Менеджер по качеству – скорее профессия, чем должность

Владимир Качалов, Александр Субетто

Статья предоставлена РИА «Стандарты и качество».

Анализ показывает: в рамках движения за освоение мирового опыта менеджмента в России активно идет процесс становления новой социальной общности — менеджеров по качеству.

На это указывает ряд фактов:

  • включение в структуру компаний совершенно новых должностей, иногда даже не отраженных в тарифно-квалификационных справочниках, — руководитель отдела системы качества; инженер бюро по анализу качества; менеджер по качеству цеха и т. д. (это, между прочим, указывает на то, что «менеджер по качеству» — скорее профессия, чем должность);
  • появление сотрудников с совершенно новыми статусами — уполномоченный по системе качества от высшего руководства или руководства подразделения; аудитор качества; ответственный за документацию и/или за записи по качеству; владелец (собственник) процесса, эксперт по премиям в области качества и т. д.;
  • появление общественных движений и создание общественных организаций, объединяющих специалистов в области менеджмента качества (Академия проблем качества, Клуб руководителей и менеджеров качества «XXI век», Всероссийская организация качества, Международная гильдия профессионалов качества и т. д.);
  • рост числа специализированных мероприятий для этой категории специалистов (начиная от Дня качества и ставших традиционными научно-практических конференций по проблемам менеджмента качества и кончая проведенным в мае 2002 года Первым международным московским фестивалем менеджеров качества);
  • экспоненциальный рост издаваемой на русском языке специализированной литературы и периодических изданий, направленных на удовлетворение информационного спроса специалистов в области менеджмента качества.

Профессиональные интересы тех, кого можно и следовало бы относить к менеджерам по качеству, сегодня вышли далеко за пределы задач, возлагаемых на службы технического контроля, а именно к ним, по существу, и сводилось ранее большинство усилий в области управления качеством. От менеджеров по качеству уже сегодня во многом зависит судьба компаний, и еще более эта зависимость будет проявляться в будущем. Все это делает актуальной задачу всестороннего исследования данного социального новообразования как с точки зрения получения более полного представления о его составе и структуре, так (и это самое главное!) и с точки зрения выявления направлений и способов повышения результативности выполнения менеджерами по качеству своей социальной роли. А она, как нам представляется, заключается в активном поиске, выявлении, создании, изучении, распространении и внедрении в практику деятельности компаний передовых методов и приемов менеджмента качества, направленных на постоянное повышение результативности и эффективности бизнес-деятельности компании с учетом интересов всех заинтересованных сторон.

Глубокое социологическое исследование общности менеджеров по качеству — очевидная задача ближайшего будущего. Вместе с тем интерес к «портрету» современного менеджера по качеству и его профессиональной позиции по актуальным проблемам менеджмента качества есть уже сегодня. Для получения этого «портрета» и было проведено социологическое исследование, результаты которого представлены ниже.

Характеристики проекта

На предложение принять участие в исследовании откликнулись 115 специалистов в области менеджмента качества из 27 компаний (табл. 1).

Таблица 1

Характеристики компаний, принявших участие в анкетировании Число компаний
Опыт работы в осуществляемом направлении бизнес-деятельности: ? менее 3 лет ? более 10 лет ? более 20 лет 1
1
25
Направление бизнес-деятельности: ? производство продукции ? оказание услуг 25
2
Наличие и сертификация системы качества (СK): ? СK готовится к сертификации ? СK сертифицирована ? в том числе в нескольких органах 3
24
6
Проводят самооценку деятельности на основе премий в области качества 11
Участие представителей в научных конференциях, симпозиумах по проблемам менеджмента качества последние 3 года 17
Выступление руководителей и специалистов со статьями или участие в заседаниях «круглых столов» по проблемам менеджмента качества последние 3 года 12
Приглашение специалистов для обмена опытом работы в области менеджмента качества последние 3 года 12
Прирост объемов производства за последние 3 года (в сопоставимых ценах) превысил 100% 7
Прирост средней заработной платы за последние 3 года превысил 100% 16

Специалистов, представивших анкеты, разделили на 3 группы:

  • уполномоченные по системе качества от руководства компании и руководителей служб качества (РуСК) — 32 человека;
  • работники, являющиеся сотрудниками служб качества (СоСК), — 48 человек;
  • работники, на которых в дополнение к основным обязанностям возложены обязанности уполномоченных по системе качества подразделения (УСКП), — 35 человек.

Исследование преследовало две цели. Первая — получить социологический срез указанных работников: возраст, образование, опыт работы, специальная подготовка и т. д. Итоги этого исследования представлены в первой части статьи. Вторая цель — сбор и оценка мнений менеджеров по качеству по некоторым важным проблемам: о статусе менеджера по качеству; имеющихся полномочиях; степени важности владения теми или иными методами менеджмента качества, оценки изменений, произошедших в компаниях после внедрения и сертификации системы качества и др. (С результатами этой части исследований можно познакомиться во второй части статьи.)

С учетом того, что обработанные данные представлены в долях или в виде средних значений, а «вес» одного проанкетированного эксперта в группе составляет от 2,1 до 3,1%, все представленные данные округлены до значений, кратных 5% (при оценке долей) или 0,05 (при получении средних величин).

