5 причин, которые мешают развиваться малому бизнесу: мифы и реальность

Многие компании в России не переживают рубеж три года. Изучая статистику по ведению бизнеса в стране, становится ясно, что ежегодно «умирает» компаний гораздо больше, чем «рождается». Это все представители микро и малого бизнеса.

Однако малый бизнес должен быть основным драйвером экономики любой страны. Здесь формируется большой пласт платежеспособного населения – малых предпринимателей, что положительно влияет на увеличение покупательской способности населения. Но, к сожалению, наш малый бизнес просто выживает, пытаясь не умереть.

Почему так происходит? Проводя многочисленные опросы и встречи с предпринимателями, я постоянно задаю один и тот же вопрос: «Что мешает развиваться? Почему еле-еле сводите концы с концами?». Ответы прозаичны и наглядны.

Основные причины «загибания» бизнеса по мнению предпринимателей:

  • нестабильность в стране;
  • противоречие в законах;
  • множество налогов и их «непрозрачность»;
  • ограниченность в доступе к денежным ресурсам;
  • высокие административные барьеры и бюрократия.

Но ведь есть примеры успешных компаний, которые не просто выживают, а побеждают в этой жесточайшей схватке за «место под солнцем». У них что, есть какая-то волшебная таблетка?

Стал копать глубже. Стало интересно, почему у одних так, а у других эдак. Что такого знают победители, чего не знают проигравшие, или знают, но не делают? В первую очередь, начал с опроса наших клиентов и клиентов партнеров. Затем поговорил с теми, кто только стоит на пороге создания бизнеса. Таким образом в опросе участвовали более 100 человек из различных сфер деятельности:

  • собственники коммерческой недвижимости, с арендным бизнесом;
  • таксопарки;
  • рестораны и точки общественного питания;
  • владельцы салонов красоты;
  • магазины одежды;
  • оптовая торговля непродовольственными товарами (строительные материалы, фурнитура и крепеж);
  • производство мебели.

Шесть месяцев мы с командой изучали и анализировали полученную информацию, готовили выводы и предложения. И вот теперь я с уверенностью могу заявить, что вышеуказанные факторы – не есть первопричина! Да, я согласен, что все названные выше причины существуют, их нельзя отрицать. Но это верхушка айсберга. Все, что находится «под темными водами» имеет более сильный и масштабный эффект. Однако замечать эти проблемы никто не хочет.

Почему? Да так проще. Именно проще и все тут. Ведь если что-то не пошло, то проще сказать, что … и на выбор, пожалуйста. Хотите одну причину, хотите две, а можете все пять говорить, и вам поверят.

А ведь сама суть предпринимательства и состоит в том, что надо двигаться от неудачи к неудаче, не опуская рук. Но ведь на одном энтузиазме не протянешь, скажете вы. Нужно что-то еще. Что? Какие еще надо сделать шаги? Чего не учли? Вопросы, вопросы и еще раз вопросы.

И вот итог наших изысканий.

Что мешает бизнесу развиваться на самом деле:

  • мышление самого предпринимателя;
  • отсутствие стратегии развития бизнеса;
  • неправильная организационная структура;
  • неэффективное управление финансами;
  • отсутствие антикризисного управления в компании.

Первое, с чего надо начинать – это с мышления самого предпринимателя. Ибо это самое мышление может дать решение правильное либо неправильное, может вообще завести в тупик или погубить, а может вытянуть «из болота». И если что-то в бизнесе не ладится, то для предпринимателя важно вовремя пройти перезагрузку, переосмыслить то, что происходит и взглянуть на ситуацию, бизнес и жизнь в целом, под другим углом. Ведь подавляющее большинство собственников малого и среднего бизнеса ложатся и встают с одной мыслью – мыслью о своем бизнесе. Но ведь каждый думает по-разному, а надо научиться думать «правильно». А как это «правильно»? Правильно – это когда ты сам себе задаешь правильные вопросы, не «удобные», а именно «правильные», которые помогут найти причину, пути решения и дадут несколько вариантов. Эти «правильные» вопросы, в основном, неприятные, могут быть даже обидными, но только они смогут показать истинную ситуацию и способы решения. Задайте себе вопросы: «В чем моя ошибка? Как бы я поступил, если…? Я правда понимаю, осознаю и беру ответственность за эти риски? Что я буду делать если…» Только ответы должны быть более чем откровенными.

