Радуйтесь: ваш босс – тиран

Свой тиран есть почти в каждом офисе. Этим почетным титулом сотрудники весьма охотно награждают своих боссов, а вот заслуженно или нет – вопрос другой. Какие же качества нужно проявить, чтобы прослыть в коллективе деспотом? Жесткость, запугивание, неуравновешенность, чрезмерную требовательность, строгое соблюдение всех норм и процедур, ну, и позиция «я начальник, ты дурак» не добавляет любви подчиненных. Но если задуматься: так ли уж плохи тираны? Возможно, идя на поводу у эмоций, мы упускаем что-то важное?

Сразу оговоримся, случаи самодурства и откровенно неадекватного поведения местных властелинов мира - а боссы такого типа, к сожалению, тоже встречаются - мы рассматривать не будем. Либо их выживают из компании, либо без сожалений от них уходят. Мы поговорим о жестких начальниках.

Требовательность и бескомпромиссность некоторых руководителей вызывают оторопь и резкое неприятие не только у их непосредственных подчиненных, но и у других сотрудников, вынужденных общаться с ними. Боссам перемывают косточки в курилках, их ругают, но при этом у них в отделах все и всегда делается в срок, результативность на высоте, а сбоев и фатальных ошибок почти нет. Почему?

Мягкие начальники, на самом деле, противопоказаны бизнесу. Их нерешительность и бесхребетность часто приводят к посредственным результатам. У этого типа боссов нет генеральной линии, которой они бы строго придерживались, они меняют свои решения, часто идут на поводу у сотрудников, которым просто не хочется обременять себя лишней работой, они не всегда задумываются о последствиях своей мягкости и отзывчивости. Ведь подчиненные очень быстро просчитывают своих начальников и пытаются исподволь ими управлять. «Ой, мы не можем», «мы никогда этого не делали», «нет, сегодня уже точно не получится»… В результате эффективность работы подразделения резко падает, недовольство руководства растет, и к отделу начинают применяться санкции. В нынешней ситуации – компания задумается об увольнении сотрудников, может быть, босса, а может, и рядовых служащих. А ведь сотрудники-то неплохие и результаты могли показывать, и места свои сохранить, просто мягкий босс расхолаживал подчиненных, и вот к чему это привело.

Жестких же начальников не любят, с ними часто тяжело, дискомфортно общаться, они постоянно держат в напряжении, но они умеют добиваться эффективности и заставляют сотрудников показывать максимум того, на что те способны. Из-за такого подхода управленца к работе его отдел будут ставить в пример, и не исключено, что и отдельных менеджеров тоже. Но главное – подобный руководитель покажет подчиненным, чего на самом деле те стоят, что умеют, и плюс заставит освоить новые области. Так что опыт работы с тираном может оказаться весьма полезным.

Как бескомпромиссные руководители достигают результата?

Во-первых, они четко определяют цель и путь к ней, во-вторых, они умеют доносить эти цели до сотрудников, ставить перед ними задачи. Часто боссы подобного типа питают склонность ко всякого рода собраниям и отчетам, однако у них эти инструменты работают, а не оборачиваются пустой потерей времени. Как правило, жесткие начальники обладают чувством справедливости и награждают тех, кто это заслужил, причем каждая похвала или премия строго соответствует заслугам человека. Однако оборотная сторона этого их качества вызывает гнев и ярость подчиненных – начальники подобного типа открыто высказывают свое мнение о человеке и о его работе, о том, можно ли это выполнить или нельзя.

Работать с жесткими руководителями некомфортно: из вас и правда будут выжимать все соки, у вас не будет времени на перекуры, разговоры по «аське», просмотр интернета и прочие милые рабочие радости. Скорее всего, атмосфера в коллективе будет напряженной и даже нервной, вам часто придется переделывать вещи по несколько раз, пока вы не научитесь исполнять их идеально, возможно, однажды горькая правда от начальника больно ранит вас или даже обидит. Но зато работа с такими людьми невероятно стимулирует, вы сами не заметите, как научитесь быстро решать проблемы, находить нестандартные решения, освоите новые области.