Менеджеры по качеству российских компаний

Возраст. Среди менеджеров по качеству 55% составляют люди в возрасте 30–50 лет (табл. 2). Это, как известно, возраст наибольшей творческой зрелости и активности. Вместе с тем видно, что лишь 15% РуСК имеют возраст до 40 лет, тогда как среди СоСК и УСКП таковых 50%.

Таблица 2

Возраст Доля менеджеров по качеству с данным возрастом, %
среди РуСK среди СоСK среди УСKП в целом
до 25 лет 15 10 10
25–30 лет 5 15 20 15
30–40 лет 10 20 20 15
40–50 лет 30 40 40 40
50–60 лет 40 5 10 15
более 60 лет 15 5 5

Опыт работы менеджером по качеству. Поскольку активной деятельностью в области менеджмента качества большинство компаний начало заниматься лишь в последние годы (особенно в связи с внедрением систем менеджмента качества), то опыт исполнения функций менеджеров по качеству в основном составляет от года до пяти лет — на эту категорию специалистов приходится 70% ответов (табл. 3). Меньше всего опыта у УСКП — 45% выполняют данное поручение менее двух лет. Больше всего опыта — у РуСК, среди которых 55% занимают данную должность более трех лет.

Таблица 3

Время работы менеджером по качеству Доля менеджеров по качеству с данным опытом, %
среди РуСK среди СоСK среди УСKП в целом
менее года 5 15 20 15
от 1 до 2 лет 20 15 25 20
от 2 до 3 лет 20 30 15 20
от 3 до 5 лет 30 25 30 30
более 5 лет 25 15 10 15

Базовое образование. Универсальность методов менеджмента качества еще раз доказывают данные таблицы 4: лишь 35% менеджеров, занятых в компаниях непосредственно проблемами качества, имеют образование, полностью соответствующее профилю бизнес-деятельности компании. Каждый же седьмой из тех, кому непосредственно поручают решение проблем качества, имеет базовую специальность, не совпадающую с основным направлением бизнеса компании.

Таблица 4

Базовая специальность Доля менеджеров с данной специальностью, %
среди РуСK среди СоСK среди УСKП в целом
Полностью соответствует профилю компании 50 25 50 35
В целом соответствует 40 60 40 50
Не соответствует 10 15 10 15

Общий стаж работы в компании. Анализ показывает, что менеджеров по качеству руководство компании видит, в первую очередь, среди тех, кто знаком со спецификой компании, знает ее производство и людей. 65% менеджеров работают в своей компании более 10 лет, среди РуСК эта доля еще выше — 85% (табл. 5).

Таблица 5

Общий стаж работы в компании Доля менеджеров по качеству с указанным стажем работы, %
среди РуСK среди СоСK среди УСKП в целом
менее года 10 5 5
от 1 до 3 лет 10 10 5 10
от 3 до 5 лет 15 20 10
от 5 до 10 лет 5 5 20 10
свыше 10 лет 85 60 50 65

Профессиональный опыт менеджеров по качеству. Полученные данные свидетельствуют о том, что подавляющая часть менеджеров по качеству на своей предыдущей должности была связана (для РуСК и СоСК) или в настоящее время связана (для УСКП) с ключевыми видами деятельности, влияющими на качество: производством продукции, ее конструированием и технологией изготовления (табл. 6).

Таблица 6

Профессиональная деятельность Доля менеджеров по качеству, занятых на предыдущей должности или в настоящее время соответствующим видом деятельности, %
среди РуСK среди СоСK среди УСKП в целом
Технический контроль 50 20 5 25
Технология 30 15 25 25
Kонструирование 15 15 20 15
Стандартизация 10 15 5 10
Метрология 10 5 5
Производство 35 10 25 20
Вспомогательные службы (ремонт и т. п.) 5 5 5 5
Другое (кадры, маркетинг и т. п.) 5 20 35 20

Примечание. Сумма долей превышает 100%, поскольку многие респонденты указали несколько видов деятельности.

Крупным «поставщиком» менеджеров, особенно в среде РуСК и СоСК, является также служба технического контроля качества. Это еще раз подтверждает то, что костяк служб качества обычно начинают формировать из сотрудников именно отделов технического контроля.

Обучение менеджменту качества. Как отмечалось выше, большинству менеджеров пришлось осваивать науку о качестве без отрыва от производства. Вместе с тем понимание важности всестороннего освоения этой науки уже в полной мере пришло к руководителям компаний. Опрос показал, что подавляющее большинство респондентов (70%) получили дополнительные знания по менеджменту качества на специализированных семинарах и курсах продолжительностью более 10 дней — а это немалый срок (табл. 7).