Часто получается, что через призму таких вопросов я отговариваю предпринимателей от пустых идей, а иногда мы совместно подтверждаем, что необходимо действовать.

По этому вопросу часто возникает много споров и недопониманий. Мол, зачем нам все это надо? Какая стратегия? Стратегия нужна «крупнякам»! Нам бы денег…

А для чего нужны деньги? Сколько надо? Как будете отдавать? Если план «А» не сработает, то что будете делать…? Куда движется компания? Чего хотите через год, три, пять? Почему выбрали эту сферу, а не другую? Кто ваши конкуренты? А кто покупатели? Чем вы лучше?

И это далеко не все. Но не ответив на эти вопросы, бизнес движется в темноте, без приборов и понимания. И даже в моменте может быть все отлично, но через несколько месяцев все рушится, словно карточный домик. Почему так случается? А потому что не учли многие факторы, не предусмотрели те или иные изменения, не оценили все риски. Один знакомый постоянно мне говорит: «Я всю жизнь опаздываю на один день. Вот бы опередить хотя бы на час!». Но на мои призывы сесть и подумать он говорит: « Что тут думать? Все! Погнали. Мне ехать надо…». Не буду долго расписывать историю, скажу одно — он постоянно в долгах. Хотя голова светлая, работоспособность колоссальная, но…

Поэтому помните, что действия без стратегии — это путь к проигрышу.

Если предприниматель делает все сам, то это не бизнес, это просто человек работает сам у себя. Бизнес начинается там, где появляется коллектив. Но коллектив, это не просто люди. Это четкая и понятная структура. Структура, способная выполнять поставленные задачи, обслуживать клиентов, производить работы и приносить прибыль собственнику. И каждый элемент этой структуры точно знает зачем он тут и что несет. В основном же, получается так, что: либо структуры нет совсем, либо она непригодна к бизнесу, либо существует только на бумаге. И вот тут начинается «плач Ярославны», который выражается в нехватке людей и времени, а затем приводит к путанице в процессах, что в конечном итоге выливается в недовольство клиентов.

Даже в крупных компаниях, зачастую, происходит следующая ситуация: коллектив работает, развивается, растет, но разобраться в том, что каждый делает, как это коррелирует с общей деятельностью, что можно автоматизировать, что минимизировать и т. д. никто не может. И вот тут, как в стихотворении Корнея Чуковского – путаница.

Поэтому после стратегии, необходимо четко определить какими силами и как мы будем побеждать на рынке. Описать все бизнес-процессы, чтобы «уходящие» не унесли уникальные знания, а «прибывающие» не изобретали колесо.

Сколько всего в одном слове – деньги. Но деньги бывают рабами, а бывают и хозяевами; оборот может быть, а прибыли нет…

Зачастую в компании зарабатывают все, кроме собственника. Владелец бизнеса не знает сколько вложил, сколько вернул, и вернул ли вообще. Нет четкого и понятного процесса ценообразования, есть кассовые разрывы. Итогом этого всего бывает крах. Здесь просто жизненно важно поставить правильный управленческий учет, в котором будут актуальные цифры, своевременные и понятные показатели, рост себестоимости и мотивации. Получаем ответы на многие вопросы: кредит или лизинг, отложить или вложить, сколько забрать, мы заработали или потеряли?

У меня есть масса примеров, когда торговля идет, все здорово – оборот колоссальный. Берутся кредиты «на оборотку». Все рады и довольны! А потом – кассовый разрыв, нет возможности оплатить ежемесячный платеж, затем перекредитовываются… Но сколько веревочке, как говорится, не виться… Искренне жаль, когда отличная идея, превратившись в реальный бизнес, гибнет из-за элементарных вещей.