В общем, работа с таким начальником, «офисным тираном» - вещь неприятная, но очень полезная для собственного развития. Вспомните школьные и институтские годы: какой предмет вы знали так хорошо, что и сегодня, спустя десять, двадцать лет знания не померкли, не стерлись? Тот, который вел жесткий и нелюбимый преподаватель, которого вы боялись и ненавидели, но никогда не посмели бы прийти с несделанным домашним заданием. Подобный опыт, как правило, трудно оценить сразу, эмоциональная составляющая мешает, однако через какое-то время вы поймете, что приобрели очень много – знания, навыки, умения, возможности… Уже покинув тирана и устроившись в другую компанию, вы осознаете, что полученный урок был очень полезным. С новым багажом вы легко сможете разом шагнуть на следующую ступеньку, а то и перепрыгнуть одну.

Слабые менеджеры обычно мечтают, чтобы жесткие боссы ушли из коллектива, но компании, которые стремятся быть первыми, должны их искать. В кризис такие люди – на вес золота, они способны не только лично показывать высокие результаты, они способны добиться от команды максимальной эффективности. Такие тираны – пилюля горькая, но полезная. Для всех.

Материал подготовлен на основе статьи Джека Уэлча Tough Guys Finish First

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Региональный менеджер, Беларусь

Не соглашусь.Если руководитель 'постоянно держит в напряжении', 'с ним некомфортно работать', 'атмосфера в коллективе напряженная, даже нервная' - это хороший повод усвоить основы самодисциплины и как можно быстрее сменить работу, что для компании восем не хорошо. Такой стиль руководства может подходить для управления неорганизованным стадом некомпетентных овец, а не коллективом профессионалов. В абсолютном большинстве случаев жесткий авторитарный стиль управления не эффективен.Альтернатива - 'прозрачная' постановка задач, с тем же самым жестким контролем их выполнения, но когда руководитель готов потратить некоторое время на разъяснения ЗАЧЕМ и ПОЧЕМУ, а также критериев оценки выполнения задания. Большую часть сотруднкиов можно обучить дисциплине и эффективности без негативных эмоций, и уж тем более не стоит их культивировать.

Коммерческий директор, Москва

Абсолютно согласен. Особенно в контексте кризиса и особенно в контексте славян. Азиатам нужен вождь и противопоказана демократия. Главное для жестких руководителей - быть справедливыми и не переборщить с наказаниями и высотой планки. И внимательно смотреть за 'хорошими копами' на горизонте, к которым все ходят жаловаться и которые могут выстроить интригу. :)У американцев это не работает в той же степени. Если постоянно давить, то народ просто разбежится, потому что демократия в крови, барьер на выход гораздо ниже и работа далеко не на первом месте (за некоторым исключением, конечно).

IT-менеджер, Челябинск

Главное в этом случае для босса - начинать тиранию с самого себя. А вот это самая трудная часть, и некоторые руководители это упускают ...

Менеджер, Москва

Занятная статья. Комментировать в ней можно почти каждую фразу.Но я хотел бы обратить внимание на две цитаты.[I]В общем, работа с таким начальником, «офисным тираном» - вещь неприятная, но очень полезная для собственного развития. Вспомните школьные и институтские годы: какой предмет вы знали так хорошо, что и сегодня, спустя десять, двадцать лет знания не померкли, не стерлись?[/I]Не все кандидаты ставят желание саморазвиваться на первое место в приоритетах когда ищут работу. Некоторые хотят заработать денег, некоторые хотят самоутвердится и т.д. Как раз те же тираны самоутверждаются.[I]Вы ненавидите босса за жесткость и требовательность, но начальство готово с него сдувать пылинки. Вы не можете ни на секунду отвлечься от работы, однако ваш отдел и вас лично всем ставят в пример.[...] Может быть, стоит отбросить эмоции и поучиться у него?[/I] Собственно, вся статья - это приложение к одной мысли. Выражу ее проще:Если Вы видите, что Ваш начальник, который так себя ведет, успешен в этой компании, то не говорит ли это что именно такие люди могут добиться здесь успеха? А если так, то чтобы достигнуть успеха в этой компании Вы должны как минимум с пониманием относиться к такому поведению, если конечно Вы планируете чего-то достигнуть в этой компании.

