IT-оккупация

Мировая практика показывает, что существует взаимосвязь между инвестициями в информационные технологии и усиливающейся конкурентоспособностью организаций. Согласно недавнему исследованию Нarvard Вusiness School, с середины 90-х годов XX века, ознаменовавшихся подъемом использования интернета и коммерчески-ориентированного программного обеспечения, конкуренция между компаниями увеличилась до беспрецедентного уровня. Конечно, есть много факторов, которые повлияли на этот процесс. Активные деятельность в сфере слияний и поглощений, выход на глобальные рынки и новые разработки научно-исследовательских организаций. Однако основным катализатором этих изменений эксперты называют значительный рост инвестиций в IT.

Никто не спорит, что информационные технологии создают новые возможности для бизнеса. Например, британская сеть Tesco активно использует технологии Web 2.0 не только как инструмент для аккумулирования идей, но и в качестве помощника для их генерации. Как и многие другие ритейлеры в мире, Tesco собирает информацию о совершаемых покупках, чтобы классифицировать своих покупателей и подготовить для каждой группы специальные предложения. Но компания не останавливается на этом: она отслеживает востребованность этих предложений и ставит различные эксперименты с целью получить лучший отклик от клиентов. В итоге в отрасли, где средний показатель выполнения директ-маркетинговых инициатив составляет около 2%, в Tesco он уже достигает почти 20%.

И тем не менее, никакие технологии не могут полностью заменить человека, которого, например, неожиданно посетила потрясающая идея. Они лишь дополнение, помогающее ускорить или упростить бизнес-процессы. Однако на практике порой мы сталкиваемся с завышенной оценкой возможностей IT и всеми вытекающими из этого последствиями.

Последнее десятилетие IT-организации упорно трудились над тем, чтобы улучшить качество предоставляемых услуг, что в свою очередь привело к увеличению влияния технологий на бизнес. В своем стремлении достичь этой цели, они, возможно, немного перестарались.

Почему? Во-первых, непрерывное внимание мелочам приводит к потере драгоценного времени, которое могло быть потрачено на более важные дела. Во-вторых, постоянная помощь другим, которые и сами могут помочь себе, мешает изучению новых тенденций. Это снижает их чувство ответственности и не дает возможности и времени мыслить стратегически. И в конечном счете это замедляет общий прогресс, поскольку процесс коммуникации постоянно проходит через посредника.

IT-отделы в компаниях порой заняты внедрением современных, но никому ненужных сервисов и «примочек», работать с которыми – по принципу «раз уж сделали, надо пользоваться» – приходиться другим сотрудникам. В итоге получается, что, вместо того чтобы помогать бизнесу развиваться, они ставят «палки в колеса». Ведь если задуматься, то именно за это порой мы так недолюбливаем IT-отделы.

Сюзан Грэмм, CIO и вице-президент Taco Bell Corporation в прошлом, а в настоящее время – основатель и президент Valuedance и постоянный эксперт Нarvard Вusiness Review по вопросам информационных технологий, выделяет в качестве основных проблем, связанных с взаимодействием с IT-отделом, следующие моменты.

1. IT ограничивает полномочия менеджеров
Например, ваш отдел приносит 10% дохода огромной компании, но не может позволить себе проект за $100 тыс., если с этим не согласен IT-отдел. Кроме того, бюрократизм IT-отдела порой настолько высок, что приводит к торможению реализации любых нововведений.

2. CIO абсолютно недоступен
Единственный способ «достучаться до небес» – это завести своего сотрудника в IT-отделе, который будет действовать как ваше доверенное лицо при общении с CIO.

3. Они – финансовые вымогатели
Когда в последний раз вы столкнулись с необходимостью срочной помощи IT, которая обошлась вам в приличную сумму денег? Прибавьте к этому те деньги, которые были израсходованы IT на ненужные компании сервисы, и вы захотите сами стать продавцом технологий.

4. IT-проекты никогда не завершаются
Проекты «в работе» всегда не выполнены на 90%. «Законченными» проектами считаются те, в которых несогласованны функциональные возможности, а люди, которые обещают добавить недостающие функциональные возможности на следующих этапах, всегда являются «загадочно пропавшими без вести».

5. Служба поддержки беспомощна
Когда появляется проблема, вы словно нищий за подаянием приходите в IT, однако скорой помощи порой приходиться долго ждать: каждый специалист отдела уверяет, что в его части работы нет просчетов и вообще не может быть, чтобы что-то не работало.

6. Работы, отданные на аутсорсинг, выходят из-под контроля
Вы знаете, что передача работы на аутсотрсинг не была идеей IT-отдела. И тем не менее вы злитесь на него за то, что приходится объяснять внешним подрядчикам специфику вашего бизнеса. Это похоже на попытку обучить 4-летнего ребенка интегральному исчислению.

7. IT-отдел заполнен отсталыми от жизни людьми
Как-то странно, когда о возможностях социальных сетей вы узнаете дома от своего 12-летнего сына, в то время как IT до сих пор не могут наладить вам электронную почту. Когда вы пытаетесь обсудить с IT, как лучше применить новую технологию, в ответ вы получаете лишь наставления.

8. У IT никогда нет хороших новостей
Независимо от того, сколько вы тратите и с каким трудом работаете, вам никогда нечего отпраздновать: работа IT не выполняется полностью в срок, а обещанные и так необходимые вам нововведения постоянно находятся где-то вне вашей досягаемости.

Как лучше поступать в таких случаях? Готовых рецептов нет, тем более что в каждой компании своя специфика работы с IT-отделом. Но можно дать некоторые рекомендации. Чтобы увеличить шанс инновации на успех, руководителям соответствующих подразделений следует включиться в управление процессом внедрения. Это означает, менеджеры всех уровней должны расценивать задачи IT как свои собственные, среди которых - управление проектами и изменениями, анализ данных и поиск неисправностей в системе, в том числе и инициировать необходимые подразделению или компании в целом сервисы.

Многие менеджеры скажут: «Стоп! А зачем тогда держать целый штат IT-специалистов? Разве не для этого существует IT-отдел?» Основная задача этого отдела состоит в том, чтобы информационные технологии применялись для поддержки существующей стратегии и позволяли бизнесу быть конкурентоспособным. IT-специалисты должны обеспечивать поддержку сервисов, но при этом они не знают всей специфики работы каждого отдела и не могут заменять сотрудников других специальностей.

Принимая на себя контроль над нововведениями в своем отделе или организации, вы можете быть уверенными, что IT-отдел сосредоточен на действительно нужной работе, делает то, что послужит интересам бизнеса.

При подготовке материала использована статья “Investing in the IT That Makes a Competitive Difference”, “When Better Service Is a Bad Thing”  из Harvard Business Review.

Фото: pixabay.com

 

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Партнер, Москва

Вот вот... :) Именно так!CIO пора бы перестать думать и разговаривать на языке ИТ и начать выполнять свою функцию - Служить переводчиком между ИТ рынком и бизнесом. А для этого следует узнавать язык бизнеса.Сейчас CIO огромная финансовая дырка в компании. Предлагаю каждому CIO выкупить ИТ отдел у владельцев компании и начать свой бизнес. Станет понятнее, что нужно бизнесу на самом деле. И последнее, если Вы CIO но вы сами себя не автоматизировали, то никого автоматизировать вы в принципе не можете :) С уважением

Нач. отдела, зам. руководителя, Беларусь

IT-проекты никогда не завершаются :D

Директор по маркетингу, Нижний Новгород

На самом деле описанная ситуация отражает ситуацию на западном рынке. Не даром главными экспертами выступают не российские специалисты. В России ИТ формируют 'финансовую дыру' чаще из-за неграмотно поставленных задач. Авторитет CIO в России не сопоставим с авторитетом владельцев, генеральных и финансовых директоров. Масла в огонь подливает еще и низкая ИТ-грамотность сотрудников, из-за которой оказываются невостребованными или блокируемыми целый спектр хороших начинаний. Однако надо отметить, что ИТ в бизнесе - прежде всего помощник. Технологии должны, во-первых, способствовать ускорению и облегчению бизнес-процессов, во-вторых, помогать агрегировать разрозненные данные, в-третьих, улучшать коммуникацию внутри и вне компании .

CIO, Москва

Судя по всему первые два комментирующих - представители бизнеса :D Я, как CIO, посмотрю на проблему с другой стороны. Я уже практически забыл (может правильнее сказать не помню) когда представители бизнеса могли внятно и структурировано изложить свои требования и желания. И это по той работе, которой они занимаются ! Обычно ИТ получает поток не очень связанных мыслей с непременным 'забытием' 'мелочей', которые критически важны для реализации. После выполнения разработок начинаются претензии к ИТ за то, что сами и забыли описать. Все мои самые успешные проекты были те, по которым мы сами являлись не худшими, а зачастую и более компетентными специалистами в данной области и могли составить ТЗ существенно более глубоко, чем это предлагал бизнес. Любой руководитель ИТ приведет вам таких примеров сотни.А уж сколько было затрачено сил впустую на реализацию глупых и мертворожденных идей, на которых бизнес-заказчики стояли насмерть и которые обходились банкам в не малую сумму и не дали ни копейки прибыли - даже упоминать не стану ! таких примеров каждый CIO приведет массу.Безусловно говорить о всех ИТ подразделениях, обобщая, глупо, есть сильные команды и есть слабые. Я как-то работал всегда в сильных, может поэтому у меня такой взгляд.Статью можно охарактеризовать одним словом - никакая ! Сборище негативного опыта, которое выдается за общую картину всей отрасли.