Ну и окончательная составляющая – это антикризисное управление. Еще никто не смог доказать, что лечение болезни эффективнее и дешевле профилактики, но «Грабли бьют вновь и вновь, а сердце верит в чудеса!». Только профилактика по антикризисным мерам способна защитить предприятие в долгосрочной перспективе. А в случае возникновения неприятных ситуаций, вы будете полностью готовы к решению тех или иных задач, не будете тушить пожары и искать вчерашний день. Но для всех кризис – это что-то эдакое, все ждут «официального объявления», а все происходит гораздо проще и банальнее. Многие собственники не видят элементарных вещей, которые сигнализируют о приближении большой беды, а потом начинают винить всех и вся.

Кейс из практики. На протяжении нескольких месяцев я рассказывал собственникам бизнеса, что у них под носом реальная угроза и проблема, но они говорили о развитии, о новых клиентах и новых горизонтах. Начали подводить итоги года и я им наглядно показал на цифрах где «застряла» их прибыль, и почему они получат дивидендов меньше на 2 млн рублей. И только тогда начался настоящий «поиск вчерашнего дня» – они начали сами звонить «своей проблеме» и теперь мы решаем их вопросы в суде. Но всего этого можно было избежать еще шесть месяцев назад.

Сколько таких точек невозврата было пройдено компаниями? Не ждите этого момента. Не думайте, что «АВОСЬ» спасет. Начните перестраиваться уже сегодня, чтобы завтра быть в числе победителей и успешных людей.

«Si Vis Pacem Para Bellum», что значит «Хочешь мира, готовься к войне!».

Будьте успешны, процветайте и побеждайте!

Фото: Pixabay

Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Что мешает бизнесу развиваться на самом деле:

  • мышление самого предпринимателя;
  • . ...Ибо это самое мышление может дать решение правильное либо неправильное, может вообще завести в тупик или погубить, а может вытянуть «из болота».

Согласен с автором в целом, но не по всем частностям.

Первый пункт для меня чистый туман. Если его переформулировать попроще -

просто не нужно действовать слишком импульсивно (а это спошь и рядом) - тогда соглашусь. Только этот банальный пункт вряд ли полезен. Пусть выживают предприниматели, кто умеет с этой импульсивностью сладить. Закон в лесу для всех одинаковый.

Только вот разницы малого и среднего бизнеса по этому пункту не увидел - в среднем бизнесе тоже часто запускают новый проект, не подумав, через некоторое время новое бизнес-направление часто закрывают (или долго тащат за счет других направлений.

Интуиция подсказывает, что (главное!) и дальше разницы по обсуждаемой теме со средним бизнесом не увижу (значит и с большим бизнесом тоже).

Управляющий директор, Екатеринбург

Добрый день!

цитата - “А ведь сама суть предпринимательства и состоит в том, что надо двигаться от неудачи к неудаче, не опуская рук

А может быть, суть предпринимательства все таки - двигаться от неудачи к удаче?) собственно для этого и требуется развиваться и менять своё мышление.

Что же касается собственников (если речь идёт о собственниках управляющих своим бизнесом) которые не знают что творится в их компании/организации, и как следствие зарабатывают все кроме собственника, с такими компаниями дел лучше не иметь:) это уже по опыту. Где царит бардак, там надёжность не ступала.

За статью спасибо. Начинать нужно все-таки с себя, предпринимателям-собственникам в том числе:


Директор по развитию, Москва

Единственная проблема предпринимателей, это отсутствие продукта.

Создать продукт самое сложное и не у всех получатся.

А причины типа - Нестабильность в стране, вообще глупость, от того и не стабильность (у некоторых), что полно предпринимателей которые вместо решения проблем потребителей пытаются заработать на малонужных (не имеющих реальной ценности) услугах и потому прогорают.

Главный инженер, Санкт-Петербург
Олег Хан пишет:

Единственная проблема предпринимателей, это отсутствие продукта.

Создать продукт самое сложное и не у всех получатся.

А причины типа - Нестабильность в стране, вообще глупость, от того и не стабильность (у некоторых), что полно предпринимателей которые вместо решения проблем потребителей пытаются заработать на малонужных (не имеющих реальной ценности) услугах и потому прогорают.