Управляющий директор, Ульяновск
Очень распространенное заблуждение – считать, что чем жестче руководитель, тем эффективнее работа, и профессиональнее подчиненные. Но, все-таки, сначала надо понять, о чем, собственно, в статье речь-то? Тиран и деспот характеризуются несколько другим набором свойств, нежели требовательность и бескомпромиссность, и даже понятие «жесткость» не совсем точное определение этого типа начальника, так же как и мягкость – не признак слабости, нерешительности и бесхребетности. Можно очень мягко и спокойно сказать «нет», «надо», «должен», и твое поручение будет выполнено, и всем будет понятно - никаких компромиссов. Причем совсем необязательно в этот момент надувать щеки, брызгать слюной, и бешено вращать глазами. Оторопь и резкое неприятие вызывают именно такие проявления несдержанности, а не требовательность и бескомпромиссность.
«Ой, мы не можем», «мы никогда этого не делали», «нет, сегодня уже точно не получится»…
Это значит, что просто не разработана мотивация.
Жестких же начальников не любят, с ними часто тяжело, дискомфортно общаться, они постоянно держат в напряжении, но они умеют добиваться эффективности и заставляют сотрудников показывать максимум того, что они способны.
Не любят не жестких начальников, а жестоких и глупых, тяжело и дискомфортно именно с такими. И не умеют они добиваться эффективности. И ничего, кроме обид и озлобленности, они из своих сотрудников выжимать не умеют.
Работать с жесткими руководителями некомфортно: из вас и, правда, будут выжимать все соки, у вас не будет времени на перекуры, разговоры по аське, просмотр интернета и прочие милые рабочие радости.
Это должен делать любой НОРМАЛЬНЫЙ руководитель, в задачу которого входит загрузка своих подчиненных работой.
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Моё сообщение касается содержания статьи Джека Уэлча.Есть один сюжет киножурнала «Ералаш».Там школьник [COLOR=red]указывал[/COLOR] прохожим на наличие наледи, на тротуаре, и [COLOR=red]требовал[/COLOR] от них осторожности. [COLOR=red]«Жестко» указывал и требовал.[/COLOR]А малыш-детсадовец спокойно, песком-жужелкой, ликвидировал наледь.Хорошее и «нежесткое» решение. В этой ситуации возможны и другие «нежесткие», эффективные решения.Я признаю необходимость жесткости, но с условиями:1. Инициатор-источник жесткости должен быть обезличен. Лучше, если это будет правило. Или задача, стоящая перед подразделением. И являющаяся частью задачи фирмы.2. Объект, на который направлена жесткость, должен иметь право выбора. Он должен знать последствия выполнения/невыполнения своей задачи. Дальнейшее – дело его выбора. Сможет выполнит – пусть будет доволен собой и своей зарплатой. Не сможет – будет выполнять менее трудные задачи за меньшую зарплату. Или будет уволен.3. Совершенно необходимо вовлечь подчинённого в формулировку его задачи и условий/ограничений её выполнения.4. Совершенно необходимо участие подчинённого в определении необходимого обеспечения выполнения задачи.5. Совершенно необходимо учесть мнение подчинённого о порядке текущего контроля выполнения его задачи.

Менеджер по планиров. производства, Украина

Мне кажется в статье есть расхождние между тем ЧТО хотел сказать автор и тем КАК он это сказал. Я понимаю суть вопроса так – наши сотрудники существенно не дотягивает до западных стандартов работы. То есть расти есть куда и цели эти видны, а жесткие руководители, которые могут правильно поставить задачу и проконтролировать результат, в этом людям помогут, и некоторые подчиненные смогут оценить эту помощь только в будущем. Также тут важен фактор времени – у организаций нет времени ждать пока не смену этому поколению с такими навыками придет другое с лучшими навыками (еще не факт), поэтому ценятся руководители, которые существующий персонал может «подтянуть» уже сейчас пусть и даже за счет свое жесткости. И, наверное, странно было бы считать что такая постановка вопроса одинаково актуальна для нас и для, например, США. Также считаю что говорить о том, что это должен сделать любой НОРМАЛЬНЫЙ руководитель это то же самое что говорить, что все йогурты одинаково полезны и вкусны.

HR-директор, Украина
пишет:Может быть, стоит отбросить эмоции и поучиться у него?
Нужно рассматривать не только организационный аспект жесткого стиля.По моим наблюдениям босс (любой) является одновременно и зеркалом качеств негодующего (да и восхищающегося тоже) подчиненного, скрытых в его подсознании и часто только ждущих своего часа, чтобы вырваться наружу в подходящей ситуации. Т.е. босс - еще и неявный воспитатель.Пример 1Назначили нового начальника, который не очень разбирался в технологических аспектах работы подразделения (но 'свой' человек, так еще бывает) и, к тому же, был довольно косноязычен. Впечатление от проводимых им совещаний порой не уступало эффекту от выступлений Задорнова :) Один сотрудник, считавший, что обладает непохо подвешеным языком, любил в своем кругу поизгаляться над ораторским 'искусством' шефа. Но когда жизнь окунула его в другую сферу деятельности, которую, как он считал, знал неплохо, то выянилось, что он на самом деле не готов достаточно связно и красноречиво излагать свои знания в новой сфере (раньше ему ораторский навык в работе не особо требовался).Т.е. босс 'зеркалил' подчиненому его же слабое место и фактически косвенно подсказывал направление совершенствования. Пример 2Как-то на этом сайте менеджер пожаловался на определенные негативные качества директора. Я предложил ему проанализировать, много ли предыдущих его начальников обладали такими качествами. Ведь общеизвестно: 'если периодически достается кулаком по морде, то дело не в кулаке, а в морде'. Вывод оказался нерадостный для менеджера - эти нежелательные качества боссов сопровождали его по жизни. Пришлось ему тщательнее 'заглянуть в себя'.Есть такая поговорка: 'любимых мы выбираем сами, а соседей нам посылает бог'. Возможно, надо ее расширить: 'любимых и друзей мы выбираем сами, а соседей и начальников нам посылает бог'? :):):)А согласно книгам Кастанеды начальник-тиран - это вообще удача для самосовершенствования :D :D
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Прочитал оригинал по ссылке. Опубликованная статья - какая-то не вторая, а третья производная с добавлением 'от себя'. Tough перевели как 'тиран'... Что касается
Куземченко Максим пишет:Абсолютно согласен. Особенно в контексте кризиса и особенно в контексте славян. Азиатам нужен вождь и противопоказана демократия.
Это работает только в таком производстве, где технология не сложная и результат не сильно зависит от инициативы людей. (Об этом хорошо написал Макс Вебер в 'Аграрной истории древнего мира' - почему в Древнем Риме не было фабричного производста).Может в вашей отрасли это и имеет результат. Мне знакома одна большая российская компания из вашей индустрии (добыча угля) - у них примерно та же позиция - посильнее крикнуть, топнуть ногой. Они живут в святой уверенности, что любая проблема может быть решена - надо только пожёстче подойти. Sancta simplicita!СССР на этом и споткнулся - потому что мотивация не соответствовала сложности.'особенно в контексте славян', 'нужен вождь и противопоказана демократия'- отдаёт знаете ли каким-то культуртрегерством. Вообще коммент - оскорбительный для славян. По сути означает, что кроме как плёткой нас и не мотивировать.Непонятно, что первично, то ли имманентная лень и сервильность славян (а это подразумевает комментарий), то ли 'вождизм' таких комментаторов, которые и пропагандируют такой стиль управления, который кроме лени и сервильности ничего не воспроизводит.PS: Если единственный инструмент у вас в руках – это молоток, то любая проблема начинает напоминать гвоздь. (Маслоу).
CIO, Санкт-Петербург
[b]Куземченко Максим,[/b]
Абсолютно согласен. Особенно в контексте кризиса и особенно в контексте славян. Азиатам нужен вождь и противопоказана демократия. Главное для жестких руководителей - быть справедливыми и не переборщить с наказаниями и высотой планки.
Извините, Максим, Вы не классиков нацизма цитируете? Может быть все-же начать 'по капле выдавливать раба'? Так любое дело нормально пойдет. НЕТ РАБСТВА ПОЗОРНЕЕ ДОБРОВОЛЬНОГО. (С) ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКАВ части экономики Ваш пост не выдерживает критики - война севера и юга США была вызвана неэффективностью рабовладельческой экономики. Юг, оплот тирании и рабства, проиграл. По сути:
Может быть, стоит отбросить эмоции и поучиться у него?
Может быть, стоит отбросить эмоции и найти себе нормальную работу, а эту оставить мазохистам.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.