Консультант, Украина

При чем тут IT к тому, что руководство не умеет управлять компанией?Собирается круглый стол. Оговаривается ТЗ, устно. Все протоколируется, скрепляется подписями об незменении и проект выходит в срок.Никакие поправки после фиксирования ТЗ не принимаются. :) Вобщем учитесь управлять компанией, господа руководители. IT поможет, только не мешайте и утверждайте реальный бюджет, а не хлебные крошки.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Аркадий Затуловский пишет:Я уже практически забыл (может правильнее сказать не помню) когда представители бизнеса могли внятно и структурировано изложить свои требования и желания. И это по той работе, которой они занимаются ! Обычно ИТ получает поток не очень связанных мыслей с непременным 'забытием' 'мелочей', которые критически важны для реализации. После выполнения разработок начинаются претензии к ИТ за то, что сами и забыли описать.
Согласна на 200%. Сразу вспоминается 'Ходишь ходишь в школу...'. Делаешь, показываешь, а оказывается это не подходит... хотя 15 человек утвердили и согласились. В результате именно 'реализаторы' крайние. Грамотный аналитик часто спасает ситуацию, но они нынче редкость :(
Председатель совета директоров, Москва
Аркадий Затуловский пишет:Я уже практически забыл (может правильнее сказать не помню) когда представители бизнеса могли внятно и структурировано изложить свои требования и желания. И это по той работе, которой они занимаются ! Обычно ИТ получает поток не очень связанных мыслей с непременным 'забытием' 'мелочей', которые критически важны для реализации.
-дык, это и есть ваша первейшая задача, о чем пишет М.Трушкин :|
Рук. группы бюджетирования, Воронеж

Если говорить о сроках, которые зачастую не выполняются многие забывают о не хватке кадров для реализации проектов. Естественно те кто требует от ИТ отдела скорейшей реализации, поставленной задачи не хотят видеть, что в подразделении не хватает 'рук' для реализации этой задачи в поставленный им срок. Очень часто 'забывают' о материальной компенсации за 18 часовые рабочие дни. Забывают также о необходимости эксплуатировать существующую информационную систему. Ведь программист тратит не все время на новый проект, но и много времени уходит на текущие вопросы.

Менеджер, Москва

Статья не только бесполезная, но и вредная! Автор не разбираясь в ситуации пытается судить об IT, причем с ЧУЖИХ слов!!! При этом 14% прочитавших на данный момент считают статью интересной и полезной. Я потрясен и возмущен!О чем эта статья? - Да, ни о чем! Обычный выплеск негатива. На самом деле есть огромное количество компаний, в которых все в точности до наоборот. Так же существует практика поощрения IT-шников за то, что все исправно работает.Обращение к авторам:Уважаемые авторы! Относитесь к Сообществу с уважением! Прежде чем заработать дешевый авторитет на перепечатке чужих, надерганных под тему абзацев, задумайтесь о том, что несведующий читатель воспримет их за истинное положение вещей! P.S. Извините за резкость, накипело... Всем удачи в делах!

Директор по продажам, Санкт-Петербург

Согласен с предыдущими высказавшимися - статья ни о чем - в каждой компании влияние IT да и само представление об IT индивидуально и достаточно сильно разнится. В данной же статье задана просто куча вопросов и ни одного ответа - такое ощущение что автор писал статью, собирал материал, сортировал и структурировал его, а потом ему сказали - срочно сдавай работу и он как обрубил - ну в общем помогайте IT и все будет хорошо :D

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Похоже на манипуляции сознанием вассалов. Вообще похоже, что от настоящего буддизьма ничего не о...
Все дискуссии
HR-новости
Большинство российских компаний внедряют программы well-being

В условиях дефицита кадров компании стали чаще внедрять или расширять программы благополучия сотрудинков.

Каждый второй HR-специалист использует ИИ в подборе персонала

Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи и освобождает время на творческие.

Microsoft уволит тысячи сотрудников и инвестирует в ИИ

Это уже второе масштабное сокращение в 2025 году: в мае компания сократила 6 тыс. позиций.

Кадровый резерв в России сократился на 13% за год

Наибольшее количество незанятых трудовых ресурсов сосредоточено в Дагестане, наименьшее – в Санкт-Петербурге.