Олег, согласен с Вами. Но отсутствие продукта это следствие более глубокой внутренней установки: "я сам должен придумать продукт". Подобная установка приводит к тому что тиражируются знакомые и устаревшие продукты на рынке и в 90% подобные продукты или услуги не нужны, так как рынок уже насыщен.
В каждой отрасли есть эксперты которые знают потребности отрасли, точки правильных входов и точки бессмысленных приложений усилий, но они за свои знания тоже что то хотят: денег, хороших отношений или банальной взаимопомощи.
Получается что у одних есть ресурсы у других знания и они категорически не хотят вступать в диалог друг с другом.

Как идеально начать бизнес:
1. Определите сферу (отрасль).
2. Узнайте все отраслевые иституты и кафедры, общественные организации, журналы, сайты и пр. за последние 10 лет.
3. За каждой статьей, сайтом, кафедрой, стоит человек (возможный эксперт).
4. Установите при помощи социальных сетей или обзвона по телефону контакт с частью этих людей.
5. Сформулируйте и задайте прямой вопрос типа "Уважаемый ХХ я хочу заниматься бизнесом в ХХ сфере. Какую проблематику Вы видите? Какие точки захода ? Какие подводные камни и пути преодоления?"
6. Уверяю Вас что кому то будет интересно излить свое понимание отрасли Вам. Если оно ценное надо быть готовым что то отдать взамен.

Вышеуказанный алгоритм это самый простой путь. Уповать на собственные мозги и делать тысячи ошибок которые делали другие компании наверное не стоит.

Генеральный директор, Нижний Новгород

К списку причин я бы добавила дремучую беспросветную маркетинговую безграмотность, которая является причиной провала ещё на старте.


Руководитель проекта, Москва

Когда-то Forbes напечатал отчёт с указанием 20-и основных причин того, почему заканчиваются стартапы. В 42% случаев - нет потребности в продукте на рынке, 29% - кончились деньги, 23% - неправильная команда, 19% - конкуренция,18% - ценовая политика, 17% - выпущен недружелюбный потребителю продукт, 17% - нет бизнес-модели, 14% - слабый маркетинг, 14% - игнорируется обратная связь от клиентов, 13% - продукт вышел не вовремя, 12% - разногласия с инвесторами, 8% - нет интереса со стороны инвесторов и т.д.

Как я думаю, проблем несколько: малые бизнесмены не владеют технологиями, позволяющими оценить свои гипотезы и составить бизнес-модель, и не знают, куда можно обратиться за помощью в этом вопросе, хотя сейчас развиваются и акселераторы, и школы, и сообщества. В этих организациях обучают тому, как сделать стартап успешным, а главное - нужным. Без знаний получается всё на "авось", и это не работает.

Скорее всего, времена, когда можно было положиться на "бизнес-чуйку", уже закончились.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Павел Фельдман пишет:
и не знают, куда можно обратиться за помощью в этом вопросе

Ещё как знают! В БМ идут, например. Или вообще к тем, кто ни практического опыта, ни классического бизнес-образования не имеет.

Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - По этому вопросу часто возникает много споров и недопониманий. Мол, зачем нам все это надо? Какая стратегия? Стратегия нужна «крупнякам»! Нам бы денег…

Судя по тексту, в публикации в этом месте (похоже, повсюду нет названия параграфов) пропущено название параграфа, типа

Отсутствие стратегии развития бизнеса

Соглашаюсь с автором по сути - https://www.e-xecutive.ru/management/practices/198...

Но не соглашаюсь в частностях, цитата - Почему так случается? А потому что не учли многие факторы, не предусмотрели те или иные изменения, не оценили все риски.

Мое (точнее общеизвестное сегодня) мнение - бизнес живет сегодня в непредсказуемых условиях, потому предусмотреть, просчитать - просто может не получится (если компания не попадет случайно в мертвый штиль на рынке по своему продукту), но как раз для таких непредсказуемых условий и разработали стратегический менеджмент - https://www.e-xecutive.ru/management/practices/198...


Генеральный директор, Санкт-Петербург

Главная проблема это отсутствие уникального товарного (продуктового) предложения, востребованного у потребителя. Остальное это частности

Директор по продажам, Владивосток

Зачем уникального? Есть сотни видов бизнеса не уникальных но вполне жизнеспособных: парикмахерская, продуктовый магазин, автомойка, аптека. Да конкурентные преимущества, наблюдение за покупателем, стратегия и управление деньгами. Но все же по большому счету идентичные.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии