Приехали. Продажи авто в РФ просели на 42,5%

Антон Свешников, специально для Executive.ru

В марте 2015 года GM объявила о том, что подконтрольная ей марка Opel покинет Россию полностью, а Chevrolet оставит в России только премиальные модели Corvette, Tahoe и Camaro. Сборка автомобилей на калининградском «Автоторе» уже прекращена, ожидается, что до конца июня будет законсервирован завод в Санкт-Петербурге, а сборка автомобилей GM на ГАЗе завершится до конца 2015 года.

Новая бизнес-модель компании GM в России включает также прекращение производства автомобилей Opel и Chevrolet на заводе «Автотор» в Калининграде, как сообщили представители предприятия. Последние автомобили американского производителя сошли с конвейера этого предприятия в начале марта. Как пояснил гендиректор Opel Group Карл-Томас Нойманн, сейчас автомобили немецкой марки, производящиеся в России, не обладают достаточным уровнем локализации, при этом ситуация на рынке не оправдывает инвестиций в повышение этого уровня.

«Уход GM, в первую очередь, был связан с относительно слабыми результатами брендов концерна на российском рынке, стратегией, ориентированной на фиксацию убытков от ослабления курса рубля, а также отсутствием готовности инвестировать в российский бизнес, согласно условиям соглашения о промсборке», – заявил Forbes Сергей Литвиненко, директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC. Руководство GM уже фактически утвердило ликвидационный бюджет. Сообщается, что затраты на реструктуризацию бизнес-модели в России составят около $600 млн. Эти средства будут направлены на кампании по стимулированию продаж, трансформацию дилерской сети, отмену контрактов и на покрытие расходов, связанных с сокращением сотрудников.

Пострадают рабочие и дилеры

Вопрос в том, хватит ли средств на покрытие издержек от такого решительного шага. В первую очередь, уход из России General Motors приведет к новым масштабным сокращениям в отрасли. Калининградский «Автотор» планирует законсервировать около половины своих мощностей после ухода GM, рассказал РБК председатель совета директоров российского автозавода Владимир Щербаков. До мая компания собирается уволить около 500 человек. По словам Щербакова, сейчас ведутся переговоры с несколькими потенциальными партнерами, которые могут разместить на заводе контрактную сборку, но вряд ли соглашения будут подписаны в этом году. Если же ситуация на авторынке в ближайшие месяцы не изменится, «Автотору» придется уволить до половины сотрудников, сообщает издание.

В Петербурге на заводе GM основное производство уже остановлено, процесс увольнения 1100 сотрудников начался 31 марта. Главный вопрос, который решают местные профсоюзы и руководство GM, – величина компенсации. Компания предлагает расстаться по соглашению сторон с выплатой семимесячных окладов, рабочие настаивают на 18 окладах, мотивируя свое предложение убойным аргументом – в кризис работу по специальности искать придется долго.

Впрочем, есть и еще одна пострадавшая сторона от вынужденного решения GM – представители дилерской сети. По данным «Автостата», сейчас в России работает 300 дилерских центра GM, а закрыться могут около 150-160. «Для дилеров, которые связаны с продажами моделей Opel и Chevrolet, уход GM с российского рынка выглядит катастрофически. Сейчас, когда рынок падает, занять долю GM другими брендами будет довольно сложно. В любом случае дилерам GM придется искать новые бренды и пытаться компенсировать падающие объемы продаж», – рассуждает в интервью «Радио Свобода» Андрей Рожков, старший аналитик инвестиционной финансовой компании «Метрополь».

Светлана Виноградова, директор дилерского центра «Mitsubishi РОЛЬФ Восток» высказывается еще категоричнее. По ее мнению, российский рынок может потерять 25-30% дилеров всех западных марок. «При этом я не знаю, насколько оставшиеся более сильные игроки готовы будут «подхватить» падающих... Кажется, свободных средств на это сейчас не будет ни у кого – по крайней мере, массовой консолидации трудно ожидать».

Претенденты на выход

Другие автопроизводители также рассматривают возможность оптимизации бизнеса в России, но, как правило, по словам Литвиненко, речь идет о менее радикальных мерах: оптимизации объемов отгрузки автомобилей дилерам, сокращении модельного ряда, поставляемого в Россию, корректировке инвестиций и т.п.

Южнокорейский автопроизводитель SsangYong Motor приостановил экспорт автомобилей в Россию. К сокращению производства готовятся и другие российские заводы, в том числе – Volkswagen в Калуге и Nissan в Петербурге. По сообщению представителя автомобильного концерна «ПСМА Рус», находящегося в Калуге и выпускающего автомобили концерна PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi, приостановят производство с 27 апреля 2015 года. На время вынужденной приостановки выпуска автомобилей сотрудники концерна «ПСМА Рус» будут отправлены в коллективный отпуск, при этом витает в воздухе вопрос о возможном сокращении порядка 770 рабочих в случае дальнейшего ухудшения ситуации. На этом заводе почти 40% рабочих трудятся по срочным договорам.

продажи

Статистика продаж легковых автомобилей в РФ в 2014-2015 годах. Кликните, чтобы увидеть таблицу полностью

«АвтоВАЗ» уже официально сообщил об увольнении одной тысячи менеджеров, хотя ранее президент компании Бу Андерссон уверял, что не планирует увольнение работников в 2015 году. Причиной принятия такого решения пресс-служба предприятия объясняет сложной ситуацией на российском автомобильном рынке и дальнейшим падением спроса. Помимо этого, 31 марта прекращены некоторые трудовые договоры работников в связи с истечением срока их действия. Ранее профсоюз предприятия заявлял, что завод не планирует продлевать срочные договоры 40% рабочих (по разным данным, это 500-800 человек).

«Есть бренды, у которых ситуация на рынке хуже, чем у Opel, Chevrolet и SsangYong. В зоне риска находятся французские производители, а также Honda, Mazda и некоторые китайские марки с небольшими объемами продаж», – считает Сергей Целиков, директор агентства «Автостат».

Suzuki и Honda не планируют уходить из России, несмотря на плохой результат, сказали Reuters их представители. «Об уходе (с рынка РФ) не может быть и речи, – сказал представитель Honda, которая продала в прошлом году 20 655 автомобилей в РФ, заняв 0,8% рынка. – Эти продажи примерно мы и планировали». По его словам, Honda планирует наверстать провал в продажах с июня, рассчитывая на новые модели.

«Suzuki находится в самом уязвимом сегменте как производитель массовых моделей, не имеющий производства в РФ», – говорит представитель компании. – Но мы не уходим с рынка». Компания рассчитывает на выход новой Vitara в августе этого года, и планирует сохранить свою долю на рынке на уровне 2014 года.

С такой же решительностью парировали нападки в их сторону французские производители Peugeot и Citroen.

«Давно предсказанный обвал»

Стремительно падающий российский авторынок почти не оставил места для нескольких некогда популярных автомобильных брендов, продажи которых сократились в марте до нескольких сотен штук. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), объединяющей работающих в РФ автопроизводителей, в январе 2015 года авторынок сократился в годовом исчислении на 24,4%, в феврале – на 37,9%, в марте падение ускорилось до 42,5%. Всего за первый квартал 2015 года было продано около 383, 7 тыс. автомобилей, в том числе в марте – 139, 85 тыс. штук.

Больше других по итогам марта пострадали российские продажи двух японских автопроизводителей, не имеющих производства в РФ – Honda и Suzuki, следует из статистики АЕБ. Объем продаж Suzuki сократился почти впятеро до 393 штук, Honda – в 11 раз до 220 автомобилей, свидетельствуют данные АЕБ.

Резкое снижение продаж показали автомобили французского автоконцерна PSA Peugeot-Citroen, который уже сообщал о временной, но длительной остановке завода в РФ из-за падения спроса. Продажи Peugeot и Citroen в марте сократились в 4,7 и в 4,8 раза до 545 и 484 штук соответственно.

Снижением продаж отметились и остальные автобренды: Ford – на 73% (с 6,8 тыс. до 1,85 тыс.). SEAT (-93%), SsangYong (-73%), Daewoo (-62%), Mitsubishi (-68%).

Нарастить продажи смогли только Lexus (+29%), Porsche (+27%), Smart (+23%) и Isuzu (+226%).

«Продажи в марте были плохими, но не намного хуже, чем ожидалось. Это давно предсказанный обвал потребительского спроса, вызванный ажиотажными покупками в конце прошлого года и дополненный значительным ростом цен в начале этого года. Рано или поздно ситуация стабилизируется, но это время еще не пришло», – пояснил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Все ждут 2017 года

Согласно базовому прогнозу PricewaterhouseCoopers (PwC), в 2015 году продажи новых легковых автомобилей в России сократятся еще на 35% (до 1,52 млн штук), после чего начнется медленное восстановление рынка. В PwC полагают, что в 2016 году продажи подрастут на 6,7%, до 1,6 млн машин (примерно столько же россияне купили в кризисном 2009 году), а на уровень продаж 2014 года рынок вернется только в 2018 году.

Своя версия есть у профильных министерств, курирующих автопром. По словам Дениса Мантурова, министра промышленности и торговли, пока нет особых предпосылок для ухода других автоконцернов с рынка России. Чиновник рассчитывает на рост рынка уже в 2016. «При повышении цен на нефть и смягчении западных санкций уже в 2017-2018 годах рынок и вовсе вернется к уровню 2013 года», – полагают в Минэкономразвития.

По мнению Светланы Виноградовой, дно кризиса придется на август-сентябрь нынешнего года. По ее прогнозу, падение рынка составит по итогам года 35-40%. А рассчитывать на полное восстановление рынка не стоит раньше 2017 года. «По-хорошему, вся эта ситуация должна была бы привести к усилению процессов локализации, увеличению внутреннего производства – поскольку в нынешних условиях это дало бы возможность сдерживать цены. Однако это требует дополнительных инвестиций, а свободных средств у производителей сейчас нет, да и желания инвестировать в наше производство тоже пока не появилось», – утверждает она.

Комментарии
Экономист, Москва
«При повышении цен на нефть и смягчении западных санкций уже в 2017-2018 годах рынок и вовсе вернется к уровню 2013 года», – полагают в Минэкономразвития.
Угу, или если еще случится какое-нибудь чудо...Жаль, что чудес не бывает...
Директор по рекламе, Москва

цитата Нарастить продажи смогли только Lexus (+29%), Porsche (+27%)

вот видите не все же сокращается
круто расти будет люкс и ультра люкс, а также кастом эксклюзив

Нач. отдела, зам. руководителя, Нижний Новгород

могу ошибаться, но когда налось падение рубля, все Порше не только вымели из салонов и ''в пути'', но и разбронировали заранее чуть не до мая. со слов тех, кто за ними охотился и радовался, что ''отхватил''.
возможно, эти отсроченные продажи и сыграли на статистику.

Экономист, Москва
Ксения Шмелева пишет: все Порше не только вымели из салонов и ''в пути'', но и разбронировали заранее чуть не до мая. со слов тех, кто за ними охотился и радовался, что ''отхватил''.
Просто эти люди изначально мечтали о великом и со временем их мечты осуществились. Короче говоря, есть с кого брать пример. :-)
Директор по рекламе, Москва
Ксения Шмелева пишет: отсроченные продажи и сыграли на статистику
скорее всего играет расслоение по доходам когда все сбережения и доходы грохнули вдвое избыточное потребление сократилось у тех для кого произошла гармонизация дохода ^_^ те у кого избыточность сохранилась, а это люкс и ультра люкс играет темп покупок, успеть купить новую модель раньше окружающих, попробовать еще одну грань люкса и так далее, для них потребление будет устойчиво расти, только любой информационный повод дай и товар в наличии
Директор по развитию, Москва

Дилеры через думу готовят законопроект, обязывающий всю авто-вторичку продавать через салоны. Видимо для того, что бы показать производителю хоть какое то движение в продажах. Иначе не видать им ни новых моделей ни скидок от заводов.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Каждый третий россиянин готов дополнительно учиться ради повышения зарплаты

А 12% работающих россиян полагают, что самый надежный вариант повысить уровень своего ежемесячного дохода – вести с начальством переговоры о зарплате.

38% российских компаний сократили бюджеты на обучение сотрудников

При этом большинство компаний перевели часть обучения в дистанционный формат.

Спрос на фрилансеров в период майских праздников вырос в 2 раза

Наиболее востребованными на бирже в этот период оказались фрилансеры с digital-навыками.

Что раздражает россиян при поиске работы: исследование Kelly Services

Самыми раздражающими факторами для большинства работников стали молчание работодателя после отклика на вакансию и отсутствие обратной связи.