Таблица 7

Длительность обучения Доля менеджеров по качеству, прошедших данное обучение, %
среди РуСK среди СоСK среди УСKП в целом
Обучение в специализированных консалтинговых организациях
Не обучались 5 10 5
1–2 дня 5 5 5 5
3–5 дней 10 10 20 10
6–10 дней 5 10 10 10
свыше 10 дней 80 75 55 70
Обучение силами собственных специалистов
Обучения на этих семинарах не проходили 80 50 40 50
1 день 10 5 10 10
2 дня 5 5 5 5
3–5 дней 15 25 15
свыше 5 дней 5 25 20 20

Слабее обстоят дела с организацией подготовки менеджеров по качеству непосредственно в компаниях. Там большинство учебных программ реализуется на непродолжительных (в общей сложности до 5 дней) курсах, нацеленных, в основном, на первичную подготовку и изложение общих основ менеджмента качества. Именно поэтому, видимо, интерес к этим занятиям у работников служб качества и их руководителей такой низкий (среди СоСК половина, а среди РуСК даже 80% эти курсы не посещали).

Наличие сертификата (свидетельства) аудитора и эксперта по премиям в области качества. Как видно из результатов анализа, понимание важности приобретения опыта оценки деятельности других компаний и фирм начинает ощущаться все больше и больше. Всего несколько лет назад число штатных сотрудников промышленных компаний, обладающих статусом аккредитованного аудитора какой-либо системы сертификации или эксперта советов по присуждению премий в области качества (национальной или региональной), на всю Россию можно было назвать поименно. Сегодня же, как показал опрос, каждый седьмой менеджер по качеству является еще и внешним аудитором; появились среди менеджеров и аттестованные эксперты по премиям в области качества (табл. 8).

Таблица 8

Статус Доля менеджеров по качеству, обладающих данным статусом, %
среди РуСK среди СоСK среди УСKП в целом
Аудиторы по системам качества 15 10 15 15
Экспертами по премиям в области качества 5 5 5

Участие во внутренних аудитах качества и аудитах поставщиков. Аудит качества (как известно и как будет еще раз подтверждено во второй части статьи) — наиболее освоенный метод менеджмента качества. Во внутренних аудитах в целом принимает участие 80% менеджеров по качеству, а среди руководителей и сотрудников служб качества это число близко к 100% (табл. 9). Все чаще применяются и аудиты «второй стороной», в которых принимают участие, правда, в основном руководители служб качества.

Таблица 9

Участие в аудитах систем качества Доля менеджеров по качеству, принимавших участие в соответствующих аудитах, %
среди РуСK среди СоСK среди УСKП в целом
Во внутренних 90 95 55 80
Поставщиков 30 5 5 10

Самообразование в области менеджмента качества. Информация, появляющаяся (наконец-то!) на русском языке, вполне позволяет быть в курсе современных проблем менеджмента качества и методов их решения. Дело лишь за малым — находить возможность регулярно знакомиться с такими материалами. Как показывают данные опроса, потребность в подпитке новой информацией существует и вполне регулярно удовлетворяется. Особенно важно, что к этому «источнику» теперь регулярно припадают не только штатные сотрудники служб качества, но и «внештатные» менеджеры — уполномоченные по системе качества в подразделениях (табл. 10).

Таблица 10

Число прочитанных статей в месяц Доля менеджеров по качеству, читающих в месяц данное количество статей, %
среди РуСK среди СоСK среди УСKП в целом
менее 3 20 20 85 40
3–5 40 60 5 35
6–10 25 15 5 15
свыше 10 15 5 5 10

Участие в пропаганде менеджмента по качеству. Не может не радовать ситуация, когда неуклонно расширяется круг менеджеров по качеству, пропагандирующих достижения науки о качестве. Каждый пятый или шестой менеджер по качеству сегодня участвует в написании статей или подготовке докладов на эту тему (табл. 11).

Таблица 11

Вид пропаганды методов менеджмента Доля менеджеров по качеству, участвующих в указанных видах деятельности, %
среди РуСK среди СоСK среди УСKП в целом
Публикация статей 40 10 5 15
Выступление с докладами на семинарах, конференциях 45 15 10 20

Признание и поощрение менеджеров. Возможно, эта часть напрямую не характеризует менеджеров по качеству, но позволяет увидеть то, как к их деятельности относится руководство компаний. Как видно из полученных данных, подавляющее большинство менеджеров по качеству (70%) в течение последних двух лет поощрялось за свою деятельность в решении проблем качества, в том числе почти каждый второй (45%) — в течение прошедшего года (табл. 12). С одной стороны, это свидетельствует о том, что руководство компаний ощущает и признает важность этой категории сотрудников и положительно оценивает результаты их труда, а с другой — это значит, что большинство менеджеров есть за что поощрять!

Таблица 12

Время последнего поощрения Доля менеджеров по качеству, поощренных в указанный период времени за деятельность, связанную с менеджментом качества, %
среди РуСK среди СоСK среди УСKП в целом
менее года назад 40 45 50 45
от 1 до 2 лет тому назад 30 30 20 25
от 2 до 3 лет тому назад 5 5 5 5
от 3 до 5 лет тому назад 5 5
более 5 лет тому назад 25 20 20 20

Об авторах: Владимир Качалов — заместитель главного директора ООО «Интерсертифика-TUV», действительный член Академии проблем качества (АПК);
Александр Субетто — доктор экономических наук, доктор философских наук, кандидат технических наук, действительный член АПК, вице-президент Петровской академии наук и искусств.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.