-менеджмента и неумение распределять задачи свойственно не только руководителям, но и большинству сотрудников, и в результате проблема растет как снежный ком.

Идут ли переработки компании на пользу?

В долгосрочной перспективе скорее нет, чем да. Люди не роботы и постоянно работать в условиях сверхнагрузки не могут – производительность труда падает, человек выдыхается и увольняется. К тому же при переработках возрастает число ошибок. Американские ученые выяснили, что процент ошибок к концу восьмичасового рабочего дня в среднем вырастает на 10%, а вот к концу десятичасового рабочего дня он вырастает на все 28%.

В случае с переработками есть один тонкий момент. Сотрудники не всегда являются невинными жертвами компаний. Иногда бывает и наоборот. Менеджеры сами, сознательно идут на увеличение нагрузки, на переработки – ради карьеры, ради имиджа ответственного и ценного сотрудника. Работодатель этого не требует ни в явной, ни в скрытой форме. Также порой на переработки идут и ради похвалы руководителя, чтобы показать, что для босса они готовы нести любые лишения. Это такой вид подхалимства. Причем стоит отметить, что в этих случаях далеко не всегда сверхурочная работа такой является, бывает, что это чистое притворство, и на самом деле работнику вовсе не зачем засиживаться допоздна, выходить в выходные, часто факт загруженности подчеркивается и в личных беседах, как бы между прочим… Проверяется это достаточно легко – нужно просто посмотреть на объем задач, выполняемых сотрудником, тогда липовые сверхурочники станут явными. Но в реальности лишь небольшая часть начальников проводит подобные аудиты.

Стресс и нагрузка, как проверка мотивации

Однако нужно заметить, что некоторые руководители очень любят авралы и тесно связанные с ними переработки. Потому что только в таких экстремальных условиях, на их взгляд, и можно понять, чего стоят сотрудники: насколько они профессиональны, лояльны, для чего они в конечном итоге приходят каждое утро в офис – работать или просто протирать штаны на стуле перед монитором. В неформальной беседе один из руководителей среднего звена из достаточно крупной российской компании честно и откровенно признался, что периодически устраивает подчиненным срочные проекты. Как проверку мотивации. Да, возможно, это не совсем этично и законно, зато быстро и надежно, а этика в бизнесе вообще дело последнее, главное – результат. А стресс и нагрузка – один из лучших способов узнать человека, посмотреть, как он принимает решения, какие делает ошибки и как за них отвечает, как работает в команде, редкая возможность оценить личные и человеческие качества. При рутинном течении дел все сотрудники, как правило, приятно никакие, а вот в стрессе все показывают истинное лицо.

Способы уклонения от оплаты переработок

Как бы не нагружали компании своих сотрудников, платить за сверхурочную работу они не стремятся. На самом деле большинство переработок, на которые жалуются менеджеры – скрытые, задержки сотрудника после официального окончания рабочего дня по Трудовому кодексу переработками не считаются и, значит, дополнительно не оплачивается. Согласно ТК, сверхурочная работа – это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени. Ольга Мусейчук: «Что касается коммерческих структур, то тут действует правило – если ты что-то не успел сделать, значит, не умеешь планировать свое рабочее время. Виноват сам. Бывают исключения. Например, на стадии start-up или когда внезапно возникает какой-то глобальный проект, который нужно реализовать в кратчайшие сроки, порой совещания заканчиваются далеко за полночь. В таких случаях, руководители просто премируют своих сотрудников».

Кстати, по ТК переработки возможны только с письменного согласия работника. Но в реальности сотрудники сами подписывают приказы, четко понимая, что в случае отказа их могут уволить. Большинство менеджеров не готово идти на конфликт с руководством потому, что это требует большого количества сил и нервов, а также может испортить репутацию самого работника на рынке. Восстановиться после несправедливого увольнения можно, но можно ли потом работать в этой компании? И как на тебя будут смотреть потом менеджеры по персоналу? Компании предпочитают не брать в штат менеджеров, имеющих за плечами опыт юридических споров с работодателем.

Существуют и другие способы уклониться от оплаты переработок. Самый простой – это заключить с работником трудовой договор, в котором будет прописано, что у него ненормированный рабочий день, то есть платит компания за результат. Да, сотруднику в этом случае полагаются дополнительные дни отпуска, но это обойдется компании значительно дешевле, чем выплата установленных законом компенсаций за сверхурочную работу. Еще один простой способ уклонения от уплаты положенных средств за переработки – это договор с работником. Многие менеджеры не знают ТК, и работодатели этим пользуются. Например, за работу в выходной день или праздник сотруднику будет предложен отгул в любой день недели по его выбору. На первый взгляд, обмен равноценный – день за день, поэтому многие работники соглашаются. Зря. Часы работы в выходные дни оплачиваются по более высокой ставке, чем в обычные. Так что компании договор выгоден, а вот сотруднику не очень. И это не весь перечень уловок, имеющихся в распоряжении компаний.

Если менеджеры не согласны работать больше, путь у них только один – искать другое место. Евгения Бирюкова: «Работодатели уверены, что обязательно найдут и, чаще всего, действительно находят сотрудника, согласного на переработки. Другая ситуация, когда ранее задержек на работе не было. Предположим, вышел новый руководитель или выиграли тендер с большим объёмом работы. Те сотрудники, которые не соглашаются на новый график, чаще всего увольняются».

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Москва

....в Японии – 47%, - перерабатывают пишет автор

Не самый высокий процент, ( в Германии 59%) однако именно японцы первыми подняли вопрос о синдроме внезапной смерти на рабочем месте. И как выяснилось в ходе исследования этого синдрома - это не только переутомление, но больше всего страх потерять работу - увеличение интенсивности труда при подстегивании страхом потерять средства для поддержания жизни, быстрее приводит к переутомлению, которое характеризуется не только нарушением работы ЦНС, с преобладанием ультра - парадоксальной фазы торможения всех жизненно важных процессов, но и глубокими вегетативными сдвигами - повышение АД, нарушения работы сердца, а в результате - инсульт или инфаркт! Именно эти болезни стоят первыми в списке при внезапной смерти вполне здоровых и молодых сотрудников.

Дизайнер, Москва

Переработки - зло, на самом деле. Немного из личного... В свое время я работал по 12-15 часов в день (рекорд нон-стопом 38 часов), иногда включая выходные. В итоге - накопившиеся стрессы с соответствующими их "разрешениями" для расслабления и инфаркт... Так что, совет - не берите на себя раздолбайство других (тех, через руки которых проходит проект до вас) и не впрягайтесь в проект, который толком не организован изначально и не содержит реальных сроков. Лучше пробовать заставлять должных людей работать до того как к вам поступило задание и заставлять их организоваться. Иначе - снежный бардак вам на голову будет.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург
Однажды вечером нобелевский лауреат и гениальный физик Резерфорд зашел в лабораторию. Хотя время было позднее, в лаборатории склонился над приборами один из его учеников.

— Что вы делаете так поздно? — спросил Резерфорд.

— Работаю, — последовал ответ.
— А что вы делаете днем?
— Работаю, разумеется, — отвечал ученик.
— И рано утром тоже работаете?
— Да, профессор, и утром работаю, — подтвердил ученик, рассчитывая на похвалу.
Резерфорд помрачнел и раздраженно спросил:
— Послушайте, а когда же вы думаете?

Вряд ли существует сколь-нибудь надёжная статистика переработок в нашей стране. На заре моей работы в бизнесе, в 90-х, нормой были субботние совещания руководства, для сотрудников, оставшихся в офисе после 18, готовили ужин, а жаловаться на переработки было бы вообще странно. Никто и не жаловался. Зарплата выдавалась в конверте, ТК (тогда еще именовавшийся КЗоТ-ом) был не в чести, трудовых споров в суде не существовало в принципе, а появление на предприятии трудинспекции было столь же вероятно, как явление Санта Клауса во плоти.

Теперича - не то, что давеча! Бизнес вынужден потихоньку обеляться, молодое поколение активно анонсирует свои приоритеты, сместившиеся в сторону Гоа и гаджетов, угроза обращения в суд с трудовым спором имеет вполне внятную перспективу. Откуда же эти заклинания про "новую реальность" переработок? Думаю, это всего лишь страдания офисного планктона, банковских клерков, уволенных в реальную жизнь. Конечно, авралы случаются, но в целом трудовая деятельность перестала быть непрерывным авралом. И это правильно.

Управляющий директор, Москва
Александра Сычева пишет:
Сотрудник получает бонус только после выполнения определенного объёма работ, сколько это займет времени, работодателя это мало волнует, главное - выполненный заказ. Если не успеваете сделать в рабочее время, будьте добры задержаться»

Надо было добавить - работа должна быть сделана к определенному сроку. Иначе смысл задерживаться.

Ведь можно остаться на работе в вечернее время и попивать кофе и перекуривать...

В статье не отражено главное. Эффективность работы самого сотрудника. Очень редко обстоятельства складываются так, что действительно аврал. В основном не успевают выполнить свою работу в рабочее время из-за собственной неорганизованности. И немалое место в этом играет непосредственный руководитель, организатор трудового процесса...

Руководитель проекта, Москва

"Самый простой – это заключить с работником трудовой договор, в котором будет прописано, что у него ненормированный рабочий день, то есть платит компания за результат. Да, сотруднику в этом случае полагаются дополнительные дни отпуска, но это обойдется компании значительно дешевле, чем выплата установленных законом компенсаций за сверхурочную работу" (с).

Абсолютно неверная трактовка ТК. "Ненормированный рабочий день" не предполагает, что теперь сотрудник стал рабом и обязан впахивать от зари до зари. В локальных актах должно быть указано, на сколько этот "ненормированный" рабочий день имеет право возникать. Кроме того следует вести его учёт в табели. Наконец он должен быть "эпизодическим".

В итоге если сотрудник бухгалтерии неделю сдачи отчётности перерабатывает, это можно трактовать как "эпизодически". Но если в Отделе по работе с клиентами сократили двух человек из четырёх, то это не "эпизодически", а "работы в два раза больше стало". И по суду сотруднику выйдет сколько положено, а работодателю придётся оплатить.

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород
Александр Воротовов пишет:
В статье не отражено главное. Эффективность работы самого сотрудника.

Сомневаюсь - переработки обычно связаны с избыточной отчетностью (например, филиалов перед центральным офисом), недооценкой трудоемкости руководителем объема заданной работы своим подчиненным, короче говоря - во всем виноват исключительно один человек - генеральный директор.

Однако, полагаю, что конкуренция все расставит на свои места - если человек не успевает восстановиться - от него не стоит ждать творческих результатов. Если конкуренты ведут себя также (а сегодня, полагаю, в одной и той же отрасли, скорее всего у всех примерно одинаково по этой части), для бизнеса опасности нет. А вот когда менеджмент конкретной компании в некоторой отрасли начнет понимать ценность творческого труда и необходимость отдыха - то есть победит переработки - наймом дополнительного персонала, организацией работы и пр., чтобы результаты творческой работы были больше, вот тогда будут проблемы у бизнеса, где есть переработки. А разные там ТК - думаю не решат проблему.

То есть - не "переработки - наша реальность", а глупость - реальность тех руководителей, кто использует переработки.

Начальник участка, Москва

Переработки связанны с дефектной этикой непосредственного руководства. Если работодатель не воспринимает сотрудника компании как субъекта имеющего право на личную жизнь, развитие и восстановление здоровья тогда и организацией бизнес процессов адекватностью нагрузок никто заниматься не будет.

Управляющий директор, Москва
Владимир Токарев пишет:
...переработки обычно связаны с избыточной отчетностью (например, филиалов перед центральным офисом), недооценкой трудоемкости руководителем объема заданной работы своим подчиненным...

Выделил фрагмент.

Из личного опыта. Работал в филиале, центральный офис в Москве, ЖКХ. Обслуживаемого населения более 32 тыс человек, плюс заселение 4 мкд (2300 квартир). И все работают по "совковому" графику - пн-чт 9-17,45, пт - 9-16. Очередь везде: осмотр квартир (того соседи затопили, тот принимает квартиру и т.п.), в паспортный стол активисты вели очередь на бумаге и в электронке (до 2 месяцев!!!). Масса недовольных.

Что сделал - в начале 2014 года ввел прием населения по субботам. В среду паспортный стол работал с 8 до 20 (были решены организационные вопросы с фмс по количеству подаваемых документов в неделю). Еще ряд организационных вопросов. Через полтора месяца работа вошла в нормальное русло. Электронные очереди пропали. Сейчас по-моему уже везде управляющие организации работают по такой схеме. И для сотрудников все обошлось без переработок. Закрывал плавающими выходными и перераспределением времени выхода сотрудников. Ведь в 8 или 9 утра вряд ли все они нужны на рабочем месте. Кто-то приходит к 8 и до 16, а кто-то приходит к 12 и до 20.

Все зависит от администрирования. От Конкретного руководителя. Где-то это начальник, где-то это директор, а где-то это и Ген.директор...

Надо включать мозг. Как мне в молодости говорил один оччень высокий Руководитель страны - тебе деньги государство платит не за то, чтобы ты сам это сделал, а за то, чтобы твои подчиненные все сделали вовремя и как приказано.

Генеральный директор, Москва

В большинстве случаев, задержки на работе происходят в виду аврала, часто по вине руководства (нужно было сделать вчера!!!). А учитывая то, что до сих пор во многих компаниях никто не платит за переработку в полуторном размере, то никто и никого выпроваживать не будет.

Игорь Фрадков +268 Игорь Фрадков Руководитель группы, Москва
Олег Шурин пишет:
В большинстве случаев, задержки на работе происходят в виду аврала,

когда авральная работа становится нормой-руководителя надо гнать с работы поганой метлой. работа должна быть плановой. авралы если и случаться, то как уникальное явление.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.